Николай Тебин. Борьа с расизмом все еще актуальна

 

Борьа с расизмом все еще актуальна

Этому посвящена открывающаяся завтра Всемирная конференция в Дурбане (ЮАР)
Николай Тебин, "Независимая газета", 30 августа 2001 года

 

Завтра в южноафриканском Дурбане открывается конференция против расизма, расовой дискриминации и ксенофобии, которая проводится под эгидой ООН. Место ее проведения выбрано не случайно: ЮАР долго оставалась последним государством, в котором расовая дискриминация проявлялась в своей крайней форме - в апартеиде, раздельном проживании представителей различных рас. Полтора десятилетия назад под давлением мирового сообщества апартеид в ЮАР был ликвидирован, но пока нельзя сказать, что тем самым на земле изжит расизм.

В чем суть и где корни расизма? Он является порождением тысячелетней истории системы человеческого общества, основанной на неравенстве и стремлении оправдать это неравенство и угнетение. При рабовладении у раба рождались дети-рабы, и только рабы. При феодализме у крепостных крестьян дети оставались в разной форме зависимости от феодалов, хотя появились возможности в определенной мере выйти из этой зависимости. Промышленная революция, индустриализация в еще большей степени ослабили закрепление в конкретном социальном слое. Но появляется новая форма угнетения - колониализм. Ушедшие вперед в промышленном развитии белые народы стали захватывать и порабощать цветные. Порабощение нужно было как -то оправдывать, и сразу на вооружение были взяты различные расистские теории.

Сформировалось несколько направлений расизма как лжеучений о психической неравноценности рас. Захват цветных народов велся под предлогом того, что "белые по своей природе представляют высшую расу, призванную господствовать над цветными". Миссионеры вспомнили трех сыновей библейского Ноя и стали утверждать, что белая раса берет начало от благочестивого и любимого богом Яфета, родоначальником же желтой расы является недалекий Сим, а проклятый всевышним Хам породил людей темной кожи, которые за прегрешения своего предка должны находиться под властью белых. И подобные проповеди на многих действовали, во всяком случае воспитывали белых расистов.

Расисты использовали любую возможность, чтобы утверждать и оправдывать расовое неравенство. Удобным поводом для этого послужило, например, открытие групп крови. В 1907 году чешский ученый Я. Янский установил наличие у людей четырех групп крови. Они отражают белковую структуру крови, передаваемую по наследству. В разных регионах мира какие-то группы преобладают, и этим сразу воспользовались расисты. В Европе появились публикации, утверждающие, что лица с кровью группы "А" ( или 2-я группа), преобладающей среди европейцев, характеризуются более высоким интеллектом и вообще превосходят людей с другими группами крови, которые, как нетрудно догадаться, преобладают в Африке и Азии. Это расистское утверждение подхватили политики, пытавшиеся оправдать колониальное господство стран Европы.

Так была поднята очередная волна расизма в мире, направленная на оправдание расового угнетения. Она охватила прежде всего США, где в то время было много сторонников сдерживания иммиграции из стран Азии, т.е. лиц желтой расы. Японцы как представители желтой расы, но уже вступившие на путь милитаризации и колониальных захватов, были вынуждены противостоять этой тенденции. Интересно, что они при этом использовали принципы восточных единоборств, в первую очередь айкидо, где энергия удара противника направляется по ложному пути, часто используется для повышения эффективности собственного приема, например броска. Японцы, в свою очередь, предложили теорию зависимости от групп крови не интеллекта, а черт характера человека. Отсюда в Японии пошла мода увязывать характер человека с его группой крови, как у нас - со знаками Зодиака.

Сейчас расизм на государственном уровне ликвидирован, но он остается на бытовом, остается частью большой системы оправдания различных видов угнетения. Демократические силы вынуждены бороться с самыми различными видами проявления этой системы. Недостаточно совершить демократические революции, принять демократические конституции, провозглашающие равенство и братство. Не случайно в названии дурбанской конференции есть слово "ксенофобия" - именно это явление в последнее время становится главным средством сохранения и оправдания неравенства. Можно заметить, что во втором издании Большой советской энциклопедии сталинских времен это слово вообще отсутствовало, но явление-то было. В Советском энциклопедическом словаре (1980) оно трактуется, следуя дословному переводу с греческого, как "навязчивый страх перед незнакомыми лицами". Точнее суть ксенофобии раскрывает Англо-русский словарь В.К. Мюллера, в котором это слово переводится как "неприязненное отношение к иностранцам".

Расовые различия содействуют проявлению ксенофобии в быту, что также весьма опасно. У нас они сейчас больше всего выражаются в отношении к "лицам кавказской национальности". Во Франции к гражданам второго сорта относят североафриканцев, выходцев из бывших африканских колоний, в Германии существует похожее отношение к туркам. В Японии корейцы, насильно вывезенные со своей родины в годы японского протектората над Кореей для тяжелых подневольных работ, а также их потомки даже в третьем поколении не имеют полных гражданских прав и до недавнего времени были вынуждены регулярно предоставлять отпечатки пальцев для получения вида на жительство.

Конференция в Дурбане может стать заметным шагом в развитии демократии в мире. Важно, чтобы ее трибуна не использовалась лишь для изложения прошлых обид бывших колониальных народов и требований компенсации за потрясения, которые они пережили в прошлом. Едва ли миру пошло на пользу, если бы борьба с проявлениями расизма сказалась на развитии объективного процесса глобализации. Так называемые антиглобалисты вольно или невольно льют воду на мельницы расистов, ибо они ищут внешних врагов вместо того, чтобы искать внутренние причины трудностей в своих странах. Многие проблемы в отстающих странах обусловлены прежде всего коррупцией, межклановой борьбой в правящих верхушках этих стран. Там, где без серьезного анализа начинается критика глобализма, сразу нарастают расизм и ксенофобия: за антиглобализмом нередко стоит махровый национализм. Мир ждет от предстоящей конференции не деструктивных призывов к борьбе с объективным процессом глобализации, а конкретных предложений по организации движения для ликвидации неравенства по любому признаку - расовому, национальному, конфессиональному.

Вернуться на главную