Африканцы в Москве. Сомалийский опыт.


Любовь Иванова

Публикуется впервые


  Любовь к африканцам у русских в крови:
Идет по Москве чернокожий,
Не только улыбку - признанье в любви
Любой ему выдаст прохожий
Евг. Долматовский. Африка имеет форму сердца.


О проблемах, возникавших и возникающих у африканцев, приезжающих в Россию, написано в последнее время достаточно много. Однако, чаще всего данная проблема привлекает внимание журналистов так называемой "желтой" прессы, ищущих во всем эпатажность и экзотику.

Как африканист, в свою очередь, я бы хотела предложить свои собственный подход к решению данной проблемы или, по крайней мере, его поиску. В течение нескольких лет я изучала сомалийский язык и сомалийскую культуру и не понаслышке знаю проблемы сомалийцев, проживающих в Москве, Иваново, Екатеринбурге и других городах в России.

На первый взгляд, может показаться, что сомалийские проблемы могут представлять особый интерес для специалистов в данной области или самих сомалийцев. Однако, это только на первый взгляд.

Во-первых, сомалийские проблемы позволяют нам оценить проблемы иностранцев в России вообще и африканцев в частности. Во-вторых, религиозная адаптация мусульман, коими являются сомали (как среди христиан, так и среди зарубежных братьев и сестер по вере), более чем актуальный вопрос в настоящее время и особенно для полиэтничной и поликонфессиональной России. В-третьих, данная тема позволяет нам затронуть проблемы смешанных браков (как межрасовых, так и межнациональных) и детей от смешанных браков, которых, несмотря на многочисленные препятствия и запреты, становится все больше и больше. И наконец, при обсуждении подобных тем, неизбежно заходит речь о существовании некого национального характера - того, через чью призму пытаются многие рассматривать вышеуказанные проблемы на любом уровне.

Итак, проблемы иностранцев в России, тем более - столь отличных от нас африканцев. О чем говорит реакция общества на их появление и поведение? В первую очередь, об эволюции этики и морали в обществе. Нельзя упустить столь хороший повод познать самих себя.

Приведу яркий пример из статьи в журнале New African за 1997 год:
"… Когда руандийский студент, обучавшийся в Санкт-Петербурге, поместил в местной газете объявление о поиске работы, то уже на следующий день в прессе появился заголовок "Наш город наводнили голодные, бездомные негры".
Допустим, что за употребление слова "негр" извинился Евгений Долматовский в 1961 г. в своем стихотворении:

… И я не знал, что "африканец"
Ты хочешь зваться, а не "негр",
Что в слово "негр" вложил презренье
Тот белый с черною душой,
Что в острокрышие селенья
С крестом и пушкою пришел.
А вот для нас в Стране Советов
Есть в слове "негр" иная суть:
Оно там ласкою согрето,
А не презрением ничуть.
В своей ошибке я не каюсь,
Я совершил ее любя,
Но, если хочешь, "африканец"
Отныне буду звать тебя…

Сомалийцев, по крайней мере, в России, нередко относят к африканцам. Хотя сами они, кроме цвета кожи (и то с оговорками), единения с африканцами не ощущают, не стесняясь это открыто признавать. Да и население воспринимает эфиопоидный африканский тип спокойнее. Так, В. Чуркин, заместитель министра иностранных дел СССР в 1991 отмечал, что "самые красивые женщины живут в Сомали". Тот же тип порождает музу у наших соотечественников:
…Он идет, курчавый, тонкий
Сквозь снежинок кутерьму,
И арбатские девчонки
Улыбаются ему…

Хотя в современной нам национал-патриотической литературе романтика не столь нежна: дабы не разрабатывать по поводу африканцев чего-либо нового, они просто приравнивают их к евреям, со всеми вытекающими отсюда последствиями, сливая национальную и расовую ненависть. В памятке националисту "об особенностях еврейской нации" мы читаем:

"…Один из признаков еврея - схожесть с негроидным типом лица (курчавые волосы, толстые отвисшие губы и особенно нижняя, разрез глаз, форма ушей, собачья форма)… достаточно мысленно представить изучаемого с черной кожей - если похож на негра, значит еврей…" (курсив мой -И.Л.).

Массовое появление сомалийских студентов в России приходится на 1956-60 гг., когда сомалийцы, вместе с представителями других развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки приехали в Москву на фестиваль молодежи, несколько позднее для обучения в открывшемся Университете Дружбы. Первые сомалийцы, обучавшиеся в России, пользуются особым уважением среди своих соотечественников. Так посол Сомали в Москве в настоящее время, является одним из таких. Он окончил факультет международных отношений Киевского Университета. Недавно избранный президент Сомали, Абдикассим Салат Хассан - выпускник Московского Государственного Университета. Среди сомалийцев, обучавшихся в СССР, много современных политических деятелей Сомали, чаще военных по званию. При РУДН в прошлом г. официально зарегистрировано Землячество студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров республики Сомали, обучающихся в РУДН.

Сомалийцы как студенты отличаются особым благоговейным почитанием преподавателей, по их словам, "как собственных родителей", однако, к сожалению, это уважение вовсе не способствует успехам в учебе. По словам консула Сомали в Москве, лишь 20% сомалийских студентов начинают и оканчивают высшие учебные заведения в России. Он видит основную причину в несоответствии образовательному уровню иностранного учебного заведения (тем более - высшего) сомалийцев, которым на родине в редких случаях удалось получить среднее образование. Эта проблема становится основной на многочисленных международных конференциях, посвященных проблемам сомалийской диаспоры: поколение молодых сомалийцев оказывается разрываемым между амбициями родителей дать детям хорошее образование, находясь в диаспоре, с тем, чтобы обеспечить себе старость, и невозможностью детей быстро и эффективно включиться в процесс обучения.

Сомалийцы в силу своей прирожденной агрессивности и воинственности (как писал о них Гумилев - "нету в мире грозней сомали, безотрадней их нету земли…") объявляют о своем присутствии в той или иной стране чаще всего скандалами и столкновениями с властями. И в Москве из-за оскорбленной гордости кочевников, и в Канаде, куда сомалийцы привезли свои межклановые разборки, и в странах Европы, куда иммигрируют сомалийские граждане.

Даже в Канаде, где, казалось бы, сомалийцы имеют достаточно прочные позиции, по словам президента Сомалийского и Восточно-Африканского Центра молодежи в Торонто, Омара Мухаммеда, сомалийские школьники держатся обособленно от основной массы обучающихся, демонстрируя религиозные отличия. Сомалийские студенты привлекают внимание вызывающей одеждой ("что вы вырядились так, сейчас же не Хэллоуин!" - пишет местная газета.).

Кстати, обсуждая поведение, те или иные действия иностранных студентов, следует всегда учитывать следующее обстоятельство. Сомалийский или любой иностранный студент, приезжающий для обучения в Россию, сразу же оказывается перед необходимостью поступать на подготовительный факультет, чтобы не только социально адаптироваться, но и выучить русский язык, о котором немногие на Родине имели представление (ситуация другая с английским, итальянским и французским языками - в силу колониального прошлого). Таким образом, общий срок его обучения за границей увеличивается на год. Материальные трудности, возникающие в семьях обучающихся по контрактам, заключенным на год - и студенту предлагается подождать до следующего учебного года, когда появятся деньги. Для получения диплома и хорошей квалификации необходимо проучиться от 5 до 9 лет. Не всегда у студентов находятся средства для ежегодных поездок домой, хотя они часто звонят родственникам. Таким образом, иностранные студенты проводят 5-9 лет вдали от Родины, в окружении чужой культуры, несмотря на своеобразную атмосферу внутри учебных заведений, где обучаются достаточно много студентов из разных стран. Следует учесть и тот факт, что иммигрируют из Сомали не все, а определенный сорт граждан. А если на Родине еще и гражданская война, которая длится вот уже более 20 лет?
Так, например, о русских иммигрировавших в Турцию в нач.20 века в похожей ситуации, наш соотечественник писал:

"…Первое, что бросалось в глаза на улицах Константинополя - множество пьяных русских… Пили и напивались до скотского состояния…" и далее в том же духе.
Без привязанностей, без четкого распорядка дня, в окружении чужой культуры студент проводит 5-9 лет своей жизни, а ведь 20-30 лет - это период формирования личности.

Хотя, о привязанностях. Некоторым все-таки удается обзавестись семьей. Русские девушки слывут неплохими хозяйками и проявляют интерес к экзотическим мужчинам. Да и соотношение численности в России мужчин и женщин (и соответственно их продолжительность жизни) не оставляют российским женщинам альтернативы без официального разрешения российским мужчинам многоженства. Однако смешанные семьи в большинстве случаев носят характер временный, на период обучения так называемого мужа - для ускорения процесса его социальной адаптации, предоставляя ему жилищные условия и давая возможность ощутить себя главой семьи для душевного равновесия. Нередко такие союзы даже официально не регистрируются. Из смешанных сомалийско-русских семей я могу назвать удавшейся лишь одну, но в ней опорой которой стал ислам.
Причинами распада этих семей исследователи чаще всего считают культурные различия. Хотя в полной мере я не могу с этим согласиться: женами африканцев чаще становятся женщины деревенского склада, способные к ведению домашнего хозяйства в любых условиях.

Проживать, как и драться, сомалийцы предпочитают группами; в арендованных многокомнатных квартирах, сохраняя традиционный принцип проживания большими семьями с обязательными элементами взаимопомощи (аваа1). В Европе, странах Америки мне не раз приходилось слышать, что сомалийцы везде образовывают свой "маленький Могадишо".

Будучи мусульманами, сомалийцы редко ходят в мечеть, находясь в странах, где ислам не является официальной религией, предпочитая молиться дома. Они редко вступают в контакты со своими религиозными братьями из бывшего СССР. Они имеют возможность покупать пищу арабского приготовления и мясо в специальных арабских магазинах, которых становится все больше и больше (хотя трудно понять, по какой именно причине - то ли русским нравится экзотическая еда, то ли мусульманских народов стало больше?).

Разделять или не разделять убеждения других, симпатизировать элементам чужой культуры или игнорировать ее - личное дело каждого человека, однако мы все живем на одной планете, в тесном общении между собой. А потому мы должны знать друг о друге и, по крайней мере, пытаться признавать культурное отличие народов, а не пытаться нивелировать его, и тем более, агрессивно осуждать. Главное, что надо помнить всегда и везде: надо относиться к другим людям не так, как они этого заслуживают, а так, как это достойно нас самих.

Автор:
Иванова Любовь Владимировна
Магистрантка Института стран Азии и Африки при МГУ
Историческое отделение, кафедра африканистики
Разговорные языки - сомали, арабский, фула, лингала, суахили, английский, французский.
Была замужем за гражданином Сомали. В настоящее время разведена. Воспитывает сына.