Банки


Рост инвестиций в банковской сфере и увеличение финансовых возможностей по реализации новых проектов привели к формированию новых рыночных институтов и изменили облик существующих банков. Правительство, однако, все еще не готово начать процесс приватизации государственных банков. Даже относительно простой процесс продажи акций госсектора в совместных банках занимает непозволительно много времени.
Помимо четырех госбанков, на долю которых приходится 70% всех банковских активов в Египте (Национальный, "Мыср", Каирский, Александрийский), ведущие позиции занимают два частных банка - "Коммерческий международный" и "Мыср Интернешнл" (10% всех банковских активов). Среди других динамично развивающихся египетских частных банков можно назвать Египетско-Американский, "Мыср Экстериор" и "Насьональ Сосьете Женераль".
Для большинства банков 1998 ф.г. был достаточно сложным в связи с изменениями налогового законодательства и снижением фондовой активности. Лишь "Мыср Интернешнл" среди всех частных египетских банков удалось укрепить свое положение и значительно увеличить объем предоставляемых займов за счет осторожной политики и накопленных ранее активов. Банк также намерен принять участие совместно с "Мерил-Линч" и "И.Эф.Джи.-Гермес" в финансировании приватизации 7 электрических компаний.
Наиболее заметными стали последствия налоговых преобразований для "Коммерческого международного". Однако к концу 1998 г. банку удалось укрепить свое положение и выступить с рядом инициатив: создание брокерского филиала, инвестиционной компании и СП в сфере страхования совместно с европейцами (первым шагом на этом пути стало создание банком в 1995 г. вышеупомянутой КМИК, которая стала одной из ведущих инвестиционных структур в Египте).
Другие три частных банка не смогли достичь такого же уровня роста. В отношении "Египетско-Американского", который является СП "Банка Александрии" и "Америкэн-Экспресс", встает много вопросов. "Банк Александрии" был вынужден, в соответствии с постановлением правительства о собственности госбанков, сократить долю своих акций в "Египетско-Американском банке" с 35 до 20%. "Америкэн-Экспресс" может принять решение о продаже банка в рамках политики отказа от коммерческого банковского дела.
Ситуация с "Насьональ Сосьете Женераль" более определенная. Руководство банка разрабатывает новую стратегию, нацеленную на развитие "розничной" банковской деятельности (работа с мелкими фирмами и индивидуальными клиентами).
Либерализация и приватизация банковской сферы. Отличительными чертами финансовой системы, существовавшей до 90-х гг., можно назвать следующие признаки:
1. Четыре государственных банка владели большей частью общих банковских активов и филиалов (90%) при наличии жестких ограничений на банковскую деятельность для коммерческих банков;
2. Реальные процентные ставки по депозитам оставались отрицательными, что приводило к избыточному спросу на кредиты; власти решали эту проблему путем введения особых "потолков" на банковские кредиты;
3. Требования по уровню резервов для банков были все время высокими, что увеличивало уровень процентных ставок на 1,7%;
4. Выделение кредитов производилось административным путем; более 70% кредитов шло на нужды госсектора;
5. Государственные банки обладали "низкокачественными" портфелями, характеризовавшимися узостью диверсификации и высокой долей "неработающих" займов. Подобная банковская система привела к падению рыночной капитализации уровня кредитования предприятий, сокращению объема частных сбережений, потере инвестиционных средств.
Основой усилий по либерализации финансовой и банковской систем стали крупномасштабная фискальная реформа и программа стабилизации, в результате которых бюджетный дефицит сократился с 18% до 1% от ВНП, объем частных сбережений стал положительным, уровень инфляции сократился с 21% до 4%.
Улучшившееся положение на валютном рынке позволило Египту начать реформирование финансовых институтов. Был снят контроль за процентными ставками, устанавливаемыми банками, также как и фиксированные тарифы на ряд услуг. Были отменены "потолки" на кредиты, и стали вводиться непрямые методы валютного контроля. Уровень ставок по краткосрочным депозитам установился на 10%, а по банковским займам - на 14%.
В 1996 г. была запущена программа широкой приватизации предприятий госсектора - значительное структурное преобразование, ставшее возможным в результате успеха макроэкономической стабилизации. Одним из важных элементов этой программы является решение египетского руководства о приватизации доли госсобственности в 23 совместных банках. Благодаря этому шагу значительно активизировалась конкуренция в банковской сфере, показатели развития и экономической активности коммерческих банков улучшились в несколько раз.
На египетском финансовом рынке в 1999 г. действовали 35 совместных банков, 22 отделения иностранных банков и 4 государственных банка. Общий объем депозитов составляет 207 млрд.ф., из которых 120 млрд. находится в государственных банках.
Правительство активно проводит политику снижения коммерческой взаимозависимости между различными банками. Начало этому процессу было положено продажей Национальным египетским банком половины своего 42% пакета акций в Международном коммерческом банке - самом крупном и наиболее преуспевающем совместном банке. Продажа была осуществлена посредством выпуска депозитарных чеков, оцененных в 120 млн. долл. на лондонской фондовой бирже. Торги прошли успешно и подтвердили привлекательность портфельных инвестиций в Египет для иностранных инвесторов. Вскоре был также удачно приватизирован "Египетско-американский банк". В ряде случаев иностранные партнеры в совместных банках принимали решение о покупке госчасти акций банка. Банкам разрешили самим устанавливать курсы покупки и продажи валют. Была достигнута конвертируемость египетского фунта. Стабильность обменного курса в сочетании с положительным уровнем реальных процентных ставок вызвали приток капиталов в страну, что позволило сохранить курс обмена фунта к доллару на уровне 3,4 к 1. Оздоровление финансовой системы позволило увеличить резервы иностранной валюты до 20 млрд. долл. Важным моментом в финансовой реформе стало изменение политики по отношению к предприятиям госсобственности: увеличение доходности стало основной целью; было отменено субсидирование; предоставлена автономия в вопросах управления и операциях; были отменены льготы по предоставлению им банковских займов. Все это позволило сократить разрыв в подходах к частным и государственным банкам (частный сектор экономики получает около половины всех кредитов, предоставляемых банками).
Процесс приватизации банковской системы правительство проводит, начиная его с мелких банков, устанавливая нормы для защиты кредиторов и кредитуемых, акционеров и вкладчиков от вмешательства государства и нарушений со стороны банков, усиливая контрольную роль ЦБ и его независимость от правительственных структур, совершенствуя систему кредитования, устанавливая препятствия для образования банковских монополий. Передача права собственности из рук государства в частный сектор идет при сохранении контрольных функций за государством. Достаточно прочная экономическая база, на которой проводится программа приватизации финансовой сферы (низкий бюджетный дефицит, стабильный курс национальной валюты), позволила правительству освобождать от налогов перспективные сектора экономики, выделять большие суммы для компенсации увольняемым рабочим и служащим приватизированных объектов, хотя это и не решает полностью проблему обостряющейся безработицы в АРЕ.
"Межд. комбанк", "Межд. егип. банк" и "Егип. -амер. банк" успешно влились во всемирный банковский "альянс". Банковский сектор в Египте представляет перспективную сферу для вложения средне- и долгосрочных инвестиций: уровень прироста составляет 20-30% в год. С 1995 г. банки начали выпуск облигаций, которые стали главным источником капиталов после межбанковского рынка.
В связи с политикой ЦБ по ограничению выдачи новых лицензий, до недавнего времени инвесторы были вынуждены выкупать в уже существующих банках акции, в частности у госсектора. В случае с крупными банками это в основном иностранные инвесторы, а в коммерческих банках - местные предприниматели. Правительство обещает в ближайшее время упростить процедуры выдачи лицензий на банковскую деятельность, снизить требования к банкам в отношении размера капиталов и разрешить создание специализированных финучреждений.
Этапным моментом в либерализации финансовой системы стало принятие в июне 1998 г. закона, разрешающего продажу акций госбанков частному сектору. Первоначально планируется не столько "продать" государственные банки, сколько привлечь частный сектор к владению частью собственности этих банков через акции и фондовую биржу. Либерализация ставит банки перед необходимостью поиска новых сфер вложения инвестиций, т.к. до этого основные банковские средства вкладывались в госсектор. Это связано со многими трудностями и рисками и может привести к резкому сокращению кредитов, предоставляемых банками. Возросшая взаимозаменяемость валют и отказ от прямых методов валютного контроля в пользу рыночных механизмов требуют большей гибкости и технического совершенства от ЦБ. Планируемая приватизация четырех крупных банков должна, по оценкам правительства, значительно оздоровить систему управления ими, увеличить эффективность их функционирования, дать большой приток иностранных и внутренних инвестиций в банковский сектор. При этом ее проведение должно проходить под контролем ЦБ с целью недопущения ущемления национальных интересов из-за скупки большей части акций иноинвесторами. В законе оговорено, что физические и юридические лица не могут владеть более 10% от заявленного капитала банка, кроме как по согласованию с правлением ЦБ. Также предусматривается предпочтение египетским и арабским инвесторам перед иностранными при продаже акций банков. В случае банкротства какого-либо банка, его акции обеспечиваются гарантиями ЦБ таким образом, чтобы вкладчики не пострадали; рассматривается также возможность введения системы страхования от банковских рисков.
Правительство намерено посредством создания отделений ЦБ проводить периодические ревизии деятельности банков и оценивать их экономическую состоятельность. Египетские власти намерены превратить центробанк в структуру, независимую от правительства и законодательной власти, подчиняющуюся только президенту.