Камерун: политическое состояние и государственное устройство

 

1 октября 1961 была образована Федеративная Республика Камерун в составе бывшей подопечной территории ООН под управлением Франции (Восточный Камерун), ставшей независимой с 1 января 1960, и присоединенной к ней южной части бывшей подопечной территории ООН под управлением Великобритании (Западный Камерун). Идея образования страны обосновывалась тем, что до Первой мировой войны существовала германская колония Камерун, в которую входили нынешняя территория страны и районы, отошедшие к Нигерии. На протяжении 1960-х годов обе части страны оставались разными государствами в пределах одной федерации, что было зафиксировано в конституции 1961.
В соответствии с этой конституцией, оба государства располагали собственными законодательными органами, которые осуществляли свои функции в сферах, не попадающих под юрисдикцию федерального правительства. Законодательное собрание Восточного Камеруна заседало в Яунде, Западного Камеруна - в Буэа. В Западном Камеруне существовал Совет вождей, наделенный совещательными полномочиями. Правительство каждой из частей Камеруна возглавлял премьер-министр, который назначался федеральным президентом и утверждался национальным собранием.
До 1966 в политической жизни страны доминировали две партии. Большинство парламентских мест в Восточном Камеруне принадлежало партии Камерунский союз (КС). Лидер партии мусульманин Ахмаду Ахиджо в 1960 был избран президентом Камеруна, а в 1961 стал президентом Федеративной Республики Камерун. Самой влиятельной партией Западного Камеруна была Камерунская национально-демократическая партия (КНДП), лидер которой Джон Нгу Фонча до 1970 занимал пост вице-президента. В 1966 произошло объединение обеих партий и создание единой для федерации партии Камерунский национальный союз (КНС), к которой присоединились и несколько небольших оппозиционных партий. В 1970 А.Ахиджо был переизбран президентом, а пост вице-президента занял представитель Западного Камеруна Танденг Муна.
В соответствии с результатами референдума, проведенного 20 мая 1972, страна была преобразована в унитарную республику и стала называться Объединенная Республика Камерун. Вместо прежних правительств и законодательных органов было учреждено Национальное собрание в составе 120 депутатов. Исполнительная власть была возложена на президента, которому с 1975 стал помогать премьер-министр. Первым премьер-министром стал Поль Бийя, который до этого занимал должность главного секретаря канцелярии президента. Пост вице-президента был упразднен. Президент и депутаты парламента избирались всеобщим голосованием на пятилетний срок. В апреле 1975 Ахиджо был переизбран на новый президентский срок, получив на безальтернативных выборах поддержку более 99% зарегистрированных избирателей.
В этот период в некоторых районах страны зрело недовольство однопартийной системой. Реакцией на авторитарное правление Ахиджо стало создание подпольных оппозиционных группировок, преимущественно на западе страны, где сосредоточено англоязычное население. Правда, это не помешало избирателям поддержать на вторых выборах в Национальное собрание в мае 1978 единый список кандидатов. В апреле 1980 на очередных безальтернативных выборах Ахиджо был вновь переизбран президентом на пятилетний срок.
По совету французских врачей в ноябре 1982 Ахиджо по состоянию здоровья передал пост президента Полю Бийе (позже стало известно, что такой "совет" был дан с подачи французского правительства во главе с президентом Франсуа Миттераном, которое желало сместить Ахиджо). 22 августа новый президент объявил о раскрытии антиправительственного заговора и отдал приказ арестовать двух ближайших военных советников Ахиджо (последний бежал за границу и жил в изгнании во Франции и Сенегале до самой смерти в ноябре 1989). Судебный процесс над Ахиджо и двумя его сподвижниками завершился вынесением всем троим смертного приговора, но президент Бийя изменил меру наказания на пожизненное заключение.
На проведенных в январе 1984 безальтернативных президентских выборах Бийя набрал 99,98% голосов. За время своего правления он реорганизовал административное устройство страны, увеличив число провинций с семи до десяти. Национальное собрание одобрило конституционную поправку, предусматривавшую возвращение стране прежнего названия - Республика Камерун. В том же году был упразднен пост премьер-министра. В апреле 1984 республиканская гвардия - элитное подразделение, где среди командного состава осталось немало мусульман, сторонников Ахиджо, - попыталась совершить государственный переворот. Мятеж был подавлен воинскими частями, преданными президенту Бийе. Мятежники вскоре предстали перед военным трибуналом, который приговорил 46 подсудимых к смертной казни.
За нескольких месяцев Бийя сумел восстановить доверие населения к правительству и укрепить президентскую власть. На проведенном в марте 1985 съезде правящей партии КНС она была переименована в Демократическое объединение камерунского народа (ДОКН). В апреле 1988 состоялись выборы в Национальное собрание. На проведенных безальтернативных президентских выборах Бийя получил 98,75% голосов.
В начале 1990-х годов во многих странах Африки набирало силу движение за демократические свободы и против авторитарной системы правления. Не остался в стороне от этой тенденции и Камерун. В феврале 1990 была арестована и предстала перед судом группа граждан страны, обвинявшихся в подрывной деятельности и принадлежности к подпольной оппозиционной организации Социал-демократический фронт (СДФ). Эта организация, возглавлявшаяся Джоном Фру Нди, пользовалась поддержкой многих известных камерунских литераторов и юристов. Власти инкриминировали СДФ получение финансовой помощи из соседней Нигерии. Бийя был против введения в Камеруне многопартийности, аргументируя это тем, что смена политической системы помешает преодолению затяжного экономического кризиса. Массовые демонстрации и столкновения сторонников демократизации с силами безопасности, а также давление со стороны мирового сообщества вынудили Бийя и ДОКН провести некоторые реформы, например смягчить цензуру над печатными изданиями и отменить запрет на создание политических организаций. Кроме того, был сформирован специальный комитет для разработки законодательства о гражданских правах, а в декабре 1990 депутаты Национального собрания приняли конституционную поправку о введении многопартийной системы.
В условиях накала борьбы за демократизацию лидеры оппозиции вновь выдвинули требование о созыве национальной конференции для выработки графика проведения выборов на многопартийной основе. Когда правительство заявило о готовности провести парламентские выборы в феврале 1992, некоторые оппозиционные группировки, в том числе наиболее влиятельные СДФ и Демократический союз Камеруна (ДСК)), отказались в них участвовать. Они заявили, что считают намеченную дату преждевременной и что закон о выборах дает односторонние преимущества правящей партии. В выборах в Национальное собрание 1 марта 1992 приняли участие 32 партии. По итогам голосования места в парламенте распределились следующим образом: ДОКН - 88 из 180, НСДП - 68, Союз народов Камеруна (СНК) - 18 и Движение в защиту республики (ДЗР) - 6. В среднем по стране в выборах приняли участие 61% зарегистрированных избирателей, но в районах, где под руководством оппозиционных сил проходила всеобщая забастовка, на избирательные участки явилось лишь 10% электората.
11 октября 1992 были проведены первые президентские выборы на многопартийной основе. Правда, по новому закону партии были лишены права создавать предвыборные коалиции. Победу одержал Бийя, получивший 39,9% голосов. Его основной соперник Фру Нди получил поддержку 35,9%, а кандидат от НСДП Белло Буба Майгари - 19,2% избирателей. Фру Нди оспорил эти итоги, объявив себя победителем. В октябре Верховный суд Камеруна отклонил требование Фру Нди о признании результатов выборов недействительными, не приняв во внимание свидетельства группы американских наблюдателей о многочисленных нарушениях в ходе избирательной кампании. Решение суда спровоцировало массовые беспорядки, после чего Фру Нди и группа его сторонников попали под домашний арест, а в Северо-Западной провинции было введено чрезвычайное положение сроком на три месяца.
После нескольких лет политического противоборства между оппозицией и правящим режимом, который становился все более коррумпированным и авторитарным, Национальное собрание внесло в конституцию поправки, увеличившие срок президентства с пяти до семи лет, однако пребывание на этом посту одного лица ограничивалось двумя сроками. В январе 1996 в выборах в местные органы власти приняли участие 38 политических организаций. ДОКН добилась успеха в 55% из 336 муниципальных советов, СДФ - в 27%, преимущественно в западных районах. По результатам парламентских выборов, проведенных в мае 1997 при участии 46 политических партий, места в Национальном собрании распределились следующим образом: ДОКН - 109 из 180, СДФ - 43 места, НСДП - 13 и ДСК - 5. Верховный суд отверг обвинения оппозиции в подтасовке итогов голосования в пользу правящей партии. В 1997 Бийя был избран президентом на новый семилетний срок.
В 1990-е годы сторонники демократизации выступали с требованиями возврата к федеративному устройству страны. В частности, с такими лозунгами в апреле 1993 организовало митинг в Буэа, столице Юго-Западной провинции, Камерунское англофонское движение (КАД), выражавшее недовольство засильем во всех сферах деятельности франкоязычного населения. Сформированная в июле 1995 новая политическая организация Национальный совет Южного Камеруна (НСЮК) потребовала предоставления автономии той части бывшего Британского Камеруна, которая в 1961 вошла в состав Республики Камерун. В 1995 обе эти организации обратились в ООН с просьбой поддержать их предложение о создании независимой Республики Южный Камерун. Когда в 1995 правительство Бийи предприняло шаги для вступления в Содружество, возглавляемое Великобританией, НСЮК тут же подал заявку на вступление в эту организацию от имени якобы независимой Республики Южный Камерун.
На протяжении всего периода независимого развития во внешней политике страны доминирующую роль играл Восточный Камерун. При Ахиджо делались официальные заявления, что на международной арене Камерун проводит политику неприсоединения и стремится уменьшить зависимость от Франции и ее западных союзников. Однако Камерун продолжал получать помощь от Франции (в соответствии с договором 1960 об обороне), равно как и от США.
Камерун входит в зону французского франка и принимает активное участие в ориентированных на Францию африканских организациях. Однако в 1973 страна прекратила членство в Общей афро-маврикийской организации (ОКАМ), штаб-квартира которой находилась в Яунде. Камерун является членом Таможенного и экономического союза Центральной Африки (ЮДЕАК), Организации африканского единства и ООН.
Сокращение камерунского экспорта, в первую очередь нефти, вынудило правительство страны в 1989 приступить к реализации первой программы структурной перестройки экономики, что обострило и без того натянутые отношения с Парижским клубом кредиторов и МВФ. В 1997 внешняя задолженность возросла до 9515 млн. долл. (106% ВВП), хотя Франция списала половину камерунских долгов. В конце того же года отношение суммы внешнего долга к экспортной выручке составило 338%.
В 1995 Камерун стал полноправным членом Содружества, возглавляемого Великобританией. При этом страна сохранила тесные отношения с Францией, особенно в военной области. С июня 1991 между Камеруном и Нигерией участились вооруженные столкновения в районах, прилегающих к п-ву Бакасси, где находятся богатые месторождения нефти. По соглашению между Германией и Великобританией, заключенному еще в 1913, этот полуостров должен был отойти к Камеруну. После того как в пограничных перестрелках погибли несколько военнослужащих с обеих сторон, возникла реальная угроза войны. Организация африканского единства и ООН выступили посредниками в разрешении конфликта. По требованию Камеруна это дело было передано в Международный суд.



Вернуться на главную