Культура растафари
в зарубежной литературе: пан-африканизм, Ветхий Завет и рок-музыка
Н.А. Сосновский
2. Эфиопы в изгнании и Вавилонское пленение черной
расы: свет Мистического откровения
В первые три десятилетия существования секты единственным
упоминанием о ней в печати были резко враждебные и необъективные
статьи в местной газете "Daily Gleaner" (55), живописавшие
братию (так называли себя члены секты, позже появилось и другое
имя - "растаман") враждебными обществу полусумасшедшими
подонками.
Первым ученым, проведшим полевые исследования растафаристоких
сект, был специалист по социологии религии Джордк Итон Симпсон,
автор многих работ, посвященных культам африканского происхождения
в странах Карибского бассейна. По материалам своих наблюдений
1953-1954 гг. он попытался описать культ с точки зрения функционализма
в социологии. Симпоон считает секту инструментом снятия фрустрации
и адаптации меньшинства к доминирующей культуре косвенным путем
- через отказ от недоступных социальньм низам благ. В свете
методологии функционализма Симпсон уделяет особое внимание организационной
структуре групп растаманов (по его оценкам, от 12 до 15 групп
в столице и Сент-Эндрю, от 25 до 150 и более членов в каждой)
(46, с.167). Но уже он отмечает отсутствие лидеров, многочисленность
не входящих ни в одну из групп растаманов. Последующие исследователи
критиковали Симпсона за преувеличение организационной оформленности
растафаристских групп. Симпсон выделяет "институты",
сложившиеся в общинах растафаристов, и их функции. Описание
самого культа дается вскользь, сводясь к пяти основным положениям:
Хайле Селассие - живой бог; Хайле Селассие воемогущ, ему подвластна
даже ядерная энергия; чернокожие - это эфиопы, новое воплощение
древних иудеев; богами римлян были деревянные идолы, англичане
считают Бога духом, бесплотным и невидимым, на деле же Бог жив
и находится в мире - это Хайле Селассие; небо и рай - это обман,
рай черного человека - на Земле, в Эфиопии (46, с.168). Отмечая
"воинствующе анти-белую риторику" культа и его "этос
насилия", Симпсон считает его вполне мирным, а вербальную
воинственность - призванной снимать социально-психологическе
напряжение.
Симпоон выделяет "функциональные" (позитивные) и "нефункциональные"
черты культа. К первым он относит: компенсацию за унижения и
лишения; эмоциональную теплоту и чувство дружественности друг
к другу; надежду на лучшую жизнь; рекреацию психики; возможность
самовыражения путем участия в пении, церемониальных шествиях,
костюмированых ритуалах, публичных обсуждениях окружающего мира
в свете учения; признание со стороны собратьев как отправителя
какой-либо должности в общине, а также как оратора или организатора,
музыканта или поэта; экономическую помощь единоверцев в кризисных
ситуациях. А нефункциональные черты, полагает Симпсон, таковы:
насилие на словах может толкнуть членов секты к реальному насилию;
надежды на обретение рая в Эфиопии ведут к нежеланию улучшить
свое реальное положение, к безразличию. По мнению Симпоона,
раста снимает психическое напряжение у одних членов секты, но
развивает параноидальные и шизоидные тенденции у других (46,
с.170). Но в целом она "более функциональна, нежели дифункциональна"
и является функциональным эквивалентом церкви, политических
партий и социальных организаций - клубов, профсоюзов и т.д.
- для низших слоев общества (47, с.160). В целом Симпоон определяет
расту как. "искейпистско-адаптационный тип деятельности,
псевдорелигиозное движение" (47, с.160), как контркультуру,
нормативная система которой включает в качестве главного элемента
тему конфликта с ценностями общества в целом, а нормы ее можно
понять лишь в плане конфликтных отношений с окружающей господствующей
культурой (46, с.163). Симпсон подчеркивает, что растафаризм
- это именно контркультура, а не субкультура - это важно отметить
в связи с дальнейшей эволюцией "движения растафари"
в сторону превращения ее в субкультуру.
В конце 50-х годов происходят столкновения растаманов с полицией,
в них начинают видеть не просто отщепенцев, но и опасных заговорщиков
и даже агентов Ф. Кастро. Чтобы успокоить общественное мнение
и помочь правительству определиться в отношении секты, одновременно
по просьбе членов секты и по инициативе властей тремя учеными
из университета Вест-Индии было предпринято "объективное
исследование с целью установить истину о движении и выработать
рекомендации для администрации". Результатом проведенных
М.Г.Смитом, Р.Ожье и Р.Неттлфордом исследований стало первое
подробное описание растафаризма "сектантского периода",
ставшее, так оказать, основополагающим и классическим: к нему
обращаются все пишущие о растафари. Поэтому детальное описание
культа лучше привести именно по этой работе (49).
Предтечами культа авторы считают душевнобольного пророка Александра
Бэдуорда, всполошившего Кингстон невнятными пророчествами о
"мистерии трех корон", и всемирно известного основателя
близкого к панафриканиаму движения за репатриацию афро-американцев
уроженца Ямайки Маркуса Гарви. В 1927- 1935 гг. высланный из
США "временный президент Африки" жил на родном острове.
Он часто выступал с речами в парках Кингстона, его сочинение
"Черный фундаментализм" ходило по рукам. Пламенные
воззвания Гарви стали частью городского фольклора Кингстона.
Особенно запомнилось предсказание о воцарении в Африке черного
императора, под властью которого возродится черная раса. Большое
впечатление оставили призывы вернуться на землю предков, отказавшись
от чуждой культуры, возродить гордость за свою расу и ее прошлое
- Гарви приписывал африканское происхождение всей мировой цивилизации.
Авторы работы постоянно подчеркивают связь растафаризма с социально-экономическими
условиями, считая его результатом нищеты и безработицы - на
этом основываются и их рекомендации правительству. В обстановке
Великой депрессии и разрухи, вызванной на Ямайке ураганами в
начале 1930 г., появление газетных сообщений о коронации Хайле
Селассие сильно взбудоражило умы. Сразу три пророка - Леонард
П.Хоуэлл, Джозеф Натаниел Хибберт и Арчибальд Данкли - одновременно
и независимо друг от друга начали проповедь нового учения, подкрепляя
его своеобразным истолкованием отдельных мест из Библии, особенно
тех, где упоминалась Эфиопия (в значении: "Африка")
или же содержались "намеки" на африканское происхождение
библейских персонажей.
Общая все пророкам система состоит в следующем: Хайле Селассие
I, Лев Иудейский, Царь Царей и т.д. - потомок дома Соломонова,
очередное воплощение Бога, избавитель избранной расы - черных
иудеев. История еврейского народа, изложенная в Ветхом Завете,
- это история африканцев; белые же евреи - самозванцы, выдающие
себя за богоизбранный народ. За грехи свои черные иудеи были
наказаны рабством в Вавилоне. Четыре пирата - Дк. Хоукинс, С.
Роде, Д.Ливингстон (?!) и Дж. Грант - при Елизавете I привезли
чернокожих в Америку, т.е. в Вавилон. Бог давно простил свой
избранный народ, вскоре он вернется на Сион, известный непосвященным
как Аддис-Абеба. Эфиопия - это рай черного человека, Америка
- это ад, Вавилон. Церковь - орудие Вавилона для обмана чернокожих,
избавление ждет не на небесах, а в Эфиопии. Настоящий Бог белых
- папа Иоанн XXIII, глава Ку-клус-клана, очередное воплощение
антихриста, прокаженного вурдалака, англосакса и рабовладельца
Адама-Авраама. Маркус Гарви - новое воплощение Иоанна Крестителя,
он вернется на Ямайку в 1960 г. на присланных Хайле Селассие
кораблях, чтобы возглавить репатриацию. Если Избавление не произойдет
мирно, следует объявить "военный танец Ватутси" (очевидно,
растаманы видели в иллюстрированном журнале фотографию красочного
танца воинов тутси). Белые перевели Библию, первоначальный язык
которой - амхарский, исказив ее и утаив самые важные фрагменты.
Но остались намеки, которые может верно истолковать просветленный
ум. Для глубокого проникновения в суть вещей и смысл Писания
рекомендовалось ритуальное курение ганжи (индийская конопля,
марихуана), под которой понималось всякое упоминание "травы"
в Библии.
Власть над миром дает скипетр Иудейского дома, похищенный в
древности из Эфиопии Римом, а у Рима - Англией. Георг V послал
на коронацию Хайле Селассие I своего сына, будущего Эдуарда
VIII (реинкарнация Навуходоносора), чтобы вернуть скипетр. Ему
же, несмотря на отречение из страха перед открытым ему Богом
скорым концом Вавилона, предстоит править Вавилоном в дни гибели.
Орудием разрушения Вавилона станет зверь из Откровения Иоанна
- под ним понималась Россия. Избранный же народ после падения
Вавилона придет к бессмертию и торжеству справедливости.
Растаманы должны были соблюдать ряд запретов: не есть свинину,
моллюсков, рыб без чешуи, не курить табак и не пить ром и вино
(позже этот запрет стали объяснять тем, что вскоре братия будет
пить пальмовое вино в Африке (см. 25, с.35), не употреблять
соль, уксус, коровье молоко, не играть в азартные игры. Поскольку
Бог создал человека по своему образу и подобию, то любое искажение
божественного облика, в том числе стрижка и бритье, - грех.
Растаманы стали носить длинные волосы, образующие локоны, -
очень характерная деталь их внешнего облика. По этой прическе,
шокировавшей обитателей Кингстона, растаманов прозвали "дрэдлокс"
- "ужасные патлы", или просто - "дрэдз".
Ортодоксальных растаманов называют также "локомен"
или "нэтти дрэд" ("нетти" на ямайоком креоле
- патуа - означает курчавую шевелюру африканца, в переносном
смысле - презрительную кличку чернокожих; в духе завета Гарви
"Черное - прекрасно!" растаманы превратили глумливое
словцо в предмет гордости).
Бога братия называла "Джа" - от "Джехова"
- "Иегова" (Джа ассоциировался также о Джа Джа, властителем
Опобо в дельте Нигера, плененного англичанами в 1887 г. и сосланного
на о. Сант-Висент в Карибах (см. 9, с.106-103). Он имел много
воплощений, последнее из которых - Хайле Селассие I. После него
новых воплощений Джа не предвиделось. Символами растафариотов
стали зелено-красно-золотой флаг и нашивки той же расцветки
- цветов национального флага Эфиопии и изображение льва ("Воинствующего
Льва Иудейского") как символа мощи Эфиопии. Интересно,
что в г. Монтегю-Бэй существовала маленькая "еретическая"
секта, вместо Хайле Селассие обожествлявшая Иб-Сауда. Соответственно
своей родиной и землей обетованной члены секты считали Аравию.
Особое внимание братия уделяла борьбе с "порабощением сознания
черного человека", позже эта тема станет главной в расте.
В этой связи очень опасным и зловредным считалось европейское
образование. В своих общинах "эфиопы в изгнании" организовали
изучение истории Африки и амхарского языка. Понятие реинкарнации
стало все чаще толковаться как возрождение утраченной культуры,
возвращение к истокам.
Значительную часть работы трех ямайских ученых занимает описание
истории растафариотоких общин. Самая известная из них - Пиннакль
- существовала в 1940-1954 гг., насчитывая более 600 членов.
Ее основатель Л.Хоуэлл был наиболее выдающимся из "столпов"
раcты. Бывалый человек, по его рассказам, участник англо-ашантийской
войны 1896 г. (что маловероятно, так как Хоуэлл дожил до 1981
г. - Реф.) и "знаток африканского языка", он соединял
дар мессии и мистификатора. В 1930 г. Хоуэлл издал в Аккре "основополагающий"
текст растафаризма - "Обетованный ключ". В 30-е годы
Хоуэлл проповедует на Ямайке, при этом он неоднократно предсказывает
дату репатриации, продавая до пяти тысяч портретов Хайле Селассие
I - "пропусков в Африку". Хоуэлл неоднократно арестовывается
то за мошенничество (так власти расценили продажу "пропусков",
за которой последовала массовая распродажа имущества и ожидание
"репатриантами" на набережной кораблей, посланных
императором), то за оскорбление властей и призыв к свержению
власти Вавилона, в пооледужщие годы все чаще - за пропаганду
"травы мудрости", т.е. марихуаны (Хоуэлл считал, что
власти запрещают ее потому, что знают о просветляющем действии
и о том, что она дает мудрость, здоровье и бессмертие). Хоуэлл
призывал к отказу от любой работы на Вавилон, что было нетрудно,
так как большинство уверовавших были безработными, к несотрудничеству
с властями, к отказу от любых контактов с Вавилоном. Община
в Пиннакле - "Эфиопское общество спасения" - была
организована по типу марунских поселений, охранялась "эфиопскими
воинами", запрещавшими окрестным жителям платить налоги
властям. Сам Хоуэлл, проживавший со своим гаремом в отдельном
доме, считался живым богом Гангунгу Мараджем, рангом пониже,
чем воплощение Джа - Хайле Селассие I.
А. Данкли, услышав о коронации раса Тафари Маконнена, два с
половиной года самостоятельно штудировал Библию, чтобы понять,
не тот ли это самый император, о воцарении которого пророчествовал
Маркус Гарви. Убедившись в этом на основании сокрытых в Писании
указаний, Данкли основал "Миссионерское движение Царя Царей".
Организация Дж.Хибберта называлась "Эфиопские мистические
масоны". В 1934 г. к братии присоединилась большая группа
ямайских гарвеистов во главе о Полом Эрлингтоном, Верналом Дэйвисом
и Фердинандом Рикетсом.
Популярности "движения растафари" на Ямайке способствовала
кампания солидарности с Эфиопией в годы итальянской агрессии.
В 1937 г. император уполномочил своего кузена Малаку Е. Байена,
автора популярной среди растаманов книги "Шествие черного
человека: Эфиопия впереди", основать Всемирную эфиопскую
федерацию, штаб-квартира которой располагалась в Нью-Йорке.
Задачей федерации была организация помощи мировой общественности
Эфиопии. В 1938 г. при участии Хибберта и Данкли было основано
"местное отделение № 17", а в 1942 г. - "№ 31".
Они тут же превратились в организации растафаристов. Федерация
существовала и после второй мировой войны. В 1955 г. состоялся
визит ее представителя Мамми Ричардсон на Ямайку для встречи
о "местным отделением". Мамми Ричардсон сообщила о
даровании Хайле Селассие I "чернокожим Запада" пятисот
акров земли в знак признательности за поддержку в годы войны.
И вновь Ямайку охватила переселенческая лихорадка, возбуждение
вылилось в многочисленные инциденты, в том числе в символический
захват Кингстона растаманами в марте 1958 г. и попытку организации
партизанского очага, предпринятую видным деятелем "движения"
бывшим священником Клодисом Генри и его сыном.
Среди организаций, упоминаемых в работе М.Смита и его соавторов,
- "Эфиопская коптская церковь", позже переименованная
в "Эфиопскую православную церковь (1)", "Объединенный
вест-индийский орган", "Объединенное вест-индское
братство", "Эфиопская молодежь космической веры",
"Африканская культурная лига", "Братство солидарности
объединенных эфиопов", "Орден Наябинги".
На последнем стоит остановиться особо. В приложении к работе
М.Смита и его коллег приводится статья, перепечатанная в "Джамейка
Таимс" от 7/ХII 1935 г. из американского "Дайджест
Мэгазин". Ее автор Ф.Филос сообщал о существовании "тайного
ордена Наябинги", якобы образованного в Бельгийском Конго
в 1923 г. для кровавой мести европейцам. Скорее всего, основой
для статьи послужили известия о кимбангистском движении. Панафриканские
конгрессы, утверждает статья, не что иное, как сборище Наябинги,
что в переводе означает "Бей белых", да еще связанное
о Москвой, где будто бы и проходил последний панафриканский
конгресс. Все африканцы, служащие в европейских армиях, - члены
ордена, а во главе его - сам Хайле Селассие I. В Эфиопию же
ведут все нити всемирного заговора. Лишь ку-клукс-клан понял
опасность, но его предводители были погублены орденом Наябинги
- изведены загадочной болезнью (49, с.43-47). Сообщение было
явной фальшивкой, инспирированной итальянской агентурой для
оправдания агрессии, но братия поверила ему и одобрила цели
ордена, возглавлявшегося божеством. Отныне "Орденом Наябинги"
стало называться экстремистское крыло расты. Кроме того, так
стали называться и регулярные собрания растаманов для общения,
обсуждения и истолкования в свете учения последних новостей,
дискуссий по вопросам веры и просто для отдыха. Позже "эфиопские
воины" стали называть себя "нья-мен", а имя "наябинги"
присвоили церемониальньм барабанам растаманов, ставшим затем
ритмической основой музыки рэгги. Отвлекаясь от работ Смита,
Ожье и Неттлфорда, следует оказать, что в 70-80-е годы "наябинги"
- непременная тема в песнях регги. Правда, как это случилось
в "новой расте" со всеми понятиями "сектантской
расты", оно приобрело абстрактный характер. Продюсер группы
рэгги "Сыновья нежуса" так поясняет автору статьи
"Маркус Гарви встречается о рок-музыкантами" (разумеется,
встреча о умершим в 1940 г. М.Гарви - метафора) К.Гейду название
их пластинки "Наябинги": "Слово "наябинги"
означает "песнопение, заклятие"... Когда дети Израиля
обходили Иерихон и пели хвалу Джа, чтобы стены рухнули, это
и было наябинги. Это когда вы все высказываете откровенно, восхваляете
Джа, просите его поразить огнем все подлое и нечестивое"
(54, 1976, vol.3, # 27, р.32).
Попутно заметим, что "наябинги" - это искаженное "ньябинги",
или "тот, кто имеет много" на киньяруанда, культ одержимых
духами, распространенный среди руанда, бачива и баньянколе.
В XIX в. этот культ стал формой протеста угнетенной этиосоциальной
группы хуту против привилегированных тутси (у баньянколе, соответственно,
- бахиру и бахима), а в 1900-1934 гг. - антиколониальным религиозно-политическим
движением в Руанде и Юго-Западной Уганде (24, с.262- 323). Известия
о многолетнем сопротивлении африканцев во главе с "одержимыми
" духом ньябинги предводителями - обычно женщинами - и
послужили материалом для статьи Ф.Филоса. Это лишь один из многих
примеров "конфузного" использования растаманами почерпнутых
из газет сведений об Африке и о мировой политике, интерпретированных
по принципу игры в "испорченный телефон". Особенно
жадно ловила братия известия из "Земли обетованной":
события итало-эфиопокой войны, получение африканскими странами
независимости и т.д. Большое впечатление произвело восстание
Мау Мау, особенно фотография Джомо Кениаты вместе о руководителем
повстанцев Мвариамой: прическа последнего выглядела точь-в-точь
как "дрэдлокс" братии. С появлением в рядах растаманов
представителей "среднего класса" и интеллигенции в
конце 60-х годов в поле толкования расты попадает огромное количество
политической информации. Но и до того, как раста пережила политизацию,
наблюдателей поражает информированность ее приверженцев о событиях
в мире и их причудливое истолкование.
Воинственные призывы "Ордена Наябинги" к расправе
с Вавилоном в конце 60-х - начале 70-х годов вызвали пристальное
внимание леворадикальной интеллигенции с бунтарскими умонастроениями
(см.: 8; 9; 42; 51). Они же вызвали опасения властей и ямайокой
общественности. Большинство последователей культа, однако, руководствовались
совершенно иным этосом. Почти все исследователи отмечают ненасильственный
характер движения, несмотря на гневные филиппики в адрес Вавилона,
все более популярную о годами проповедь мира и всеобщей братской
любви, дружелюбие и открытость растаманов. Успокаивая общественное
мнение, М.Смит и его соавторы указывают, что хотя общины растаманов
и используются преступниками как место, где легко затеряться,
члены "движения" отнюдь не угрожают обществу и могут
быть интегрированы в него: "Язык движения - это язык насилия.
Это оттого, что это язык Библии, в особенности Ветхого завета.
Это апокалиптический язык, здесь грешники пожираются огнем,
агнцы отделены от козлищ, угнетатели поражаются карами, цари
и императоры свергаются... Использование этого языка не означает,
что они готовы драться на улицах" (49, с.25).
После провозглашения независимости Ямайки в 1962 г. "движение"
выходит из подполья: власти, несмотря на продолжающиеся конфликты
растаманов с полицией из-за наркотиков, манифестаций с требованиями
репатриации и новой попытки поднять восстание, якобы даже при
участии двух десятков черных националистов из США, обучавших
"эфиопских воинов" военному делу (47, с. 162), стремятся
к диалогу, тем более что влияние секты растет: по разным оценкам
в 60-е годы на острове от 70 (1, с.156) до 100 тыс. растаманов
(29, с.89), причем влияние культа распространяется на все слои
общества, охватывая куда большее число жителей (по утверждению
лидеров "движения" - до 60% - см.: 2, с.2). Растаманы
получают доступ на радио, возможность издавать свои газеты и
брошюры, их статьи публикует университетский журнал. Изложение
"доктрины" самими растаманами примечательно: в общинах
выработался необычный тип люмпен-теоретика, занимающегося интерпретацией
доктрины. Рас Сэм Браун, сторонник превращения расты в политическое
движение, основатель "Партии черного человека", от
которой он безуспешно выступал на выборах 1961 г., уличный философ
и поэт, так излагает суть своего мировоззрения, путая библейскую,
площадную и "ученую" лексику: каждая из человеческих
рас имеет собственное вероисповедание, отличающееся от присущего
другим расам и племенам. Боги - это порождение внутреннего самосознания
нации, выражаящегося в обожествлении человека. Религия - это
культура. Старейшины и родители наставляют потомков, которые,
в свою очередь, продолжают непрерывное бытие культуры. "В
отличие от других религий, культура растафари не перешла от
отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических
книг, узнали, что в нынешнем, XX в. возвысится царь из рода
Иеосеева (отец Давида, сын которого Соломон и царица Савская
почитались растаманами как родоначальники эфиопской Соломоновой
династии. - Реф.), который станет Богом Всемогущим для своего
народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане,
- подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи,
Иисусы, Исайи, Иеремии; мы - боевые топоры и оружие войны (Джихада,
или Священной войны), предназначенные освободить не только рассеянных
по свету эфиопов, т.е. чернокожих, но всех вообще людей, животных,
травы и все формы жизни. Мы - авангард 144 тысяч избранников
неба, {которые} в свою очередь, освободят 468 миллиардов человек
и весь мир вообще" (7, с.39). Рас Тафари имел 71 воплощение;
нынешнее - Хайле Селассие I, будет последним и вечным. В Писании
сказано, что Бог - недвижимое пространство, окруженное густой
тьмою, это означает, что Бог - чернокожий.
Основные заповеди рас Браун сформулировал так:
1. Запрещено осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой,
уродованием тела.
2. Необходимо соблюдать вегетарианство, хотя иногда разрешается
есть мясо, кроме свинины, моллюсков и др.
3. Мы поклоняемся лишь Растафари и никаким другим богам, объявляя
вне закона все формы язычества, хотя и относясь с уважением
ко всем верующим.
4. Мы любим и уважаем человеческое братство, хотя в первую очередь
любим сынов Хама.
5. Мы отвергаем ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство,
предательство и т.д. 6. Мы не принимаем ни наслаждений, предоставляемых
нынешним обществом, ни его пороков.
7. Мы призваны создать в мире порядок, основанный на братстве.
8. Наш долг - протянуть руку милосердия любому брату в беде,
в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую -
любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.
9. Мы придерживаемся древних законов Эфиопии;
10. Не соблазняйся подачками, титулами и богатствами, которыми
в страхе будут тебя прельщать враги; решимость тебе придаст
любовь к растафари (7, с.40).
Вышеизложенное - отрывок из "Книги Бытия", открывающей
задуманную расом Брауном "Библию растафари". Трудами
Раса Брауна и его сотоварищей была составлена вышедшая в 1982
г. в лондонском издательстве "Уолтер Родни Букс" с
предисловием Р.Хилла "Полная растафарианокая Библия".
Как отмечают большинство исследователей, в 60-е годы раста разделяется
на религиозное и политическое течения (25, с.34-35). Последнее
все более приспосабливается к реальности, оставляя надежды на
репатриацию в Африку и понимая возвращение в Эфиопию как возрождение
африканской культуры (25, с.36). Очищенный от мистики взгляд
на историю излагается в брошюре "Эфиопско-Африканского
черного международного конгресса", написанной, очевидно,
его главой "князем" Эдуардом Эмануэлем: "Белые
привезли нас в Западный мир как рабов для работы на них, для
создания западной цивилизации, до сегодняшнего дня мы все еще
трудимся в рабстве у них. Они награбили в Африке много богатств:
золото, алмазы, рубины и многое другое. Они и сейчас грабят
богатства Черной Африки. Все лучшее в современном мире происходит
из Черной Эфиопии, Черной Африки. Вся цивилизация пришла с берегов
Нила" (27, с. 6).
(1) Кроме названия, эта секта не имеет ничего общего с реальной
эфиопской монофиситской церковью. Правда, последняя также появилась
на острове в рамках "культурного обмена" после визита
Хайле Селассие I в 1966 г., но и она быстро "растафаризировалась".
вперед назад
|