Марокко
туризм

 Общая информация | Введение | Лидеры | Госструктуры | Общественно-политическая жизнь | СМИ | Макроэкономика | Промышленность | Иноинвестиции | Экспорт | Рыба | Туризм | АЭС | Оффшор | Ислам | Архив Марокканских новостей | Линки | Контакты

 

На главную | Мадагаскарский проект | Россия и Африка | Форум "Африкана" | Конференция | Контакт

При оформлении использованы фото: Moroccan Interiors, Liza Lovatt-Smith, Taschen

Туризм

Валютные поступления от иностранного туризма составили в 1998 г. 1,7 млрд.долл. (валютные переводы марокканцев, работающих за рубежом, - 2,1 млрд.долл.) Туристическая отрасль является второй (после сельского хозяйства) сферой занятости населения. Марокко располагает весьма благоприятными условиями для развития своего туристического комплекса: уникальное географическое положение страны как важного мирового перекрестка, разнообразие природно-климатических зон и ландшафтов, насыщенность памятниками истории, культуры и архитектуры, некоторые из которых внесены в реестр ЮНЕСКО как имеющие уникальную общемировую ценность.
После получения королевством независимости при активном участии МВФ одной из первых была разработана национальная программа развития марокканского туристического сектора как приоритетного, способного в короткие сроки оказать заметное влияние на повышение темпов социально-экономического развития страны в целом. Эта программа основывалась на преимущественно господдержке создания масштабной туристической инфраструктуры и предполагала, в частности, быстрое развитие практически не существовавших до того времени курортных зон. Первой такой зоной стал район г. Танжера, в котором к середине 60-гг. было создано до 20 % общенациональных гостиничных мощностей.
Быстрое развитие в этот период получил экскурсионный туризм, где был задействован туристический потенциал имперских городов Марокко - Феса, Марракеша, Мекнеса и Рабата. Во второй половине 70-х гг. создается курортный комплекс в г. Агадир, который в короткое время завоевывает ведущее положение.
Сосредоточением делового туризма по праву становится Касабланка, крупнейший промышленный и финансовый центр королевства.
При активном участии государства практически во всех крупных городах страны строятся новые гостиницы, формируются гостиничные сети, создаются компании по их управлению. Марокко быстро становится модным направлением международного туризма, основные туристические центры королевства фигурируют во всех известных туристических справочниках мира, стимулируя все новый приток иностранных туристов, главным образом из Франции, Испании, Германии, Италии, Великобритании, а также США. К концу 80-х гг. в стране была создана туристическая инфраструктура. Сейчас это свыше 550 классных гостиниц всех категорий с общим числом более 90 тыс.мест.
Основной туристической зоной страны становится район Юга ( золотой треугольник Агадир-Марракеш-Уарзазат), где сосредоточено более половины ресурсов отрасли. Крупнейшими туристическими центрами Марокко (по числу гостиничных мест) являются города: Агадир - 21 тыс., Марракеш - 17 тыс., Касабланка - 9 тыс., Танжер - 8 тыс., Фес - 5 тыс., Уарзазат - 5 тыс., Рабат - 4 тыс., Тетуан - 4 тыс., Эль-Хосейма - 2 тыс., Ужда - 2 тыс., Мекнес - 2 тыс.
Особое место в системе спортивного туризма отводится гольфу. В Марокко, где развитие гольфа находилось под личным покровительством короля Хасана II, существуют все условия для того, чтобы этот вид спорта-развлечения получил международное признание. Марокко располагает 16 частными гольф-клубами с площадками, отвечающими всем современным требованиям, что позволяет проводить ежегодно два-три крупных международных турнира по гольфу (в Танжере, Рабате и Агадире). В стадии строительства находятся еще 6 площадок, запроектированы еще 9 гольф-клубов. Такая инфраструктура может привлечь значительное количество туристов из более чем 4,5 млн. европейских любителей гольфа, особенно в ноябре-марте - в период мягкой марокканской зимы, когда большая часть европейских площадок непригодна для игры.
Другие ближайшие перспективы для туристического комплекса Марокко лежат в освоении новых благоприятных для развития туризма районов. Это относится, прежде всего, к зоне Кабо-Негро - участку средиземноморского побережья Марокко в районе г. Тетуана, где за последние 2-3 года развернуто массовое строительство гостиниц и резиденций со всей необходимой инфраструктурой.
Осваиваются те районы Марокко, где имеются благоприятные природные условия для развития туризма, но которые недоступны из-за отсутствия дорог. Сданный в 1997 г. участок автострады от г. Кенитра до г. Лараш, проходящий через зону природного экологического заповедника Мержа-Зерга, обеспечил транспортный доступ к этому потенциальному для туризма району Атлантического побережья.
По завершении программы приватизации, государство больше не будет прямо участвовать в инвестиционном процессе, оно сосредоточится на обеспечении законодательной и налоговой поддержки ее перестройки. Это выражается, прежде всего, в принятом решении о снижении ставок налогообложения НДС для системы туризма с 14% в 1995 г. до 7% в 1998 г.
Общее число туристов из России ежегодно оценивается в 10-12 тыс. чел. (до 1991 г. Марокко посещало 5-6 тыс. советских граждан в год, главным образом в рамках средиземноморских круизов). Национальное марокканское Управление по туризму принимает активное участие во всех международных туристических салонах, проводимых в Москве и Санкт-Петербурге. Сделанные марокканской стороной прогнозные оценки потоков российских туристов на ближайшие годы составляют 30-40 тыс. чел. в год.
Автострады. По автодорогам осуществляется 92% пассажирских и 75% грузовых перевозок (не включая фосфаты). Разработана программа строительства сети платных автомагистралей на 1,5 тыс.км. Первый этап этой программы, реализация которой была начата в 1994 г., предусматривает строительство 1 тыс.км. дорог до 2004 г. Должны быть сданы в эксплуатацию автотрассы: Запад-Восток (Рабат-Фес, 180 км.), Север-Юг (Танжер-Рабат-Касабланка-Сеттат-Марракеш-Агадир-Тарудант и Касабланка-Эль Жадида-Жорф Ласфар, 975 км.). В период с 2004 г. до 2010 г. должен быть построен участок дороги Фес-Ужда.
До 1987 г. существовала фактически одна скоростная автомагистраль Рабат-Касабланка протяженностью 90 км. В 1996 г. был сдан в эксплуатацию участок автотрассы Рабат-Лараш (150 км.). На 1999 г. протяженность автомагистралей составляет 300 км. и 270 км. находится в стадии реализации.
В целях управления строительством автомагистралей, их обслуживания и эксплуатации в 1989 г. была специально создана Национальная компания (АДМ), имеющая статус акционерного общества. Государство подписало с ней соглашение о концессии сроком на 35 лет. Его учредителями с самого начала стали, помимо государства в лице министерства общественных работ (40%), различные госучреждения (35%), а также относящиеся к госсектору финансовые институты (12%), коммерческие и промышленные предприятия (10%), проектные организации (3%). Первоначальный акционерный капитал АДМ составил 160 млн.дирх., в 1997 г. было принято решение увеличить его до 780 млн.дирх.
Реализация национальной программы строительства сети скоростных автодорог требует крупных капвложений, оцениваемых в 20 млрд.дирх. Планировавшиеся с самого начала инвестиции были рассчитаны на иностранную помощь (70%), госучастие (20%), оставшаяся часть (10%) должна покрываться за счет поступлений от эксплуатации дорог. По соглашению о концессии государство берет на себя оплату земельных участков автотрасс, которая представляет 4-5% общей стоимости программы. Иностранными партнерами компании являются арабские, европейские и японский фонды. Компания получает от этих фондов долгосрочные кредиты (15-20 лет) под гарантию государства на льготных условиях из расчета 2,7%-6,8% годовых. Проектируемые и эксплуатируемые АДМ автодороги имеют среднюю плановую рентабельность порядка 12%. Срок окупаемости инвестиций - 20 лет с момента начала реализации программы.
Больше всего доходов в бюджет АДМ приносит автострада Касабланка-Рабат. Интенсивность дорожного движения на этом участке составляет примерно 20 тыс. автомашин в день. Уставом АДМ предусматривается увеличение платы за проезд по автомагистралям каждые два года. Предполагается, что с 2005 г. компания начнет получать доходы от эксплуатации дорог в размере более 1 млрд.дирх. в год. Ожидается, что к 2000 г. страна будет иметь 500 км. современных автострад: Касабланка-Рабат-Лараш-Сиди Эль Ямани; Рабат-Фес; Касабланка-Сеттат.
Для строительства автотрассы Касабланка-Эль Жадида-Жорф Ласфар была создана новая смешанная национальная компания, в которую вошли АДМ, Управление по добыче фосфатов (ОСР), Национальное управление по энергетике (ОНЕ) и Управление по обслуживанию портов (ООЕР). Вначале планировалось построить эту автомагистраль с привлечением иностранного частного капитала. Однако, объявленные международные торги оказались безуспешными - иностранные фирмы обуславливали свое участие предоставлением им слишком обременительных госсубсидий. Автодорога протяженностью 122 км. потребует капвложений на сумму 1,6 млрд.дирх. Акционерный капитал компании составляет 400 млн.дирх., т.е. 1/4 стоимости проекта. Остаток средств должен быть покрыт за счет кредитов. Компания получает концессию от государства сроком на 50 лет. Акционеры компании весьма заинтересованы в реализации проекта, поскольку он напрямую затрагивает их интересы в Жорф Ласфаре. Эта важная инфраструктура должна позволить порту Жорф Ласфар разгрузить порт Касабланки, который достиг своих предельных возможностей, и будет играть определяющую роль в обустройстве всей зоны, благоприятствовать развитию энергетического комплекса, фосфатного сектора, промышленности района Дуккала и туризма. Создаваемая сеть высокоскоростных автодорог укрепит положение Марокко как связующего центра при транзитных перевозках между странами Магриба, Южной Европы и Северной Африки. Автомагистраль Рабат-Танжер будет служить подспорьем в выполнении программ развития северных регионов страны. Автострада Касабланка-Марракеш-Агадир окажет влияние на экономическое развитие района Сусс и придаст новый импульс развитию туризма на юге Марокко.
Авиация. Королевская авиакомпания Марокко (RAM) осуществляет регулярное воздушное сообщение с 32 странами. RAM на 92,74% принадлежит государству, 3,97% акций владеет авиакомпания "Эр Франс", 1,98% - авиакомпании "Иберия", 1,31% - в руках частных владельцев. Рассматривается проект приватизации компании с оставлением 30% капитала в руках государства. Парк воздушных судов на начало 1998 г. насчитывал 27 ед. (25 пассажирских и 2 грузовых самолета фирмы "Боинг"), среди которых: 1 - В-747-200, 1- В-747-400, 2 - В-757-200, 3 - B-727-200, 4 - B-737-200, 7 - B-737-400, 5 - B-737-500, 2 - ATR-42 и 2 - B-737-200 (грузовые самолеты). Возраст воздушных судов RAM составляет 7 лет. В мае 1998 г. руководство авиакомпании начало обновление своего самолетного парка. В течение 5 лет планируется закупить и ввести в эксплуатацию самолеты нового поколения В-737-800. Расходы на их закупку должны составить сумму свыше 700 млн.долл.
RAM выполняет рейсы в 72 города мира и имеет свои представительства в 18 городах Марокко, в 28 городах Европы, в 12 африканских государствах, Монреале, Нью-Йорке и 4-на Бл. Востоке.
В 1997 г. RAM перевезла более 2,3 млн. пассажиров и 22,7 тыс.т. груза на международных линиях и более 1,3 млн. пассажиров внутри страны, что составляет 67% от общего объема выполненных рейсов и перевезенных пассажиров из аэропортов Марокко. На воздушном рынке Марокко действует 21 иностранная авиакомпания ("Аэрофлот", Air Liberte, Air Afrique, Air France, Air Mauritanie, Air Algerie, Balkan, British Airways, Iraqi Airways, British Airways, KLM, Iberia, Kuwait Airways, Libyan Airlines, Lufthansa, Sabena, Saudi Airlines, Syrinair, Swissair, Jordanian Airlines, Tunis Air), национальная авиакомпания Royal Air Maroc, а также 11 частных авиакомпаний (Aero Muli Services Atlas, Air Sud, Agricolair, Airtal, Air Star, Casa Air Service, Maghreb Aero, Privair, Saga Магос, DHL Aviation Maroc, RAL).
С лета 1998 г. RAM, проводя политику свободного воздушного рынка международных перевозок, увеличила количество своих регулярных рейсов и предоставляет это право иностранным авиакомпаниям, заключая с ними двусторонние соглашения. Увеличено количество полетов во Францию, с которой в марте 1998 г. заключено код-шеринговое соглашение о совместной эксплуатации воздушных линий, связывающих Францию и Марокко. С этого времени начались рейсы RAM из Касабланки в Бордо, Ниццу, Страсбург, Тулузу и Марсель. Совместная эксплуатация линий позволит довести частоту полетов на маршруте Париж-Касабланка до 6 раз в неделю.
Вводится прямой беспосадочный рейс Касабланка-Мадрид с частотой 12 раз в неделю, ежедневный рейс Касабланка-Рим и Касабланка-Милан (5 раз в неделю). Будет также выполняться ежедневный рейс в Брюссель, вводится пятая частота на Швейцарию (Касабланка-Женева), добавляется третья частота на Турцию (Стамбул). Германская "Люфтганза" получает шестой еженедельный рейс Касабланка-Франкфурт. Вводятся дополнительные частоты на линиях, связывающих марокканскую провинцию с Европой, как например: Танжер-Мадрид, Танжер-Брюссель, Танжер-Амстердам, Ужда-Дюссельдорф, Ужда-Франкфурт и др.
Помимо европейских государств RAM намерена интенсивно развивать воздушное сообщение со странами ближневосточного и африканского регионов. Планируется выполнение ежедневного рейса Касабланка-Тунис, открытие линий Касабланка-Абиджан-Либревиль и Касабланка-Дакар-Конакри. До четырех рейсов увеличивается число полетов по маршруту Касабланка-Каир, до двух - на Абу-Даби и Дубай. Шесть раз в неделю будут выполняться полеты на североамериканский континент.
Объемы перевозок на внутреннем воздушном рынке Марокко к 2001 г. должны увеличиться на 185%. В 1999 г. введены до пяти ежедневных частот на линии Касабланка-Марракеш, открывается новая ежедневная частота Касабланка-Агадир, 15 частот в неделю на Фес и 16 - на Танжер. Планируется выполнение 12 частот в неделю из Касабланки на Уарзазат и Ужду.
Кроме RAM на внутреннем рынке Марокко с апр. 1997 г. действует региональная авиакомпания RAL (преемница авиакомпании RAI), которая осуществляет воздушные перевозки прежде всего в Испанию. Авиакомпания имеет четыре новых небольших самолета типа Beechcraft-1900D (19 посадочных мест) и выполняет рейсы из Касабланки в города: Ужда, Танжер, Марракеш, Агадир, Фес и Тетуан. RAL активно сотрудничает с авиакомпаниями "Люфтганза", "Бритиш Эйруэйз" и "Суисс Эр".
Марокко имеет 54 аэродрома, 11 из которых имеют международное значение и могут принимать любые типы самолетов (Рабат-Сале, Агадир-Инезган, Марракеш-Менара, Касабланка-Мухамед-V, Танжер-Бухалеф, Фес-Сэс, Ужда-Ангад, Эль-Аюн-Хасан-1, Эль-Хосейма, Уарзазат, Тетуан). Основным по количеству регулярных рейсов, объемам пассажирских и грузовых перевозок (соответственно 51,9%, 51,9% и 84,5%) является аэропорт Мухамед-V (Касабланка). Далее по значимости следуют Агадир и Марракеш (соответственно на уровне 14%, 17% и 4%).
30 ведущих аэропортов страны находятся в ведении Национального Управления аэропортами (ONDA), остальные - в распоряжении Дирекции воздушного транспорта. Часть аэродромов подчинена минобороны. Наземное и техобслуживание воздушных судов в аэропортах Касабланка, Марракеш и Танжер отвечают самым высоким мировым стандартам. Во всех международных аэропортах Марокко аэродромное оборудование, системы обеспечения авиационной безопасности и службы обеспечения пассажирских перевозок оснащены современной техникой и укомплектованы высококвалифицированным кадрами. В связи с особенностью перевозок паломников, создающих серьезные трудности в плане их обслуживания, особенно в период массового передвижения в КСА, ONDA разработало и успешно реализует программу строительства в аэропортах отдельных пассажирских терминалов. В марте 1998 г. закончена реконструкция пассажирского терминала для паломников в аэропорту Мохамед-V. Терминалы подобного назначения строятся в Марракеше, Рабате, Фесе, Уарзазате.
В районе аэропорта Мохамед-V создан Авиационный индустриальный центр "Технополис", который с июля 1997 г. сертифицирован по европейским требованиям (JAR 145). Его услугами пользуются "Эр Франс", "Сабена", КЛМ, "Боинг" и "Дженерал Моторс". Компетентность персонала и качественный уровень выполнения техобслуживания подтвержден комиссией Федерального управления авиации США по стандарту FAR 145.
В районе того же аэропорта создан региональный Центр управления воздушным движением. Он оснащен радиолокационными станциями нового поколения системы CNS/ATM (система связи, навигации, наблюдения и управления воздушным движением через систему спутников США). На базе Центра планируется создать специализированную академию для подготовки персонала в области обеспечения безопасности воздушного движения с привлечением преподавательского состава из США.
В нояб. 1997 г. независимая комиссия Федерального Управления авиации США по обеспечению контроля за безопасностью полетов приняла решение утвердить национальную систему управления воздушным движением Марокко, как отвечающую требованиям высшей категории. Тогда же ONDA подписало соглашение с европейской организацией обеспечения воздушного движения "Евроконтроль" (штаб-квартира в Брюсселе) о сотрудничестве в области обеспечения безопасности воздушного движения