В начале 1980 г., после того как партизаны
сдали оружие и были демобилизованы, в стране началась предвыборная кампания.
Кандидаты от ЗАНУ и ЗАПУ баллотировались по разным спискам. Своих кандидатов
выдвинули и политические группировки Музоревы и Ситоле. Правительства
Великобритании и ЮАР ожидали победы Нкомо и были поражены успехом Мугабе,
который одержал победу на волне своей популярности в период борьбы за
независимость и как представитель крупнейшей этнической общины в стране.
По результатам выборов ЗАНУ получил 63% голосов и 57 из 80 «африканских»
мест в парламенте, ЗАПУ – 20 мест и Национальный африканский совет Музоревы
– 3 места. Было сформировано правительство во главе с Робертом Мугабе,
и 18 апреля 1980 Зимбабве был провозглашен независимым государством.
Мугабе
ввел в состав кабинета нескольких видных представителей белой общины.
В начале 1980-х годов по инициативе Мугабе были повышены закупочные цены
на товарную сельскохозяйственную продукцию, что помогло избежать массового
исхода белых фермеров из страны. Повышение цен было с удовлетворением
встречено и мелкими африканскими фермерами. Несмотря на постоянные требования
проведения земельной реформы, премьер-министр заверил белых землевладельцев,
что их собственности не угрожает конфискация. На протяжении первой половины
1980-х годов число белых фермеров выросло, хотя в целом из-за иммиграции
численность белой общины сократилась к 1985 г. до 95 тыс. человек.
Когда в 1982–1984 гг. в Южной Африке была
сильная засуха, Зимбабве сумел пережить это трудное время гораздо легче
большинства соседних государств благодаря тому, что цены на сельскохозяйственную
продукцию были выгодны производителям, что вкупе с продуманными организационными
мерами позволило создать запасы продовольствия. Хотя правительство занималось
регулированием цен и внешней торговли и приобрело ряд предприятий, оно
не стремилось изменить характер национальной экономики, значительную часть
которой контролировали белые. С помощью крупных иностранных займов и безвозмездных
субсидий правительство сумело свести к минимуму ущерб от вывоза капитала
в связи с отъездом части белых из страны в первой половине 1980-х годов.
Регулярно выплачивая требуемые суммы по внешним займам, полученным до
1965 и после обретения независимости, правительство Мугабе зарекомендовало
себя надежным партнером. Введение ограничений на импорт позволило правительству
своевременно и по намеченному плану выплачивать внешние долги, в конце
1980-х годов даже появилась возможность снизить долю экспортных поступлений,
идущую на обслуживание внешнего долга. В то же время из-за импортных ограничений
объем инвестиций уменьшился, что привело к деградации инфраструктуры,
сокращению промышленного производства и сферы услуг. Частично из-за нехватки
средств, необходимых для выкупа земли и сельскохозяйственного оборудования
у белых фермеров, а также вследствие нежелания правительства, скованного
соответствующими ограничениями конституции 1980, нарушать привычный ход
сельскохозяйственного производства, процесс переселения безземельного
крестьянства не форсировался.
Хотя Нкомо и другие лидеры ЗАПУ были включены
в состав первого кабинета министров Мугабе, противоречия между африканскими
политическими организациями не были устранены. В 1982 на юго-западных
окраинах страны, населенных преимущественно ндебеле, начались беспорядки,
частично вызванные земельным голодом и направленные как против белых поселенцев,
так и против правительства. В течение последующих пяти лет волнения жестоко
подавлялись, что стало серьезным фактором обострения и без того недружелюбных
отношений между Мугабе и Нкомо, ЗАНУ и ЗАПУ, шона и ндебеле.
Однако ЗАНУ продолжал пользоваться широкой
поддержкой населения, в то время как базой ЗАПУ оставались юго-западные
районы, населенные ндебеле. На парламентских выборах 1985 ЗАНУ сумел заручиться
поддержкой 76% электората и увеличить свое представительство в парламенте
до 64 из 80 мест, отведенных для африканских парламентариев. В 1987, с
истечением срока действия положений конституции о праве белого населения
избирать по отдельному списку 20 депутатов парламента, квота для белых
парламентариев была отменена, и вакансии заполнили 20 назначенцев, включая
11 представителей белой общины. В соответствии со второй конституционной
поправкой президент стал главой исполнительной власти. Мугабе стал президентом,
а Нкомо – министром его кабинета. В конце 1987 руководство ЗАПУ согласилось
объединиться в рамках единой политической организации с ЗАНУ, что было
осуществлено в конце 1989. Новая организация получила название ЗАНУ –
ПФ (Патриотический фронт).
В конце 1980-х –1990-х годах серьезной проблемой
для ЗАНУ – ПФ стали волнения среди студентов. Осенью 1988 студенты университета
Зимбабве организовали кампанию протеста против политики «грабежа, клеветы
и разложения» партийных и государственных функционеров, и выступили с
манифестом, призывавшим покончить с коррупцией и растратой государственных
средств, ускорить наделение землей безземельных крестьян и улучшить отношения
с профсоюзами.
В марте 1990 прошли очередные парламентские
выборы. Хотя ЗАПУ слился с ЗАНУ, вызов правящей партии ЗАНУ – ПФ бросила
новая оппозиционная политическая организация – Движение единства Зимбабве.
Ее возглавил один из бывших руководителей ЗАНУ Эдгар Текере, который выступил
против намерения Мугабе превратить Зимбабве в однопартийное государство.
На выборах победу одержали кандидаты от ЗАНУ – ПФ, завоевавшие 116 из
120 мест в парламенте, число членов которого увеличилось.
Выборы 1995 вновь выиграла партия Мугабе
ЗАНУ – ПФ, из 150 парламентских мест лишь два отошло к партии Ситоле ЗАНУ-Ндонга.
Еще одно место получила независимый кандидат Маргарет Донго, которая некогда
являлась членом ЗАНУ – ПФ и выполняла личные поручения Мугабе. В начале
1996 при символической оппозиции со стороны Музоревы и Ситоле Мугабе был
переизбран президентом страны.
В 1990–1998 продолжался процесс постепенной
трансформации Зимбабве из страны с централизованной экономикой и некоторыми
элементами социалистического хозяйствования в государство с более открытой
экономикой. Хотя новых иностранных инвестиций было мало, одна из австралийских
горнодобывающих компаний сделала капиталовложения в разработку крупной
платино-никелевой шахты в районе Хартли, а южноафриканские предприниматели
проявили интерес к банковскому сектору и сфере розничной торговли.
В конце 1997 и на протяжении 1998 в Хараре
и других городах страны происходили выступления против правления Мугабе.
Президент и его окружение обвинялись в коррупции, быстром росте цен на
основные товары и бензин, падении курса зимбабвийского доллара, проведении
ошибочной земельной политики, отправке частей зимбабвийской армии в ДРК.
|