Хайле Селассие I

 

Хайле Селассие I

 

Тафари Маконнен, будущий император Хайле Селассие, родился в городе Харер, в Эфиопии, 23 июля 1892 года. Поскольку его отец был "правой рукой" императора Менелика II, то ему было обеспечено прекрасное будущее. В 1910 году он уже был губернатором своей родной провинции. Когда малолетняя дочь императора Менелика, Заудиту, стала императрицей, Тафари был провозглашен регентом и наследником престола.
Хайле Селассие сделал в древней Эфиопии (называвшейся раньше Абиссинией) громадные преобразования, ввел ее в Лигу Наций, а затем, после войны, и в ООН. Когда в 1935 году фашистская Италия вторгась в Абиссинию, Хайле Селассие возглавил сопротивление агрессорам. Он в 1936 году был вынужден бежать из страны, но с началом Второй мировой войны вступил в союз с Великобританией, и в январе 1941 года во главе верных ему войск при поддержке британской армии изгнал итальянцев и снова стал главой государства.

В 1974 году армия под командой пресловутого полковника Менгисту совершила переворот. Восьмидесятидвухлетний император оставался под домашним арестом до своей смерти в 1975 году, и есть основания полагать, что смерть его не была естественной - мы теперь знаем нравы головорезов Менгисту, большого друга советских руководителей эпохи Брежнева.

Мистическим образом подлинное имя Хайле Селассие - рас Тафари, то есть "князь Тафари" - и его личность стали символами нового религиозного движения ямайских негров, называющих себя растафарианцами. Их поверье состоит в том, что они - подлинные иудеи, выходцы из Африки, а рас Тафари, он же Хайле Селассие, был, дескать, мессией, священной личностью. Растафарианцев немало и сегодня во многих странах, в том числе в Англии. Они не едят свинину, не лечатся у врачей, не признают бракосочетания и противозачаточных средств. Они исповедуют Ветхий Завет и отвергают любое колдовство или магию.

 

Хайле Селассие в СССР

 

 

 

В честь высокого гостя. "Правда" от 13 июля 1959 года № 167

 

Наследники

 

Растафари

 

Праздники растафарианцев, связанные с Хайле Селассие

Рождество Его Императорского Величества Хайле Селассие 1. Он родился 23 июля 1892 года - в первый день астрологического знака Льва, что еще раз является подтверждением его Божественной сущности (Льва от колена Иудина).

День вступления Его Императорского Величества на землю Ямайки (Grounation Day). Отмечается 21 апреля. В этот день в 1966 году Хайле Селассие 1 вступил на землю Ямайки. Целью приезда Хайле Селассие 1 на Ямайку была встреча с лидерами Растафарианских общин. В аэропорту его встречали тысячи дредов в белых одеждах, распевавших "Осанна Сыну Давидову!" Этот день считается днем начала распространения Растафарианства по всему миру.

Смерть Его Императорского Величества Хайле Селассие 1. Произошло это в 1975 году. Многие Растафари считают, что Хайле Селассие 1 после своей смерти вознесся на небо, подобно Христу.

 

Подробности

 

Ольга Арефьева с дэдламиПроект "Энциклопедия Раста - реггей"

 

Кто такой Джа? Что такое Раста?

 

Все о Раста-культуре

 

Александр Волин. Культ в эпоху глобализации. "Итоги", 1 декабря 2001

 

Н.А. Сосновский. Культура растафари в зарубежной литературе: пан-африканизм, Ветхий Завет и рок-музыка

 

Сосновский Н. Покидая Вавилон налегке. "Забриски Rider", №1, 1994 г.

 

Н.Сосновский. Хайле Селассие, песенки рэгги и мифы исторического сознания. Иностранная литература, 1992. - №8-9

 

Виртуальный музей Хайле Селассие I

 

Сын Амхи Селассие Первый

 

В июне 1991 г. в Вашингтоне по инициативе части эфиопской диаспоры в США было создано монархическое движение Мо-Амбесса, что означает "Победоносный лев Иудеи" (титул императора Хайле Селассие). Политологи обращают внимание на то, что среди приверженцев Мо-Амбесса - в осноном представители народности амхара, и полагают, что базовый мотив политической деятельности в данном случае имеет плохо скрытый националистический характер.

Заявляемая задача движения передать власть в Эфиопии 75-летнему сыну Хайле Селассие (в 1990 г. наследный принц Асфа Воссен провозгласил себя императором Эфиопии и принял имя Амхи Селассие Первый). По мнению приверженцев Мо-Амбесса, император должен быть символом "государства и единства народа" по английскому или японскому образцу. Они считают, что новое административно-территориальное устройство не учитывает реальной ситуации и не только не решает многих старых проблем, но и создает новые.

Со второй половины ноября 1991 г. Мо-Амбесса ведет легальную работу в стране, имеет представительства в нескольких городах и насчитывает, по данным лидеров движения, около 10 тыс. человек.
Эти монархические тенденции заметно проявились на XIII Международной конференции по эфиопским исследованиям, состоявшейся в сентябре 1994 г. в Ист Лан-синге (США): несколько заседаний было специально посвящены восхвалению исторической роли императора Хайле Селассие.

 

Перезахоронение

 

Архив новостей

 

Ветеран войны на похоронах СелассиеПоследний эфиопский монарх погребен в Троицком соборе Аддис-Абебы через четверть века после смерти

Тысячи людей пришли 5 ноября в собор Святой Троицы в Аддис-Абебе, чтобы почтить память последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I. Через четверть века после смерти останки знаменитого монарха наконец-то обрели покой и были торжественно захоронены со всеми приличествующими почестями. Гроб, задрапированный в цвета национального флага - красный, зеленый и золотой - был покрыт личным штандартом императора, на котором изображен покровитель Эфиопии Святой Георгий, повергающий дракона. В процессии приняли участие монофизитский патриарх Эфиопии и епископы, укрываемые от солнца расшитыми зонтиками, воины с традиционными копьями и щитами в руках и львиными гривами на головах. На панихиде присутствовали потомки монарха, живущие ныне в США и Европе, иностранные гости. Вместе с тем, ни одного официального лица на церемонии не было. На днях правительство Эфиопии заявило, что признает право родственников похоронить монарха как подобает, но напомнило, что его правление "повергло народы Эфиопии в несказанную нищету". Жена Боба Марли на похоронах СелассиеХайле Селассие I правил страной 44 года. Он поощрял развитие системы образования, отразил попытки итальянского диктатора Муссолини завоевать Эфиопию. Вместе с тем, несмотря на прогрессивные взгляды монарха, большинство подданных оставались нищими. К концу правления разразилась жестокая засуха, которая способствовала успеху переворота, совершенного в 1974 году группой офицеров во главе с Менгисту Хайле Мариамом. Как полагают, арестованного императора задушили. О его смерти официально было объявлено в августе 1975 года, хотя случилась она гораздо раньше. В 1992 году, после падения режима Хайле Мариама, останки монарха обнаружили в тайном захоронении. До упокоения в соборе Святой Троицы они находились в мавзолее императора Менелика. //ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ, 6 ноября 2000

 

В Эфиопии хоронили бога?

Александр Гаврилюк, Корреспондент.net, 6 ноября 2000

 

Спустя 25 лет после загадочной смерти, в воскресенье погребены останки последнего эфиопского императора. На траурную церемонию прибыли тысячи... ямайцев, включая вдову легендарного Боба Марли Риту. Те же, кто предпочел остаться на острове, верят в то, что Хайле Селасси никогда и не умирал…

По официальной версии император умер в 1975 г. в возрасте 83 лет, однако его останки были обнаружены лишь спустя 17 лет под бетонной плитой в одном из дворцовых помещений. С 1992 г. останки находились в центральной церкви Аддис-Абебы, и только сейчас эфиопам предоставилась возможность предать их земле.

Хайле Селасси, вступивший на трон в 1930 г., был последним из династии императоров, создавших эфиопское государство – старейшее на "Черном континенте". Да и самому монарху довелось побороться за восстановление государственности – в период итальянской оккупации. В 1974 г. император был свергнут офицерами-марксистами во главе с Менгисту Хайле Мариамом и с тех пор находился под домашним арестом. В 1991 г. Менгисту постигла та же участь, что и уготованная им предшествующему режиму: отряды повстанцев устранили диктатора от власти. На суде над его приспешниками, повинными в массовых убийствах, двое слуг покойного императора показали, что монарх был убит в ночь, когда их удалили из его комнаты.

Между тем, для сотен тысяч жителей далекой Ямайки - приверженцев растафарианской секты - Хайле Силасси - живой бог, и ,следовательно, не может умереть. Сам факт погребения они считают кощунством.

Растафарианство зародилось на Ямайке в 1930 гг. и с тех пор распространилось по всем Карибским островам. Приверженцы секты носят дреды и курят марихуану, полагая это священным ритуалом. Сам же Хайле Селасси всегда подчеркивал свою принадлежность к христианству и отрицал приписываемую ему божественную суть.

 

В Эфиопии намечено перезахоронить останки последнего императора страны.

Похороны СелассиеВ Эфиопии началась подготовка к перезахоронению останков последнего императора страны Хайле Селассие, который был низложен в 1974 году участниками военного переворота под руководством армейского офицера, сторонника марксизма Менгисту Хайле Мариама. Император, которого его почитатели - растафарианцы - считают воплощением Бога - умер в 1975 году при таинственных обстоятельствах. Восемь лет назад останки Хайле Селассие были эксгумированы и помещены в мавзолей в Адис-Абебе. Глава мемориального фонда Х.Селассие Зведе Гебрейвот сообщил журналистам, что 5 ноября прах императора будет захоронен в православном соборе св. Троицы, сообщает Би-Би-Си.//РБК, 4 октября 2000

 

Подробности

 

Игорь Тарутин. Последний путь негуса. Императора Хайле Селассие наконец-то похоронят. Время новостей, 3 ноября 2000

 

Геннадий Чародеев. Возвращение "царя царей" с царскими почестями. "Известия", 4 ноября 2000

 

Художественные тексты

 

ГАЙ ДАВЕНПОРТ. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ПОЕЗД ХАЙЛЕ СЕЛАССИЕ. Из сб. «Велосипед Да Винчи», 1979. Перевел М.Немцов

 

Вернуться на главную