Хосеа Кутако (1870-1970 гг.)

 

Хосеа КутакоХосеа Комомбумби Кутако (Качикуруме), родился в местечке Окахуримехи близ Окаханджа в 1870 г., чье имя неразрывно связано с петиционной деятельностью намибийцев и их союзников из церковных организаций. Философия петиционистов основывалась на принципах мирного диалога со всеми заинтересованными сторонниками ради реализации народа Намибии своего неотъемлемого права на самоопределение, независимость и самостоятельное экономическое развитие. Хосеа Кутако избрали лидером гереро, так как Самуэль Махареро находился еще в убежище в тогдашнем Бечуаналенде, который является в настоящее время территорией Ботсваны.

В августе 1904 при Хамакари Хосеа Кутако в возрасте 34 лет участвовал в военных действиях как боевой командир, после чего был пойман немцами. В период 1907 г. его решили освободить и он успел увидеть кровавый геноцид, который унес жизни 65 000 тыс. гереро из 80 000 тыс., их стада был полностью конфискованы а дома разрушены. Эта "победная реляция" была тотчас же передана немецкой прессе для опубликования. Немцы услышали от людей, что Великий Вождь Самуэль Махареро якобы должен приехать в страну и снова арестовали Хосеа Кутако, чтобы они не смогли сгруппировать войска, но, будучи храбрым и находчивым, Хосеа Кутако сумел убежать в горы до того, как англичане совместно с бурами столкнулись с немцами во время Первой мировой войны. С другой стороны, весть о приезде Самуэля Махареро была положительно воспринята в Колониальном отделе влиятельными представителями германских кругов, в ситуации нехватки рабочей силы, они попытались убедить С. Махареро установить порядок среди оставшихся гереро, призывая его добровольно сдать оружие, чтобы они стали настоящими хозяевами. Если до Первой мировой войны у коренных жителей ЮЗА был один противник - германский империализм, то теперь их стало два: новое колониальные хозяева в лице Южно-Африканского Союза ЮАС и немецкие поселенцы, которые, как и прежде, непосредственно эксплуатировали гереро и нама. Во всяком случае, именно он активизировал все те силы народа, которые в входе борьбы осознал те же политические ценности, что и патриарх движения протеста. С этого времени африканцы окончательно поняли, что между империалистическим хищниками принципиальной разницы нет. В 1946 г. вождь гереро Хосеа Кутако попытался добиться у администрации разрешения послать нескольких представителей в ООН, чтобы проинформировать ее о состоянии ЮЗА.

С 1947 году Администрация Южной Африки в ЮЗА отказалась выдать какой-либо документ или паспорт вождю Хосеа Кутако, желающему выехать в ООН из страны. 6-го августа 1947 года Хосеа Кутако заявил, что права коренных жителей позволяют им получить свою прежнюю землю обратно. Однако через некоторое время английский священнослужитель Майкл Скотт действовал совместно с вождем Х. Кутако, представляя интересы намибийцев в ООН и делал это в течение ряда лет. После Первой мировой войны немцы вынуждены отступить под натиском буров и англичан и в этом ситуации Хосеа Кутако занял пост вождя. Этот механизм способствовал появлению надежды намибийцев на получение международного признания и права на самоопределение и обретение страной территориальной целостности. В многочисленных петициях гереро требовали распространения на ЮЗА системы опеки, возвращения земель их традиционного расселения возможности получения образования. Движение протеста под руководством вождей была первым этапом борьбы народов ЮЗА после второй мировой войны. В 1948 г. в ЮАС пришла к власти Националистическая партия во главе с Д. Ф. Маланом, которая сразу взяла курс на ЮЗА.

Под влиянием мощной кампании неповиновения, организованной в 1952 г. в ЮАС Африканским национальным конгрессом в ответ на фашистский террор, многие молодые намибийцы осознали необходимость создания политических организаций, выходящих за рамки института вождей. Первыми общественно политическими организациями "новой освободительной волны" в тогдашней Юго-Западной Африке были студенческая организация ЮЗА (СВАСБ), Прогрессивная ассоциация ЮЗА (СВАПА). Но в ее программе преобладали еще задачи развития национальной культуры. Обе они были тесно связаны с Советом вождей гереро, возглавлявшимся Х. Кутако, и разделяли его политические убеждения. Но лидерство в движении протеста постепенно перешло к рабочим организациям, социальный статус которых не позволял ограничиваться узко этническими рамками и бытовавшей уже в то время крайне националистической идеологией. Это продолжалось до 1955 г., когда эта организация была переименована в СВАПО. Перемена названия свидетельствовала о том, что организация не ограничивала свой состав лишь школьником и студентами. Такие молодые активисты, как Ж. Козонгузи, М. Карина, и З. Нгавиру, стремились расширить влияние СВАСБ на намибийцев. Единственной заметной партией, которая прямо ведет свое происхождение от СВАСБ и СВАПА, сегодня является Национальный союз Юго-Западной Африки - СВАНУ. Задачи организации расширялись - от вопросов культуры к политическим и экономическим. Почти одновременно с ней в Кейптауне возникло объединение выходцев из ЮЗА, работавших в Южной Африке. Там в 1958 г. под руководством Герман Тойво йа Тойво был создан Конгресс народов Овамболенда (ОПК). В апреле 1959 г. название организации было изменено на Организацию народов Овамболенда (ОПО). Ее президент стал Сэм Нуйома. Уже скоро после создания Национального союза Юго-Западной Африки - СВАНА в сентябре 1959 г. оказалась в состоянии глубокого кризиса. Совет вождей хотел определить политику СВАНУ по своему усмотрению и достичь решения проблемных кругов в США и Англии. СВАНУ, в руководство которой входили в основном гереро, быстро расширялась за счет представителей других национальностей страны: нама, даммара, овамбо, каванго. В те годы администрация ЮЗА приказала насильственно переселить рабочих - жителей ЮЗА из старого резервата в Виндхуке в новый отдаленный резерват Катутура. В Старом предместье трудно было претворять в жизнь систему апартеида, т.е раздельного развития расово-национальных групп. В Катутуре каждой этнической группе (овамбо, гереро, дамара, нама и т.д.) отводился отгороженный квартал (Локаси) и тогда к месту работы им пришлось бы добираться автобусом, а плата за проезд означала бы дополнительный вычет из их скудного заработка. ОПО и СВАНУ вместе с Советом вождя Хосеа Кутако выступали против таких намерений властей. Всеобщая забастовка парализовала 23 предприятия, в том числе половину рудников, производивших минералы на экспорт, чем нанесла тяжелый удар по колониальной экономике. Вышедший из тюрьме и направленный в ссылку в районе Овамбо Джон Йа-Отто, переодевшись в горную одежду, сумел заглянуть в Виндхук в разгар забастовки. Он свидетельствует, что разносчики перестали доставлять молоко в дома белых жителей, в магазинах был только черствый хлеб и другие несвежие продукты. В аристократическом квартале Кастиел повсюду лежал неубранный мусор, на станциях стояли неразгруженные вагоны, тонны овощей и фруктов гнили на товарных базах. По выходным дням хозяева вынуждены были нанимать белых мальчишек-школьников на уборку мусора и разгрузку вагонов за недельную плату, в 20 с лишним раз более высокую, чем та, которую получил до забастовки черные рабочие (3 рада, или 4,2 долл.США). Для подавления движения протеста южноафриканские власти послали в Виндхук полицию и солдат, которые 10 декабря 1959 г. устроили демонстрантам кровавую бойню. Активисты ОПО закрыли все помещения администрации в поселке, связались с жителями Комасздал - при города для метисов (цветных), расположенного на полпути к Катутуре.

Вопрос о том, кто из лидеров или организаций может возглавить борьбу за независимость, решался прежде всего на путях слияния ОПО/СВАПО со СВАНУ. К началу 1960 г. стало очевидным, что СВАНУ нельзя превратить в революционную массовую партию. Поэтому ОПО вышла из СВАНУ. 19 апреля 1960 г. на базе ОПО возникло Организация народов Юго-Западной Африки (СВАПО). В руководство СВАПО вошли такие лидеры ОПО, как Сэм Нуйома, М. Карина, И. Форчун, Дж. Каухангва, Н. Махулили, Л. Нелангани, А. Тойво Йа-Тойво, В. Нданди, Э. Туханбелени (Кахумба Кандола) и др. - всего 22 человек. Эти силы до возникновения Народной организации Юго-Западной Африки (СВАПО) объединялись в несколько патриотических группировок. После обращения Сэма Нуйомы к вождю гереро Х. Кутако за советом ему сказали что необходимо покинуть страну и доложить в ООН о том, что на самом деле происходит, что он и сделал. Тридцать лет прошёл, прежде с чем конфликтующие стороны пришли к согласию, а страна - к долгожданной политической независимости. К этому времени Х. Кутако отправил письмо 10 марта 1960 Королю Бельгии Бодуэну, пример министру Великобритании Г. Макмиллану, Президенту Франции Ш. де Голлю.

Вот, что ему удалось написать в письме к империалистическим державам, которые, благодаря политическим компромиссам и административным реформам, провели деколонизацию своих владений в Африке:

"После 41 года нахождения под мандатом, у нас нет высших учебных заведений для большинства населения. Когда европейцы жаждали получить нашу землю, нам сказали убраться с нее. У нас нет защиты и нет надежды на будущее. Что за решение об опеке было принято Союзом государств и когда нам, туземцам, будет дана возможность стоять на своих ногах? Мы умоляем ваше правительство решить вопросы о реформах в Намибии, как это произошло в других частях Африки. Мы также просим взять нас под вашу ответственность".

Попытки и надежды получить независимость из рук правительства ЮАР при посредничестве ООН одна за другой оказывались безрезультатными. В 1962 г. страну посетил Специальный комитет по Юго-Западной Африке во главе с В. Карпио, который, по существу, отмежевался от оценок критического положения дел Намибии. В 1966 г. безрезультатно закончилась акция Либерии и Эфиопии, направленная на привлечение к ответственности южноафриканского правительства через Международный Суд в Гааге за произвол на подмандатной территории и на лишение ЮАР права управлять Юго-Западной Африкой. Однако этим Претория нечего не добилась, так как установленный ею в Намибии марионеточный режим не может рассчитывать на признание. Принципиальные установки конференции СВАПО в Танга (декабрь 1969 - январь 1970 г.) предусматривали переход ко всеобщей забастовке как к одному из эффективнейших средств освободительной борьбы. Возможно, Хосеа Кутако с высоты своего столетнего жизненного опыта предвидел именно такую развязку проблемы Юго-Западной Африки (ЮЗА), нынешней Намибии. В результате серьезной дискуссии была подтверждена стратегическая линия СВАПО на развертывание боевых действий как единственного в тот момент средства ускорения деколонизации Намибии. Хосеа Кутако умер в 18 июля 1970 г. когда ему исполнилось сто лет и был похоронен в г. Окаханджа. Международный Аэропорт Намибии который находится в 45 км от столицы Виндхука получил имя вождя гереро - Аэропорт Хосеа Кутако.

Петрус Индонго Историк, публицист 21.07.2004г.

Литература

1. А.С. Балезин, А.В.Притворов, С.А. Слипченко. История Намибии в новое и новейшее время. М.1993.с.37
2. John ya-Otto. Battlefront Namibia.L.1982.p.34
3. Хорс Дрексер. Юго-Западная Африка под германским колониальным господством 1884-1915.М.с.225
4. Where Others Waved. The Autobiography of Sam Nujoma: My life in SWAPO and my participation in the liberation struggle of Namibia. London "PANAF" 2001.p.107
5. New Era: Special edition., Inauguration of Heroes' ACRE 26 August. "Glory to their bravery, whose blood waters our freedom." Windhoek. 2002.p.11

 

 

Вернуться на главную