Египет - одно из наиболее экономически развитых государств Бл. Востока
и Африки. В стране проводятся мероприятия, направленные на совершенствование
рыночных механизмов и повышение эффективности производства. 70% ВВП производит
частный сектор, на его долю приходится более 60% всех капиталовложений.
Экономически активное население - 17,9 млн.чел., в т.ч. женщины - 12%.
В структуре ВВП на производственные отрасли приходится 49,9% (в т.ч. сельское
хозяйство - 17,3%, промышленность - 25,2%, строительство - 7,4%), инфраструктура
и производительные услуги - 35,2%, социальные услуги - 14,9%. С 1996 г.
правительство АРЕ предпринимает меры по ускорению приватизации госсобственности.
Относительно стабильное финансово-экономическое положение АРЕ, последовательное
осуществление структурной реформы экономики создают благоприятный климат
для притока инвестиций (объем капвложений из-за рубежа в 1997 г. составил
14,8 млрд.долл.). Египтяне заинтересованы в налаживании различных форм
кооперации с зарубежными партнерами, в т.ч. путем создания производств
на основе передовых технологий.
В стране реализуется ряд крупномасштабных экономических проектов (многопрофильная
программа "Новая долина", освоение Синая, развитие газового
и энергетического комплексов, создание экономической зоны в сев.-зап.
части побережья Суэцкого залива, сооружение крупного морского терминала
к востоку от Порт-Саида, освоение железорудного месторождения и строительство
меткомбината вблизи Асуана и др.).
Сельское хозяйство. Площадь обрабатываемых земель - 3,4 млн.га. Климатические
условия позволяют собирать два урожая в год. Пригодные для с/х обработки
земли составляют менее 4% территории АРЕ. Почти вся земля находится в
частном владении - 3 млн.наделов. Собственным производством Египет удовлетворяет
не более 40% потребностей в продовольствии. Освоение земель - в среднем
70-80 тыс.га в год.
Производство сырья и промтоваров: фосфаты - 1,45 млн.т., сталь - 2,3 млн.т.,
алюминий - 170 тыс.т., нефтепродукты - 25 млн.т., цемент - 21,6 млн.т.,
х/б пряжа - 325 тыс.т., ткани х/б - 1540 млн.м., легковые автомобили (сборка)
- 36,7 тыс.шт., грузовики - 13,9 тыс.шт., стиральные машины - 316 тыс.шт.,
холодильники - 495 тыс.шт., газовые плиты - 80 тыс.шт. Ряд крупных производств
создан в новых индустриальных городах, расположенных к северу от Каира
(гг. Садат, 6 Октября, 10 Рамадан и др.).
С мая 1991 г. осуществляется одобренная МВФ программа стабилизации финансов
и экономики АРЕ в целом. Обеспечены устойчивость и внутренняя конвертируемость
египетского фунта. Уровень инфляции в 1998 г. составил, по официальным
оценкам, порядка 4-4,3%. Платежный баланс был сведен с дефицитом в 2,1
млрд.долл. (в 1997г. - положительным сальдо в 1,9 млрд.долл.). В 1998
г. на 15% по сравнению с предыдущим годом вырос внутренний долг, составив
50,2 млрд. долл. Валютные резервы превысили 20 млрд.долл. Объем внешней
задолженности АРЕ в 1998 г. составил 27,4 млрд.долл. (25 млрд.долл. в
1997 г.). Основные источники поступления валюты: частные денежные переводы
из-за границы - 3 млрд. долл., доходы от туризма - 2,9 млрд.долл. (3,5
млрд.долл. в 1997 г.), поступления от Суэцкого канала - 1,7 млрд.долл.
(1,8 млрд.долл. в 1997г.), нефтеэкспорт - 0,8 млрд.долл. (1,4 млрд.долл.
в 1997 г.).
Объем внешнеторгового оборота в 1998 г. составил 18,5 млрд.долл., в т.ч.
экспорт - 3; импорт - 15,5 млрд.долл., дефицит - 12,5 млрд.долл. (в 1997
г. соответственно - 17,6 млрд.долл., 3,9 млрд. долл., 13,7 млрд.долл.
и 9,8 млрд.долл. Основные партнеры - США, страны ЕС (ФРГ, Франция, Италия).
Экспортные поступления покрывают лишь 19,3% расходов на импорту).
В 1995г. парламент АРЕ ратифицировал членство Египта в ВТО. С 1974 г.
египетское руководство проводит политику "открытых дверей" и
либерализации экономики, заключающуюся в широком привлечении иноинвестиций,
а во внутреннем плане - cоздании условий для преимущественного развития
частного капитала при сохранении сложившегося в стране госсектора. Основные
принципы этой политики были сформулированы бывшим в то время президентом
АРЕ А.Садатом: "Экономика должна стоять не на одной гипертрофированной,
а на двух крепких ногах - государственном и частном секторах".
Осуществление программы структурных преобразований в АРЕ в 90-х гг. получило
широкую поддержку со стороны многочисленных международных и региональных
организаций, таких как МВФ, МБРР, Парижский клуб, Африканский банк развития,
а также отдельных стран-доноров, и в первую очередь США и стран-членов
ЕС.
В результате проводившихся с 1991 г. переговоров в рамках Парижского клуба
и с отдельными странами-кредиторами Египту удалось добиться поэтапного
списания 24,5 млрд. долл. внешней задолженности и переноса срока погашения
оставшейся ее части в рамках Парижского клуба на 25 лет. В результате
была решена весьма остро стоявшая проблема обслуживания внешнего долга,
составляющего в настоящее время всего около 30 млрд. долл.
Экономические реформы в АРЕ в 90-х гг. осуществлялись в рамках выполнения
трех согласованных с МВФ программ, последняя из которых завершилась в
сент. 1998 г. Относительно высокие темпы экономического развития, которые
Египту удалось сохранить, несмотря на усилившуюся международную финансовую
нестабильность, позволили ему отказаться от заключения нового соглашения
с МВФ. Однако, как заявило египетское руководство, курс на продолжение
начатых в 1991 г. реформ будет продолжен, также как консультации с этой
международной организацией.
Процесс приватизации госпредприятий, активизировавшийся с 1996 г., осуществляется
в трех формах продажи акций: на фондовой бирже, стратегическому инвестору
или коллективу предприятия. Успехи в осуществлении приватизации обусловлены
тем, что все без исключения предприятия были приватизированы лишь после
их тщательной подготовки к этому.
Реализация отдельных проектов в области промышленности, сельского хозяйства,
строительства, торговли, финансов, туризма, а с распространением системы
БОТ и ее разновидностей и в области транспорта и энергетики все больше
переходит из сферы деятельности госорганов в сферу деятельности частных
компаний. Функции государства в области экономического развития все более
сосредотачиваются на выработке его основных направлений и планов социально-экономического
развития (ежегодных, пятилетних и двадцатилетних), а также разработке
крупных национальных проектов, таких как освоение Южной Долины, создание
технопарка неподалеку от Исмаилии, строительство крупного контейнерного
порта Шарк эль-Тафрия около Порт-Саида.
Важным направлением экономической политики является стимулирование накоплений
и инвестиций. В этих целях осуществляется дальнейшая либерализация банковской
и страховой систем, усиливающая конкурентную борьбу в этих сферах, в частности
за счет предоставления более широких возможностей для иностранного капитала.
Следующим шагом на этом пути должна стать реформа пенсионной системы и
налогового законодательства.
Темпы прироста внутренних накоплений опережают темпы прироста инвестиций,
в результате чего доля иноинвестиций в их общем объеме, составляющая около
5%, постоянно сокращается. К 2006 г. объем внутренних накоплений сравняется
с величиной инвестиций. Стабильный курс египетского фунта поддерживается
с 1991 г. Эти и другие меры руководства страны позволят довести удельный
вес инвестиций в структуре расходов ВВП к 2016 г., когда должна быть завершена
20-летняя программа социально-экономического развития, до 26%.
Взвешенная политика проводится в социальной сфере. Примером может служить
позиция египетского руководства в отношении отмены дотаций на товары первой
необходимости (хлеб, рис, сахар), одного из главных условий МБРР и МВФ
для финансирования проводимых в стране экономических реформ; отмена дотаций
приведет к социальным потрясениям. Также сдержанно, по причине опасений
появления массовой безработицы, египетское руководство подходит к вопросам
приватизации, хотя и рассматривает ее как одно из важнейших направлений
своей внутренней политики. Практическое ее осуществление было начато в
1994 г. и по состоянию на окт. 1998 г. приватизировано всего 118 госкомпаний
(37,5% общего числа), из которых более 50% акций было продано лишь по
71 компании.
В результате египетскому руководству удалось обеспечить относительную
стабильность обстановки в стране. Ускоренными темпами начали развиваться
отрасли, производящие товары широкого потребления (продукты питания, готовая
одежда, обувь, бытовая химия и др.), а также услуг, особенно туризм.
Темп прироста ВВП в 1997/98 ф.г. (с 1 июля по 30 июня) возрос на 5,7%,
в то время как в 1996/97 ф.г. он составлял 5,3%, а в 1995/96 ф.г. - 4,9%.
Опережающими темпами развивались сфера услуг (4,8%), особенно финансы
и страхование (10%), транспорт и связь (6,8%), и торговля (6,2%). Темпы
роста в производственных отраслях в 1997/98 ф.г. составили в целом 4,7%.
Все это делает Египет более привлекательным для вложений капиталов. В
1997/98 ф.г. в АРЕ было зарегистрировано 3,6 тыс. новых компаний с уставным
капиталом 20,4 млрд.ф., в том числе 1,7 тыс. компаний с иностранным участием.
Число обанкротившихся компаний сократилось с 1,9 тыс. до 1,2 тыс.
По плану социально-экономического развития на 1998/99 ф.г., темп прироста
ВВП намечено увеличить до 6,2%, объем валовых инвестиций - до 66 млрд.ф.,
из которых на иностранное финансирование придется всего 5%.
За период с 1995/96 по 1997/98 ф.г. ВВП в текущих ценах вырос с 67,3 до
80,2 млрд.долл., а в расчете на душу населения эти показатели составили
1140 и 1310 долл. Основными источниками инвалютных поступлений АРЕ по-прежнему
остаются доходы от туризма, частные переводы египетских граждан, работающих
за границей, доходы от эксплуатации Суэцкого канала и поступления от экспорта
нефти и газа.
В 1997/98 ф.г. эти источники несколько оскудели. Под влиянием террористических
актов в Луксоре и Каире ниже ожидавшихся оказались поступления от туризма
(в 1996/97 ф.г. - 3,6 млрд. долл.). Доходы от эксплуатации Суэцкого канала
снизились с 1,9 до 1,8 млрд.долл. в связи с сокращением количества проходящих
по каналу судов и возрастающей конкуренцией танкерному флоту со стороны
нефте- и газопроводов. Ситуация в районе Персидского залива не позволит
в полной мере использовать возможности притока избыточной рабочей силы
из АРЕ, хотя поступления от переводов средств египетскими рабочими из-за
границы составляют порядка 3,4 млрд.долл. в год. Официальный уровень безработицы
в АРЕ в 8,5% занижен и оценивается в 15-20%.
О плане экономического и социального развития на 1999/2000 ф.г. В рамках
осуществления пятилетнего плана (на 1997/98-2001/02 гг.) Народное собрание
в апр. 1999 г. одобрило план экономического и социального развития на
1999/2000 ф.г. (начался 1 июля).
Темпы прироста ВВП предусматривается довести до 6,8%, против 6,2% в 1998/99
ф.г. Объем ВВП должен вырасти до 286,6 млрд.егип.ф., при этом 74,7% ВВП
предусматривается произвести в частном секторе (ранее на его долю приходилось
около 70%).
Удельный вес производительных отраслей хозяйства в ВВП составит 49,9%,
или 143 млрд.ф., что на 9,7 млрд.ф. выше уровня предыдущего ф.г.
Среднегодовой темп прироста в производительных отраслях хозяйства ожидается
в 7,3%, в сфере услуг - 6,8%, в соцобслуживании - 5,2%. На 8,6% предусматривается
увеличить производство в ткацкой промышленности, на 12,9% - в химической,
на 11% - в горнодобывающей. Темпы прироста с/х продукции предусмотрены
в 3,8%, в нефтяном и газовом секторе - 8% (в основном за счет увеличения
добычи газа), в энергетике - 7,7%.
Объем инвестиций в экономику страны предусматривается в 71,2 млрд.ф. (66
млрд.ф. в прошлом году), причем 68,4% этой суммы - за счет капиталовложений
частного сектора. Основной поток инвестиций предполагается направить на
развитие Верхнего Египта - 22,9%, Синая и зоны Суэцкого канала - 20,4%,
Большого Каира - 16,9%. На нужды образования предусмотрено 2,5 млрд.ф.,
здравоохранения - 1,7 млрд.ф. На 11,3% - сократить объем импорта и увеличить
на 12,3% объем экспорта. Предусматривается обеспечить дополнительно 535
тыс. рабочих мест. Для увеличения плановых показателей предусмотрено:
продолжение экономических реформ и корректировка программ на местах; повышение
уровня производства и качества услуг; обеспечение работой лиц с высшим
образованием; создание более благоприятного инвестиционного климата для
привлечения в страну иностранного капитала; размещение населения в новых
районах с созданием льготных условий для проживания; соблюдение социальной
справедливости в распределении национального дохода и обеспечении субсидий
для лиц с низкими доходами; поощрение мелких и средних предприятий частного
сектора; активное использование госпланирования для развития крупных проектов;
снижение уровня инфляции.
|