Инвестиции

На международной экономической конференции по Ближнему Востоку и Северной Африке (Каир, МЕНА-96) были впервые обнародованы крупные инвестиционные проекты, рассчитанные на освоение 118 млрд.долл. в течение 40 и более лет - урбанизация Синая, а также развитие Верхнего и Среднего Египта (освоение территории губернаторства Новая Долина или проект канала "Тошка"). При этом учитывается, что население страны, составлявшее в 1996 г. 63,5 млн.чел., должно увеличиться к 2017 г. до 80 млн.чел.
Основные инвестиции в развитие египетской экономики направляются в с/х и ирригацию (проект "Тошка" с освоением более 200 тыс. га пустынных земель, строительство канала Ас-Салям и с/х освоение Сев. Синая), в энергетику (строительство новых ТЭС и ЛЭП), в транспортное строительство (автодороги, мосты, аэропорты, морпорты, трубопроводы, в нефте- и газодобычу, геологоразведку, телекоммуникационные сети, а также в развитие среднего и малого бизнеса, индустрию туризма. Проект прокладки канала и орошения земель в районе Тошка является самым грандиозным общенациональным проектом Египта, по значению приравненным к высотной Асуанской плотине. Президент Х.Мубарак на месте закладки насосной станции 9 января 1997 г. заявил, что "выполнение этого проекта позволит Египту достойно войти в XXI век и обеспечить египтянам лучшую жизнь". Предусматривается прорыть в песках канал длиной 350 км. (1 этап), соорудить насосную станцию (18 основных и 3 резервных агрегата, позволяющие осуществить подъем воды на высоту 53 м.), протянуть ЛЭП-220 от Асуанской ГЭС до насосного комплекса. Канал отсечет к западу от Нила 500 тыс.федданов песчаной земли, на которую затем будет уложен слой ила из озера Насер.
В процессе реализации проекта, который будет осуществляться в несколько этапов, должно быть вовлечено в с/х оборот 2,2 млн. федданов земли, сооружено 25 индустриальных зон, создана разветвленная инфраструктура. Финансирование освоения Новой Долины будет осуществляться совместными усилиями как местного, так и иностранного капитала. Правительство предполагает взять на себя 20 % всех расходов, а остальное должно приходиться на долю деловых кругов. Инвесторам предоставляются льготы, в частности освобождение от всех налогов до 20 лет.
Принятые в 1996-97 гг. законы и нормативные акты явились логическим продолжением экономической реформы в АРЕ по созданию благоприятного климата для привлечения иноинвестиций и активизации национального капитала в инвестиционной сфере. Закон № 100/96 отменил монополию государства на строительство и эксплуатацию объектов энергетики и коммунального хозяйства, закон № 229/96 предоставил право инвесторам строить, содержать и эксплуатировать объекты общенациональной и региональной инфраструктуры (автодороги, мосты, аэро- и морпорты). 11 мая 1997 г. издан закон № 8 "О поощрении инвестиций и гарантиях инвесторам". Компании, зарегистрированные в соответствии с этим законом, освобождаются от уплаты налога на корпорации на 5 лет (если они базируются в новых промзонах и отдаленных районах, то этот срок увеличивается до 10 лет, а за пределами долины Нила - до 20 лет). Льготы распространяются на компании: осваивающие пустынные территории с использованием современных методов ирригации; занимающиеся животноводством, птицеводством, рыболовством; промышленные и горнодобывающие; реализующие проекты жилищного строительства не менее чем на 50 домов; развивающие инфраструктуру, включая электро- и водоснабжение, канализацию, автодороги и связь; компании по перевозкам грузов в рефрижераторах; гостиницы, мотели, пансионаты, туристические городки; контейнерные терминалы, зернохранилища, склады-холодильники; компании, специализирующиеся на финансовом лизинге, на размещении ценных бумаг и т.д.
Закон №8/97 значительно расширил область правового регулирования в инвестиционной сфере, ввел дополнительные гарантии и стимулы, предоставляемые национальным и иностранным инвесторам, независимо от форм собственности, урегулировал вопросы функционирования СЭЗ. Режим свободной зоны, предоставляемый упомянутым законом и распространяемый на инвестиционные проекты, предусматривает освобождение инвестора от таможенных пошлин, других налогов и выплат на ввозимое в АРЕ оборудование, механизмы и транспортные средства (кроме личных автомобилей). При этом распределение доходов, осуществляемое инвестором после ввода объекта в эксплуатацию, не подпадает под действие налогового законодательства АРЕ.
Основными способами привлечения инвестиций в АРЕ стали схемы БOT (строить-управлять-извлекать прибыль), БOOT (строить-управлять-владеть-извлекать прибыль) и БOO (строить-управлять-владеть, Built-Operate-Ownership).
Закон 3/97 в полной мере закрепил и расширил действие этих схем в инвестиционной сфере. При этом, в соответствии с законом 89/98 "О тендерах", основной формой получения заказа становится открытый (международный) тендер, предусматривающий процедуру предквалификации, полное и строгое выполнения тендерных требований по техническим и финансовым аспектам, а также внесение временного депозитного вклада в размере 2% стоимости проекта (Big Bond - гарантия участия). В случае выигрыша тендера инвестор обязан внести окончательный депозитный вклад Perfomance Bond - гарантия исполнения) в размере до 10% стоимости проекта. Однако на практике имеет место взимание в качестве депозитов не 10% от стоимости контракта, а фиксированных сумм от 150 до 350 тыс.долл. Таким образом, государство отказалось от монопольного права привлекать материальные и финансовые ресурсы в основные отрасли экономики страны, оставив за собой такое право лишь в сфере соцстраха, госаппарата и армии, а также Суэцкого канала.
Многочисленные западноевропейские, американские и японские фирмы, а также компании из Ю. Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии, Австралии и других стран активно предлагают свои услуги и капиталы на инвестиционном рынке Египта. Американская "Амоко" и итальянская "Аджип" доминируют на рынке нефтегазовой промышленности, строительства объектов нефтехимии. Французские фирмы, реализующие "Программу Мубарак-Ширак", ведут строительство метро в Каире и Александрии, участвуют в модернизации алюминиевых предприятий, создании системы телекоммуникаций. Немецкие компании по "Программе Мубарак-Коль" осуществляют проекты профтехобразования, являются ведущими фирмами и консультантами при строительстве объектов энергетики. Японские организации участвуют в строительстве объектов инфраструктуры, автосборочных производств, ирригации. Даже менее крупные фирмы из Дании, Люксембурга, Голландии, Бельгии, а также из Китая, Индии, Турции и других стран находят свою нишу на инвестиционном рынке Египта. Значительное место занимают также инвестиции соседних арабских стран в развитии туристического и гостиничного бизнеса в АРЕ.
Процессу активности зарубежных фирм способствуют достаточно привлекательные кредитно-финансовые условия, предоставляемые им в рамках реализации инвестиционных проектов: 40% - дар, 40% - т.н. "мягкий" кредит (17-20 лет рассрочка, 10 лет - льготные, 2,5-4% годовых) и 20% - бюджетное финансирование, а также возможность размещения части изготавливаемого технологического оборудования на египетских заводах.
Конференция "Факторы развития египетской экономики и привлечение иноинвестиций". В Александрии с 23 по 26 марта 1999 г. прошла международная конференция, организованная по инициативе Александрийской ассоциации бизнесменов cовместно с ЮНКТАД.
Основной темой было обсуждение отчета экспертов ЮНКТАД об условиях иноинвестиций в египетскую экономику. В 1999 г. рынок страны способен принять и разместить до 3 млрд.долл., имеются необходимые гарантии и благоприятный режим для инвесторов. С 1991 г. (начало экономических реформ) объем иноинвестиций значительно вырос: реализовано и реализуется около 5000 частных проектов, 100 млрд.ф., при этом доля иностранных капиталов составляет 50%. Наиболее крупными западными инвесторами в АРЕ являются США, Германия, Франция, Швейцария, Италия и Великобритания. Значительную часть инвестиций представляют арабские страны, прежде всего КСА, Кувейт,ОАЭ, Иордания и др. Однако в общемировом объеме инвестиций доля Египта и развивающихся стран в целом относительно мала: в 1998 г. из 100 млрд.долл. инвестиций в мире в Египет поступило 800 млн.долл. - 28% всех инвестиций в Африке. Египет входит в двадцатку наиболее крупных получателей иностранных инвестиций, 28 из 100 наиболее крупных мировых компаний работают на египетском рынке.
Участники конференции критиковали системы налогообложения и таможенных сборов АРЕ, закон об инвестициях. По мнению выступавших бизнесменов, государство должно предоставлять налоговые льготы не только в соответствии с месторасположением предприятий (имеются ввиду вновь осваиваемые районы), но и с учетом важности и перспективности отрасли, так как нередко трудовые и материальные ресурсы расположены в разных регионах. Необходимо также предоставление налоговых льгот как новым, так и расширяющим производство предприятиям. Среди негативных факторов выступающие выделили госмонополию на авиаперевозки и их обслуживание, что не только препятствует инвестициям, но и неблагоприятно сказывается на развитии экспорта и туризма. Аналогичная ситуация сохраняется в сфере морперевозок и нефтяной отрасли, допуск инвесторов в которые официально разрешен, но на практике не поощряется. Многочисленные критические высказывания участников конференции касались бюрократической системы и коррупции в органах власти. Среди итогов конференции - договор о создании "Инвестиционного клуба", объединяющего бизнесменов Александрии, экспертов ЮНКТАД и ЮНИДО, к которому в перспективе присоединятся представители международных организаций и бизнесмены из стран Средиземноморья, что позволит создать единую сеть информации о совместных финансовых проектах.
О порядке представительств и филиалов иностранных юридических лиц. Основными актами являются закон №159/1981 о компаниях и исполнительное регулирование к указанному закону, утвержденное декретом № 96/1982. Иностранная компания может быть непосредственно представлена в АРЕ в форме представительства филиала или отделения или АО.
I. Иностранным компаниям открывать свои представительства, научные и технические бюро или осуществлять свое "представительство" в иных формах, целью которых является изучение конъюнктуры рынка или подготовка операций по реализации проектов в отдельных сферах производства; запрещено заниматься посреднической (коммерческой) деятельностью, а также выполнять функции коммерческих агенств.
Представительство должно быть зарегистрировано в Управлении компаний. Требуется представить следующие данные: название иностранной компании, ее юридический статус, местонахождение за границей, ее цели, капитал, отделение в АРЕ, адрес в AРE (если есть отделение), форма представительства, цель открытия, временный или постоянный адрес, наличие финансовых средств на счетах представительства и источник финансирования, номера телефонов. К заявлению прилагаются: устав компании, заверенный нотариусом; перевод на арабский язык основных положений устава; решение иностранной компании об открытии представительства в АРЕ, назначении главы представительства, переведенное на арабский язык. Если глава представительства является иностранцем, то на него должны быть представлены следующие сведения: имя, написанное арабскими буквами, национальность, имя, написанное латинскими буквами, год и место рождения, вероисповедание, номер паспорта, место выдачи паспорта, дата выдачи, должность, дата приезда в АРЕ, срок пребывания, место работы в АРЕ, дата предыдущего приезда и убытия. Если глава представительства египтянин, то необходимо указать: имя из трех слов, национальность, вероисповедание, адрес, номер удостоверения, дату, место выдачи. Необходимо уплатить регистрационный сбор чеком на имя Управления компаний. Представительство обязано уведомить Управление компаний о всех изменениях, касающихся замены главы представительства, его адреса, адреса представительства, номера телефона и пр.
Управление компаний вправе осуществлять проверку деятельности представительств иностранных компаний и знакомиться с документацией и другими финансовыми документами представительства на предмет соответствия их требованиям законодательства.
Представительство ежегодно направляет в Управление компаний информацию о работниках отделения, их должности, сведения о зарплате.
В случае если иностранной компании требуется организовать сервисную сеть (по обслуживанию и продвижению своих товаров на рынке) на территории Египта, ей необходимо выбрать коммерческого агента и зарегистрировать свое представительство в рамках закона о коммерческих агенствах. Отказ компании от услуг агента может повлечь за собой отзыв регистрационного разрешения.
II. Иностранная компания может зарегистрировать свое отделение в АРЕ при условии, что она заключила контракт с египетским государственным или частным сектором.
Для того чтобы открыть отделение компании в АРЕ, требуется получение разрешения от Управления по инвестициям. Отделение должно быть также зарегистрировано в коммерческом реестре. До подачи заявки на регистрацию необходимо получить в одном из египетских банков свидетельство об открытии своего счета на сумму не менее 2500 ф. Сама заявка должна включать в себя данные: предмет деятельности; балансовый отчет о деятельности головной компании за последний год; решение органов управления компании об открытии в Египте своего отделения, назначении управляющего и образовании капитала, необходимого для функционирования отделения; копию контракта на совершение операций в АРЕ.
Регистрационное удостоверение (разрешение) действует в течение 5 лет. Отделение иностранной компании должно быть также зарегистрировано в регистре иностранных компаний, ведущемся в Управлении компаний.
Управление делами отделения иностранной компании осуществляется уполномоченным лицом, которое может быть как иностранцем, так и египтянином.
Если отделение иностранной компании подпадает под действие налогового законодательства АРЕ, необходимо также зарегистрироваться в налоговых органах и получить налоговую карточку. Лицо, занимающееся вопросами регистрации отделения, должно иметь доверенность своей компании, легализованную египетским консульством в соответствующей стране.
Отделение компании может начать функционировать только после завершения процедуры регистрации. В статье 170 закона 159/1981 указано на необходимость соблюдения количественных требований в отношении персонала отделения компании: египтяне должны составлять не менее 90% от общего числа занятых, и их зарплата должна быть не менее 80% от общего фонда зарплаты. Кроме того, египтяне должны занимать не менее 75% должностей административного и технического характера, и их зарплата не может быть меньше 70% от общего фонда зарплаты для данной категории работников. Иностранцы, вне зависимости от их должности в отделении компании, должны получить разрешение на работу в АРЕ в установленном порядке. Работники отделения компании вправе участвовать в распределении не менее 10% прибыли отделения и не более общего ежегодного размера выплат по платежным ведомостям.
К таким видам деятельности относятся, в частности, осуществление импорта, объявление торгов с участием правительственных учреждений и организаций госсектора. Однако если отделение иностранной компании изъявит желание осуществлять такого рода деятельность, то оно должно действовать через зарегистрированного в установленном порядке египетского агента.
При налогообложении отделений иностранных компаний учитываются два фактора. Первый - статус "постоянного учреждения" в АРЕ, второй - получение доходов от проводимой в Египте деятельности. Как египетские, так и иностранные работники отделения компании подпадают под действие египетского законодательства о подоходном налоге. При этом различаются налог на зарплату и налог на общий доход. Налог на зарплату взимается в размере 2% от первых 480 ф. и может достигнуть 22% с суммы, превышающей 3840 ф. Работодатель обязан удерживать указанный налог. Общий налог на доход работника взимается от общей суммы полученного чистого дохода в пределах 8% с суммы свыше 2000 ф. и 65% с суммы свыше 200 тыс.ф., за вычетом уплаченного налога по зарплате. В обязательном порядке делаются отчисления на социальное страхование египетских работников.
Отделение иностранной компании обязано назначить египетского аудитора. Аудитор не вправе участвовать в управлении делами отделения компании, однако ему должна быть предоставлена возможность знакомиться со всеми финансовыми документами отделения.
Еще одной формой, обеспечивающей представительство иностранных компаний в АРЕ, является создание АО или ООО в рамках закона №230/1989 ("Об инвестициях") или закона №159/1901 ("О компаниях"). Как правило, иностранные компании предпочитают действовать в рамках закона "Об инвестициях", гарантирущего предоставление больших льгот и привилегий.