Общественно-политическая жизнь Эфиопии

 

Общественно-политическая жизнь Эфиопии

 

Партии

 

В стране действует около 90 политических организаций, из них 40 более или менее значимы.

Наиболее заметные – Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН, создан в 1989), действуют более  десятка опозиционных правительству политических организаций, в т.ч. Фронт освобождения оромо, Национально-демократическая партия, Эфиопская объединенная демократическая партия. Действуют также около 50 организаций, пытающхся объединить население по национальному, территориальному или языковому признакам (Демократическая лига эфиопских сомалийцев, Движение освобождения сидамо, Фронт освобождения западного Сомали и т.д.).

За рубежом или нелегально действует ряд радикальных оппозционных организаций, ведущих вооруженную борьбу, в т.ч. Всеэфиопское социалистическое движение (Мэисон), Демократическая партия эфиопского спасения (Медхын), Исламский фронт освобождения оромо, Коалиция эфиопских демократических сил, Эфиопская народно-революционная партия.

 

Студенты

 

Студенческая забастовка в университете Аддис-Абебы Учащимся ВУЗов Эфиопии отказано в праве на покупку авиабилетов

Учащимся ВУЗов и старших классов школ Эфиопии отказано в праве на покупку авиабилетов. На такой решительный шаг пошли власти африканской страны после того, как несколько курсантов летного училища угнали самолет в Судан и попросили политического убежища. В результате принятых мер сотни учащихся из провинции вынуждены отправляться домой на каникулы наземным транспортом, что, принимая во внимание состояние дорог, равносильно длительному и тяжкому испытанию на выносливость. На решение эфиопских властей наверняка повлияли и прошедшие весной студенческие волнения. В Аддис-Абебе в результате столкновений молодежи с полицией погибли от 30 до 40 человек. После бунта, завершившегося кратким арестом свыше 2 тыс студентов, сотни из них бежали в соседнюю Кению.

 

Студенческие волнения в Эфиопии подавлены полицией
11 апреля в эфиопской столице полиция предприняла штурм университетского городка, где студенты протестовали, требуя политических прав и университетских свобод. Ранее они объявили забастовку - отказались посещать занятия и готовили голодовку протеста против действий админитсрации, которая запретила студенческий совет, собрания и закрыла выпуск студенческой газеты.

Университет Аддис-Абебы был атакован после того, как студенты обнаружили двух сексотов, проникших в студенческую среду и задержали их. Во время штурма было тяжело ранено около 50 студентов, большинство из них получили переломы рук и ног, а также травмы головы.

По свидетельствам очевидцев полы студенческих общежитий были залиты кровью, а стены усыпаны пулевыми отверстиями.

Студенты обвинили полицию в зверствах и немотивированных избиениях всех подряд. Они намерены продолжать борьбу за свои права.//Радикальные новости, апрель 2001

 

Эмансипация женщин

 

Эфиопские женщины требуют, чтобы законы перестали поощрять насильников

Маршем с песнями и флагами закончили эфиопские женщины неделю протеста против насилия на площади Аддис-Абебы Мескел.
Эта первая в своем роде акция в Эфиопии собрала более 1000 женщин. Пройдя по площади, они собрались под офисом премьер-министра Мелеса Зенави и у парламента страны. В заявлении к правительству женщины требуют усиления полицейской защиты и более строгих мер к своим обидчикам.
Ассоциация эфиопских женщин "Лавиера" в течение трех дней поддерживала бессменную вахту на центральной площади Аддис Абебы.
Особая тема марша - насилие против детей, широко распространенное в стране, но замалчиваемое и прессой, и правительством. Коньит Фекейд, председатель комитета Протеста, говорит, что женщины хотели обратить внимание властей и обшественности на шокирующие сексуальные злоупотребления, которые все чаще распространяются на совсем маленьких уличных девочек и девушек, которых некому защитить. В Эфиопии много детей остались без родительской опеки и живут практически на улицах.
Одна из организаторов марша, Аста Берка, говорит: "Эфиопия имеет очень длинную историю морали. И эта мораль не подразумевает защиты женщин и детей. Репрессии в отношении женщин и детей - традиционная ценность эфиопского образа жизни. И мы не хотим, чтобы так было всегда ".
В сельских районах девочек выдают замуж в раннем возрасте именно под давлением традиции, пока они еще наверняка девственницы. Браки устраиваются взрослыми людьми, и в основном из финансовых соображений.
В некоторых областях страны по традиции невесту надо украсть и изнасиловать. Вообще изнасилование считается самым коротким путем к свадьбе. По эфиопским законам человек, совершивший изнасилование, не преследуется по суду, если он выплатил семье девочки штраф и согласился жениться на ней.
Марширующие женщины сегодня потребовали, чтобы штраф за изнасилование был увеличен, а насильник награждался на свадьбой, а принудительным трудом в течение 20 лет или тюрьмой от 7 до 10 лет.//Африкана ру, 11 февраля 2001

 

Религиозная жизнь

 

Распространение ислама

 

Язычники Эфиопии обратились в ислам
В Эфиопии 12 тысяч язычников из племени " Аль-буран" приняли Ислам. Большую роль в распространении Ислама в Эфиопии играют мусульманские организации страны, которые призывают к соблюдению предписаний Ислама, строят мечети и медресе, издают религиозную литературу, решают социально-экономические проблемы мусульман. //Islam.ru, 14 марта 2001

 

 

 

Эфиопская Католическая Церковь


Католические миссионеры добрались до Эфиопии в XIV веке, а 28 августа 1439 года папа Евгений IV в послании императору фиопии предложил ему заключить унию с Католической Церковью, однако уния заключена не была. В XVI веке из-за мусульманского вторжения, пик которого пришелся на 1531 год, было поставлено под вопрос само существование христианской Эфиопии. Император обратился за помощью к португальцам, которые послали подкрепление из Гоа, что позволило ему в 1543 году разбить мусульманскую армию.

Вместе с португальцами в Эфиопию прибыли миссионеры-иезуиты, которые стали клонять Эфиопскую Церковь к принятию католичества.

 

Эфиопская Православная церковь

 

Политика и национальный вопрос

 

Р.ИСМАГИЛОВА. доктор исторических наук, профессор. Фрагмент работы "Африка в тисках национальных проблем", Observer

 

В Эфиопии приход к власти в мае 1991 г. в результате свержения режима Менгисту Хайле Мариама выходцев из северной провинции - тыграй привел к обострению этнополитической ситуации. Тыграй заняли ведущие посты в созданном переходном правительстве составляют основу правящей партии Эфиопского народного революционного демократического фронта (ИПРДФ). Это вызывает недовольство представителей политических и этнических движений, боровшихся против Менгисту Хайле Мариамз. Они требуют более широкого представительства в правительстве. Обострились отношения между тыграй и амхара, тыграй и оромо и т.д.
Амхара недовольны утратой былого господства. В беседах представители интеллигенции амхара открыто выражают недовольство существующей ситуацией и не хотят мириться с утратой былого доминирующего положения. Аристократия амхара с презрением относится к малограмотным и необразованным тыграй. Наблюдается тенденция к все большей политической консолидации амхара. Интересы амхара выражают Эфиопское народное демократическое движение (ЭПДТ).
Все более активизируются сторонники восстановления монархии (в основном амхара). В июне 1991 г. в Вашингтоне по инициативе части эфиопской диаспоры в США было создано монархическое движение Мо-Амбесса, что означает "Победоносный лев Иудеи" (титул императора Хайле Селассие). Основная задача движения передать власть в Эфиопии 75-летнему сыну Хайле Селассие (в 1990 г. наследный принц Асфа Воссен провозгласил себя императором Эфиопии и принял имя Амхи Селассие Первый). По мнению приверженцев Мо-Амбесса, император должен быть символом "государства и единства народа" по английскому или японскому образцу. Они считают, что новое административно-территориальное устройство не учитывает реальной ситуации и не только не решает многих старых проблем, но и создает новые. Со второй половины ноября 1991 г. Мо-Амбесса ведет легальную работу в стране, имеет представительства в нескольких городах и насчитывает, по данным лидеров движения, около 10 тыс. человек.
Эти монархические тенденции заметно проявились на XIII Международной конференции по эфиопским исследованиям, состоявшейся в сентябре 1994 г. в Ист Лан-синге (США): несколько заседаний было специально посвящены восхвалению исторической роли императора Хайле Селассие.
Оромо, составляющие по переписи 1984 г. 23 млн. чел., т.е. более 50% населения, выражают недовольство политикой правящей партии и засилием тыграй, пришедших на смену амхара. Оромо очень мучительно переживают последствия многолетней политики амхаризации и стремятся к автономии вплоть до создания собственного государства Оромия.
Многочисленные этнические меньшинства выступают против амхара и оромо. Рост национального самосознания этнических меньшинств выражается в стремлении к автономии. Одним из показателей этого возросшего самосознания является создание партий и организаций на этнической основе и возникновение многочисленных национальных движений. На местах активизация этнических меньшинств приводит к осложнено? отношений с представителями оромо, амхара и с новой властью в лице тыграй. Хотя амхара и оромо более образованны и по праву занимают руководящие должности, намечается все большая тенденция к замене представителей этнических меньшинств и назначению "своих".
В соответствии с новой системой "этнического федерализма" Эфиопия pазделенa на 14 регионов по этническому принципу. Однако проведенные административные границы вызывают недовольство некоторых народов. Например, оромо входят в разные административные регионы.
Рост национального самосознания этнических меньшинств выражается в стремлении к автономии.
Высшим органом власти в стране является Совет представителей в составе 87 человек от национальных движений и партий. В соответствии с существующим положением этнические группы представлены строго фиксированным числом представителей. Некоторые народы оказались вовсе не представленными. Подобная этническая арифметика, как показывают беседы с представителями интеллигенции, в частности в Аддис-Абебском университете, вызывает негативную реакцию.
Принципы хартии переходного правительства - как основы национальной политики - к сожалению, пока остаются лишь на бумаге, и, судя по ситуации, в ряде провинций, где проводились исследования (например, в Иллубаборе, Гома-Гофа), не претворяются в жизнь. Назначение же на места в качестве представителей центральной власти тыграй приводит к недовольству местного населения.

 

Диаспоры

 

Армен Мелик-Симонян. Армянская колония в Эфиопии. "Планета диаспор", 6 апреля 2000г.

 

Вернуться на главную