Андрей Поляков. Трудная судьба российских рыбаков

 

Трудная судьба российских рыбаков

Андрей Поляков, "Эхо планеты", №13-2001


Когда этот номер выйдет в свет, два российских траулера, задержанных в сомалийском порту Кисмайо на побережье Индийского океана, возможно, уже будут отпущены. Возможно.

Траулеры "Горизонт-1" и "Горизонт-2" и 10 российских членов их экипажей почти три недели оставались заложниками в Сомали. Подробности инцидента с российскими рыбаками нашему корреспонденту в Найроби Андрею Полякову сообщил Эндрю Мвангура -- правозащитник, проживающий в кенийском порту Момбаса.

На прошлой неделе до Момбасы добрались пять истощенных и оборванных кенийских членов экипажа "Горизонтов". Они сбежали из сомалийского порта Кисмайо, прошли несколько сотен километров пешком по побережью, а остаток пути проделали на рыбацкой парусной лодке. От них правозащитник впервые и услышал историю с российскими траулерами.

Как сейчас выясняется, виной всему была совершеннейшая безответственность, проявленная владельцем судов -- австрийской компанией "Европа-транс инкорпорейтед", и алчность их сомалийских агентов. Сомалийцы потребовали выплатить им 20 тысяч долларов за стоянку судов в порту, право на лов креветок и наем сомалийских рыбаков. По законам страны, только сомалийские рыбаки имеют право вести лов в отечественных водах. Договоренность о платеже сейчас вроде бы достигнута.

По утверждению представителей "Европа-транс" и кенийского агента траулеров, в их задержке в Кисмайо виноват сомалийский агент "Горизонта-2" Мохамуд Али Шире. Он приходится племянником Баре Шире -- лидеру вооруженной группировки, контролирующей этот южный сомалийский порт. В отличие от агента "Горизонта-1" Мохамуд с начала февраля выдвигал необоснованные требования повысить плату за стоянку, стоимость горючего и продовольствия, плату за выловленные в сомалийских водах креветки. Порой сумма требуемых выплат поднималась до 200 тысяч долларов.

Как заявил МИД России, все обстоятельства этого дела пока не ясны. Поступающая из разных источников информация об инциденте "весьма скудная, противоречивая и не дает полной картины происшедшего".

Вместе с тем МИД РФ выдвигает три возможные причины задержания судов. По некоторым данным, которые нуждаются в дополнительной проверке, "после выхода из порта Момбаса (Кения) в феврале этого года указанные суда могли заниматься незаконным ловом рыбы в сомалийских водах. По другой информации, суда вместе с экипажами были задержаны сомалийским судовым агентом в связи с долгом в несколько миллионов кенийских шиллингов. Есть и такая версия, что в порт Кисмайо они были вынуждены зайти по техническим причинам".

Трудно до конца понять, что толкает россиян на рыбный промысел в таких опасных зонах, как сомалийские воды. С 1991 года в Сомали отсутствует действенное центральное правительство, которое осуществляло бы эффективный контроль на всей территории страны. И попасть здесь в неприятное положение очень даже просто.

Такие случаи бывали неоднократно с рыбаками разных стран. К сожалению, наших соотечественников они ничему не научили.

Вернуться на главную