Социология искусства Экваториальной Гвинеи

 

В данной работе рассматриваются основные тенденции развития социальной политики в музыке, искусстве и танце Экваториальной Гвинеи. Социокультурные особенности музыки и искусства в Экваториальной Гвинеи многообразны. Это объясняется различными племенными традициями в музыке, танцах и искусстве. В Экваториальной Гвинее действуют 573 начальных школ, где учатся 75,7 тыс. детей. В средних школах обучаются около 17,6 тыс. учащихся. Успех социологии и искусства связан с преобразованиями в Экваториальной Гвинее, как и в большинстве стран, вступивших на путь духовной деколонизации. Высшее образование жители страны могут получить либо в зарубежных вузах, либо в учебных центрах на о. Бате и Малабо. Образование должно помочь Экваториальной Гвинее решить проблемы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства на высшем уровне. Экваториальная Гвинея находится в центре планеты, ей принадлежат два гористых острова вулканического происхождения - Биоко и Аннобон, с плодородными почвами. На сегодняшний день цели социальной политики формируются исходя из современных требований общества, ориентирующегося на опыт международного развития в области социальных преобразований.
В конце XV-XVIII вв. территория Экваториальной Гвинеи была во владении Португалии, с 1778 - колония Испании. В 1843 Испания, господствовавшая на островной территории, захватила также Рио-Муни. После первой мировой войны Испания установила военный контроль над Рио-Муни. Прежде эти люди жили в деревнях, в 1960-е годы стали переселяться в административные центры внутренних районов - Микомесенг, Ниефанг, Эбебийин и Монгомо, а также в прибрежные города. В 1960-е годы расширилось движение за независимость. В 60-70-х в Экваториальной Гвинее находились ок. 7 тыс. европейцев, преимущественно испанских бизнесменов, государственных служащих и миссионеров. В то время они почти полностью контролировали экономическую жизнь страны. Вскоре после провозглашения независимости их осталось всего тыс.1000 человек. На всенародном референдуме, проведенном в августе 1968 под эгидой ООН, население высказалось за независимость и одобрило соответствующую конституцию. Страна получила независимость 12 октября 1968 года. В 1978 году произошли исторические изменения, вызванные глубокими социальными противоречиями внутри общества, обострившимся к концу 70-х гг. После провозглашения независимости, определяющее значение имеет равенство доступа к образованию для различных слоев и территориальных групп населения. В 1979 испанцы стали возвращаться в Экваториальную Гвинею, и в 1980 их насчитывалось 4 тыс. человек. В 1983 в Экваториальной Гвинее проживали 304 тыс. человек, из них 57 тыс. - на о.Биоко и 2 тыс. - на о.Аннобоне. Во внутренних районах Биоко живут буби, которые являются коренным населением острова. В начале 1990-х годов в стране проживали 15 тыс. буби. Около 3/4 населения Мбини составляет народ фанг, сумевший сохранить этническую общность и традиционные институты власти. В начале 1990-х годов Фан составляли 80-90% населения крупнейшего города Мбини и нескольких других городов. К 1998 численность населения возросла до 454 тыс. человек. Среди других этнических групп страны выделяются фернандино, потомки англоязычных освобожденных рабов, которые обосновались на Биоко в 19 в.
Население (по оценкам на 1998 год) приблизительно 454 000 человек. Крупнейшие города: Малабо (38 000 человек), Бата (24100 человек) крупнейший город на материковой части. В стране существует система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие категории для определения социальных целей в обществе. Актуален переход на систему адресной дифференцированной поддержки учащихся и студентов из, семей и отдаленных территорий. Музыкальное искусство и традиционная музыка играют очень важную роль в жизни общества. Они устанавливают социальные связи, влияющие на определенную деятельность людей. Люди, поющие вместе традиционные песни, объединяются. Механизм взаимодействия в социуме включает в себя индивидов, которые совершают определенные социальные сдвиги, при которых возникает культурная самобытность. Маркс говорил, что общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Нация - это духовное понятие, которое имеет глобальный характер. Достоверная информация о народе - это музыка и танцевальное искусство того народа, по ним можно судить о духовном уровне людей, проживающих в данном регионе. Уровень культуры определяется её социализированностью, т.е., приобщением к народу, к культурному наследию поколений, от степени приобщённости к народной культуре зависит развитие творческих способностей нации. Национальное искусство представляет собой определённые элементы, заложенные в сознании народа. Тенденции к развитию индивидуализма в обществе позволяет уйти от старых эпох к новым преобразованиям в искусстве.
Искусство, танцы и музыка помогают укреплять древние традиции на пути совместных исторических преобразований в Экваториальной Гвинее. Любая музыка есть публичное явление в народе, она помогает создавать единую социальную политику в государстве. Самым важным является оценка возможностей человечества, которые определяют степень развития обществе. Интересы в современном обществе в области музыкальной культуры связаны, прежде всего, с процессом обретения национальной звезды. Доктрина данной работы даёт материалы для изучения музыки и танцев в этой стране.
В Экваториальной Гвинеи существует следующие направления танцевальной музыки: Бикуци, (Bikusti), Мокои (Mokoi), и Бисела. Танцоры Бикуци одеваются в одежду из шкур леопарда или в страусовые перья, поскольку движения людей в этих танцах есть имитация жизни диких животных в экваториальной Африке. Танцы демонстрируют удивительную пластику тела, африканскую самобытность. Девушки в образе птиц в своих танцах отражают музыкальный дух Экваториальной Африки. Экваториальная Гвинея - один из центров традиционного африканского танца, и многие его стили известны не только в других странах Африки, но и за ее пределами. Бикуци - традиционный танец жителей центрального и южного Э. Г., причем он имеет распространение не только среди них, но и жителей соседних с ним стран, например, Габона. Бикуци исполняется традиционными музыкальными инструментами жителями отдаленных деревень. Жители страны исповедуют в основном католицизм.
Театрализованные мероприятия в столице Малабо, на островах Биоко и Аннобонес действуют ошеломляюще на зрителей, поскольку некая волшебная сила является главным фактором, заставляющим притягивать взоры тысячи людей. Молодые девушки танцуют как фламинго, которые являются главными морскими обитателями Гвинейского Залива. Самыми зажигательными танцами в Экваториальной Гвинее являются женские танцы, поскольку именно они отражают в полной мере обычаи и нравы народа, женщина является главным носителем национальной культуры у большинства африканских народов, поскольку там сильно действуют матриархальные линии родства. Вместе с тем, мужчины также принимают активное участие в танцах, но на вторичных ролях. Театральные искусство в Экваториальной Гвинее достигло высокой степени мастерства.

Изобразительное искусство и архитектура

В 1959 в г. Бафа на острове Биоко была открыта Школа искусств и ремесел. Как и другие виды искусства, театр в Экваториальной Гвинее имеет глубокие корни в недрах фольклора и этнических традиций. Древнейшая форма театрального представления - ритуальные пляски, шествия масок, празднества инициаций, имеющие свои сценарии и расписание ролей участников. В политехническом институте на острове Бата находится "Музей Мондесто Хене". Там разнообразные по форме керамические изделия, маски, керамическая и бронзовая посуда, украшенные сетчатым "в ёлочку" узором, вмятыми при помощи раковин, процарапанными рядами из кругов, овалами неправильной формы, зигзагообразными линями, бороздками и лентами из параллельных прямых или волнистых борозд. Люди рисуют природу: реки, поля, море, городские районы и деревенские хижины на фоне пальм. При министерстве Культуры существует небольшой музей в столице Малабо. С другой стороны в стране имеется несколько групп, в которых работают фактически профессиональные актеры и режиссеры. На острове Бионко были открыты следы неолитической культуры. Среди традиционных жилищ наиболее распространены прямоугольные, в плане дома с двускатной крышей из пальмовых листьев и открытой верандой, защищающей стены от солнца; хижины на решётчатом каркасе из жердей или бамбука, обмазанные глиной. Примечательны дома мужских собраний, крышу которых поддерживает дерево. Колонна, украшенная резными символическими орнаментами с зооморфными головами. Города занимают большую площадь с разбросанной, в основном одноэтажной, застройкой (в Малабо и Бате - 2-3-этажная). Отдельные здания, начиная с 20 в., выстроены в псевдоготическом стиле, более поздние - в духе современной европейской архитектуры (Аэропорт и телеграф в Малабо, радиостанция и Дворец съездов в Бате и других городах. Весьма разнообразно художественное ремесло. Развита резьба по дереву. В континентальной части высокой художественной ценностью обладают изделия фан (головы на удлиненной шее, фигуры на деревянных ящиках для хранения священных черепов, человеческие фигуры выс. 1 м, антропоморфные и зооморфные деревянные маски. В долине реки Бимбили вырезают деревянные идолов в виде стилизованных человеческих фигур с высокой прической из волокон пальмы рафии. У буби распространено изготовление (обычно из куска дерева) музыкальных инструментов типа колокольчиков ("леебо") с 8-10 язычками, богато украшенных геометрической орнаментом и узором из линий. Традиционное искусство народов Э.Г наиболее ярко приставлено в изделиях мастеров, работающих в сфере народных художественных ремесел: плетении, ткачестве, гончарном производстве, резьбе по дереву. Ткацкое художественное ремесло является наиболее популярным в этом регионе.
Следует отметить, что искусство обработки камня в Э. Г. не очень распространено. В сельской местности строятся дома, окруженные деревянной изгородью, части которой скрепляются особым клеем, который позволяет сделать забор непроницаемым. Крыш и домов делают из больших листьев пальмового дерева бисент. В настоящее время почти все крыши сделаны из железобетона. Большие цистерны из-под бензина режут на части и используют их для покрытия крыши, что является достаточно распространённым явлением у некоторых народов тропической Африки.

Музыкальное искусство

В музыкальном искусстве Экваториальной Гвинеи существуют следующие понятия:

· Маэле - танец, исполняемый одним мужчиной
· Бесосо - танец, ритмы которого напоминают латиноамериканскую музыку и являются также основой для балета.
· Иванга танец, исполняемый женщинами во время праздника сбора урожая.
· Ефамба - медленная музыка, но иногда она бывает ритмичной, как Макосса или Кваса Кваса, напоминающая конголезские танцы.
· Еу-ма - эта песня о жизни героев, своеобразный героический эпос, повествующий об истории страны, исполняется женщиной.
· Мбо Менге - музыка, передающая радостные эмоции населения Экваториальная Гвинея.
· Мерседес де Эло - песня, имеющая своеобразный оригинальный стиль.
· Мьенка мукна - традиционный танец Экваториальной Гвинеи.
Моком - танец, который переименован в настоящее время в бикуци.
· Мистрорибочей - танцевальная музыка, которая относится к направлению Кваса Кваса.
· Мобеленгон также является одним из видов традиционных танцев.
· Ихах дель соль - танец, исполняемый двумя девушками в чисто классическом стиле, соединённом с особыми традиционными ритмами.

Танец мекуе первоначально появился у народов комбе и вата, он исполняется во время траура мужчинами, которые собираются отдельно от женщин, и, вместо того, чтобы горевать, рассказывают смешные истории; они веселятся на похоронах, подобно цыганам или древним грекам, бросая, таким образом, вызов смерти и желая её победить. Мужчины одевают самодельную плетеную одежду наподобие одежды средневековых рыцарей, и для смеха украшают себя куриными перьями, которые символизируют жизнь. В это время женщины находятся на кухне и могут лишь приносить еду мужчинам. После трех месяцев со дня похорон исполняется танец эмболаза: женщины и мужчины встают в круг, хлопают в ладоши, а главный исполнитель танца находится в середине.
Распространённым искусством в Экваториальной Гвинее является плетение корзин "куен" из пальмовых ветвей и листьев, которые женщины фан носят на спине. Другие племена носят такие корзины на голове, у народа фан это не принято. Барабаны ''нбень'' в основном делаются из дерева "емы" и обтягивается шкурой, барабанные палочки имеют названия "нкуу". Барабан ''нгом'' более короткий, а ''нбень'' чуть длиннее. Чтобы создавать особый красивый звук, на барабанах иногда играют руками. Народы Экваториальной Гвинеи (буби, аннобонес и т.д) применяют разнообразные методы обработки дерева, из него делают посуду: кувшины, тарелки, и также дубинки для охоты, луки со стрелами, который в древности использовались для защиты от врагов у многих африканских народов. В городах и деревнях продаются предметы народного промысла. Особым видом искусства является плетение косичек для женщин, которое сейчас популярно во всём мире, волосы украшаются вплетением волос из хвостов лошадей.

ЛИТЕРАТУРА
Мельников И.А., Корочанцев В.А. Экваториальная Гвинея. М., 2001
Станы Африки: Факты, события, цифры. М.1999.с.255

Оса Осага Антимо, Нве Нтонгоно Эльвира, РУДН


Вернуться на главную