Андрей Поляков. Российские моряки в Сомали все еще в плену

 

Российские моряки в Сомали все еще в плену

Андрей Поляков, "Эхо планеты", №15, 2001


Серая "Тойота лэндкрузер" с высоченной антенной стояла первой в шеренге автомобилей, выстроившихся перед неприметным зданием в глубине аэропорта Вилсона -- одной из трех воздушных гаваней столицы Кении. Среди других машин джип выделялся не только габаритами, но и левым рулем.

В Найроби движение левостороннее, поэтому привычное у нас расположение баранки здесь встречается чрезвычайно редко. "Попался, голубчик", -- подумал я. Ошибка исключалась: другой такой машины в кенийской столице быть просто не могло.

Охранник указал на нужную дверь, секретаршу сбить с толку труда не составило, и вот я в кабинете. Передо мной сидел молодой сомалиец. При взгляде на мою визитную карточку улыбка исчезла с его лица. "Принеси папки с документами "Горизонтов", -- крикнул он и, повернувшись ко мне, проворковал. -- Сейчас вы узнаете все".

К тому моменту прошла ровно неделя, как стало известно, что в южном сомалийском порту Кисмайо вооруженная группировка задержала траулеры "Горизонт-1" и "Горизонт-2" с "русскими экипажами". Новость исходила от кенийцев, для которых слова "русский" и "советский" -- одно и то же. Встретив в печати упоминания о соотечественниках и пытаясь выяснить подробности, чаще всего сталкиваешься с выходцами из бывших союзных республик.

Так гастролировали в Найроби и "русские" танцовщицы варьете из Киргизии, и "русские" проститутки из Украины. И все попытки растолковать, что это суверенные государства, были бесполезны. "Русские шлюхи выдворены из Кении", -- вопили заголовки на первых полосах газет.

На сей раз информация была верной. В Кисмайо оказались россияне. Только, чтобы подтвердить это, пришлось переквалифицироваться в сыщика. По прямой от Найроби до Кисмайо -- километров 700. Но это как раз тот самый случай, когда гладко бывает только на бумаге. Уже на территории Кении, по мере приближения к границе с Сомали, гарантии безопасности стремительно тают. После пересечения границы никто вообще ничего не гарантирует.

Юг Сомали считается регионом повышенной опасности. После того, как в 1991 году страна погрузилась в пучину конфликтов и перестала существовать как государство, на большей ее части некое подобие порядка восстановить все же удалось. Но только не на юге. Там продолжаются вооруженные столкновения, а Кисмайо много раз переходил из рук в руки.

При таких обстоятельствах поиски логично было начать с кенийского порта Момбаса. То, что "русские" моряки туда наведывались, портовые службы подтвердили, но ничего конкретного, увы, сообщить не смогли. Более осведомленным оказался представитель кенийского профсоюза рыбаков Эндрю Мвангура. Благодаря ему удалось выйти на тех, кто знал о происходящем не понаслышке.

Первые сведения о пленниках изложили кенийцы, которые выполняли на задержанных траулерах неквалифицированную работу. В Кисмайо траулеры будто бы арестовали за долги, а сами они вынуждены были добираться до Момбасы пешком и на попутных лодках.

Вторую версию поведали представители владельца "Горизонтов", зарегистрированной в Австрии компании "Европа-Транс инкорпорейтед", все известные мне сотрудники которой носят русские имена. Кенийский агент траулеров и владелец рыбной фабрики в Момбасе Ишмаел Джибрил заключил контракт с сомалийцами из Кисмайо о довле креветок в самалийских водах. В ноябре из-за порванных тралов первый "Горизонт" зашел в Кисмайо. Туда же на помощь ему поспешил "Горизонт-2". Там и начались проблемы.

В Сомали каждый траулер получил своего агента. "Горизонту-1" достался некий Абдивели, который выставил счет, соответствовавший оговоренным в контракте расценкам по предоставлению судну стоянки, поставкам продовольствия и воды, обеспечению охраны. Не повезло "Горизонту-2". Его агентом стал Мохамуд Али Шире, племянник Баре Шире, чья группировка контролирует порт. Мохамуд заломил за тот же набор услуг в несколько раз больше. Поиском причин он себя не утруждал, потребовав за каждый килограмм выловленных в сомалийских водах креветок по 20 долларов. Для сравнения, фабрика в зависимости от величины принимала их по 3-11 долларов.

А что же сам Ишмаел, который втянул наших рыбаков в сомалийскую экспедицию? Найти его оказалось труднее всего. Раздобытый момбасский номер отвечал мелодичным женским голосом, что агента дома нет. На фабрике также клялись, что понятия не имеют, где хозяин. Давно не выходил он на связь и с "Европой-Транс", хотя должен делить с компанией и прибыль, и расходы пополам. И все же зацепка появилась. Один из бывших работников вспомнил, что Ишмаел ездил на сером "Лэндкрузере" с левым рулем и имел в Найроби небольшой самолет. Остальное было делом техники, так как местные авиалинии располагаются в кенийской столице лишь в аэропорту Вилсона.

Ишмаел признался, что, не застань я его врасплох, разговора бы не получилось. "Я потерял кучу денег и не хочу больше в этом участвовать, -- сказал он. -- Думал, в Сомали рыбалка выгодна, раз креветок там много, но теперь зарекся. Сначала нужно обеспечить безопасность и только потом можно будет заниматься там бизнесом".

Как и все сомалийцы, с которыми мне приходилось общаться, Ишмаел оказался словоохотлив. За два часа беседы он не только в мельчайших деталях описал свое участие в судьбе траулеров, но и подробно поведал о родословной, из которой следовало, что, будучи кенийцем в третьем поколении, сомалийские корни не забывает. Ишмаел поддерживает постоянную связь с сородичами из клана дарод. К тому же клану, естественно, принадлежат и оба агента "горизонтов".

По версии Ишмаела, во всех бедах виноват агент Мохамуд Али Шире. Это следовало и из документов -- контрактов, счетов, факсов, которые он мне показал. 85 тысяч долларов, заломленные Мохамудом, можно было объяснить только жадностью и уверенностью в безнаказанности, основанной на том, что его дяде Баре Шире никто перечить не посмеет.

Впрочем, заверил Ишмаел, если вскоре "Европа-Транс" выплатит 20 тысяч долларов, положенные по контрактам, траулеры будут отпущены с миром. Так совпало, что директор компании Вячеслав Кунгурцев в тот же день прилетел из Вены в Момбасу и передал даже чуть большую сумму Абдивели.

Мохамуд на встречу не прибыл. Не отпустил он и траулер. А когда "Горизонт-1", получив свободу, попробовал пересадить к себе одного из четверых русских членов экипажа "Горизонта-2", боевики щелкнули затворами. Как заявил представитель "Европы-Транс" в Момбасе, компания согласилась оставить судно в залог в обмен на освобождение экипажа. Ответа вновь не последовало. Тем временем положение рыбаков ухудшалось. Возникли перебои с топливом, продовольствием, пресной водой.

Через неделю МИД России, посетовав на невозможность установить "непосредственную связь с капитаном судна", опубликовал сообщение, в котором посоветовал судовладельцу "более активно решать финансовые вопросы с портовыми властями Кисмайо". "Рассчитываем на скорейшее возобладание здравого смысла", -- говорилось в документе.

Посольство России в Эфиопии, которому, как и другим нашим представительствам, было дано задание подключиться к выяснению судьбы соотечественников, пришло к более определенным выводам. "Ни о каком аресте не идет и речи, -- сообщил мне посол Валерий Липняков. -- Наши бандиты из "Европы-Транс" не платят деньги -- вот корень проблемы. Они, а не сомалийцы сделали рыбаков заложниками". По данным посла, сомалийцы "прекрасно" относятся к экипажу "Горизонта-2": вдоволь кормят его, поят, разрешают гулять, где вздумается. Что касается залога, то Мохамуд не соглашается взять траулер только потому, что не сможет выручить за него требуемые 85 тысяч.

Директора "Европы-Транс" давно винят в разных грехах. Компания давно не платит зарплату экипажам обоих судов, пока не дождались от нее денег и кенийские моряки.

Что и говорить, странная австро-российская "Европа-Транс" -- мишень удобная. Только вот, пока стороны излагают версии, прошел март, наступил апрель, а четыре рыбака из Калининграда -- российские граждане Вахтанг Гурешидзе, Олег Романов, Виктор Калинин и Вячеслав Сычев -- все длят принудительную вахту под бдительным присмотром сомалийских боевиков.

Вернуться на главную