Адиль Урманов, Олжас Ауэзов. Послов не убивают

 

Послов не убивают

Адиль Урманов, Олжас Ауэзов, "Деловая неделя" (Казахстан), №31-1998

 

7 августа с разницей в минуты прогремели два взрыва возле посольств США в Найроби, столице Кении, и Дар-эс-Саламе, столице Танзании. Источниками взрывов в обоих случаях были автомобили, начиненные взрывчаткой. В результате терактов погибли 253 человека и ранены тысячи. Пострадали не только посольства, но и окружающие здания, а взрывная волна распространялась в радиусе 300 метров. О своей причастности к взрывам заявила Армия освобождения исламских святынь, а также египетский Исламский Джихад. Обе организации являются группировками исламских фундаменталистов.
Ответная реакция со стороны США последовала немедленно: в Африку были направлены подразделения морской пехоты и агенты ФБР, которые сейчас принимают участие в расследовании. Кроме того, были приняты меры по обеспечению безопасности американских посольств по всему миру.
Руководство Кении и Танзании выразило сочувствие и обещало оказать максимальное содействие в поиске террористов, осудив действия, которые привели к гибели сотен людей.
Правительство США обещало $12 млн за информацию, которая поможет найти организаторов теракта. Госсекретарь Мадлен Олбрайт выступила с официальным заявлением, в котором пообещала, что виновные в гибели людей не уйдут от ответственности. Однако расследование пока не вышло на след террористов. Возможно, это удастся, когда будут допрошены 14 человек, арестованных в столице Танзании, среди которых граждане Судана, Ирака, Сомали и Турции.
Кроме того, ведутся активные работы на местах взрывов с целью выяснить все обстоятельства и детали преступлений. Тем временем предупреждения о возможных нападениях поступили в посольства США в Египте, Малайзии и Йемене. Среди подозреваемых организаторов и “спонсоров” теракта назван миллионер Осама Бин Ладен, бывший гражданин Саудовской Аравии, проживающий в Афганистане.
Вслед за взрывами президент США Бил Клинтон приказал повысить меры безопасности во всех американских дипломатических представительствах, находящихся за рубежом. Однако оказалось, что единственное, что в силах сделать службы безопасности посольств, - это увеличить число охранников. На большее денег нет, так как администрация США, сокращая государственные расходы, сократила финансовые поступления и для госдепартамента.
Американские эксперты признали, что оба посольства никак не соответствовали тем требованиям, которые были разработаны американским адмиралом Бобби Инмэном для предотвращения стольких жертв при нападении террористов. Его предложения гласят, что здание представительства должно быть обнесено 4-метровой бетонной стеной и находиться на расстоянии не менее 50 метров от городских магистралей. В Найроби же здание находилось всего в 12 метрах от шоссе.
Судя по теле- и фоторепортажам, мощность взрывного устройства, разрушившего посольство США в столице Кении Найроби, составляла минимум 500 - 600 килограммов тротилового эквивалента. Причем радиус взрывной волны составлял не менее 20 - 25 метров. Бетонная стена не смогла остановить взрывную волну. Стекла жилых домов были выбиты в радиусе 300 метров.
На основе этих цифр в редакции “ДН” родилась своя версия причины теракта: его целью было не само посольство, а мирное население, живущее рядом с несущими опасность американцами. Общественное мнение должно быть направлено в антиамериканское русло, а затем под его давлением можно было бы, если не вывести посольство США из Кении и Танзании, то по возможности максимально отдалить американских дипломатов от местного населения, чтобы они относились друг к другу с недоверием и опасением. В этом случае легко понять, зачем использовался такой сильный заряд.
В преломлении на Казахстан африканские события открывают новые стороны общественной безопасности. Дипломатические представительства, как оказалось, также могут нести определенную опасность.
Большинство посольств защищено неидеально. Лучшее, чем они располагают, - это системы видеонаблюдения и бронированные двери, препятствующие свободному проходу внутри помещения. Все они располагаются недалеко от жилых домов в густонаселенных районах города. Около половины из них располагают минимальной собственной охраной, полагаясь в основном на услуги специального полка милиции по охране правительственных учреждений и дипломатических представительств. Наше государство согласно Венской конвенции от 1954 года несет охрану посольств.
Их рассредоточенность по территории города создает определенные трудности для их охраны. Очень часто здания посольств расположены в 10 - 15 метрах от тротуара и проезжей части. Более того, они могут располагаться на городских магистралях и чаще всего в густонаселенных районах. Конечно, наш город не приспособлен для выполнения таких столичных функций. В Алматы нет дипломатического, как и других функциональных районов - административного, делового, досуга и развлечений, что не добавляет ему очков. Но на заре независимости руководство города не раз поднимало вопрос о необходимости строительства такого дипломатического городка. Сегодня, как мы видим, такое предложение было достаточно обоснованным.

Вернуться на главную