В 1987 г. в Камеруне проживали 10,5 млн.
человек, а в 1997 г. - 14 млн. Среднегодовой естественный прирост населения
в 1990-1997 гг. составлял 3%. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин
55 лет, женщин - 58 лет.
Плотность населения крайне неравномерна, наиболее густо заселены запад,
центральные районы юга и зона саванны на севере. В религиозном и социальном
отношениях страна делится на две части. Народы юга и запада находились
под сильным влиянием христианства и были вовлечены европейцами в колониальную
экономику, ориентированную на мировой рынок. Население севера исповедует
ислам либо придерживается местных верований и в основном сохранило традиционный
уклад жизни. Несмотря на усилия правительства сгладить региональные различия,
южные и западные районы в экономическом отношении более развиты, чем северные.
Неравенство регионов наглядно проявляется в уровне урбанизации. Именно
на юге Камеруна расположена столица и второй по численности населения
город Яунде (944 тыс. жителей в 1998 г.) и Дуала (1416 тыс.), главный
порт и крупнейший город страны. В этом районе находятся и многие другие
крупные города Камеруна. В значительной степени их рост происходил за
счет оттока населения из сельских местностей, в основном из горных районов
запада. Все же ок. 54% населения Камеруна проживает в сельской местности.
Население Камеруна относится в основном
к трем крупным этнолингвистическим общностям: банту на юге, бенуэ-конголезской
в центре и на западе, чадской на севере.
Народы банту (дуала, фанг, мака и др.) и
родственные им народы бенуэ-конголезской подгруппы (бамилеке, бамум, тикар
и др.) составляют более 60% населения. Они занимают южные, юго-западные
и западные районы влажнотропических лесов, т. е. экономически наиболее
развитую и густонаселенную зону страны.
Живущие на побережье дуала издавна были посредниками в торговле между
европейцами и народами, населяющими внутренние районы страны. Язык дуала
- один из наиболее распространенных на юге Камеруна. Основное занятие
дуала - земледелие; на побережье значительного развития достигло рыболовство.
Часть дуала работают на предприятиях в Дуала и Криби.
Носителем древней культуры считается народ фанг, населяющий бассейны рек
Санага, Ньонг и Нтем. Живет этот народ не только в Камеруне. В результате
колониального раздела Африки фанг оказались расчленены между Камеруном,
Габоном и Экваториальной Гвинеей. В прошлом фанг Камеруна славились искусством
резьбы по слоновой кости и дереву, но с приходом европейцев эти ремесла
пришли в упадок. Однако богатое устное творчество (легенды, сказки и др.)
и музыкальные народные мотивы фанг бережно хранят и передают из поколения
в поколение. Их танцы являются образцами удивительного сочетания ритмической
пластики с ярким мимическим рисунком. Занимаются фанг в основном потребительским
земледелием подсечно-огневого типа; кроме того, они составляют довольно
большую прослойку среди наемных рабочих на плантациях какао, расположенных
в этом районе, и на промышленных предприятиях в Яунде.
В глубинных южных районах Камеруна, покрытых влажнотропическими лесами,
расселен еще один народ языковой группы банту - мака. Основное его занятие
- земледелие и охота.
Среди
народов бенуэ-конголезской подгруппы выделяются бамилеке. Это самая крупная
по численности народность Камеруна. Живут бамилеке в горных западных районах,
занимаются главным образом земледелием; среди культур большое место занимают
экспортные, особенно кофе. Постройки бамилеке отличаются своеобразием:
квадратные в плане, они имеют плетеные бамбуковые стены и высокую крышу
в виде конуса. В районах расселения этого народа очень высокая плотность
населения, что вызывает интенсивную миграцию бамилеке. Представителей
этой этнической группы можно встретить повсюду в южных районах Камеруна.
Это мелкие предприниматели, торговцы, владельцы автотранспорта и недвижимости;
бамилеке составляют основную массу безработных в больших городах, прежде
всего в Дуала.
Бамилеке издавна славятся как искусные ремесленники. Широко распространена
у этого народа резьба по дереву, бамилеке украшают ею свои жилища. В музее
традиционного искусства бамилеке в Джанге широко представлены выразительные
деревянные маски, панно, гончарные и плетеные изделия, статуэтки из меди
и бронзы. Очень красочны танцы этого народа. Исполнители обычно одеты
в яркие костюмы, вышитые бисером, их головы украшают огромные разноцветные
перья и маски.
Северо-восточнее бамилеке расселены бамум (бамун), которые также относятся
к земледельческим народам. Живут они в больших деревнях, состоящих из
четырехугольных хижин с земляными стенами и конусообразной кровлей, покрытой
соломой. Большой интерес представляет культура этого народа. В начале
ХХ в. у народа бамум сложилась оригинальная письменность, которая, однако,
не получила широкого распространения.
|
|
Бамум - искусные ремесленники, и город Фумбан
по праву считается центром художественного ремесла Камеруна. В городском
музее собраны деревянные и металлические (из меди и бронзы) панно, оригинальные
статуэтки из ракушек каури, ранее служивших здесь деньгами, и другие предметы
быта народа бамум. Очень выразительны маски бамум - деревянные и медные.
Великолепным произведением искусства бамум является дворец султанов. Построенный
в 1917 г. при султане И. Нджойя, он представляет собой трехэтажное здание,
украшенное резными сводами и деревянными колоннами, балконами и галереями.
Во дворцовом музее собраны маски и чепцы бамумских султанов.
На языках банту говорят и пигмеи, живущие в лесных чащах Камеруна. Они
ведут бродячий образ жизни, строят в глубине леса круглые хижины из веток
и листьев; занимаются пигмеи преимущественно охотой и собирательством.
Народы, говорящие на языках чадской группы (бата, мандара, маса, музгу,
котоко и другие, а также хауса), населяют север страны. Эти народы в горах
занимаются террасным земледелием, на равнине - земледелием, скотоводством
и рыболовством. Основное занятие хауса - ремесло и торговля.
Своеобразна архитектура жилищ некоторых этих этнических групп. Широко
известны, например, "хижины-снаряды" музгу, живущих на левобережье
р. Логоне. Они представляют собой высокую куполообразную постройку с дымовым
отверстием, целиком вылепленную из глины, как большой сосуд. Для стока
воды и защиты жилища от размыва на их стенах делаются желоба, создающие
своеобразный узор. Вход и стены внутри хижины украшаются процарапанным
или расписным геометрическим орнаментом.
Поселения народов матакам, близких но языку к мандара, капсики, намши
и других, живущих в горах Мандара, состоят из круглых хижин, сложенных
из камня. Их высокая конусовидная крыша делается из жердей, покрытых соломой.
Хижины соединены по две проходом и образуют один дом.
Из прочих народов, населяющих северную часть страны, наиболее многочисленны
оседлые фульбе и кочевые фульбе-бороро. Важную роль в жизни оседлых фульбе
играют ремесла и торговля. До сих пор среди фульбе пользуются большой
властью султаны (ламидо), которые являются не только светскими, по и духовными
мусульманскими вождями. Живут они во дворцах под охраной большой свиты
приближенных. Их воины облачены в тяжелые одеяния, вооружены копьями с
наконечниками метровой длины и восседают на лошадях, укрытых до самых
копыт яркими попонами.
Народное образование. В 1994-1995
гг. в начальных школах обучалось ок. 89% детей соответствующего возраста
(93% мальчиков и 84% девочек), а в средних - 27% (32% юношей и 22% девушек).
Общая численность учащихся в начальных школах составила ок. 1, 9 млн.,
в средних - 459, 1 тыс., в технических училищах - 91, 8 тыс. В высших
учебных заведениях (кроме университетов) обучались 33,2 тыс. студентов.
В мусульманских районах имеются коранические школы, где преподают марабуты.
Основанный в 1962 г. университет Яунде располагает пятью региональными
филиалами, каждый из которых имеет свою специализацию. В 1994-1995 гг.
во всех филиалах обучались 31, 4 тыс. студентов, в том числе немало граждан
других африканских стран.
|