Андрей Поляков. В костер, на встречу в богородицей

 

В костер, на встречу с Богородицей

Андрей Поляков, "Эхо Планеты", №14, 2000


Головешки, 26 часов назад бывшие человеческими телами, еще слегка дымились. Они лежали грудами в обрамлении опаленных стен того, что лишь вчера было неприметным одноэтажным зданием барачного типа. Солнце заливало апокалиптическую картину беззаботно ярким светом. Исчезнувшая при пожаре крыша святотатству дневного светила не препятствовала.

Первые журналисты смогли добраться до Канунгу, небольшого селения в трехстах с лишним километрах к юго-западу от столицы Уганды, лишь через сутки после трагедии. Из скупого сообщения полиции они знали, что их ждет там ужасное зрелище: не меньше 120 обугленных трупов членов секты "Восстановление десяти господних заповедей", добровольно совершивших самосожжение в молельном доме. Но то, что они увидели, превзошло самые кошмарные предположения.

Ужас и масштабы случившегося в этом захолустном, даже по угандийским меркам, уголке сопоставимы только с печально знаменитой историей так называемого "Народного храма" в Гайане. В 1978 году эта секта, которую основал преподобный Джим Джонс, провозгласивший себя воплощением одновременно Христа и Ленина, также коллективно покончила с собой, унеся в мир иной 914 жизней. Но, по крайней мере, в качестве орудия был выбран яд. Угандийцы предпочли смерть куда более мучительную и страшную.

Всей правды о том, что случилось в Канунгу, мы не узнаем никогда. Пламя было столь сильным, что удалось установить личность только нескольких погибших. Остальные, а по оценкам их число могло доходить до 650, навеки останутся безымянными. Через несколько дней останки снесли в ров, выкопанный рядом со сгоревшим зданием сектантской церкви, и закатали бульдозером.

Вскоре на территории религиозной общины, в выгребной яме, обнаружили еще несколько трупов. У некоторых были вспороты животы, у остальных головы разбиты топором. Что это за люди и почему их прикончили, осталось загадкой. Чистой воды убийство-- смерть в гигантском костре не менее 78 детей: ведь сами малыши не могли принять сознательное решение уйти из жизни. Могилы оказались и в огородах, но там хоронили братьев и сестер, умерших естественной смертью, от болезней. Хотя с этим тоже можно поспорить. Хвори были вполне излечимы, просто сектанты не признавали ни врачей, ни лекарств, уповая исключительно на молитвы.

Не доказана гибель лидера движения 68-летнего Джозефа Кибветере, хотя два его ближайших помощника опознаны среди трупов. В их числе Доминик Катарибабо, который за несколько дней до трагедии купил в местном магазине 40 литров серной кислоты. Если подлить ее в бензин, получается быстровоспламеняющаяся смесь, которая к тому же при горении выделяет ядовитый газ. Как говорят жители селения, огонь охватил церковь мгновенно, а отчаянные крики быстро смолкли.

Несмотря на важные пробелы в деталях, в целом события в Канунгу воссоздать удалось. Не подлежит сомнению, что к этому акту сектанты готовились заранее. Накануне они устроили последнюю вечерю, зажарив трех быков и выпив 70 ящиков прохладительных напитков. Затем сожгли все имущество и церковную утварь и разошлись по окрестным деревням, чтобы попрощаться.

В роковой день сотни последователей Джозефа Кибветере в белых, зеленых и черных одеяниях вошли в церковь. Двери и окна заколотили гвоздями, и после нескольких часов молитв и песнопений в небо взвился огонь. Некоторые утверждают, что слышали взрывы. Когда потрясенные жители селения подбежали к зданию, все было кончено.

Меньше всего сомнений вызывают побудительные причины, толкнувшие сектантов на смерть. Они кроются в истории создания движения и его учении, основу которого составляет глубокая вера в скорое наступление конца света.

"Восстановление десяти господних заповедей" появилось в 1987 году. Как гласит история секты, в ту пору сразу нескольких человек стали по ночам посещать видения. К ним являлись Христос, Дева Мария и святой Иосиф, призывавшие идти в народ и добиться всеобщего покаяния. Только в этом случае, говорила троица, будут соблюдаться десять заповедей, которые в современном мире нарушаются.

Джозефу Кибветере особенно повезло. Он не просто услышал слова Пресвятой Девы Марии, но и сумел записать их на магнитофон. Во всяком случае, лидер секты всегда утверждал, что женский голос, который звучит на пленке, принадлежит ей.

Удостоенные видения угандийцы собрались вместе и изложили услышанное в совместной книге. В 16 главах труда, копии которого разосланы среди прочих президенту Уганды Йовери Мусевени и Папе Римскому, есть немало такого, что Рим отвергает. Не случайно отцы-основатели были от церкви отлучены. Но это не помешало авторам книги как раз себя считать истинными католиками.

Полученные свыше принципы они попытались предварить в жизнь в общине, созданной на окраине Канунгу, на земле, подаренной одним из приверженцев учения. В 1997 году движение было зарегистрировано, но, что любопытно, не как религиозная секта, а как неправительственная организация.

Год спустя местные власти издали распоряжение о ее закрытии. Причиной стала проверка действовавшей при общине начальной школы. "Дети получают на обед только жидкую овсяную кашу на воде, они спят на голом полу без одеял или матрасов, выглядят истощенными, их заставляют работать, а некоторых поместили в школу без согласия родителей", -- говорилось в докладе инспекторов.

Распоряжение выполнено не было. Секта продолжала существовать. Жизнь ее взрослых членов была не менее сурова. Они вкалывали задаром, плохо питались, говорить имели право только во время молитвы, а между собой общались знаками, чтобы ненароком не нарушить одну из заповедей: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".

Вступая в секту, неофит продавал имущество и вручал деньги руководству. Купюры принимались, а перед новым членом, в знак очищения от меркантильной скверны, торжественно сжигали мешок, наполненный вместо сданных ассигнаций банановыми листьями.

По мере приближения третьего тысячелетия Джозеф Кибветере все чаще предупреждал о конце света. Сначала он назначил второе пришествие на 31 декабря 1999 года. Так как в этот день ничего отдаленно похожего не случилось, лидер перенес дату ровно на год, но ждать не стал. После очередного разговора с Богоматерью он заявил, что она прибудет за членами секты утром 18 марта. Все должны собраться в церкви, чтобы, словно в Ноевом ковчеге, быть переправленными Богородицей на Небеса.

Каким бы бредом ни выглядело вышеизложенное, в Уганде у Джозефа Кибветере было немало сторонников. По данным министерства внутренних дел, секта имела отделения в разных районах страны и насчитывала до четырех тысяч членов, так что, возможно, мы о ней еще услышим. Кроме того, движение за восстановление десяти заповедей было не одиноко.

Осенью прошлого года угандийская полиция разогнала две организации, проповедовавшие скорый конец света. Сначала был разгромлен лагерь, где укрывались свыше тысячи приверженцев некоего Уилсона Бушары. Он тоже заставлял последователей продавать имущество и отдавать ему деньги, в лагере обнаружили замаскированные могилы. Так вот, Бушаре удалось бежать вместе с немалыми деньгами, и он не пойман.

Следом был разрушен лагерь 19-летней пророчицы Набассы Гваджвы. Она заявляла, что умерла в 1996 году, встретилась в ином мире с самим Господом, и тот сказал, что она избрана для особой миссии: призвать людей покаяться, пока не наступил 2000 год. После той беседы девушка воскресла. От своих приверженцев, исчислявшихся сотнями, она требовала продать имущество.

На севере Уганды с конца 80-х действует повстанческое движение Армия сопротивления Господа, выступающее за установление в стране режима, основанного на десяти заповедях. Во главе его, естественно, стоит пророк Джозеф Кони, утверждающий, что регулярно общается с Богом, и, кстати сказать, сам многие из 10 заповедей не соблюдающий.

Большинство приверженцев Кони -- выходцы из северной народности ачоли, за Гваджвой и Бушарой следует народность хима, проживающая на юго-западе. Общего между двумя этническими группами немного, за исключением того, что места их обитания уже много лет лихорадит от военных конфликтов. Нападения, похищения, убийства, грабежи, сотни тысяч беженцев -- это реальность. На нее накладываются общие с другими регионами нищета и болезни, в том числе СПИД.

Ну как не отвернуться от властей и официальной церкви, допускающих вопиющую несправедливость? Как не поверить красноречивым пророкам, доказывающим, что множащиеся беды -- верный, указанный в Библии, признак скорой кончины погрязшего в пороках мира? Тем более что в преданиях этих народностей глубоко почитаемые духи предков именно через пророков часто выражают свою волю. Судя по Бушаре, сами духовные лидеры верят в то, что проповедуют, не всегда. Но сторонников сект этот факт, похоже не очень смущает.

Вернуться на главную