США и Ближневосточный конфликт 1973 года


ГЛАВА 2

8 октября 1973 года в "Правде" было опубликовано Заявление правительства СССР о положении на Ближнем Востоке. В Заявлении, в частности, говорилось следующее: "Ответственность за нынешнее развитие событий на Ближнем Востоке и их последствия целиком и полностью ложится на Израиль и те внешние реакционные круги, которые постоянно потворствуют Израилю в его агрессивных устремлениях.... Правомерность требований арабских государств о выводе войск агрессора со всех оккупированных в 1967 году арабских территорий признается всеми. Эти требования находятся в полном соответствии с принципом недопустимости приобретения территорий путем войны, зафиксированным в известных решениях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН по Ближнему Востоку".#88
Таким образом Советское правительство официально сообщало, что вся вина за развязывание войны ложится на Израиль и "внешние реакционные круги", в которых угадывались США. Согласно сообщениям советской печати, в частности, официального печатного органа Министерства обороны СССР - газеты "Красная звезда", израильские части первыми нанесли удары по арабским позициям, после чего египетские и сирийские войска перешли в контрнаступление. "Каир, 6 октября. (ТАСС). Верховное командование египетских Вооруженных сил сделало следующее заявление: "В 13 часов 30 минут противник силами нескольких военно-воздушных подразделений совершил нападение на наши части близ Зафарана и Ас-Сохны (в районе Суэцкого залива). Одновременно несколько израильских военных катеров приблизились к западному побережью залива. В настоящее время бой продолжается".#89
Следует заметить, что впоследствии в советской литературе, признавалось, что арабские страны первыми нанесли удары по израильским позициям#90, однако в тот момент, в октябре 1973 года, было намного выгоднее представить арабские страны жертвами израильской агрессии. Не следует исключать и тот вариант, что Советский Союз не был предупрежден о готовящейся войне. Советский посол в США А. Ф. Добрынин, описывая начало войны, сообщал, что Г. Киссинджер после начала военных действий обратился с предложением дать указания представителю СССР в СБ ООН не вставать полностью на сторону арабских стран, США в свою очередь не будут полностью поддерживать Израиль, а вместе добиваться приемлемого решения. "Москва ответила быстро. "Советское правительство, - говорилось в ответе, - получило сообщение о начале военных действий на Ближнем Востоке одновременно с Вами. Принимаем все возможные меры к выяснению действительного положения в этом районе, поскольку поступающие сведения носят крайне противоречивый характер...".#91 Несомненно, что Советский Союз предполагал, что рано или поздно начнется новая война между Израилем и его арабскими соседями. Согласно Е. М. Примакову: "Советский Союз неоднократно предупреждал об опасном характере развития событий на Ближнем Востоке. Последний раз буквально накануне Октябрьской войны министр иностранных дел СССР на Генеральной Ассамблее ООН вновь указал на то, что события на Ближнем Востоке принимают чрезвычайно опасный оборот".#92 Об этом свидетельствует и В. А. Кирпиченко, занимавший в ту пору должность резидента КГБ в Каире: "Знала ли разведка о предстоящей войне, подготовка к которой велась как в Египте, так и в Сирии? Да, знала. Подготовку к войне вообще трудно скрыть. Помимо сведений секретного порядка многое дают и визуальное наблюдение, и средства радиоперехвата. Всегда можно установить, как проходила подготовка к военным действиям, как война началась и как велась, но никогда нельзя предугадать, каким образом будут развиваться военные действия и чем они закончатся".#93 С большой долей вероятности, уже в конце сентября, можно было определить и примерную дату начала военных действий. Прямых указаний на это не было, но как вспоминает посол СССР в Египте В. М. Виноградов: "Однажды автомобильный поток на каирской улице, на которой находилась наша машина, надолго задержался, пропуская вереницу военных грузовиков с понтонами, для наведения переправ через водные преграды. Подумалось, если готовиться к войне, зачем же так демонстративно перевозить средства для переправы через Суэцкий канал? Египетские офицеры начали появляться на улицах в полевой форме. Если какие-то приготовления в войсках были заметны, то подготовка тыла на случай военных действий явно не ощущалась".#94
Сложность ситуации для Советского руководства заключалась в том, что никто не знал какая из сторон начнет войну. Инициаторами военных действий могли стать как Израиль, так и Египет с Сирией. Кроме того, приходилось учитывать сложные отношения с египетским президентом А. Садатом, который все больше начинал уходить от "социалистического курса развития", пытаясь наладить контакты с американцами. По воспоминаниям В. М. Виноградова в советско-египетских отношениях становилось все меньше искренности, совместные встречи становились все реже и реже, в то время как американским дипломатам уделялось все больше внимания.#95
В обстановке возможного начала боевых действий, 4 октября было принято решение о вывозе из Египта членов семей советских работников. Впоследствии, на основании этого факта американцы будут утверждать, что советское правительство определенно знало о будущей войне. Но как сообщал Г. Киссинджер: "Не было никаких доказательств, что Советский Союз активно подталкивает Египет и Сирию начать войну, и позже Садат говорил нам, что Советы выступали за прекращение огня с самого начала войны."#96
Несмотря на то, что А. Садат обещал советскому послу проконсультироваться по вопросу о начале войны, и известить его о точной дате начала операции, информация об этом пришла за четыре часа до начала боевых действий. Причем, по словам В. М. Виноградова, она была довольно расплывчатой. В ней только говорилось, что израильские провокации усиливаются и "можно ожидать событий".#97
Начало этих событий В. М. Виноградов описывал следующим образом: "Я поспешил в посольство, куда добрался уже к полудню. Покончив со срочной информацией, решил немного перекусить, предчувствуя, что дальше времени на еду и сон будет весьма мало. Примерно в 14 часов в резиденции зазвонил обыкновенный городской телефон. Я попросил секретаря Вафу Гулизаде взять трубку. Тот, поговорив, повернулся, сообщает: "С Вами хочет говорить президент". Я усомнился - президент и по простому, городскому телефону? Взял трубку - в ней ликующий голос Садата: "Сафир! Мы на восточном берегу канала. Египетский флаг на восточном берегу! Мы пересекли канал!"#98
Таким образом, что касается начала войны, то можно утверждать, что Советское правительство несомненно знало о том, что война будет, но никто не знал о точных сроках начала операции и об ее масштабах. Москва предполагала, что Египет проведет обычную пограничную операцию, каковых было множество за весь предшествующий период, начиная с июня 1967 года. Но Анвар Садат преследовал свои собственные цели, уже тогда наметив линию на разрыв с СССР и налаживание новых отношений с США. В данном случае, касательно позиции Египта, уместно вспомнить слова Дж. Кемпбелла, написанные им еще в 1970 году: "Советы использовали арабов, но и сами были использованы ими".#99
Однако, советское руководство было предупреждено о начале войны непосредственно 6 октября, правда не А. Садатом, как ожидалось, а американцами. В 14.45 московского времени ( 06.45 вашингтонского времени и в 13.45 ближневосточного времени) из Вашингтона в МИД поступила телефонограмма от А. Ф. Добрынина, которому из Нью-Йорка позвонил Г. Киссинджер и просил сообщить советскому руководству, что по данным израильского правительства, Сирия и Египет намерены в течении ближайших часов начать наступление по всем фронтам. Также Г. Киссинджер сообщил, что "США, как и СССР, в равной степени заинтересованы в предупреждении новой крупной военной вспышки на Ближнем Востоке, и что США не ведут какой-либо игры с нами (с Советским Союзом - С.С.), а исходят из необходимости кардинальных действий, чтобы ситуация на Ближнем Востоке не вышла из под контроля".#100 Г. Киссинджер заверил от имени израильского руководства, что Израиль не начнет первым военных действий, но если их начнут арабы, то "ответ Израиля будет очень сильным".#101
6 - 8 октября, то есть в первые два дня войны, происходил интенсивный обмен мнениями между Р. Никсоном и Л. И. Брежневым по специальной связи. Как пишет А. Ф. Добрынин в своих воспоминаниях: "Брежнев, по существу, уходил от созыва Совета Безопасности, делая упор на то, что агрессором в принципе давно является Израиль, удерживающий много лет захваченные им арабские земли...
Надо сказать, что в первые дни конфликта Москва находилась под сильным нажимом Каира и Дамаска, выступивших против передачи дела в ООН, ибо они надеялись на успех в военных действиях".#102
Из-за стремительно меняющейся обстановки на фронтах Октябрьской войны решения следовало принимать за очень короткий срок. Обстановка также влияла и на сам характер этих решений. Поэтому довольно резкая смена советских позиций по поводу урегулирования конфликта была продиктована меняющимися обстоятельствами.
Выступая 9 октября в СБ ООН, советский представитель Я. Малик заявил, что выход из создавшегося положения следует искать прежде всего в решении вопроса о выводе израильских войск с оккупированных арабских территорий. Таким образом, надо не разрабатывать новый план урегулирования, а добиться выполнения резолюции СБ ООН № 242 от 1967 года.#103 В это же время американцы предлагали только прекращение огня и отвод войск на позиции существовавшие до начала войны. Советское предложение, таким образом, отражало позицию СССР на тот момент, а именно, дать возможность арабским союзникам продвинуться как можно дальше, чтобы впоследствии, сохранить за собой отвоеванные территории (до 9 октября ситуация на фронтах складывалась в пользу арабской коалиции).
Но уже 10 октября Брежнев в разговоре с Никсоном сообщает, "что после консультаций с руководителями Египта и Сирии он не возражает против принятия Советом Безопасности резолюции о прекращении огня".#104 Это решение объясняется тем, что 9 октября израильтяне практически остановили продвижение арабских армий (точнее сирийской армии), а советские военные эксперты стали склоняться в своих оценках в пользу Израиля. 9 - 10 октября сирийцы начали откатываться назад. Египетские войска не двигались. "Это была уже политика, - писал В. М. Виноградов. - Создавалось невольное впечатление о том, что египетские войска как бы "перевыполнили" то, что им было предназначено сделать, и на большее планов не имелось. Действительно, в военном отношении планов, возможно, и не было. Существовали планы, но политические".#105
Бывший заведующий Отделом США МИД СССР Г. М. Корниенко описывает ситуацию в СБ ООН следующим образом: "Поскольку, однако, речь шла об освобождении войсками Египта и Сирии территорий этих стран, захваченных Израилем, то оказывать открытое давление на Каир и Дамаск, требуя прекращения огня, Советский Союз, разумеется, не мог. Соответственно, и в направленных в первый день, 6 октября, указаниях советскому представителю в Совет Безопасности ООН предписывалось в случае постановки на голосование предложения о прекращении огня проголосовать против в том случае, если об этом попросят представители Египта и Сирии (а если их позиции разошлись бы, то действовать в соответствии с позицией Египта).
Но уже 10 октября - с учетом развития военных действий - советскому представителю было дано указание в случае внесения в Совет Безопасности резолюции с призывом к прекращению огня заявить о законности борьбы арабов за изгнание израильских оккупантов, но при голосовании воздержаться, а не голосовать против, то есть не блокировать принятие решения вне зависимости от позиции Египта и Сирии. И только в случае, если бы призыв к прекращению огня сопровождался требованием об отводе арабских войск на исходные позиции, предписывалось применить вето, изложив при этом соответствующие аргументы".#106
Советское правительство вновь попало в весьма невыгодную ситуацию. Не предупрежденное египтянами ни о начале войны, ни о своих дальнейших планах, оно не могло занять какую-либо твердую позицию по отношению к конфликту, что естественно влияло на позицию, занимаемую Советским Союзом при обсуждении вопроса в ООН и с США. Советский Союз в это время не мог дать точную оценку ситуации в регионе, однако убеждал А. Садата пойти на прекращение огня и удержать те территории, которые удалось отвоевать. Садат, однако уклонялся от прямого ответа, он то соглашался, то хотел получить большее. С учетом подобного нестабильного поведения президента Египта Л. И. Брежнев, выступая за прекращение огня, избегал поднимать вопрос об отводе войск на линию перемирия, заменив его призывом добиться общего урегулирования "на основе освобождения всех арабских земель".#107
Согласно воспоминаниям А. Ф. Добрынина, в последующие дни диалог между Москвой и Вашингтоном продолжался. 12 октября Г. Киссинджер заявил от имени президента, что США "не будут посылать свои войска на Ближний Восток, если и СССР не сделает этого".#108 Фраза Г. Киссинджера выглядела довольно странное, если учесть тот факт, что в Заявлении правительства СССР от 8 октября не было (в отличии от подобного заявления 1967 года) ни слова о возможном применении силы по отношению к Израилю со стороны Советского Союза. Тогда же 12 октября, в результате обстрела израильскими ракетными катерами сирийского порта Тартус было потоплено советское торговое судно "Илья Мечников",#109 прибывшее в этот порт с оборудованием для строящегося гидроэнергетического комплекса на реке Евфрат. Однако советское руководство ограничилось общим Заявлением от 13 октября, в котором сообщалось, в частности, что "Советский Союз считает, что основой установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке является прекращение израильской агрессии и предпринимаемых Израилем актов насилия, освобождение захваченных израильскими оккупантами арабских территорий".#110
При обсуждении вопроса в ООН выдвигались предложения о принятии резолюции, требовавшей прекращения огня с оставлением войск на занимаемых на момент прекращения огня позициях. Одновременно рассматривался вопрос о возврате Израилем оккупированных территорий. Данное решение было выгодным для арабских стран, в тот период Сирия вернула практически все захваченные территории, а египетские части занимали позиции на восточном берегу Суэцкого канала. Но принятию этой резолюции противились США и Египет. Позиция Египта представлялась довольно странной, так как его войска в это время уже прекратили наступление на фронте, поэтому дальнейшего освобождения земель не предвиделось.
В те же дни продолжался диалог между СССР и США по вопросу урегулирования конфликта. Сложность в разрешении проблемы заключалась в том, что обе стороны ставили первоочередной задачей прекращение огня, но дальнейшие цели были различны. Советский Союз выступал не просто за прекращение огня, которое в любой момент могло быть нарушено любой из сторон, но за всеобъемлющее урегулирование конфликта, включающее в себя урегулирование всех спорных вопросов, основанное на резолюции СБ ООН № 242 от 1967 года.
Деятельность США по урегулированию была направлена вначале на недопущение военного разгрома Израиля, а затем, по выражению Г. М. Корниенко: "Когда ход военных действий повернулся в пользу Израиля, выступив в роли единственного "спасителя" арабов от полного разгрома, обеспечить себе решающую роль в будущем ближневосточном урегулировании, отодвинув СССР в сторону".#111
Но, несмотря на столь различные интересы, и СССР и США были чрезвычайно заинтересованы в недопущении такого развития событий, при котором им пришлось бы сражаться за стороны вовлеченные в конфликт, что могло, в свою очередь привести, если не к большой войне между сверхдержавами, то во всяком случае серьезно бы повлияло на дальнейшее развитие отношений и процесс разрядки в целом.
Обстановка на фронте тем временем становилась все более сложной. В течении 9 - 13 октября Египетские войска закреплялись на достигнутых рубежах и ожидали подхода резервов. В это же время израильтяне осуществляли постоянные контратаки, выигрывая время для подхода оперативных резервов. На Голанских высотах сирийцы сдерживали израильские атаки, которые были довольно успешны. Египтяне же практически бездействовали. В. М. Виноградов писал: "В беседах с Садатом много времени было посвящено обсуждению наиболее благоприятного для Египта и Сирии решения Совета Безопасности, которое учитывало бы реальное положение вещей: бездействие на египетском фронте в то время, как Израиль, получая по воздушному мосту из США и американских баз в Европе крупнейшие военные поставки, навалился на Сирию всей своей военной машиной. Садат раздраженно отвечал: если Сирия не может наступать, пусть обороняется (как будто оборона легкое дело), пусть Сирия перейдет к партизанской войне - у нее большая территория и т.д. Положение на сирийском фронте его мало трогало. Он явно тянул время, ждал. Чего? А израильтяне уже начали бомбить египетские переправы через канал".#112
В. М. Виноградов комментирует столь странное поведение А. Садата следующим образом: "Позднее из мемуаров, в частности Киссинджера и Садата, стало ясно, что в это время шли интенсивные закулисные американо-египетские переговоры".#113 Американская администрация вела подобные переговоры с египетским президентом практически с самого начала его прихода к власти. Во время Октябрьской войны эти переговоры продолжались, но В. М. Виноградов отмечает, что об этих переговорах стало известно "позднее".#114 Создается впечатление, что это было сюрпризом для Советского Союза. В. А. Кирпиченко, в свою очередь, сообщает: "В начале семидесятых годов Никсон поддерживал серьезную переписку с президентом Египта Анваром Садатом и уже исходил из того, что египетский лидер скоро покончит с советским военным, экономическим и политическим присутствием в Египте. (Советская разведка в этом вопросе, кстати, оказалась на высоте, поскольку имела возможность знакомиться с этим эпистолярным творчеством.)"#115 Соответственно, для советского руководства не было секретом, что Египет стремится к сближению с США. Непонятно, правда, были ли сделаны какие-либо практические выводы из этой информации. Подобными сведениями автор, к сожалению, не располагает. Если по этому поводу все-таки были приняты решения, то неясно почему советское руководство, продолжало поставки оружия Египту даже непосредственно во время войны. Это никоим образом нельзя объяснить исключительно идеологическими мотивами, как то помощь в национально-освободительной войне или помощь египетскому народу. Поставки оружия, особенно для ближневосточного региона - это возможность оказывать давление на принятие решений. Однако, Советский Союз практически не использовал это в отношениях с Египтом. После отзыва советских специалистов в 1972 году поставки оружия временно прекратились. Но Военный министр и начальник ГШ ВС АРЕ Ахман Исмаил Али во время своего визита в Москву в феврале - марте 1973 года получил согласие на дальнейшие поставки оружия, в том числе и тактических ракет "земля - земля". Кроме того в советских газетах появилось заявление, что арабские правительства могут использовать любые средства для борьбы с захватчиками, а Советский Союз будет осуществлять поддержку арабов.#116
А. Садат умело играл на противоречиях между СССР и США, чтобы получить собственную выгоду, но советское руководство не было столь наивным, чтобы не понять этого. Может быть была предусмотрена какая-то многоходовая комбинация, которая должна была закончиться полной победой советской дипломатии на Ближнем Востоке - советским Кэмп-Дэвидом. Во всяком случае на этот вопрос нельзя дать обоснованный ответ, пока не будут изучены соответствующие документы МИДа, Политбюро, Коллегии иностранных дел. На данный момент можно сказать, только то, что советское руководство знало о переговорах А. Садата#117 с американцами, однако, преследуя какие-то свои цели, продолжало с ним активное сотрудничество. Подобную линию поведения можно отнести к просчетам советской внешней политики.#118
Советский Союз вновь попал в непростую ситуацию, необходимо было поддерживать отношения с Египтом - лидером арабской коалиции, когда А. Садат придерживался прямо противоположного мнения, взяв курс на разрыв с СССР. В то же время претензии египетского президента на лидерство, вызывало справедливое беспокойство Сирии в лице Хафиза Асада. Советскому руководству необходимо было выработать соответствующие нормы отношения с Египтом и Сирией (то есть проводить ровную политику по отношению к обеим странам), и вплоть до окончания Октябрьской войны Советский Союз старался придерживаться этих норм. И только после "соскальзывания Садата в объятия американцев" СССР стал налаживать отношения с Сирией как со своим основным союзником в регионе.
13 октября Киссинджер сообщил советскому послу в Вашингтоне, что Садат выступает "решительно против простой резолюции о прекращении огня", более того, Садат утверждает, что никогда не давал русским согласия на такую резолюцию. А. Ф. Добрынин так описывал эти события: "В этих условиях президент считает, сказал Киссинджер, что США не будут больше предпринимать каких-либо усилий по линии Совета Безопасности. Пусть события развиваются своим чередом. С учетом этого президент вынужден пересмотреть обязательство проявить сдержанность в отношении американских военных поставок Израилю и действовать в зависимости от фактического состояния и темпов советских военных поставок арабам.
Поздно вечером Киссинджер позвонил мне по конфиденциальному телефону и сказал: "Белый дом по-прежнему поддерживает прекращение огня на фактически занимаемых позициях (в это время кое-где израильтяне потеснили арабов. - А.Д.). Возможна в крайнем случае дополнительная ссылка в проекте резолюции на последующий вывод войск в соответствии с резолюцией 242 Совета безопасности. На другое, а именно на ссылку на границы 1967 года мы не пойдем, даже если это будет означать столкновение с арабами и с Советским Союзом".#119
Садат не согласился на прекращение огня на данных условиях, что через некоторое время обернулось для него военной катастрофой. Добрынин также сообщает, что на следующий день, то есть 14 октября, "в Белом доме после окончания церемонии провозглашения Форда вице-президентом Никсон отвел меня в сторону и сказал следующее: "Прошу передать Брежневу, что нас провоцируют в США, чтобы сорвать разрядку. Многие хотели бы видеть именно такой исход. Но нам нельзя поддаваться на такие провокации, ибо от этого зависит слишком многое, что важно для судеб наших двух народов. Передайте Генеральному секретарю, что я не поддамся этому нажиму и выполню свою часть обязательств, взятых перед советским руководством".#120
Не только Р. Никсон был озабочен сохранением процесса разрядки. Сенатор У. Фулбрайт - сторонник хороших отношений с Советским Союзом , а также человек, известный своими проарабскими симпатиями, сообщил в те же дни Добрынину, что "по оценкам Пентагона, очень скоро Израиль, получив большие поставки оружия из США, начнет свое контрнаступление и, несомненно, отбросит арабов в считанные дни опять за Суэцкий канал.
У. Фулбрайт считал необходимым убедить "недалекого Садата" принять резолюцию Совета Безопасности о прекращении огня и о последующих переговорах. Это позволило бы США и СССР выступить совместно, что, в свою очередь, способствовало бы признанию мирового значения разрядки в советско-американских отношениях, а не подрыву ее, как сейчас стремятся всеми силами это сделать произраильская агентура и все антисоветские круги в США".#121
16 октября, "в связи с тем что к середине октября ближневосточный кризис вступил в новую более опасную для всеобщего мира и арабского освободительного движения фазу"#122 в Каир прибыл член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Цель этого визита состояла в том, чтобы на месте разобраться в обстановке и принять соответствующие решения.
"…Обмен мнениями с Садатом происходил и наедине, и в присутствии совпосла и помощника президента, - писал В. М. Виноградов. - Садат держался вполне дружественно, но упрямо: отрицал какие-либо неблагоприятные изменения в военной обстановке, требовал каких-то "гарантий" в дальнейшем поведении израильтян. Прорыв израильтян на западный берег канала вновь назвал незначительным явлением, "политическим маневром".#123
Одной из основных целей визита А. Н. Косыгина было выяснить позицию президента Египта по вопросу прекращения огня и принятия соответствующих решений. В результате А. Садат сообщил, что Египет может согласиться с прекращением огня, если Израиль, в свою очередь, пойдет на выполнение резолюции № 242 СБ ООН, которая предусматривала вывод войск с оккупированных арабских территорий. Однако во время вывода войск А. Садат просил установить на линии разграничения советские и американские войска - для гарантии. Также следовало созвать международную конференцию для урегулирования ближневосточной проблемы.#124
В целом позиция Садата совпадала с позицией советского руководства, и скорее всего на принятие Президентом АРЕ подобного решения повлиял визит А. Н. Косыгина, объяснившего Садату всю пагубность дальнейшего оттягивания начала переговоров. Необходимо также отметить, что американцы начали усиленные переброски оружия Израилю, что не составляло тайну ни для Советского Союза, ни для Египта. Более того американцы не считали нужным скрывать это, считая, по-видимому, что тем самым они смогут заставить А. Садата скорее прийти к нужному им решению.
19 октября А. Н Косыгин отбыл в Москву. Основные пункты советско-египетской формулы мирной резолюции, принятые в результате этой встречи, по сообщениям ТАНЮГ#125 (югославское информационное агентство), были следующие:
1. прекращение огня будет достигнуто при помощи США и СССР, в то время как Израиль отведет свои войска на границы 1967 года, которые будут установлены с некоторыми изменениями;
2. границы между воюющими сторонами должны охраняться "международными силами", в состав которых будут входить в основном войска США, СССР и стран - членов Совета Безопасности;
3. выполнение соглашения о прекращении огня должно быть подтверждено и проконтролировано "международными миротворческими силами", включающими в свой состав войска США и СССР;
4. СССР и США будут гарантировать неизменность данных границ своим присутствием, либо совместно с другими странами.
Сведения ТАНЮГ вполне достоверны, так как во время визита Косыгина в Каир там находился министр иностранных дел Югославии. Кроме того, эти принципы были предложены 19 октября Киссинджеру советским руководством. По словам Киссинджера: "Мы начали разрабатывать новый проект резолюции, которая положит конец войне, тем вечером, хотя раньше для нас это было неприемлемо".#126
В эти же числа октября продолжился советско-американский диалог по поводу содержания резолюции Совета Безопасности. СССР и США придерживались прежних своих позиций, однако американцы, считая, что победа Израиля предрешена, стали ужесточать свои условия. Например, Киссинджер сообщил, что Белый дом будет готов прекратить поставки оружия Израилю сразу после принятия резолюции о прекращении огня, в том случае, если советская сторона поступит также.#127
Здесь следует вернуться к началу войны и подробнее остановиться на теме советских поставок вооружения сражающимся арабским странам (Египту и Сирии). Уже 7 октября из черноморских портов вышли первые советские транспортные корабли с оружием для арабов (среднее время перехода из советских черноморских портов в Сирию или Египет - 3 - 4 дня). Однако это событие не привлекало особого внимания зарубежных исследователей, они предпочитают считать началом советской помощи - налаживание воздушного моста 10 октября, когда советские транспортные самолеты начали совершать регулярные рейсы, перевозя оружие и снаряжение. Согласно И. Глассмену: "К 12 октября воздушный мост достиг грандиозных размеров, от 60 до 90 советских самолетов в сутки прибывали на египетские и сирийские аэродромы".#128 Б. Портер также отмечает возросшую активность полетов советских транспортных самолетов: "Вначале воздушный мост был весьма скромных размеров, но к 12 октября число самолетов резко возросло - факт, зарегистрированный авиадиспетчерами Белграда и Кипра. К полуночи 12 октября 18 самолетов в час пролетало мимо Кипра.
Большую часть перевозок обеспечивали транспорты Ан-12 и Ан-22, но также были задействованы и Ил-62, Ил-18, Ту-154. Большие транспортные самолеты, по сообщениям совершили, 934 рейса, перевезя 12, 5 тыс. тонн для арабов с 10 по 23 октября".#129
Столь резкое увеличение поставок вооружения было связано со сложной ситуацией на фронтах, в частности на Голанских высотах, где сирийские войска несли значительные потери от атак израильских ВВС. Необходимо было срочно поставить новые партии ракет "земля-воздух" для сирийских систем ПВО (советского производства), которые прекрасно зарекомендовали себя на всех фронтах: около 80% уничтоженных израильских самолетов были сбиты именно советскими комплексами ПВО.
Кроме поставок оружия Советский Союз помогал техническими и командирскими кадрами. На начало военных действий в Египет и Сирии находилось 3 - 4 тыс. человек советских военных советников и специалистов. Не остались в стороне и другие социалистические страны - Северная Корея прислала 20 - 30 пилотов боевых самолетов, с Кубы на Сирийский фронт прибыла танковая бригада численностью до 500 человек.#130
Об участии советских военных непосредственно в боевых действиях достоверно не известно, однако некоторые западные исследователи описывают случаи, когда по прибытии советских транспортов с бронетехникой в сирийские порты советские военные советники вели танки из Латакии до Дамаска. Так было, например, в начале десятых чисел октября, когда израильтяне предприняли наступление на Голанских высотах и стояли в 30 километрах от Дамаска. Как писал Б. Портер: "После войны, в июле 1974 года, Министр обороны Израиля Шимон Перес заявил в Кнессете, что несколько советских высших офицеров было убито на Голанских высотах во время войны".#131
Надо отметить, что не все виды вооружений, прибывающие из СССР в арабские страны передавались арабам. Истребители-перехватчики МиГ-25, находившиеся в Египте и использовавшиеся в основном для разведывательных полетов, пилотировались советскими летчиками и не передавались в подчинение египетскому командованию. Подобная ситуация были и в Ираке, где базировалась эскадрилья реактивных сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22, которые оставались под советским контролем и не принимали участия в войне, хотя их применение могло бы изменить ход военных действий.
В Октябрьскую войну впервые на Ближнем Востоке были применены тактические ракеты. Из Советского Союза (еще до начала боевых действий) прибыли ракеты "земля-земля" Р-70 "Луна" в Египет и Сирию и Р-17 (т.н. СКАД) в Египет. Все эти установки находились частично под советским контролем. Когда с территории Сирии было произведено 16 ракетных пусков по Израилю, это дало повод утверждать, что пуски были проведены советскими военными. Можно предположить, что подобная демонстрация силы была предпринята для того, чтобы удержать Израиль от использования атомного оружия.
В Египте во время Октябрьской войны находилась советская ракетная бригада.#132 Все ракетные пуски производились советскими военными. Однако в состав расчета ракетной установки входил и египтянин, который "нажимал кнопку", официально производя пуск. Но все обслуживание установок, вывод на позиции, приведение в боевую готовность, привязка к местности осуществлялись советскими расчетами, не без помощи со стороны египетской армии.
Однако несмотря на все усилия, предпринимавшиеся Советским Союзом, нельзя было изменить обстановку на фронтах. Несмотря на прекрасное оружие, высокие боевые качества личного состава и его моральную стойкость, арабская коалиция не могла добиться победы без участия Египта. Как уже говорилось выше, президент АРЕ преследовал свои личные интересы в этой войне, и по этой причине действия египетского командования отличались нелогичностью и непоследовательностью. Так, например, 16 октября израильские части высадились на западном берегу Большого Горького озера, в том районе, где египетское командование не допускало возможности форсирования водной преграды и не выделило сил и средств для его обороны. "Получив данные о высадке израильского отряда, - было написано в работе "Локальные войны: история и современность". - египетское командование не придало этому значения и не приняло энергичных мер для его уничтожения. В течении двух последующих суток израильские войска наносили удары по правофланговым частям 2-й египетской армии, тесня их к каналу. Одновременно наращивался успех десантного отряда".#133
Израильские войска получили возможность высадиться на египетском берегу за счет существовавшего разрыва между правым флангом 2-й армии и левым флангом 3-й армии. Как пишет В. Виноградов: "Египетские военачальники на наши вопросы отвечали кратко: такова "утвержденная диспозиция".#134 После того как израильские танки уже оказались на западном берегу, создав реальную угрозу для египтян, А. Садат "объяснял нам, что эти танки "диверсионная группа", они "обречены", даже почему-то говорил, что это "политический" (?) маневр израильтян".#135
"Политический" маневр израильтян проводился крайне умело. Пользуясь бездействием египетских армий, на захваченный плацдарм постоянно переправлялось все большее количество танков и другой бронетехники. Попутно израильские войска расширяли плацдарм.
На все вопросы советского посла о столь странном ведении войны "Садат с досадой отмахивался: прорыв израильтян, говорил он, "ничего не стоит с военной точки зрения, он имеет лишь политическое значение (опять!)", советским друзьям "не следует беспокоиться: египетское командование принимает соответствующие меры"!
Из этого непонятного поведения нам становилось все яснее, что у президента есть свои намерения, о которых он не говорит, но которые противоречат всей логике поведения в политическом и военном плане, если бы Египет продолжал придерживаться прежних антиимпериалистических позиций. Такое поведение отражало какие-то крупные изменения, коль скоро президент жертвовал ради них жизнями тысяч египетских солдат и офицеров".#136
Иначе обстояли дела на Сирийском фронте. После ряда наступательных операция, проводившихся обеими сторонами, последняя из них была проведена арабскими войсками после подхода иракской танковой дивизии и пехотной бригады из Саудовской Аравии. Однако из-за поспешности в подготовке наступление успеха не имело. Все последующие дни воюющие стороны не предпринимали никаких активных боевых действий.
Тем временем развивался советско-американский диалог по вопросу возможного содержания резолюции Совета Безопасности. В связи с тем, что события вступали в решающую фазу было решено пригласить в Москву Г. Киссинджера для обсуждения всех вопросов и для совместного поиска выхода из сложившейся ситуации. Шаг этот был предпринят по обоюдному согласию сторон.
20 октября Р. Никсон сообщил Л. И. Брежневу, что "Киссинджер полностью уполномочен мною вести переговоры и обязательства, которые он может дать в ходе бесед с Вами, целиком мною поддерживаются".#137
Несмотря на внешнее благополучие, обстановка накалялась. Как писал В. Лаквер: "Таким образом, ко второй половине октября локальная война превратилась в нечто более серьезное и опасное. Атмосфера мира и доброй воли значительно охладела; передовицы советских газет возвещали: "Военные акции империалистических держав вынуждают страны социализма принять меры, направленные на усиление их обороны". Разрядка потерпела неудачу, будут ли способны Брежнев, Киссинджер и вся королевская конница, вся королевская рать сделать что-нибудь?"#138
20 октября Г. Киссинджер в сопровождении А. Ф. Добрынина прилетел в Москву. В ходе его визита была достигнута договоренность выступить с совместным проектом резолюции СБ ООН, которая привела бы к прекращению огня и выполнению условий резолюции № 242 от 1967 года.
"Как позже стало известно, когда Киссинджер уже находился в Москве, он неожиданно получил указание Никсона устно сообщить Брежневу, что президент готов к тому, чтобы они лично как лидеры двух великих держав вмешались с целью совместно определить соответствующий курс действий, который привел бы к справедливому урегулированию конфликта, - писал А. Ф. Добрынин. - Киссинджер фактически не выполнил этого важного распоряжения президента, ограничившись согласованием текста проекта резолюции Совета Безопасности". #139
Очевидно, Г. Киссинджер преследовал какие-то собственные интересы. Возможно, будучи лучше знакомым с обстановкой чем Р. Никсон, он понимал, что "справедливое урегулирование" конфликта не входит в долгосрочные интересы США на Ближнем Востоке. В противном случае США и СССР стали бы участниками мирного урегулирования, что несомненно повысило бы авторитет СССР на международной арене, а такое положение вещей вовсе не устраивало Соединенные Штаты.
Кроме того, что неопределенная позиция Египта мешала Советскому Союзу принимать деятельное участие в налаживании переговорного процесса, к этому добавилась еще политика США, направленная на вытеснение СССР из региона. Наиболее простой путь для этого - показать, что СССР не может отстаивать интересы арабских стран, в то время как США делает все возможное для установления мира в регионе.
Нельзя не отметить одно событие, без которого принятие резолюции вряд ли было бы возможно. В ночь на 21 октября, в 1 час 45 минут, президент Египта А. Садат попросил советского посла В. М. Виноградова в Каире срочно прибыть к нему во дворец. А. Садат объяснил, что после того, как военные доложили ему обстановку он принял решение пригласить советского посла. Согласно В. М. Виноградову состоялся следующий диалог:
"Он сделал паузу, пыхнул трубкой, продолжал.
- Я могу сражаться с Израилем, но не с Соединенными Штатами Америки. Египет не может противостоять США… Я прошу Вас срочно передать в Москву мою просьбу о том, чтобы как можно скорее было установлено прекращение огня. У вас ведь есть контакты с американцами. Я прошу Вас действовать как можно скорее…
- Я понял Вас, - сказал я насколько мог спокойно (вот и неожиданный конец!). - Хотел бы повторить: Вы просите о том, чтобы как можно скорее было установлено прекращение огня с оставлением войск на занимаемых позициях.
- Да, - кивнул Садат.
- Хотел бы уточнить: как следует рассматривать израильскую группировку на западном берегу канала, останется ли она там?
- Да, - ответил Садат, хотя ее можно считать как "просочившуюся", но ничего другого не остается.
Мы поспешили в посольство".#140
На базе договоренностей с Г. Киссинджером в Москве Совет Безопасности ООН 22 октября принял резолюцию № 338. В ней говорилось:
"Совет Безопасности
1. призывает все стороны, участвующие в нынешних боевых действиях, прекратить всякий огонь, а также прекратить все военные действия немедленно, не позже чем в течение 12 часов с момента принятия настоящего решения, с оставлением войск на занимаемых ими сейчас позициях;
2. призывает заинтересованные стороны начать немедленно после прекращения огня практическое выполнение резолюции 242 (1967) Совета Безопасности от 22 ноября 1967 года во всех ее частях;
3. постановляет начать немедленно и одновременно с прекращением огня переговоры между заинтересованными сторонами под соответствующей эгидой, направленные на установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке".#141
Вот как оценивает принятие этой резолюции В. Лаквер: "Единственным твердым решением было прекращение огня, ссылка на резолюцию № 242 была сомнительной, так как появлялось противоречие между вторым и третьим пунктом в новой резолюции (резолюция № 338). Оставались нерешенными вопросы проведения переговоров, осуществления наблюдения за прекращением огня, проблема военнопленных".#142
Следует пояснить Пункт 3 резолюции. Как пишет А. Ф. Добрынин: "В конфиденциальном документе, парафированном Г. Киссинджером и А. А. Громыко, "под эгидой" подразумевалось активное участие СССР и США в начале и в ходе переговоров".#142 Под "конфиденциальным документом" скорее всего следует понимать документ, завизированный А. Ф. Громыко и Г. Киссинджером и озаглавленный "Взаимопонимание". В этом документе также говорилось: "На протяжении всего процесса переговоров Соединенные Штаты и Советский Союз будут в любом случае поддерживать теснейший контакт друг с другом и со странами, ведущими переговорами".#144
Таким образом, следует признать, что резолюция № 338 удовлетворяла как советским, так и американским требованиям. Советский Союз не выходил из участия в переговорном процессе и не отказывался от действий, направленных на урегулирование конфликта, в соответствии с резолюцией № 242.#145
Казалось, что конфликт урегулирован, принята мирная резолюция, стороны ее одобрили. США и СССР договорились по спорным вопросам. Но именно в конце октября произошел ряд событий весьма неприятных для советско-американских отношений.
После того, как резолюция была принята воюющими сторонами, египетское командование в 19 часов 52 минуты отдало приказ войскам прекратить боевые действия.
Несмотря на это, израильтяне продолжили успешно начатое наступление, нанося главный удар на Суэц. Во второй половине дня 23 октября египетская 3-я армия была окружена. В течение 24-25 октября израильские войска, развивая успех, вышли на окраины Суэца, были высажены морские десанты, овладевшие Айн-Сухио и Рас-Абу-Дараг.
Советское правительство, возмущенное подобным нарушением резолюции СБ ООН, выступило с Заявлением о положении на Ближнем Востоке, от 24 октября 1973 года. В нем, в частности, говорилось:
"Советское правительство, весь советский народ выражают гневный протест против этих вероломных действий израильского правительства и требуют, чтобы Израиль немедленно прекратил огонь и все военные действия против войск арабских государств и отвел свои войска на линию прекращения огня 22 октября в соответствии с решением Совета Безопасности от 22 октября 1973 года.
Советское правительство предупреждает правительство Израиля о самых тяжелых последствиях, которые повлечет продолжение его агрессивных действий против Арабской Республики Египет и Сирийской Арабской Республики".#146
Предупреждение правительству Израиля о тяжелых последствиях не прошло незамеченным для западных наблюдателей - это было расценено как прямая угроза Израилю. Дальнейшие события чуть было не положили конец разрядке.
В ночь с 24 на 25 октября Р. Никсону было направлено послание Л. И. Брежнева, в котором предлагалось, чтобы в Египет, для обеспечения выполнения резолюции СБ ООН о прекращении боевых действий, были направлены советские и американские воинские контингенты. В своих мемуарах А. Ф. Добрынин привел текст этого послания: "Мы вносим конкретное предложение - давайте вместе, СССР и США срочно направим в Египет советские и американские воинские контингенты для обеспечения решений Совета Безопасности… Скажу прямо, если бы Вы не сочли возможным действовать с нами в этом вопросе, то мы были бы перед необходимостью срочно рассмотреть вопрос о принятии соответствующих шагов в одностороннем порядке. Допустить произвол со стороны Израиля мы не можем. У нас есть с Вами договоренность, которую мы высоко ценим, - действовать сообща. Давайте реализуем эту договоренность на конкретном примере в сложной ситуации. Это будет хороший пример наших согласованных действий в интересах мира".#147
Решение советского руководства послать подобный документ, было следствием настойчивых просьб А. Садата, который опасался полного разгрома 40-тысячной египетской 3-й армии. Но Садат обращался не только к советскому, но и к американскому руководству. Эта просьба к США и к СССР была продублирована и открытым обращением по радио и телевидению. #148
Необходимо отметить, что никоим образом не ставился вопрос о непосредственном участии советских войск на стороне Египта против Израиля. Воинские контингенты должны были обеспечивать проведение "миротворческой операции" по разъединению воюющих сторон.
Тем временем обстановка на Синайском фронте ухудшалась. Когда израильские войска отрезали Суэц и вышли на позиции значительно южнее этого города, Садат "вновь обратился к Советскому Союзу с просьбой о срочной присылке совместно с США воинских контингентов для обеспечения резолюций Совета Безопасности ООН, а если США вновь уклонятся, то президент просил Советский Союз действовать отдельно".#149
Советское руководство не могло поверить, что Израиль может ослушаться Соединенных Штатов, поэтому сразу же возникли подозрения по поводу двойной игры, проводимой Никсоном - Киссинджером. По мнению А. Ф. Добрынина, вышеуказанным посланием, решено было проверить искренность обещаний Р. Никсона по поводу совместных действий.#150 В. М. Виноградов в своих воспоминаниях не объясняя никаких причин, пишет, что "с советской стороны было недвусмысленно и твердо заявлено американской администрации о готовности Советского Союза немедленно выполнить просьбу Египта".#151
Думается, что В. М. Виноградов несколько категоричен в своей оценке. Советский Союз не собирался проводить интервенцию в район Ближнего Востока, так как это, несомненно, вызвало бы серьезный конфликт с США. Кроме того, подобную операцию нельзя провести без предварительной подготовки. А. Ф. Добрынин и Г. М. Корниенко сходятся во мнении, что в данном случае со стороны Советского Союза имело место желание - показать американцам твердую волю СССР. Это наиболее вероятное объяснение поведения советского руководства в данной ситуации, обострение отношений с США не было выгодно никому, кроме, может быть, А. Садата, который попытался бы в очередной раз сыграть на советско-американских противоречиях.
В советском руководстве мнения по поводу содержания послания разделились. Наиболее жесткую позицию занял министр обороны А. А. Гречко, который настаивал на символической демонстрации присутствия наших войск в Египте. Против этого категорически выступал А. Н. Косыгин, его поддержал А. А. Громыко. Л. И. Брежнев также выступил против вовлеченности советских войск в сам конфликт.#152
В результате обсуждений было подготовлено и одобрено обращение Л. И. Брежнева к Р. Никсону, но, по словам А. Ф. Добрынина: "В нем не было фразы "о возможном принятии нами мер в одностороннем порядке". Как и когда она появилась - до сих пор мне не известно, ибо основных участников заседания сейчас нет в живых. Возможно, это было результатом отчаянного обращения Садата к Брежневу в последний момент".#153
Для подкрепления слов делом, решено было провести в ЗакВО маневры с участием авиации, что не преминули отметить все зарубежные аналитики. Это действие рассматривалось ими исключительно как решимость СССР в отправке своих войск на Ближний Восток. Наряду с учениями были приведены в состояние повышенной боевой готовности некоторые советские части.#154 Зарубежными исследователями они характеризуются как семь советских воздушно-десантных дивизий (около 50 тыс. человек). Однако по сведениям И. Глассмена, часть дивизий была приведена в состояние повышенной боеготовности еще 17 - 18 октября или же сразу с началом войны.#155 Кроме того, отмечается тот факт, что советские самолеты, выполняющие рейсы по доставке военных грузов для Египта и Сирии, прекратили свои полеты и были возвращены на советские аэродромы. Из этого был сделан вывод, что эти самолеты предполагалось использовать для переброски советских войск на Ближний Восток. Но не отрицалась возможность, что самолеты были возвращены в связи с запланированным окончанием "воздушного моста".#156
Советское руководство в какой-то мере достигло поставленной цели. В американских средствах массовой информации появились сообщения о готовящемся советском вторжении на Ближний Восток. Даже Госсекретарь США Г. Киссинджер, как писал А. Ф. Добрынин: "нервозно воспринял это послание" (имеется в виду послание Л. И. Брежнева к Р. Никсону).
Никоим образом на улучшение обстановки не подействовало и появившаяся 22 октября информация о том, что на советских транспортах, следующих в Египет, было зафиксировано радиоактивное излучение. Из этого был сделан вывод, что Советский Союз, возможно, направил в Египет ядерное орудие, а именно ядерные боеголовки для ракет Р-17.
Вполне вероятно, что радиоактивное излучение имело место. Ниже указан ряд предметов, которые могли находиться на советских транспортных судах и которые обладают радиоактивным излучением.
- ядерные боеголовки;
- штатные ядерные боеприпасы кораблей ВМФ;
- ТВЭЛы;#157
- компоненты ракетного топлива;
- измерительные приборы, содержащие радиоактивные элементы;
- возможные остаточные излучения после перевозки веществ, содержащих радиоактивные компоненты.
Ядерные боеголовки. Вероятность поставки ядерного оружия арабским странам была крайне мала. Советское руководство понимало, что подобный шаг, в случае его раскрытия, может серьезно осложнить взаимоотношения Советского Союза с другими странами. Кроме того, территория Израиля, по которой мог быть нанесен ядерный удар, невелика, и применение ядерных боеприпасов могло бы привести к заражению территорий соседних арабских государств. Соединенные Штаты также не обладали достоверной информацией. 21 ноября на пресс-конференции Г. Киссинджера ему был задан вопрос: "Было ли советское ядерное оружие в Египте?" Государственный секретарь ответил на это: "Мы точно не знаем. Советский Союз это отрицает. Но я повторяю, мы точно не знаем".#158 В октябре 1973 года среди советских военных специалистов, работавших в Египте, ходили слухи, что в Египте привезены ядерные заряды из СССР. Подобные сообщения появлялись и в израильской печати. Однако ничего определенного по этому вопросу сказать нельзя. Советской стороной факт поставок ядерного оружия опровергался.#159
Штатные ядерные боеприпасы кораблей ВМФ. Учитывая осложнение обстановки в регионе, было принято решение об увеличении численности 5-й средиземноморской эскадры ЧФ, а также численности советских кораблей в Средиземном море. Возможно, что радиоактивное излучение, зафиксированное американцами, принадлежало ядерному оружию, перевозимому для восполнения боезапаса ремонтируемых в портах арабских стран кораблей советского ВМФ. Из некоторых источников известно, что, в частности, советские подводные лодки в Средиземном море были готовы применить ядерное оружие (торпеды) по назначению.#160 Однако исходя из сведений, полученных из воспоминаний Г. М. Корниенко и А. Ф. Добрынина, можно предположить, что данная акция также носила демонстративный характер.
ТВЭЛы. Возможна доставка ТВЭЛов для советских атомных ПЛ, находящихся в Средиземном море. Однако ни в отечественных, ни в зарубежных работах нет сведений о нахождении советских АПЛ в данном районе.
Компоненты ракетного топлива. Некоторые компоненты ракетного топлива содержат в себе радиоактивные частицы. Учитывая тот факт, что Советский Союз поставлял тактические ракеты своим арабским союзникам, возможно, что именно перевозки либо самих ракет, либо ракетного топлива и привлекли внимание американцев.
Складывается впечатление, что данная информация была либо раздута самими американцами, либо это была часть советской политики, направленной на демонстрацию решительных действий по защите арабских стран. В любом случае маловероятно, что арабам поставлялось ядерное оружие, или хотя бы планировалось применение ядерного оружия против Израиля под контролем советских военных специалистов.
25 октября Р. Никсон сообщил, что предложение о посылке советских и американских воинских контингентов является неприемлемым в данных условиях. Вскоре после вручения советской стороне президентского послания, стало известно, что в войсках США введена повышенная боевая готовность. "Сначала ссылок на нас не делали, - писал о сложившейся ситуации А. Ф. Добрынин, - но потом стали сообщать, что Москва грозилась послать в район конфликта войска для навязывания перемирия, если даже и США не присоединятся к такому шагу. Сообщалось о перемещениях советской авиации. подчеркивалось в этой связи, что Белый дом отказался уступить советскому нажиму, и именно поэтому был отдан приказ о повышении боеготовности американских войск. Тема относительно "твердости" Белого дома подавалась в контексте принятия мер по сдерживанию советского военного вмешательства в ближневосточный конфликт".#161
В тот же день, в телефонном разговоре, состоявшемся между А. Ф. Добрыниным и Г. Киссинджером, советский посол подчеркнул, что поведение Белого дома противоречит духу переговоров, которые сам Г. Киссинджер вел в Москве, и непонятно, зачем создается видимость возникновения опасного военного кризиса между США и СССР. Тем более, что президент сам предлагал Л. И. Брежневу совместно рассмотреть ситуацию.#162
Надо отметить, что в Москве, при оценке обстановки, не рассматривалась угроза прямого военного столкновения между СССР и США. Не было принято никаких особых мер по повышению боеготовности советских ВС, тем более стратегических#163, в ответ на американские действия.#164 Введение повышенной боеготовности в частях ВДВ можно сравнить с посылкой 6-го флота в район боевых действий, так как и перед ВДВ и перед 6-м флотом США ставились практически одинаковые задачи - обозначить военное присутствие в регионе. А СССР не располагал крупными мобильными частями, кроме частей ВДВ.
Подобная позиция могла быть занята СССР и по той причине, что, как писалось в книге "Служу Советскому Союзу": "Ракетные войска стратегического назначения и в мирное время выполняют боевую задачу государственной важности, находясь в постоянной высокой боевой готовности (выделено мной - С. С.). Воинам-ракетчикам органически чужды благодушие и беспечность. Готовность ракетных частей к немедленным боевым действиям можно с полным основанием назвать надежной".#165
Кроме приведения частей ВДВ в состояние повышенной боевой готовности и проведения маневров в ЗакВО, было решено увеличить численность советской средиземноморской эскадры. Это было сделано в ответ на американские действия - так как 6-й флот США было решено усилить ударным авианосцем "Джон Ф. Кеннеди", находившимся в Северной Атлантике.#166 Таким образом, численность средиземноморской флотилии возросла с 60 до 84 кораблей (однако при этом надо учитывать, что 40% из них составляли вспомогательные суда и суда обеспечения, что обуславливалось отсутствием развитой инфраструктуры военно-морских баз, в следствии чего 5-я эскадра была вынуждена "все свое возить с собой"). В результате 5-я эскадра насчитывала 51 боевой корабль, в то время как в составе 6-ого флота входило 48 боевых кораблей.
Усиление 5-й эскадры также не осталось незамеченным американцами. Это было расценено как усиление позиций СССР на Ближнем Востоке и готовность пойти на конфронтацию с Западом. Однако, согласно выводу, который приводит в своей книге И. Глассмен, со ссылкой на вице-адмирала Даниеля Мерфи ( командующий 6-м флотом): "Советская эскадра, размещенная в Средиземном море, может использоваться только как средство сдерживания или как средство первого удара в ядерной войне".#167
Большое беспокойство у американцев вызывали и советские десантные корабли, входившие в состав 5-й эскадры. Возможное присутствие на них морских пехотинцев рассматривалось как повышенная вероятность вмешательства Советского Союза в боевые действия. Но надо заметить, что в Средиземноморье постоянно находилось 2 - 3 советских десантных корабля, соответственно, численность морской пехоты на них вряд ли могла быть более полутора тысяч.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Советское руководство не планировало посылать войска в район конфликта. Все действия, которые были предприняты, были направлены на привлечение внимания к проблеме нарушения Израилем соглашения о прекращении огня. Цель была достигнута, однако американский ответ на советские действия - объявление тревоги в Вооруженных силах США - был несколько неадекватным. Действия Советского Союза во время кризиса можно расценивать как оборонительные, об этом свидетельствует и состав сил.
Несмотря на возраставшую напряженность, ситуация разрешилась довольно скоро. 28 октября ТАСС сделал заявление в связи с политикой США на Ближнем Востоке. В заявлении, в частности, говорилось:
"В связи с событиями на Ближнем Востоке в Вашингтоне были сделаны сообщения относительно приведения в повышенную боевую готовность вооруженных сил США в некоторых районах, в том числе в Европе.
Официальные лица, пытаясь оправдать такого рода шаг, ссылались на какие-то действия Советского Союза, дающие якобы основания для беспокойства.
ТАСС уполномочен заявить, что подобные объяснения являются абсурдными, так как действия Советского Союза строго направлены на то, чтобы способствовать выполнению решений Совета Безопасности о прекращении огня и восстановлении мира на Ближнем Востоке.
Этот шаг США, который отнюдь не способствует разрядке международной напряженности, явно предпринят в попытке припугнуть Советский Союз. Однако его инициаторам уместно сказать, что они выбрали для указанной цели не тот адрес".#168
В тот же день - 28 октября - Л. И. Брежнев направил Р. Никсону следующее письмо: "…У меня лично и у моих товарищей наступил кризис доверия к тому, что вся ведущаяся уже на протяжении недели переписка и все заверения как нам, так и египетской стороне о том, что принимаются меры к прекращению огня и выполнению резолюций Совета Безопасности, тем более под нашей с Вами эгидой, о чем от имени президента дано нам письменное подтверждение, на самом деле являлось поддержкой израильской военщины, которая продолжает вести себя провокационно, явно с определенной, я бы сказал, обнаженной целью… Я допускаю мысль, что все это происходит в результате ложной информации, полученной нами, и даже обмана, преследующими цель, с одной стороны, поощрить агрессию и по возможности добиться ухудшения отношений между СССР и США и, с другой стороны, подорвать личное взаимное доверие между нами".#169
По мнению А. Ф. Добрынина, Л. И. Брежнев не очень скрывал подозрения в отношении американского госсекретаря.#170
Дальнейшие события развивались уже более мирно. 30 октября советский посол в США был приглашен президентом Соединенных Штатов в Кэмп-Дэвид для разговора наедине. Как сообщает А. Ф. Добрынин, Р. Никсон вел разговор в примирительном тоне, даже оправдываясь. Кроме того, со стороны Р. Никсона было подчеркнуто, что он намерен продолжать дальнейший курс на улучшение советско-американских отношений. "Прошедшая неделя, явившаяся, хоть и весьма неприятным эпизодом, остается всего лишь, по его мнению, эпизодом в его отношениях".#171
Президент США попросил передать Л. И. Брежневу, что не допустит разгрома 3-его корпуса египетской армии, из-за спасения которого, собственно, и произошли события конца октября.
В заключение следует рассмотреть отношение некоторых социалистических стран к политике Советского Союза, проводимой во время арабо-израильского конфликта 1973 года.
Большая часть социалистических стран - союзников СССР по Организации Варшавского Договора поддерживала действия Советского Союза по организации помощи арабским странам. Страны, входящие в состав ОВД не принимали участия в военных действиях, хотя значительное число военных специалистов из Болгарии, ГДР, Польши, Чехословакии находились в Египте и Сирии.
Болгария и Восточная Германия организовали на своей территории подготовку и обучение арабских военных кадров. Чехословакия поставляла арабским странам некоторые виды вооружений. Болгария разрешила использовать свое воздушное пространство советским транспортным самолетам, перевозящим оружие на Ближний Восток.
Совершенно иным было поведение Румынии. Румынское правительство закрыло воздушное пространство страны самолетов с военными грузами, следующими из СССР на Ближний Восток.#172 Более того, СРР поставляла Израилю, в ходе конфликта, запасные части для ремонта техники советского производства, которая была захвачена израильтянами у арабских стран во время предыдущих военных действий. Израиль получал от Румынии не только запасные части, но и современные образцы компонентов оборудования, в частности радиоэлектронного, советского производства, находившиеся на вооружении стран-участников ОВД.#173
Советский Союз официально никак не отреагировал на подобное поведение своего союзника. В "Красной звезде" 25 октября 1973 года даже появилась статья "Праздник наших друзей", посвященная 29-й годовщине румынской армии.
Югославия, хотя и не была участником ОВД, помогала арабским странам, через территорию Югославии осуществлялись полеты советских самолетов с оружием. СФРЮ сама продавала некоторые виды оружия странам антиизраильской коалиции.
В целом, страны Восточной Европы поддерживаали политику Советского Союза во время Октябрьской войны. Произраильская политика Румынии - исключительный случай. Страны-участники ОВД не принимали активного участия в урегулировании конфликта, на них были возложены задачи помощи Советскому Союзу в обеспечении военных поставок Египту и Сирии.
Подводя итоги советской политики, проводимой во время кризиса, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, Советский Союз не знал о точных сроках начала военных действий, и хотя можно найти ряд факторов свидетельствующих об обратном, они не являются доказательными. А. Садат начал наступление по собственной инициативе, проигнорировав мнение СССР.
Во-вторых, неопределенность в поведении египетского президента не позволила СССР проводить политику, которая в полной мере отвечала бы интересам советского государства, а именно, усиление роли СССР в ближневосточном регионе и придание ему большего авторитета среди арабских государств.
В-третьих, Советский Союз не собирался посылать свои войска для участия в боевых действиях на стороне арабской коалиции. Это была продуманная политика, направленная на дезинформацию США. Предполагалось, что Соединенные Штаты предпримут соответствующие меры по отношению к Израилю и не позволят ему завершить разгром 3-й египетской армии.
В-четвертых, была достигнута основная задача, поставленная советским руководством еще в начале развития событий, а именно, прекращение огня и созыв конференции по ближневосточной проблеме.
В-пятых, ухудшились позиции Советского Союза на Ближнем Востоке. Египет перестал играть роль основного союзника СССР в регионе, его роль перешла к Сирии. Советский Союз перестал быть участником переговорного процесса между Египтом и Израилем. С потерей Египта был потерян и рынок оружия, так как согласно американо-египетским договорам, Египет для своих Вооруженных сил мог закупать только американское вооружение.
Основные усилия советской внешней политики во время ближневосточного конфликта 1973 года были направлены на ведение переговоров с американцами. Это было обусловлено наличием интересов в регионе у обеих сверхдержав. Кроме того, только СССР и США могли предпринять какие-либо действия по урегулированию конфликта.
Урегулирование кризиса 1973 года нельзя назвать победой советской дипломатии. Но в то же время ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке после кризиса, вскрыла новый расклад сил в регионе, что, в свою очередь, позволило Советскому Союзу более четко определить цели и направления своей ближневосточной политики. Был получен опыт урегулирования кризисных ситуаций во время разрядки.