Юрий Тыссовский - Александр Кислов. Москва возвращается на Ближний Восток

 

Москва возвращается на Ближний Восток

C академиком Александром Кисловым беседовал Юрий Тыссовский. "Век", № 31, 04-11 августа 2000 года

Полтора десятка лет назад вся обстановка на Ближнем Востоке прямо связывалась с противостоянием двух сверхдержав – СССР и США – с переменным успехом. После этого положение коренным образом изменилось и не в пользу правопреемницы Советского Союза – России. Тем не менее у Москвы ныне открываются ощутимые возможности восстановить там былую роль, следуя политике не равноудаленности от входящих в него государств, как случалось ранее, а равноприближенности к ним. Так считает академик Александр Кислов, руководитель Центра по исследованию проблем мира ИМЭМО РАН.

— Чем объяснить утерю Россией сильных позиций, которыми она располагала раньше на Ближнем Востоке?

— Во время недавней поездки в Египет я беседовал со многими государственными и политическими деятелями и обнаружил у них своего рода ностальгию по тем временам, когда СССР как мощная во всех отношениях держава существенно помогал арабским странам в отстаивании их прав. Советско-американское противостояние было выгодно им, поскольку помогало играть на противоречиях между Москвой и Вашингтоном, оборачивая их в свою пользу. За последние 10 лет внимание сначала СССР, а затем России к этому региону значительно упало, и соответственно были в осязаемой степени утеряны ранее завоеванные позиции. Фактически мы самоустранились от участия в ближневосточном урегулировании, что объясняется также и политико-экономическим ослаблением нашей страны.

— Что же изменилось ныне?

— Сейчас Москва явно демонстрирует решимость вернуться в регион, для чего есть основания. При этом ни о каком противоборстве с США не может быть и речи, ныне отношения партнерства стали куда как предпочтительнее. Мы хотим в полной мере выполнять функции коспонсора мирного ближневосточного процесса, каковые ранее за нами лишь номинально числились. Как мне кажется, это стремление России совпало по времени и по возможностям с теми процессами, которые оживились в последнее время на Ближнем Востоке. Они достаточно многоплановы. Во-первых, налицо стремление США с более серьезных позиций добиваться решения застарелого конфликта. Во-вторых, государства региона проявили аналогичную решимость в поиске новых подходов к урегулированию, поскольку стали более отчетливо понимать, что из тупика нет разумного выхода. Активизируются попытки реанимировать сирийско-израильский «трек» многосторонних переговоров, к лучшему повернулась обстановка на ливано-израильской границе благодаря выводу войск Израиля с территории соседнего арабского государства. Решит ли это все проблемы? Конечно же, нет, но благоприятный климат для продолжения контактов уже создан. И, наконец, палестино-израильские отношения. Не стоит, по-моему, характеризовать как провал недавнюю встречу Ясира Арафата, Эхуда Барака и Билла Клинтона в Кэмп-Дэвиде, там был достигнут существенный прогресс по ряду проблем, за исключением статуса Иерусалима, что составляет неплохую базу для продолжения переговоров. Многие политические обозреватели у нас и за рубежом пытаются «привязать» Кэмп-Дэвид-2 к внутриполитическому положению в США, утверждая, что американский президент надеялся добиться там успеха с тем, чтобы увеличить шансы на победу демократов в ходе предстоящих выборов нового хозяина Белого дома, а себе обеспечить лавры миротворца. Все это отчасти так, но суть дела, полагаю, в другом. В конечном счете все заинтересованы в том, чтобы этот нарыв, в течение полустолетия лихорадящий организм международной политики, был бы окончательно прооперирован. Ведь никто не может дать гарантию, что нерешенность этой проблемы в течение непродолжительного периода времени может привести к новому обострению обстановки. В предстоящие недели внимание к Ближнему Востоку будет нарастать. Ясир Арафат уже объявил о намерении провозгласить 13 сентября независимое палестинское государство, что встретило отпор как Иерусалима, так и Вашингтона. 10 августа палестинский лидер прибывает в Москву, где обсуждению подвергнется весь комплекс ближневосточных проблем. Это хороший шанс для России вернуться со свежими позитивными инициативами на ближневосточную арену, и к ее голосу, уверен, прислушаются.

— Как вы оцениваете крепнущие связи России с Ираком и Ливией, которые официальный Вашингтон еще недавно рассматривал как «государства-изгои»?

— Москва в «козыревский» период российской дипломатии достаточно долго игнорировала эти две страны, что было, на мой взгляд, крупной ошибкой. После прихода на пост министра иностранных дел Евгения Примакова этой самоустраненности пришел конец. Однако учитывая внутриполитические и экономические сложности в нашей стране, резкого поворота добиться было трудно. Ныне, после прихода в Кремль нового руководства, началась резкая активизация ближневосточной политики РФ по всем параметрам. Надо прямо сказать, что при министре Козыреве наша дипломатия учитывала не столько национальные интересы страны, сколько точку зрения Вашингтона, хотя последний откровенно стремился отстранить нас от ближневосточных дел, подорвать остатки влияния Москвы в регионе. Теперь же мы проводим там вполне самостоятельную политику, не боясь вызвать неудовольствие наших американских оппонентов, что не может не порождать у россиян чувство удовлетворения. Это, кстати, касается не только Ближнего Востока, достаточно упомянуть визит Владимира Путина в Пхеньян, что было высоко оценено на саммите «восьмерки» на Окинаве и способствовало повышению внешнеполитического рейтинга России. Мы должны всемерно укреплять наши политические, экономические, в том числе по линии военно-технического сотрудничества, связи с Ближним Востоком на взаимовыгодных условиях, включая страны, отношения России с которыми вызывают возражения США. Хотелось бы в связи с этим привлечь внимание к визитам в Москву заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза и главы внешнеполитического ведомства Ливии Абдель Рахмана Мухаммеда Шальгама. Мы не скрываем, что готовы иметь с Триполи дела в политико-экономической области, а также в сфере военно-технического сотрудничества после окончательного снятия международных санкций против Ливии. Аналогична ситуация и с Ираком, хотя проблема поставок оружия в эту страну в Москве не обсуждалась. Все это открывает богатейшие перспективы для российской экономики, учитывая то, что обе страны активно сотрудничали с нами в оснащении их народного хозяйства нашей техникой. Мы уже активно действуем, пусть пока и в ограниченных рамками эмбарго масштабах, в закупках иракской нефти, и упускать этот шанс было бы непозволительным. Особенно принимая во внимание то, что Вашингтон сквозь пальцы смотрит на действия американского бизнеса в таких «странах-изгоях», как Ирак, Ливия и Иран. Вот почему резкая активизация деятельности российской дипломатии и делового мира на Ближнем Востоке стала первоочередной необходимостью. Такие традиционные рынки терять нельзя. Кстати, о «странах-изгоях». Из лексикона госдепа США этот термин постепенно исчезает и заменяется на более благозвучный – «государства, вызывающие озабоченность». Налицо пусть не явный еще и не совсем решительный, но сдвиг в подходе к этой группе государств, что означает-таки признание провала старой политики попыток при помощи подобной «классификации» задавить все и вся, которые не приносили и не приносят желаемых дивидендов.