Эфиопская Православная церковь
Рональд Робертсон. Из книги "Восточные христианские
церкви. Церковно-исторический справочник"
Местонахождение: Эфиопия, немногочисленная диаспора.
Глава: Патриарх Павел (род. в 1935 году, избран в 1992
году). Титул: Патриарх Эфиопской Православной Церкви.
Резиденция: Аддис-Абеба (Эфиопия).
Численность: 16 000 000
Согласно древнему преданию, первым великим христианским
просветителем эфиопов был Св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который
потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел
доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего
императора Езану, который и объявил в 330 году христианство государственной
религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы Св. Афанасием
Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил еванге-лизацию страны.
Около 480 года в Эфиопию прибыли "Девять Святых" и начали здесь
свою миссионерскую деятельность. Согласно преданию, они были из Рима,
Константинополя и Сирии, которые им из-за оппозиции христологии Халкидона
пришлось покинуть. Какое-то время они находились в монастыре Св. Пахомия
в Египте. Fix влияние (наряду с традиционной связью с коптами в Египте),
объясняет почему Эфиопская Церковь отвергла Халкидон. "Девять Святых",
как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии,
привили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие религиозной
литературы: они перевели Библию и другие религиозные сочинения на классический
эфиопский язык. По всей стране распространились монастыри, которые быстро
стали важными духовными и интеллектуальными центрами.
Эфиопская Церковь достигла расцвета в XV веке, когда появилось много талантливой
богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской
деятельностью.
Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI веке
(см. Эфиопская Католическая Церковь, IV. С. 3) привел к многовековой изоляции,
из которой Эфиопская Церковь только недавно начала выходить.
Эта Церковь уникальна тем, что она сохранила некоторые иудейские обряды,
такие как обрезание и соблюдение библейских законов о вкушении пищи, а
также празднование, наряду с Воскресением, Субботы. Вероятно, это связано
с тем, что христианство пришло в Эфиопию прямо из Палестины через Южную
Аравию. Существует мнение, что иудаизм был известен в Эфиопии еще до прихода
христианства. В Эфиопии существовали и необычные христологические теории,
включая учение о том, что соединение Божественной и человеческой природы
во Христе произошло только после Его помазания при Крещении. Эти учения
никогда официально не признавались и в большинстве своем исчезли.
Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но
она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию
служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный
амхарский язык. Сохранилось мощное монашеское движение.
С древних времен все епископы в Эфиопии были египтянами-оптами, назначенными
Коптским патриархатом. Более того, на протяжении многих веков единственным
епископом в Эфиопии был митрополит-копт. С начала XX века Эфиопская Церковь
стала требовать большей автономии и избрания местных епископов. В 1929
году были рукоположены четыре местных епископа-эфиопа в помощники коптскому
митрополиту. В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (правил с
1930 года по 1974 год) было достигнуто соглашение с коптами об избрании
после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 году
он умер, собрание клириков и мипян избрало митрополитом эфиопа Василия.
Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский
патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Православной
Церкви.
В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский Православный факультет
богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 году правительство его
закрыло. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж Св. Павла
для обучения богословию будущих священников. Желание стать священником
среди православных эфиопов - дело обычное; в 1988 году в стране насчитывалось
25о 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование недавно
в разных районах Эфиопии было открыто шесть "Центров обучения священников".
Почти в каждом приходе имеется воскресая школа.
Эфиопская Церковь, особенно в последние годы, деятельно помогает нуждающимся.
Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством
учреждено множество сиротских приютов.
До социалистической революции 1974 года, свергшей императора и поставившей
во главе правительства полковника Менг-нсту Хайле Мариама, Эфиопская Православная
Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь
будд отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы.
Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.
После падения в мае 1991 года коммунистического правительства патриарх
Меркурий (избран в 1988 году) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту
и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 года Святейший
Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Православной Церкви Абуна Павла.
При марксистском режиме он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх
Феофил (смещен в 1976 году, убит в тюрьме в 1979 году) рукоположил его
в 1975 году в епископы без разрешения государства. В 1983 году Павел был
выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Меркурий, эмигрировавший
в Кению, отказался признать избрание Павла. Архиепископ Иезехак, эфиопский
архиепископ США, также не признал это избрание и в 1992 году прервал литургическое
общение с патриархатом. В качестве ответной меры Эфиопский Священный Синод
лишил его полномочий и назначил архиепископом США и Канады Абуна Маттиаса.
Поскольку архиепископ Иезехак пользуется поддержкой многих православных
эфиопов в Америке, в эфиопской общине этой страны произошел раскол.
В октябре 1994 г. в присутствии патриарха Павла был заново открыт Богословский
Колледж Св. Троицы в Аддис-Абебе. 50 студентов, обучающихся в этом колледже,
получат богословскую степень, а 100 - дипломы.
Приводимые ниже сведения о численности верующих даны Всемирным Советом
Церквей. Согласно заслуживающим доверия эфиопским источникам, эта численность
оценивается в 30 миллионов человек, т.е. православные эфиопы составляют
около 60% от общего числа населения в 55 миллионов человек. |