А.В. Притворов. Роль Южной Африки в освобождении Эфиопии от итальянской оккупации

 

Роль Южной Африки в освобождении Эфиопии от итальянской оккупации

А. В. Притворов, сб. "Россия и Эфиопия: 100 лет дипломатических отношений". М.: Научная книга, 1999


В начале второй мировой войны у Эфиопии не было дипломатических отношений с СССР - они были восстановлены 22 апреля 1943 г. Эфиопия - тогда называвшаяся чаще ее вторым именем - Абиссиния, - переживала безвременье, находясь с 1935 г. под оккупацией фашистской Италии. Решающую роль в разгроме итальянских войск в Эфиопии в начале 1941 г. и освобождении страны сыграли войска Южно-Африканского Союза (ЮАС), являвшегося доминионом Британской империи.
Поэтому нередко в данной свята говорят о "британских" войсках, воевавших в Эфиопии, хотя контингент, представлявший собственно Британские острова, в них был невелик. Даже те подразделения, которые были укомплектованы англоязычными белыми жителями Южной Африки, носили лишь принятые в британской армии символические английские названия '"шотландцы", "королевские стрелки", нередко, правда, с добавлением "Трансваальские шотландцы" (The Transvaal Scottish), "Натальские королевские стрелки" (The Royal Natal Carbineers) и т.п. Действительно, в Южной Африке есть многочисленное англоязычное население, которое появилось там, в районе Ист-Лондона, еще в 30-е годы XIX в.- и те англоязычные жители ЮАС, которые воевали в Эфиопии, были далекими потомками англичан и шотландцев, но, по существу, южноафриканцами. Много было в тех войсках и африканеров (буров). Последние вполне отличали себя не только от англичан, но и от англоязычных соотечественников. Однажды, например, командир английского подразделения "королевские гвардейцы", когда в бой нужно было поднять последние резервы, обратился к группе солдат с шанцевым инструментом, расположившейся в стороне, с приказом: "Up guards and at them!'' ("Вставай, гвардия - и на врага'"). Никакой реакции на это не последовало. Дело могло кончиться расстрелом неподчинившихся приказу в боевой обстановке. Но старший среди солдат ответил офицеру на африкаанс: "Ons is nie guards nie, ons is shunters" ("Мы - не гвардейцы, мы - путейцы") [1]. Ясно, что их боевая ценность была очень относительной.
Однако части и крупные подразделения, находившиеся в подчинении британского или союзного американского командования, как то было позднее в Северной Италии, недвусмысленно именовались: 1-я Южноафриканская пехотная дивизия, 1-я Южноафриканская бригада, 2-я Южноафриканская бригада, 5-я Южноафриканская бригада и т.д.
Интересно, что в составе южноафриканских войск принимал участие в войне и так называемый Туземный корпус, набранный из черных южноафриканцев. Оружие его личному составу не доверяли. Солдаты этой части занимались в основном обеспечением боевых действий - доставкой на позиции боеприпасов и продовольствия, рытьем окопов, оборудовавшем блиндажей. устройством инженерных заграждений и т.п. По словам южноафриканского исследователя С. Тербланша, "апартхейд существовал лишь официально 40 лет, а неофициально 100 лет!" (напомним, что официально он был введен после войны, в 1948 г.). Нередко в ходе боев безоружные черные военнослужащие сами добывали у противника оружие, чтобы защищать себя и своих белых боевых товарищей от врага. Позднее по представлению низших командиров, в том числе и белых, это вопиющее дискриминационное извращение британское командование вынуждено было отменить, и личному составу Туземного корпуса оружие все же было роздано. Но по окончании боевых действий все черные ветераны, обладавшие боевым оружием, были погружены па транспорт, который на переходе морем в Южную Африку взорвался и затонул в результате диверсии. Чьих это было рук дело - неясно до сих пор.
Вооруженные силы тогдашнего Южно-Африканского Союза возглавлял генерал Алан Каннингхэм. в то время как непосредственно южноафриканским их контингентом командовал генерал Ян Смэтс. проявивший себя еще во время второй англо-бурской войны 1899-1902 гг. [2]
Южноафриканские войска сосредоточились в Восточной Африке для наступления пропив итальянских войск в июле 1940 г., т.е. спустя десять месяцев после начала второй мировой войны. Южноафриканские войска общей численностью 43 700 человек составляли основную массу британских войск в регионе. Воевать им довелось в Кении, Сомали, но главной целью кампании была Эфиопия. Боевые действия длились па этом театре с середины декабря 1940 г и. наиболее активно. - с начала января по конец мая 1941 г.
Итальянские войска, особенно авиация, были многочисленнее, лучше обеспечены вооружением, боеприпасами, всеми видами боевою снабжения и опирались на хорошо подготовленные позиции. на юге Эфиопии и далее с выдвижением на территорию Кении ими был организован укрепленный район. охватывавший территорию от северной части оз. Рудольфа и вдоль нынешней кенийско-эфиопской и кенийско-сомалийской границы, включая южную часть Абиссинского нагорья, ограниченную с востока р. Джуба и Сомалийской пустыней. Его основными опорными пунктами были итальянские базы Гораи, Хобок, Мойале, прикрывавшие направление со стороны Кении, а за ними на пути к Аддис-Абебе располагались крепость Мега и далее - укрепленный пункт Негелли. Отдельные укрепления и форты постепенно выдвигались на территорию современной Кении.
Примечателен один из эпизодов начала войны, относящийся к концу 1940 г. Итальянцами был оборудован западнее оз. Рудольфа форт Наморопут. Летчикам южноафриканских ВВС, недавно призванным на службу из гражданской авиации, была дана задача атаковать его, хотя боеприпасов выделено не было, да и сам самолет был почтово-пассажирским и для подобного рода действий не годился. Погрому летчики и механик - в прошлом сапер - сделали бомбу из бочки из-под бензина, снарядив ее взрывчаткой и в качестве осколочного материала набив корпус старыми автозапчастями, фрагментами сломанной швейной машинки и т.п. В "адскую машину" вставили три фитиля, которые, пролетая над фортом, и подожгли Однако стоило большого труда вытолкнуть бочку с уже горящими фитилями в боковую дверь - мешал набегающий воздушный поток, - и, пока не завалили машину на крыло, импровизированная бомба ''не шла", создавая угрозу взрыва на борту самолета. Наконец, бочка грохнулась на плац, на котором строились итальянские солдаты, и покатилась к стене форта, те - за ней ("что это с неба упало нам под Рождество?''). И тут раздался взрыв, разметавший всех, кто находился поблизости [3].
Общий замысел британского командования заключался в том, чтобы нанести по укрепленному району фронтальный удар и прорвать его, обеспечив путь на Аддис-Абебу, и с небольшим опережением предпринять охватывающий удар на Сомали и далее с поворотом через Сомалийскую пустыню - также на север, с выходом на эфиопский город Харар и далее - на запад, также на Аддис-Абебу. С севера, из Судана, должны были наступать британские войска, подчиненные Ближневосточному командованию генерала Уэйвела, но они большой роли в кампании в конечном счете не сыграли.
Для осуществления операции были выделены 1-я Южноафриканская бригада под командованием генерала Д.Пинаара, 2-я и 5-я Южноафриканские бригады под командованием генерала Дж. Бринка. Последние две были направлены на фронтальный прорыв с юга в Эфиопию, а первая должна была действовать обходным маневром, через Сомалийскую пустыню.
Надо сказать, что и природные, и погодные условия в ходе осуществления операции были дня наступающих войск разнообразными и крайне неблагоприятными. С самого начала доро1у в направлении передовой линии обороны итальянских войск южноафриканским саперам и бронетехнике пришлось прокладывать через непроходимые заросли. Далее начинались горы, на которые предстояло взбираться, штурмуя большие и малые укрепленные пункты Первым и крупнейшим объектом такого рода стал кратер потухшего вулкана Гораи, на склоне которого итальянцы оборудовали укрепление. Оттуда был удобен обстрел всей территории, на которой оказывались, выхода из зарослей южноафриканские бронеавтомобили и пешие подразделения. Для овладения укреплением в тыл была направлена колонна броневиков, а с другой стороны после артиллерийской подготовки в сочетании с бомбардировкой с воздуха была предпринята лобовая атака. Первые потери южноафриканцев, понесенные в ходе боев, - двое убитых, - были сравнительно невелики, но они были первыми на земле Эфиопии.
Вскоре после этого удалось захватить еще один укрепленный пункт, лежащий к северо-западу от первого - Хобок, в результате чего южноафриканские войска открыли себе путь (протяженностью около 80 км) на крепость Мега с запада, в обход возвышенности, преграждавшей путь на нее с юга. Серьезную опасность для наступающих представляли собой минные поля, минные ловушки и отдельные мины при подходе к Meгe, прикрываемые пулеметными точками и стрелковыми позициями. Поэтому движение осуществлялось по пересеченной местности, вне дорог. Но и внутри крепость была сильно заминирована. Часть мин изготовил сам гарнизон из подручных материалов. Обезвреживать такие взрывные устройства особенно трудно и опасно o многие из них были натяжного действия. Поэтому при подготовке штурма и в ходе его особенно отличились саперы. Но и другим войскам пришлось нелегко.
К началу штурма Мети 16 февраля 1941 г. погодные условия сильно изменялись по мере подъема на горное плато, где были расположены основные позиции итальянцев. После ночного дождя над местностью навис туман, и температура воздуха понизилась до нескольких градусов выше нуля. После жары, испытанной в предгорьях, войскам было трудно сразу адаптироваться к холодам, сопровождаемым периодически выпадавшими дождями с грозой. Тем не менее, в течение трех дней авиация совершала самолето-вылеты и совместно с артиллерией вела бомбардировку вражеских позиций, и к вечеру третьего дня, двигаясь на крепость в тумане, южноафриканские подразделения сломили сопротивление оборонявшихся итальянских войск.
Во многом успех дела решило выдвижение южноафриканской минометной батареи в тыл противника. Для этого пришлось то под дождем, то в густом тумане тащить на себе по скользким крутым склонам через заросли кустарника на вершину одного из холмов тяжелое оружие, чтобы вывести из строя итальянскую батарею, огонь которой особенно мешал наступлению. Одновременно минометчики вступали в стычки с итальянскими передовыми постами.
В результате падения Меги в руки южноафриканцев попало более 1000 пленных, много оружия, военного снаряжения и других военных запасов, но главное - южная часть страны оказалась под полным контролем союзников по Антигитлеровской коалиции, и путь на столицу Эфиопии с юга был открыт. Подавить сопротивление противника, засевшего в мелких узлах сопротивления, таких как Негелли, в дальнейшем не представляло особого труда для двух южноафриканских бригад [4].
Одновременно со штурмом Меги по территории Сомали с боями продвигалась 1-я Южноафриканская бригада. После форсирования нижнего течения р.Джуба, во время которого неоценимую роль снова сыграли ее саперы, бригада совместно с другими подразделениями британских войск приступила к ликвидации узлов сопротивления противника, расположенных вдоль течения этой реки. В ходе боевых действий против итальянских войск и при взятии населенных пунктов Кисмайо, Гобвен, Афмаду и Могадишо отличились также южноафриканские артиллеристы и летчики.
Через 17 дней после вступления в Сомали ближайшая задача войск по захвату основной ее территории была выполнена. 1-я Южноафриканская бригада, согласно плану дальнейшего развития операции, покинула Могадишо и через пять дней, пройдя свыше 700 км по Сомалийской пустыне, вступила на территорию Эфиопии с юго-востока. Далее ей предстоял захват горных перевалов Абиссинского нагорья, двигаясь по горной магистрали, проложенной итальянцами (Strada Royale, Strada Imperiale), которая в ряде мест была густо заминирована или перегорожена искусственными завалами, а многие мосты через глубокие ущелья были взорваны. Восстановлением пути занимались южноафриканские горняки из взвода так называемых Трансваальских шотландцев. прежде работавшие на золотоносной шахте (Sub Nigel) и знакомые и со взрывными работами, и с ликвидацией завалов, и с наведением мостов.
1-я Южноафриканская бригада в ходе продвижения на север постоянно вела бои с отступавшими итальянскими подразделениями. Первым крупным препятствием на этом пути стал перевал Марда, через который дорога вела к городам Джиджига и Харар. Выход к ним означал бы перекрытие единственной коммуникации между Аддис-Абебой и внешним миром но железной дороге, ведущей к порту Джибути, находившийся в то время под итальянской оккупацией. Борьба за перевал велась при активном участии южноафриканских ВВС и артиллерии. К северу от Харара находился крупный итальянский военный аэродром, близ Дыре-Дауа, самолеты с которого регулярно бомбили и обстреливали наступавшие южноафриканские войска.
Итальянский авиапарк того времени был оснащен не хуже, а кое в чем и лучше южноафриканского. Итальянские бомбардировщики "Савойя-Маркеттти" и истребители "Реджиа-Аэронаутика", "Фиат-СRЗ2" и "Капрони" считались хорошими машинами. Находившиеся же на вооружении южноафриканских ВВС "Юнкерсы-86" незадолго до этого закупленные в Германии для нужд гражданской авиации, а также "Харрикейны" первых серий и устаревшие модели типа "Гладиатор", нередко уступали по своим тактико-техническим характеристикам итальянским самолетам. К тому же по численности южноафриканские ВВС значительно уступали итальянским. Поэтому победа южноафриканской авиации на пути в Харар через Джиджигу. как и в других боях в небе Эфиопии, далась ей в основном благодаря отваге и мастерству летчиков.
В боях на высокогорной местности отличились и южноафриканские артиллеристы, которым приходилось вести огонь часто по закрытым позициям итальянской артиллерии, находясь при этом не только на виду у противника, но и на пристрелянной им местности. И тем не менее во взаимодействии с авиацией и пехотой сопротивление итальянских войск на этом направлении удалось сломить. Прекратил сопротивление гарнизон Дыре-Дауа. Боевой напор южноафриканских и других союзных подразделений в этих боях был столь велик, что гарнизон самого Харара сдался без боя, и итальянцы повели с союзным командованием переговоры об условиях сдачи Аддис-Абебы. После некоторых колебаний 5 апреля 1941 г капитулировал и итальянский гарнизон Аддис-Абебы.
Ровно через месяц в столицу после эмиграции во главе небольшого отряда эфиопской армии возвратился император Хайле Селассие. Однако его возвращение в страну еще не означало полной победы над противником. Итальянские войска подготовили долговременные оборонительные сооружения в северной части Эфиопии, за перевалом Комболоча. Там были созданы сильно укрепленные позиции, опирающиеся на естественные препятствия - труднодоступные вершины, ущелья, реки. Бои за этот перевал были одними из самых тяжелых для южноафриканских войск в'Эфиопии. Основную тяжесть боев вынесла на себе 1-я Южноафриканская бригада, которая 13 апреля вышла к перевалу через так называемый Туннель Муссолини.
В течение пяти дней боев за перевал южноафриканцы использовали весь свой опыт, полученный в предшествующие недели кампании. Они понесли сравнительно небольшие потери - 10 человек убитыми, - и захватили итальянские позиции, при попытках, удержать которые противник потерял несравнимо больше бойцов - 500 человек. В плен сдалось более 8 тыс. итальянских солдат и офицеров, победители захватили более полусотни орудий, свыше 200 пулеметов, более 40 тыс. винтовок и несколько сотен автомобилей. Поражает обилие оружия, захваченного на складах. Очевидно, итальянцы рассчитывали вооружить им эфиопских коллаборационистов. Однако этого не получилось - свободолюбивый эфиопский народ в течение всего периода итальянской оккупации и в ходе боевых действий войск союзников по освобождению Эфиопии сражался против захватчиков.
Следующая итальянская крепость - Десси - была занята практически с ходу, и южноафриканцы повели наступление на последний оплот оккупационной армии - крепость Амба-Аладжи, расположенную на высоте 3000 м над уровнем моря. Там со своим штабом находился главнокомандующий итальянскими войсками в Эфиопии герцог Амадео д'Аоста. Как и другие опорные пункты северного укрепленного района, крепость Амба-Аладжи была оборудована для долговременной обороны. Осаждающие предприняли массированную бомбардировку крепости из орудий и с воздуха, одновременно пехотинцы штурмовали прилежащие высоты. Через пять дней, 16 мая 1941 г., поняв, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, противник капитулировал.
На этом итальянская оккупация Эфиопии закончилась. Одна из ведущих держав "оси" потерпела крупное стратегическое поражение за месяц до начала решающей фазы второй мировой войны, связанной с нападением на Советский Союз и началом Великой Отечественной войны. Этот факт имел большое значение для последующего хода боевых действий в Северной Африке. До своего поражения в Эфиопии итальянский флот, например, имел в Красном море 8 подводных лодок, базировавшихся на Массауа, и мог легко парализовать коммуникации, по которым снабжались британские войска, воевавшие в Африке против итао-германских войск в Ливии и Египте Поражение же итальянцев в Эфиопии и Сомали во многом способствовало впоследствии победе союзников под Эль-Аламейном в конце 1942 г.
Вообще же, отзываясь об итальянцах как о бойцах, офицер штаба Роммедя Х.-Г. фон Эзебек писал впоследствии: "In Warheit war der italienische Soldat weder ein schlechter noch ein guter Soldat" - "По правде говоря, итальянский солдат был ни плохим, ни хорошим солдатом" [5]. Лучше о товарищах по оружию не скажешь...
В конце того же 1942 г. итальянские войска вместе с немецкими и другими союзными им воинскими формированиями потерпели поражение и в России - под Сталинградом. Правда, непосредственно плечом к плечу с южноафриканцами нашему народу воевать не довелось. Эфиопия была избавлена от оккупантов нашими южноафриканскими союзниками по антигитлеровской коалиции при активной поддержке эфиопских патриотов.
1. Mervis J. South Africa in World War II. Johannesburg. 1995. P. 76.
2. Heitman H.-R. South African War Machine. Greenwich (USA). 1985. P.35 et al
3. Mervis J Op cit. P.20
4. Mervis J. Op. cit. P. 27,28-30.
5. Esebeck H.-G. Das Deutsche Afrika-Korps. Sieg und Niederlage. Wiesbaden und Munchen, 1975. S.60

Вернуться на главную