Из России в Судан автостопом
(советы)
Константин Шулов, dj_k@usa.net
Приветствую, о All!
Эта статья написана сразу после поездки, которая была осуществлена при
помощи автостопа и имеет соответствующую специфику. Я постарался изложить
в ней вещи, наиболее полезные для понимания обстановки в Судане и для
путешествий "дикарем".
1. Методы проезда в Судан.
Есть только 2 относительно простых способа, чтобы достигнуть Судана:
первый - самолетом из какой-нибудь цивилизованной страны в столицу Судана
- Хартум. Следует отметить, что из России в Судан прямых авиарейсов нет.
По моим сведениям, билет на самолет из Каира в Хартум стоит порядка $200.
Второй способ - паром из Асуана, небольшого городка на юге Египта, в маленький
одноэтажный суданский городишко Вади- Хальфа. Этот паром ходит раз в неделю
по понедельникам из Асуана и по средам - обратно. Паром отправляется с
10 утра до 2 часов дня, но лучше прийти заранее - ведь следующий паром
будет только ч/з неделю! Имеется 2 класса билетов: 1-й класс стоит около
$40, 2-й класс - около $22.(Обратно немного дешевле, но за выезд из Судана
требуют $12) Билет можно заблаговременно купить в Каире на центральном
вокзале или прямо на месте отправления парома - около знаменитой асуанской
плотины, до которой каждый час из Асуана ходит пригородный поезд. $1 необходимо
заплатить за выезд из Египта в Асуане, но там же (будьте внимательны!)
Вам будут крайне настойчиво пытаться навязать еду и 2 стакана чая на судне.
За все это требуют $3, но еда просто отвратительного качества, поэтому
лучше настойчиво отказаться, тогда Вам просто не дадут пару бумажек, являющихся
талонами на еду и чай. о запастись своей едой следует, т. к. паром плывет
17 часов. Лучшее место время провождения при проезде 2-м классом - верхняя
палуба. Если у Вас есть походные принадлежности для сна, то лучше всего
ночевать на палубе под одной из шлюпок. Во внутренних помещениях, предназначенных
для пассажиров 2-го класса, заснуть Вам все равно не удастся. Отмечу,
что в каюту 1-го класса иногда заносят некоторый груз. Так что проезд
даже там может оказаться не вполне комфортным. Есть и другие способы для
пересечения Суданской границы, например, на автомашине из Чада, Ливии
и Центральной Африки, но дороги там существуют весьма условно. Из Ливии
в Судан раз в неделю ходит даже автобус - огромный вездеходный мерседес
6*6, идущий больше тысячи км по пустыне по бездорожью. Первый крупный
населенный пункт в Судане на пути этого автобуса - Донгола, потом он идет
в Хартум. Точный пункт отправления этого автобуса в Ливии мне не известен.
еобходимо также наверняка узнать, имеет ли право иностранный гражданин
пересечь ливийско-суданскую границу на этом автобусе. Граница с Эритрией,
Эфиопией, Кенией, Угандой, Заиром закрыта, однако нашим ребятам довелось
увидеть людей, приехавших из Эфиопии по земле. Обратный такой маневр,
по-видимому, обречен на провал... Еще 3 парома в неделю ходят из Джидды(С.
Аравия) в Суакин(Судан) по Красному морю.
2. Дороги Судана.
Автодороги Судана удобно разделить на хорошие и плохие. Серединного
варианта нет. Хорошие дороги - это асфальт, хороший ровный, скоростной.
Плохие дороги - это пустынные дороги, которые можно назвать дорогой только
после очень длительного пребывания в Африке. Реально они из себя представляют
обычные колеи в песке. В дождливый сезон многие из таких дорог не проходимы.
Хорошие дороги существуют преимущественно вокруг Хартума, как например,
дорога на Атбару, на Порт-Судан(та, что ч/з Вад- Медани, Гедареф, Кассалу),
на Кости и на Эль-Обейд. а участке от Эль-Генейны(граница с Чадом) до
иалы также, как ни странно, асфальт. Заасфальтировано и полдороги на Деббу
и сейчас ведутся работы по продолжению этой дороги в сторону Деббы. Плохие
дороги, как дорога на Вади-Хальфу ч/з Донголу или ч/з Кариму трудно проходимы.
а путь от Вади-Хальфы до Хартума автостопом у нас ушло 8 дней, а ведь
это всего тысяча км. Поток ближе к Вади-Хальфе достигает 1-2 машин в сутки,
но в дни прихода парома или поезда он слегка увеличивается до 4-7 машин
в сутки. Если Вы хотите перемещаться по Судану на машинах за деньги, то
лучшее, что Вы можете сделать - это пойти на местный рынок, который народ
зовет "Сукк-Шабби" или просто "Сукк". Именно оттуда
отправляются суданские автобусы, легковые машины "Toyota Hilux"
с открытым кузовом, именуемые народом "Бакасси", а также местные
грузовички("Лорри"), тоже перевозящие людей одновременно с грузом.
Дороги по пустыни тяжелы, поэтому проезд стоит не дешево, но, несмотря
ни на что, автостоп работает и здесь. Только садиться в машину нужно уже
не на сукке, а на трассе около выезда из населенного пункта. Отмечу, что
суданский лорри - это весьма забавное зрелище. Представьте себе наш "ЗИЛ",
у которого отпилили крышу, на ее место поставили огромный прочный навес,
выдерживающий 4-х пассажиров наверху кабины, у которого сняли двери, расширили
кабину деревянными стенками, поставили очень низкие деревянные дверцы-калитки,
запирающиеся на большой металлический засов, вместо старых дверей, представьте
себе теперь внутри кабины 6 человек в белых балахонах (один из пассажиров
при этом сидит слева от водителя), 40 человек в небольшом кузове верхом
на мешках и тюках и вы получите представление об этом суданском чуде.
Думаю, не стоит описывать, насколько не комфортабелен проезд на нем. о
дорога, преодаленная при помощи такой машины, будет вдвойне более экзотична.
Судан имеет разветвленную сеть железных дорог, построенных еще англичанами
в колониальное время. о не на всех из них есть движение, особенно пассажирское.
Поезда из Хартума ходят по разу в неделю в Вади-Хальфу (Пн утро отпр.
Вт вечер приб), в Порт-Судан (Вт утро отпр. Ср день приб.) и в Кариму.
Есть еще один поезд на юге от Хартума. Поезд, идущий на Вади-Хальфу стыкуется
с паромом в Египет, идущим на следующий день после прибытия поезда в Хальфу.
Авиаперелет между Хартумом и Вади-Хальфой возможен в среду за $70. Самолет
вылетает из Хартума около 10 утра и летит 1,5 часа. Таким образом, Вы
вполне успеете на паром в Египет. В поездах есть вагоны 1,2,3 классов,
а также спальный вагон. Если хотите ехать не 3-м классом, билет нужно
приобретать заранее. Можно ехать и на крыше бесплатно. Удобнее всего туда
залезать непосредственно перед отправлением поезда(иначе сгонят) между
последним пассажирским и первым товарным вагоном. Местное население активно
практикует этот метод проезда. о будьте осторожны, упасть оттуда не сложно.
3. Местное население
Hарод, живущий в Судане крайне дружелюбен, приветлив и не назойлив,
что радует после Египта. е стоит верить тем ужасам, которые иногда приходится
слышать про эту добрую страну - это неправда. Правду видишь тогда, когда
тебя практически после каждого лорри приглашают домой, предлагают еду,
чай, ночлег и все другое, что может понадобиться путешественнику в дороге.
В Судане хорошее, лучшее из всех стран, в которых мне довелось побывать,
отношение к иностранцам, а к русским - особенно. Относительно часто встречаются
люди, учившиеся в России и, соответственно, знающие русский язык. Если
Вам вдруг понадобилась помощь, лучше обратиться к такому человеку, он
быстрее поймет Вас. Многие люди слегка знают английский, причем даже в
деревнях это не редкость. Стандартные вопросы: Откуда ты? Как тебя зовут?
Куда идешь? (Инта мен уэн? Эссмак? Инта маши уэн?) Суданцы на севере от
Хартума живут в глиняных прямоугольных одноэтажных домиках с несколькими
комнатами внутри; эти домики и дворик огорожены невысоким глиняным забором.
а юге - в глиняных маленьких домишках круглой формы с конусовидной крышей.
Дворика и забора вокруг таких домиков, как правило, нет. Вы также можете
встретить кочевых бедуинов, живущих в домиках с тростниковыми стенами
и потолком. Такие дома наиболее бедны. Суданцы - это довольно чистые люди
в своей массе, дворики всегда прибраны, везде порядок. Стандартная одежда
бывает 2-х типов. Первый тип - длинный белый арабский балахон с огромными
по ширине рукавами и белая шапочка(типа тюбетейки) на голове. Этот балахон
- оптимальный вид одежды в жаркую погоду. Второй тип - черные штаны и
бадлонистая рубашка. Люди в Судане - это или нубийцы, невысокие люди со
слегка косыми глазами и почти негритянской кожей, или очень темные арабы,
или негры, высокие, статные с европейскими чертами лица на севере и немного
поменьше ростом на юге. У южных людей часто можно встретить 2 стандартных
косых шрамика на правой щеке. Все суданцы очень спокойны и медлительны.
В их жизни все будущее - это одно большое завтра, минута в их понимании
в 5 раз больше чем на самом деле. Этих людей совсем не напрягает то, что
поезд ходит раз в неделю, а по другому выбраться можно только за сравнимые
с неделей сроки. Для них неделя проходит также, как для нас один день.
Эта разница во временном восприятии мира - одна из причин, по которым
пребывание в Судане скорее ассоциируется с пребыванием в параллельном
мире, чем с пребыванием на той же планете, что и Россия, Европа и прочий
"цивилизованный".
|