Республика Гвинея. Иноинвестиции

Инвестиции в Гвинею: благоприятный климат

Базовыми документами для правовой регламентации иноинвестиций являются "Кодекс инвестиций" 1987 г. и "Кодекс экономической деятельности" 1992 г.
Кодекс инвестиций 1987 г. определяет принципы правового регулирования осуществления иностранцами частнопредпринимательской деятельности в Гвинее. Главными из этих принципов являются: свободный перевод прибылей иноинвесторов за границу; юридическое равенство иностранных и гвинейских юридических и физических лиц; госгарантии от экспроприации и национализации капиталовложений; юридическое равенство предприятий гос. и частного секторов; беспрепятственный импорт оборудования и экспорт готовой продукции; свободное управление производством и выбор партнера.
Кодекс также определяет список приоритетных областей для осуществления экономической деятельности иноинвесторов, гарантирующий предоставление государством ряда льгот. Этот список был модифицирован декретом президента от 30 июня 1995 г. На основании этого декрета привилегированными считаются следующие сектора: сельское хозяйство, в особенности продкультуры, индустриальный сектор, животноводство, рыболовство, производство удобрений, здравоохранение и просвещение, туризм, строительство, банковская сфера. Этим же декретом территория Гвинеи разделяется на 4 экономзоны, в каждой из которой, в зависимости от уровня развития, предусмотрены свои льготы и привилегии.
В приложении I Кодекса инвестиций оговорены ограничения деятельности иностранных физических и юридических лиц. В сферах издательской деятельности, телерадиовещания иностранные компании и частные лица не могут быть держателями более 40% акций предприятия, а также осуществлять руководство ими.
Приложение II содержит список тех областей гвинейской экономики, в которых недопустимо присутствие какого-либо частного капитала, как иностранного, так и национального: электроэнергетика, водоснабжение, почта и телекоммуникации, производство и продажа оружия. В статье 2-й вышеуказанного приложения оговаривается, что в исключительных случаях Национальная комиссия по инвестициям может позволить частным лицам и организациям инвестировать свой капитал в данные отрасли.
На настоящий момент либерализация гвинейской экономики достигла такого уровня, что Кодекс инвестиций 1987 г. перестал быть актуальным и нуждается в кардинальных изменениях. Примером тому служит возрастающий с каждым днем объем иностранного капитала в оговоренных в приложении II областях, ранее фактически закрытых для иностранцев. В качестве аргумента к такому утверждению можно привести примеры электрической компании SOGEL, телекоммуникационной SOTELGUI, водной SEEG, немалую долю в которых составляет именно инокапитал. Номинально, руководство этими компаниями осуществляется гвинейцами, хотя фактически нормальное их функционирование обеспечивается при помощи иностранных специалистов и персонала.
Можно выделить 6 основных форм проникновения инокапитала в госсектор.
1. Техническая помощь. Этот вид деятельности лимитирован во времени и, как правило, не влияет на ход проведения внутренней политики предприятия.
2. Делегирование представителя в генеральную дирекцию предприятия позволяет иностранцу принимать участие в управлении госпредприятием, но не предусматривает подобную свободу действий в частном секторе.
3. Аренда позволяет частному лицу или компании брать на себя полную ответственность за текущее управление госслужбой. За государством в этом случае остается исключительное право регулирования инвестиций и цен на готовую продукцию (примером служит организация деятельности гвинейской электрической компании SOGEL).
4. Концессия. В данном случае частное физическое или юридическое лицо имеет исключительное право управления предприятием и всеми финансовыми операциями. По окончании срока действия концессии вся инфраструктура предприятия переходит в собственность государства.
5. Создание ОАО позволяет частному лицу держать контрольный пакет акций госпредприятия и таким образом влиять на политику последнего.
6. Приватизация. Частное лицо становится владельцем госпредприятия и обеспечивает его нормальное функционирование и развитие.
Все приведенные способы проникновения иностранного капитала в госсектор экономики Гвинеи довольно успешно функционируют, государство продолжает регулировать деятельность иностранного капитала на всей территории страны и оставляет за собой право основного голоса при решении возникающих вопросов.
В Кодексе Экономической деятельности 1992 г. закреплен принцип взаимности режимов, применяемый к иностранным предприятим; т.е. иностранный гражданин имеет право на осуществление любой экономической деятельности на территории Гвинеи, при условии, что гражданин Гвинеи обладает этим же правом в его стране. Однако в действительности этот принцип не может в полной мере использоваться на практике. Иначе говоря, граждане более развитых стран получают возможность монополизировать тот или иной сектор экономики, поэтому на деле иностранец пользуется теми же правами и подчиняется тем же обязанностями, что и гвинеец, но при обязательном соблюдении условий пребывания в стране, которые изложены в "Законе о въезде и пребывании иностранцев 1994 г.
Помимо двух базовых кодексов, иностранная экономическая деятельность в той или иной мере оговаривается в ряде отраслевых кодексов, например в "Кодексе морского рыболовства" 1995 г. и в "Горном кодексе" 1995 г. Разрешение на ремесленную разработку алмазов и драгметаллов может быть выдано исключительно физическим и юридическим лицам гвинейской национальности.