Евгений Трифонов. Расизм наизнанку

 

Расизм наизнанку

Антирасистская конференция ООН в Дурбане закончилась скандалом, обострившим отношения между "первым" и "третьим" мирами

Евгений Трифонов, "Новое время", №37, 16 сентября 2001 года

Антирасистская конференция ООН в южноафриканском городе Дурбан превратилась в скандальное мероприятие: делегации США и Израиля покинули форум, не согласившись с резкими нападками на еврейское государство, политику которой представители ряда арабских и африканских стран объявили расистской. Впрочем, похоже, что конференция с самого начала задумывалась как грандиозный скандал, призванный предельно обострить отношения между странами «первого» и «третьего» миров. Само присутствие на форуме -
мероприятии, заметим, министерского, а не президентского уровня - таких фигур, как Фидель Кастро и Ясир Арафат, показывало, что под маркой борьбы с расизмом политики, которых трудно заподозрить в приверженности к демократии, намерены
пропагандировать собственные идеи, к проблемам расизма отношения не имеющие.
Помимо обвинений Израиля в проведении расистской политики, некоторые участники форума, в частности глава Организации африканского единства Амара Эсси, потребовали объявить рабство и торговлю чернокожими рабами преступлением против человечности. По его мнению, «страны Запада могли бы компенсировать ущерб от сотен лет работорговли аннулированием долгов африканских стран». Но г-н Эсси - умеренный политик по сравнению, например, с Фиделем Кастро, считающим, что Запад должен выплатить репарации странам Африки и Латинской Америки за работорговлю и колониализм.
Альянс между делегациями арабских и африканских стран явно пользуется двойными стандартами. Почему работорговля рассматривается только в приложении к Африке, почему ответственность за нее должны нести европейские страны? Торговля рабами-африканцами началась в VIII - IX веках, и пионерами в этом были арабы-мусульмане.
Если английские военные корабли с 1838 года были обязаны перехватывать корабли работорговцев, освобождать невольников и вешать капитанов, торгующих «живым товаром», то в Саудовской Аравии рабство было отменено только в 1962 году, а в Омане - в 1970-м. Чернокожие потомки рабов в странах Персидского залива и сейчас - люди даже не второго, а третьего сорта; почему бы антирасистской конференции не озаботиться их неравноправием? А в Судане позорный торг хотя и запрещен законом, но продолжается до сих пор - мусульмане захватывают и продают в рабство христиан и язычников Юга.
Рабами были отнюдь не только негры: испанцы и португальцы обращали в рабство
американских индейцев, китайцев, индусов, а в XIV - XVIII веках невольничьи рынки
Турции и Египта наполнялись русскими, украинцами, грузинами, поляками.
Относительно работорговли страны Европы могут выставить арабскому миру ответный счет, и немалый: алжирские пираты захватывали и продавали в рабство жителей Средиземноморья вплоть до 1830 года, что, собственно, явилось причиной французского вторжения в страну и ее последующей аннексии. А марокканские пираты в начале XVIII века продали в рабство большую часть населения Исландии...
Законы Израиля действительно позволяют обвинить еврейское государство в
дискриминации населения нееврейского происхождения по национальному и
религиозному признаку. За это Израиль осуждать необходимо, равно как и оказывать давление на него посредством международных организаций. Но одновременно следует осудить исламские страны, законы которых допускают различного рода притеснения в отношении немусульман. Так почему же конференция в Дурбане не осуждает Афганистан, где талибы проводят чисто фашистскую политику, или Иран, где немусульмане лишены права участвовать в выборах всех уровней на общих основаниях и представлены в парламенте некими делегатами от своих конфессий?
Уже несколько десятилетий в странах Черной Африки заметно усиливается влияние
арабских стран, особенно Ливии. Муаммар Каддафи, разочаровавшись в перспективах объединения под своим руководством арабских стран, сейчас инициирует объединение Африки. Денег у автора «Зеленой книги» достаточно, чтобы главы африканских государств с ним считались. Очевидно, что направленность дурбанского форума в немалой степени связана с позицией Ливии, которая поддерживается Кубой, а также арабскими странами в ее антиизраильской части и африканскими в надежде получить от арабов финансовую помощь, а от Европы если не репарации, то хотя бы списание долгов. Антизападная шумиха, раздутая в Дурбане, оставила за кадром реальные африканские проблемы, острейшие из которых - геноцид и работорговля в Конго, Анголе, Либерии и Сьерра-Леоне, кровавое противоборство между мусульманами и христианами в Судане и Уганде, опасность победы исламского фашизма в Алжире, углубляющийся раскол Нигерии по конфессиональному признаку и рост напряженности в Эфиопии, чреватый распадом этой страны. И уж конечно организаторы конференции закрыли глаза на выдавливание европейцев из Зимбабве, хотя это как раз является расизмом в самом рафинированном виде. Очевидно, черный расизм африканские и арабские участники форума преступлением не считают.
Конференция в Дурбане, громко названная антирасистской, превратилась в
провокационное мероприятие, под эгидой которого арабские, африканские и
латиноамериканские националисты пытаются шантажировать развитые страны. Она также послужила дымовой завесой, которой некоторые режимы «третьего мира» пытаются прикрыть собственную деятельность, за которую именно их и следует обвинять в расизме, ксенофобии, расовой и конфессиональной нетерпимости, массовых нарушениях прав человека.