В долине Амбинанитело водится чудовищное
количество пауков и богомолов. Почему именно здесь так размножились эти
хищники - не знаю. Они притаились везде: на кофейных деревьях, в дуплах
пальм; на листьях бататов, в простенках. хижин. Даже на москитной сетке
у моей кровати постоянно сидят два паука нептилиа и охотятся на комаров.По
всей долине, во всех уголках, ночью и днем происходит безжалостная борьба
насекомых, всеобщее пожирание.
Но самый отчаянный бой ведется между двумя разбойниками. Где бы они ни
встретились, начинается война не на живот, а на смерть. Никогда не известно,
кто кого сожрет, паук богомола или богомол паука, но всегда известно,
что одна сторона должна быть покорена и уничтожена. Вероятно, они очень
вкусны друг для друга.
Однажды я заметил черного паука, когда он готовился наброситься на пчелу,
доверчиво сидевшую на цветке банана. Разбойник весь насторожился, готовый
к окончательному прыжку, как вдруг из-под листа высунулись две не видимые
до сих пар непомерно длинные лапы, обошли пчелу и острыми шипами обхватили
за талию паука: богомол. У богомола передние лапы утыканы страшнейшими
шипами. Легкое, изящное движение одной такой лапой, точно движение смычком,
- и ошеломленный паук срывается с места и удирает что есть мочи в лиственный
лабиринт, чтобы там укрыться. Но жить ему осталось недолго. Богомол успел
отрезать ему брюшко и тут же с аппетитом принялся за него. Через мгновение
туловище паука исчезло в челюстях богомола, а его собственное туловище
заметно раздулось.
Обычная история в природе и обыкновенный случай, но поражает одна деталь:
богомол пренебрег близкой к нему пчелой и схватил находившегося дальше
паука. Паук вкуснее. Во время ночной охоты Богдана на насекомых при свете
лампы также появляются пауки. Они расставляют вблизи лампы свои сети и
охотятся за той же дичью, что и мы. Однажды ночью разыгралось любопытное
зрелище.
В паутину, протянутую перед нашей хижиной, влетел богомол..Он бешено заметался,
пытаясь вырваться, но не смог. Из укрытия выскочил паук, чтобы кинуться
на свою жертву, и вдруг остановился: богомол, запутавшийся задними лапами
в паутине, угрожающе поднял вверх передние и направил в сторону налетчика,
- он готов к жестокой обороне. Паук следил за ним, боясь приблизиться,
но потом закружился и приготовился ударить сзади. Однако богомол начеку.
Не спуская глаз с паука и угрожая колючими, лапами, он поворачивается
одновременно с противником.
Борьба, а скорее вступление к ней, обостряется. Два маленьких создания
забывают обо всем на свете, одержимые жаждой жизни и вместе с тем жаждой
уничтожения. На паутине возникло два очага напряженной воли, направленные
друг против друга с непонятной жестокостью.
Паук, пользуясь свободой передвижения на своей паутине, наскакивает на
богомола со всех сторон, точно свирепый пес. Рассчитывает, вероятно, на
ослабление бдительности противника. Но богомол не дает сбить себя с толку
и зорко следит за пауком. Движения у него резкие, короткие, точные, а
лапы направлены в сторону преследователя. К тому же этот экземпляр богомола
большой, он сильнее паука.
Наконец паук устал и отступил в свой угол. И тогда в его крошечном мозгу
рождается гениальная идея. Он взвесил положение, понял, что ему не справиться,
и решил не тратить времени зря. И вот паук вцепился в каком-то узловом
месте в паутину и стал трясти ее что есть мочи. Нити ослабли, и паук последним,
резким броском вышвырнул богомола из
сети. Богомол сорвался и улетел в темноту. Благоразумие восторжествовало
над разбушевавшейся жестокостью. Паук вовремя осознал бесполезность борьбы
и сумел отказаться от добычи.
Ужинаем мы с Богданом обычно в хижине, дверь широко открыта, на столе
ярко горит бензиновая лампа. На свет слетается множество насекомых. Не
всегда это приятно, особенно когда их слишком многo попадает в тарелки.
Однажды вечером я пригласил к нам поужинать учителя Рамасо. Я люблю его
общество, учитель охотно объясняет мне некоторые сложные отношения мальгашей
и их обряды. Мы разговорились с ним об образности мальгашского языка.
Река, например, называется ренирано, что означает мать воды, солнце -
масаондро - глаз дня. Вдруг раздается звонкий, хорошо нам знакомый шум
летящей тисмы. В открытых дверях появляется громадный богомол. Он влетает
в комнату и кружится над нашими головами царственным полетом истинного
владыки насекомых.
- А знаете, как мы его окрестили? - спрашивает Рамасо. - Фамакилоха.
- Что это значит?
- Пожиратель голов.
- Поразительно точная наблюдательность, замечаю я. - Богомолы всегда хватают
свою жертву за голову и пожирать начинают тоже с головы.
Влетевший богомол садится под пальмовой крышей нашей хижины. Но тут же
срывается как ошпаренный. Только что его полет был легким, нормальным;
теперь он с усилием добрался до противоположной стены, потом оттолкнулся
от нее, проделал несколько кругов все ниже и ниже и в конце концов сел
на пол. Мы бросились, чтобы положить его в банку с ядом, и тут же обнаружили
причину странного поведения: большой косматый паук мигале судорожно вцепился
ему в грудь. По-видимому, паук кинулся на богомола в тот момент., когда
тот уселся под крышей, и уже не выпускал его, проделав вместе с ним воздушное
путешествие.
Нас удивило, что богомол, сильное насекомое, совершенно не защищается.
Только крылья его чуть-чуть вздрагивают, а лапы с шипами беспомощно вытянуты
далеко вперед. Внимательней приглядевшись, мы поняли, в чем дело: паук
схватил богомола так хитро, что тот не в силах был двинуться. Свои ноги
он продел под мышки передних лап богомола и таким двойным нельсоном обезвредил
самое грозное оружие насекомого. Другими ногами он вцепился в туловище
богомола, а челюсти сомкнул на шее. Гениальная хватка!
Богомол едва подает признаки жизни, к тому же, вероятно, он получил порцию
яда. Мы решили освободить богомола и вспугнуть паука. Но не тут-то было.
У паука четыре пары ног. На двух парах он бодро удирает, другими, точно
железными клещами, держит добычу и тащит в свое укрытие. Вот так хватка!
Вот так объятие! Мастерское, единственное в своем роде, страшное, великолепное,
грозное объятие, в котором отразился не только паучий инстинкт, но и прихоть
судьбы, неведомая и жестокая. По воле случая могучий хищник погибает без
борьбы, без надежды на победу.
Хотя Рамасо не естествоиспытатель, но он следит за исходом борьбы с таким
же интересом, как Богдан и я.
- Это зрелище любопытно не только для нас, естественников, - говорит Богдан,
- всякий содрогнется, не правда ли?
- Меня это особенно интересует! - заявляет учитель.
- Почему?
- Потому что я хочу знать все, что связано с поражением и смертью хищников.
- Вы говорите о проблемах справедливости в природе? - спрашиваю его.
- Вот именно, именно об этом!
- Но в данном случае где вы заметили справедливость? - возражает Богдан.
- Один хищник схватил за горло другого. Вот и все! Обыкновенная деталь
в биологическом процессе, их в природе тысячи, на каждом шагу. Один пожирает
другого, чтобы сохранить свой род.
- Да, - говорит Рамасо, - но в природе все кажется простым и обыкновенным,
а в человеческом обществе все выглядит иначе.
- Не понимаю.
- Вы говорите: хищник пожирает хищника. В историческом процессе развития
общества это называется, - Рамасо понижает голос, будто говорит о чем-то
запретном, - называется "период империализма".
В глухой долине, укрывшейся в мадагаскарских лесах, такое смелое суждение
о мировых проблемах в устах деревенского учителя племени бецимизараков
обрушивается на нас так же неожиданно, как если бы в хижину влетел богомол
величиной с летучую мышь.
В природе долины Амбинанитело скрещиваются водовороты жестокости и хищничества.
Они захватывают все. Однако люди долины не поддались им: они не жестоки.
Что с того, если когда-то, в прошлом веке, они дрались за гору Амбихимицинго
и проливали кровь? После взрыва ненависти они быстро успокоились, снова
погрузились в идиллический покой, уподобились растениям.
Они выращивают рис, злак, который никогда не подводит; едят рис, пищу
мягкую, и сами отличаются мягкостью. Они благоразумно отказались от стремления
к злу: злобой и мстительностью они наградили своих духов и демонов и волну
жестокости направили в их сторону. Поведение туземцев подсказано здоровым
инстинктом первобытных людей.
А белый человек? С ним не так-то просто. Он не выращивает рис, он не обладает
кротостью растений, он лишен благоразумия первобытных людей.
|