Расизм наизнанку
Антирасистская конференция ООН в Дурбане закончилась
скандалом, обострившим отношения между "первым" и "третьим"
мирами
Евгений Трифонов, "Новое время", №37, 16 сентября 2001 года
Антирасистская
конференция ООН в южноафриканском городе Дурбан превратилась в скандальное
мероприятие: делегации США и Израиля покинули форум, не согласившись с
резкими нападками на еврейское государство, политику которой представители
ряда арабских и африканских стран объявили расистской. Впрочем, похоже,
что конференция с самого начала задумывалась как грандиозный скандал,
призванный предельно обострить отношения между странами «первого» и «третьего»
миров. Само присутствие на форуме -
мероприятии, заметим, министерского, а не президентского уровня - таких
фигур, как Фидель Кастро и Ясир Арафат, показывало, что под маркой борьбы
с расизмом политики, которых трудно заподозрить в приверженности к демократии,
намерены
пропагандировать собственные идеи, к проблемам расизма отношения не имеющие.
Помимо обвинений Израиля в проведении расистской политики, некоторые участники
форума, в частности глава Организации африканского единства Амара Эсси,
потребовали объявить рабство и торговлю чернокожими рабами преступлением
против человечности. По его мнению, «страны Запада могли бы компенсировать
ущерб от сотен лет работорговли аннулированием долгов африканских стран».
Но г-н Эсси - умеренный политик по сравнению, например, с Фиделем Кастро,
считающим, что Запад должен выплатить репарации странам Африки и Латинской
Америки за работорговлю и колониализм.
Альянс между делегациями арабских и африканских стран явно пользуется
двойными стандартами. Почему работорговля рассматривается только в приложении
к Африке, почему ответственность за нее должны нести европейские страны?
Торговля рабами-африканцами началась в VIII - IX веках, и пионерами в
этом были арабы-мусульмане.
Если английские военные корабли с 1838 года были обязаны перехватывать
корабли работорговцев, освобождать невольников и вешать капитанов, торгующих
«живым товаром», то в Саудовской Аравии рабство было отменено только в
1962 году, а в Омане - в 1970-м. Чернокожие потомки рабов в странах Персидского
залива и сейчас - люди даже не второго, а третьего сорта; почему бы антирасистской
конференции не озаботиться их неравноправием? А в Судане позорный торг
хотя и запрещен законом, но продолжается до сих пор - мусульмане захватывают
и продают в рабство христиан и язычников Юга.
Рабами были отнюдь не только негры: испанцы и португальцы обращали в рабство
американских индейцев, китайцев, индусов, а в XIV - XVIII веках невольничьи
рынки
Турции и Египта наполнялись русскими, украинцами, грузинами, поляками.
Относительно работорговли страны Европы могут выставить арабскому миру
ответный счет, и немалый: алжирские пираты захватывали и продавали в рабство
жителей Средиземноморья вплоть до 1830 года, что, собственно, явилось
причиной французского вторжения в страну и ее последующей аннексии. А
марокканские пираты в начале XVIII века продали в рабство большую часть
населения Исландии...
Законы Израиля действительно позволяют обвинить еврейское государство
в
дискриминации населения нееврейского происхождения по национальному и
религиозному признаку. За это Израиль осуждать необходимо, равно как и
оказывать давление на него посредством международных организаций. Но одновременно
следует осудить исламские страны, законы которых допускают различного
рода притеснения в отношении немусульман. Так почему же конференция в
Дурбане не осуждает Афганистан, где талибы проводят чисто фашистскую политику,
или Иран, где немусульмане лишены права участвовать в выборах всех уровней
на общих основаниях и представлены в парламенте некими делегатами от своих
конфессий?
Уже несколько десятилетий в странах Черной Африки заметно усиливается
влияние
арабских стран, особенно Ливии. Муаммар Каддафи, разочаровавшись в перспективах
объединения под своим руководством арабских стран, сейчас инициирует объединение
Африки. Денег у автора «Зеленой книги» достаточно, чтобы главы африканских
государств с ним считались. Очевидно, что направленность дурбанского форума
в немалой степени связана с позицией Ливии, которая поддерживается Кубой,
а также арабскими странами в ее антиизраильской части и африканскими в
надежде получить от арабов финансовую помощь, а от Европы если не репарации,
то хотя бы списание долгов. Антизападная шумиха, раздутая в Дурбане, оставила
за кадром реальные африканские проблемы, острейшие из которых - геноцид
и работорговля в Конго, Анголе, Либерии и Сьерра-Леоне, кровавое противоборство
между мусульманами и христианами в Судане и Уганде, опасность победы исламского
фашизма в Алжире, углубляющийся раскол Нигерии по конфессиональному признаку
и рост напряженности в Эфиопии, чреватый распадом этой страны. И уж конечно
организаторы конференции закрыли глаза на выдавливание европейцев из Зимбабве,
хотя это как раз является расизмом в самом рафинированном виде. Очевидно,
черный расизм африканские и арабские участники форума преступлением не
считают.
Конференция в Дурбане, громко названная антирасистской, превратилась в
провокационное мероприятие, под эгидой которого арабские, африканские
и
латиноамериканские националисты пытаются шантажировать развитые страны.
Она также послужила дымовой завесой, которой некоторые режимы «третьего
мира» пытаются прикрыть собственную деятельность, за которую именно их
и следует обвинять в расизме, ксенофобии, расовой и конфессиональной нетерпимости,
массовых нарушениях прав человека.
|