Йонкер Африкаанер

 

Около 1825 г. одна из групп орлам (Африкаанеры, или хоа-арам) во главе с Йонкером Африкаанером (Jonker Afrikaner) и его тремя братьями получила разрешение одного из старейшин нама поселиться между современным Виндхуком и Рехоботом. Обладая огнестрельным оружием и повозками, поддерживая контакты с Капом, орлам значительно потеснили нама с их пастбищ, более того, они стали посягать и на земли гереро. Империя Йонкера Африкаанера существовала в течение 36 лет - с 1825 по 1861 г. - вплоть до его кончины. К середине 1830-х годов нама сгруппировались вокруг 5-7 крупных семейств и активизировали торговлю главным образом с целью получить огнестрельное оружие для охраны своей территории.

Йонкер АфрикаанерС именем Клааса Африкаанера - Йонкера Африкаанера, установившего с начала 1830-х годов свою власть над большой частью центральных и южных районов Юго-Западной Африки ЮЗА, которые являются в настоящее время территорией Намибии. Причем орлам вступили в контакты - как мирные, так и военные - уже не только с нама, но и с гереро, ибо владения Йонкера Африкаанера постепенно достигли р. Свакоп, т.е территории, издавна заселенной даммара и гереро. Однако в условиях постоянных военных действий с целью захвата скота и оружия, также охоты на слонов и страусов для поддержания торговли эти военно-территориальные объединения не могли не носить временный характер, распадаясь с изменением военной конъюнктуры. Каждое такое объединение нама и орла насчитывало 500 - 1000 человек, а его вооруженный отряд - 50 и более человек. Один такой отряд, существовавший в 60-е годы XIX в. В Хобабисе, имел 50 лошадей с всадниками и еще 50 лошадей запасных, 20 повозок с мулами и большое количество обслуги. Вооруженные отряды ("коммандос", как их называли европейские авторы) избирали совет - раад, в котором решающее слово оставалось за представителями старой родовой аристократии нама, которые, как правило, и получили титул капитана.

Важным перевалочным пунктом торговли с Капом стал порт Уолфиш-Бей. Он возник в самой природой приспособленной для этого бухте между реками Свакоп и Куйсеб в 1845 г., после того как туда из своей резиденции в Виндхуке Йонкер Африкаанер проложил грунтовую дорогу. Уже в 50-х годов через порт проходило из Страны нама на Кап до 10 - 12 тыс. голов скота в год. В середине 60-х годов Уолфиш-Бей ежегодно пропускал до 20 тыс. фунтов слоновой кости, что было эквивалентно в ту пору 20 тыс. ф. ст., или 5 - 9 тыс. мулов. В 40-50-е годы Стран нама и часть Страны гереро признали верховенство Йонкера Африкаанера. Част гереро сражалась в составе его "коммандос", часть пасла его скот - все это в обмен на ружья и порох. Более того, |хоа-|аран (Африкаанеры) начиная с 1840-х годов организовывали в Виндхуке большие рынки куда гереро приводили свой скот и обменивали его на табак, кузнечные изделия и пр. Так, на протяжение 1840 -1850-х годов затяжной конфликт сложился между Й. Африкаанером и гай ||кхаун ("красным народом"), капитан которого ||Оасеб попытался избавиться от гегемонии Йонкера.

Так начало, с деятельности рейнских миссионеров в ЮЗА совпало с периодом, когда Йонкер Африкаанер распространял свою власть в стране. Поэтому миссионеры Рейнского общества стремились укреплять союз с ним, чтобы возвратиться в Виндхук. Формальным поводом для этого стало изгнание в 1850 г. Йонкером уэслейцев. Однако Йонкер Африкаанер подозрительно относился к немецким миссионерам, называя их "предателями и шпионами Капского правительства". Впрочем, это не мешало ему состоять в переписке с главой рейнских миссионеров Г. Ханом. Дальновидный Йонкер понимал, что миссионеры, с одной стороны, помогали налаживанию торговли, но с другой - представляли собой потенциальную опасность: "Вы хотите сделать с нама то же, что вы сделали с людьми Малой страны Нама, - отнять у нас нашу землю". Позднее рейнским миссионерам удалось получить разрешение Йонкера Африкаанера на богослужение в Виндхуке. Однако его позиция по отношению к ним оставалась сдержанной. Это заставило немецких миссионеров, руководимых Г. Ханом, начать пропагандистскую работу, направленную против Йонкера. Миссионеры поддерживали гереро, не желавших мириться с его гегемонией, и склоняли нама к неподчинению ему. В 1854 - 1856 гг. гай-||кхаун объединились к ||кхаун-|гоан (свартбоеями), причем каждая из основных групп старалась привлечь на свою сторону другие группы койкой. В 1857 г. Был построен пакгауз, в котором одновременно можно поместить 10-15 тыс. т пороха, пользовавшегося большим спросом местных жителей. Другим путем торговли с Капом оставался старый - через р. Оранжевую. Для контроля над торговлей, использованием пастбищ и т.п. потребовалось создать союз нескольких "капитанств", поэтому стали возникать более крупные объединения. Так, 17 и 18 октября 1848 г. !аман (бетанийцы) приняли письменный свод законов, в котором, в частности, утверждалось наследование поста капитана от отца к старшему сыну, верховенство капитана в решении судебных вопросов, выборность рада, кроме капитана и назначаемых им двух судей. Аналогичные законы приняли |хай-кхаууан (берсебы), жившие в районе Рехобота #кхау-|гоан (свартбои). Вот важнейшие положения свода законов Рехобота: "Власть капитана переходит к его старшему сыну, ему помогают два советника и 10 судей. Судьи сменяются каждые два года (ежегодно половина из них), а при плохом поведении смещаются. Членом объединения может считаться лишь тот, кто имеет ружье, пять коров и 50 голов мелкого скота, не является возмутителем спокойствия и подчиняется законам. На общем собрании он обладает правом голоса по вопросам войны и мира и пр. Он обязан участвовать в войнах и общественных работах. Слуги также являются свободным людьми, но, чтобы покинуть своего господина, они должны предварительно договориться с ним. Если же им это не удается, дело передается судье. Слуги так же могут стать гражданами при вышеназванных условия…".

К концу 1850-х годов сложилась новая расстановка сил, связанная с недовольством койкойн тем, что Йонкер и его союзники присвоили #кхау-|гоан, !аман (бетанийцы), |хай-|кхаун (берсебы), а затем кхаро!оан (цайбши) и |кхобесин (витбои). Новые шаги в этом направлении были сделаны райскими миссионерами в 1854-1858 гг., когда Йонкер Африкаанер вынужден был основное внимание уделять Стране гереро и даже перевел свое штаб-квартиру из Виндхука в Окахандью. В этот период, как уже говорилось, против верховенства Йонкера поднялся ряд народов. Центром формирования оппозиции Йонкеру стал Рехобот, где миссионер Ф. Кляйншмидт оказывал влияния на решения капитана В. Свартбоя. В этот же период в Юго-Западной Африке появилась еще одна внешняя сила - экспедиции специалистов горного дела из Южной Африки, занимавшихся в 1854-1860 гг. поиском меди. Они получили право на разработку полезных ископаемых как от Йонкера, так и от ||Оасеба. За каждую тележку руды Йонкер получал около 1 ф.ст. Таким образом, эти экспедиции стали дополнительным проводником товарно-денежных отношений в Юго-Западной Африке.

Хоачанасский мирный договор

При заключении мирного договора присутствовали: Йонкер Африкаанер, Кидо Витбой, Паул Голиаф, Вилиям Свартбои, Амраль Давид, Крестиан Африкаанер и Чамуаха а С. Махареро был представителем хриква, живущих на северу от Кейптауна. Вместе с тем члены экспедиций поставляли противоборствующим сторонам в деле примирения группировок Йонкера и ||Оасеба посредниками стали рейнские миссионеры. По условиям мира, заключенного в Хоачанасе 9 января 1858 г., ||Оасеба признавался почти ровным Йонкеру. Договор состоявший из 12 статей, устанавливали в Стране нама власть (верховенство) рада под председательством Йонкера. Это было первое, зафиксированное в истории объединение намибийцев, выступающих за мир и дружбу между собой и с целью противостояния иноземному вмешательству. В 1860 г. в Очимбингве вопреки воле Йонкера он собрал вокруг себя группу европейцев с целью расширения торговли с Капом, добавив к традиционному товару - скоту - слоновую кость и страусовые перья. В качестве торговых партнеров он выбрал гереро, чем рассердил Йонкера и его людей. Они считали также Андерсона виновным в распространении эпизоотии скота. Сам Йонкер Африкаанер не чувствовал себя сильно ущемленным, поскольку главным для него в тот период было расширение экспансии на север, в Страну овамбо. Гереро рассчитывали на помощь Андерсона в торговле с Капом и на его защиту от наследников Йонкера, по прежнему считавших их своим вассалами. Однако на самом деле это, конечно, было временное объединение народов Юго-Западной Африки, весьма аморфное и непрочное, хотя и достаточно крупное, что доказывает его быстрый распад после смерти Йонкера. В связи с этим говорят об "империи" Йонкера Африкаанера, люди, живущие в центральной и южной Намибии обязывались быть верными ему безо всяких условий во всех вопросах, касающихся управления внутренними и внешними делами в стране.

Распад этого объединения был связан с продвижением нама все дальше на север, вплоть до земель овамбо, а также с эпизоотиями скота в районе Очимбингве и эпидемий оспы (от которой, в частности, умер Йонкер Африкаанер). Тем не менее резиденция Йонкера в Виндхуке оставалась центром экономической и политической жизни Юго-Западной Африки до самой его смерти 18-го августа 1861 г. С одной стороны, конфликты |хоа-|аран с гереро, сложные перегруппировки сил в регионе привели к тому, что сын и преемник Йонкера, Кристиан, 1863 г. Потерпел поражение при Очимбингве. Попытки |хоа-|аран восстановить свою гегемонию в Юго-Западной Африке окончились поражениями в сражениях при том же Очимбингве в 1865 и 1867 гг. с другой стороны, гереро объединились под властью Камагареро. Таким образом, в XIX в. Произошли крупные и принципиальные социальные изменения у нама, как несколько раньше у орлам. Возникавшие и распадавшиеся военно-территориальные объединения имели характер вождеств. Процесс их образования был тесно связан с внешней торговлей и соперничеством за контроль над ней самой Юго-Западной Африке. В общем плане это имело закономерный характер - вождества часто возникали именно под влиянием внешних факторов. Толчок этому процессу дало расширение голландского (бурского) колониализма в Южной Африке: именно оно побудило орлам к миграции через р. Оранжевую в Юго-Западную Африку. К моменту установления германского колониального господства в Юго-Западной Африке один из основных народов будущего германского протектората - нама - уже прошел сложный путь исторической эволюции. Это было общество, знакомое с имущественным и социальным неравенством, в котором процессы политогенеза шли ускоренным путем.

Петрус Индонго Историк, публицист 19.07.2004г.

Литература

1. А.С. Балезин, А.В.Притворов, С.А. Слипченко. История Намибии в новое и новейшее время. М.1993.с.37
2. Vedder H. Das alte Sudwesafrika. Sudwestafrikas Geschichte bis zum Tode Mahareros 1890. B.1934
3. 28-B Okahandja, Neubarmen, Walvisbai, Otjimbingwe
4. Lau, Brigitte. Southern and Central Namibia in Jonger Afrikaner's Time.Windhoek.1989.c.118
5. Verdder H. South West Africa in Early Times. L., 1938. p.302
6. Verdder H. South West Africa in Early Times. L., 1938. p.267
7. Lau, Brigitte. Southern and Central Namibia in Jonger Afrikaner`s Time.Windhoek.1989
8. Mines and Independence. A future for Namibia. The Catholic Institute for international relations. London..,1983
9. Lau, Brigitte. Conflict and Power in Nineteenth-Century Namibia.- The Journal of African History.1986, Vol. 27, № 1
10. Loth H. Die Christliche Mission in Sudwestafrika. Zur derstruktiven Rolle der Rheinishen Missiosgesellschaft beim Prozess der Staatsbilding in Sudwestafrika (1842 -1893). B., 1963. Bl. 15


 

Вернуться на главную