Конец эпохи Лорана Кабилы
Конго: есть ли выход из тупика?
Дмитрий Поликанов, доктор политических наук, ПИР-Центр
политических исследований. "Век", № 3, 19-26 января 2001 года
Демократическая Республика Конго (ДРК), известная многим россиянам как
Конго-Киншаса и родина борца за независимость Африканского континента
Патриса Лумумбы, пережила за свои 40 лет существования более десятка войн
различной интенсивности. Сегодняшний кризис в ДРК, начавшийся в августе
1998 г., может иметь самые трагические последствия для всего региона.
В этот вторник в ходе перестрелки был убит президент страны Лоран-Дезире
Кабила.
Расположенная в самом сердце Африканского континента, обладающая огромными
запасами различных минеральных ресурсов (меди, кобальта, золота, алмазов
и др.), ДРК имеет стратегическое значение, что делало ее ценным призом
внешнеполитических игр и времен «холодной войны», и ныне. Это породило
в 60-е гг. «миротворческую» операцию в Конго, которая наравне с корейской
войной 1950—1953 гг. стала одной из черных страниц в истории ООН. Когда
в результате переворота к власти пришел новый диктатор Жозеф Мобуту, он
сразу же получил военную и политическую поддержку со стороны США, сделавших
Заир плацдармом для продвижения своих интересов в Африке.
Кабила, свергнувший Мобуту в мае 1997 г., продолжал опору на США, видевшие
в нем гаранта территориальной целостности и, казалось, одного из «новой»
плеяды лидеров. Самостоятельность руководителя ДРК вызывала недовольство
его восточных соседей, что привело в августе 1998 года к новому конфликту.
Этот кризис в Конго многие называют «африканской первой мировой войной».
В той или иной степени в конфликт оказались втянутыми более 10 государств.
Действиями нейтральных стран, страдающих от последствий конфликта, руководит
Замбия, благодаря усилиям которой в июле—августе 1999 г. было подписано
Лусакское соглашение о прекращении огня.
Этот документ привел к возникновению тупиковой ситуации. Страна фактически
разделена пополам, и правительство частично контролирует лишь запад и
юг. Межконголезский диалог бойкотируется правительством, предлагающим
альтернативные формы переговоров наподобие декабрьской встречи в Габоне
и настаивающим на предварительном прекращении оккупации. Периодические
стычки, в том числе бои между Угандой и Руандой за контроль над ресурсами
ДРК, приводят к срыву договоренностей и задерживают развертывание миротворческих
сил. ООН, деморализованная драматическими событиями в Сьерра-Леоне и скованная
ограниченной финансовой поддержкой США, пока смогла разместить в ДРК лишь
небольшой контингент военных наблюдателей. Развертывание 5 тыс. «голубых
касок» откладывается, хотя мандат миссии был недавно продлен Советом Безопасности
до июня 2001 г. Однако если миротворцы и появятся в Конго, то в их задачи
не будет входить разоружение повстанцев, терроризирующих «восточную» коалицию.
Согласно же Лусакскому соглашению это является залогом вывода войск «оккупантов»
из ДРК.
Политика США строится на поддержке «новых» лидеров и помощи тутси как
этническому меньшинству. В результате Уганде и Руанде списывают долги,
оказывают экономическое содействие, продолжают поставки вооружений и подготовку
военных кадров. Учитывая изоляционизм и прагматизм курса новой администрации,
не считающей Африку внешнеполитическим приоритетом, можно предположить,
что поддержка США коллективных действий под руководством ООН значительно
уменьшится, что негативно скажется и на ситуации в ДРК.
В ходе конфликта почти полностью разрушена инфраструктура, появилось около
2 млн. перемещенных лиц. Большинство конголезцев устали от войны и не
хотят распада ДРК, зная, что это приведет к ослаблению страны и к дальнейшей
эксплуатации природных ресурсов внешними силами (будь то алмазы для Руанды
и Уганды или медь для Зимбабве).
Необходимо активное вмешательство третьей силы в лице международного сообщества
для обеспечения соблюдения мирного соглашения. Это и финансовая поддержка
миротворческих сил, контингенты для которых готова предоставить сама Африка,
и жесткая линия по отношению к обеим сторонам конфликта, и последовательное
разоружение повстанческих движений, дабы гарантировать безопасность соседних
стран.
|