Водопад Виктория

История Зимбабве: независимость

 

В начале 1980 г., после того как партизаны сдали оружие и были демобилизованы, в стране началась предвыборная кампания. Кандидаты от ЗАНУ и ЗАПУ баллотировались по разным спискам. Своих кандидатов выдвинули и политические группировки Музоревы и Ситоле. Правительства Великобритании и ЮАР ожидали победы Нкомо и были поражены успехом Мугабе, который одержал победу на волне своей популярности в период борьбы за независимость и как представитель крупнейшей этнической общины в стране. По результатам выборов ЗАНУ получил 63% голосов и 57 из 80 «африканских» мест в парламенте, ЗАПУ – 20 мест и Национальный африканский совет Музоревы – 3 места. Было сформировано правительство во главе с Робертом Мугабе, и 18 апреля 1980 Зимбабве был провозглашен независимым государством.

Роберт МугабеМугабе ввел в состав кабинета нескольких видных представителей белой общины. В начале 1980-х годов по инициативе Мугабе были повышены закупочные цены на товарную сельскохозяйственную продукцию, что помогло избежать массового исхода белых фермеров из страны. Повышение цен было с удовлетворением встречено и мелкими африканскими фермерами. Несмотря на постоянные требования проведения земельной реформы, премьер-министр заверил белых землевладельцев, что их собственности не угрожает конфискация. На протяжении первой половины 1980-х годов число белых фермеров выросло, хотя в целом из-за иммиграции численность белой общины сократилась к 1985 г. до 95 тыс. человек.

Когда в 1982–1984 гг. в Южной Африке была сильная засуха, Зимбабве сумел пережить это трудное время гораздо легче большинства соседних государств благодаря тому, что цены на сельскохозяйственную продукцию были выгодны производителям, что вкупе с продуманными организационными мерами позволило создать запасы продовольствия. Хотя правительство занималось регулированием цен и внешней торговли и приобрело ряд предприятий, оно не стремилось изменить характер национальной экономики, значительную часть которой контролировали белые. С помощью крупных иностранных займов и безвозмездных субсидий правительство сумело свести к минимуму ущерб от вывоза капитала в связи с отъездом части белых из страны в первой половине 1980-х годов. Регулярно выплачивая требуемые суммы по внешним займам, полученным до 1965 и после обретения независимости, правительство Мугабе зарекомендовало себя надежным партнером. Введение ограничений на импорт позволило правительству своевременно и по намеченному плану выплачивать внешние долги, в конце 1980-х годов даже появилась возможность снизить долю экспортных поступлений, идущую на обслуживание внешнего долга. В то же время из-за импортных ограничений объем инвестиций уменьшился, что привело к деградации инфраструктуры, сокращению промышленного производства и сферы услуг. Частично из-за нехватки средств, необходимых для выкупа земли и сельскохозяйственного оборудования у белых фермеров, а также вследствие нежелания правительства, скованного соответствующими ограничениями конституции 1980, нарушать привычный ход сельскохозяйственного производства, процесс переселения безземельного крестьянства не форсировался.

Хотя Нкомо и другие лидеры ЗАПУ были включены в состав первого кабинета министров Мугабе, противоречия между африканскими политическими организациями не были устранены. В 1982 на юго-западных окраинах страны, населенных преимущественно ндебеле, начались беспорядки, частично вызванные земельным голодом и направленные как против белых поселенцев, так и против правительства. В течение последующих пяти лет волнения жестоко подавлялись, что стало серьезным фактором обострения и без того недружелюбных отношений между Мугабе и Нкомо, ЗАНУ и ЗАПУ, шона и ндебеле.

Однако ЗАНУ продолжал пользоваться широкой поддержкой населения, в то время как базой ЗАПУ оставались юго-западные районы, населенные ндебеле. На парламентских выборах 1985 ЗАНУ сумел заручиться поддержкой 76% электората и увеличить свое представительство в парламенте до 64 из 80 мест, отведенных для африканских парламентариев. В 1987, с истечением срока действия положений конституции о праве белого населения избирать по отдельному списку 20 депутатов парламента, квота для белых парламентариев была отменена, и вакансии заполнили 20 назначенцев, включая 11 представителей белой общины. В соответствии со второй конституционной поправкой президент стал главой исполнительной власти. Мугабе стал президентом, а Нкомо – министром его кабинета. В конце 1987 руководство ЗАПУ согласилось объединиться в рамках единой политической организации с ЗАНУ, что было осуществлено в конце 1989. Новая организация получила название ЗАНУ – ПФ (Патриотический фронт).

В конце 1980-х –1990-х годах серьезной проблемой для ЗАНУ – ПФ стали волнения среди студентов. Осенью 1988 студенты университета Зимбабве организовали кампанию протеста против политики «грабежа, клеветы и разложения» партийных и государственных функционеров, и выступили с манифестом, призывавшим покончить с коррупцией и растратой государственных средств, ускорить наделение землей безземельных крестьян и улучшить отношения с профсоюзами.

В марте 1990 прошли очередные парламентские выборы. Хотя ЗАПУ слился с ЗАНУ, вызов правящей партии ЗАНУ – ПФ бросила новая оппозиционная политическая организация – Движение единства Зимбабве. Ее возглавил один из бывших руководителей ЗАНУ Эдгар Текере, который выступил против намерения Мугабе превратить Зимбабве в однопартийное государство. На выборах победу одержали кандидаты от ЗАНУ – ПФ, завоевавшие 116 из 120 мест в парламенте, число членов которого увеличилось.

Выборы 1995 вновь выиграла партия Мугабе ЗАНУ – ПФ, из 150 парламентских мест лишь два отошло к партии Ситоле ЗАНУ-Ндонга. Еще одно место получила независимый кандидат Маргарет Донго, которая некогда являлась членом ЗАНУ – ПФ и выполняла личные поручения Мугабе. В начале 1996 при символической оппозиции со стороны Музоревы и Ситоле Мугабе был переизбран президентом страны.

В 1990–1998 продолжался процесс постепенной трансформации Зимбабве из страны с централизованной экономикой и некоторыми элементами социалистического хозяйствования в государство с более открытой экономикой. Хотя новых иностранных инвестиций было мало, одна из австралийских горнодобывающих компаний сделала капиталовложения в разработку крупной платино-никелевой шахты в районе Хартли, а южноафриканские предприниматели проявили интерес к банковскому сектору и сфере розничной торговли.

В конце 1997 и на протяжении 1998 в Хараре и других городах страны происходили выступления против правления Мугабе. Президент и его окружение обвинялись в коррупции, быстром росте цен на основные товары и бензин, падении курса зимбабвийского доллара, проведении ошибочной земельной политики, отправке частей зимбабвийской армии в ДРК.