Всероссийская конференция по дискриминации

 

Всероссийская конференция по дискриминации

Москва, 22-23 октября 2000

Инф. "Мемориала"

 

22-23 октября в Москве проходила Всероссийская конференция неправительственных организаций по проблемам национальной дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости. В конференции приняли участие более ста представителей правозащитных, антифашистских и национальных общественных организаций из 25 регионов Российской Федерации.

Инициаторами и организаторами конференции выступили правозащитные организации: Центр развития демократии и прав человека (Москва), “Гражданский контроль” (С. Петербург) и Международная лига прав человека (International League for Human Rights) (Нью-Йорк, Женева). На открытии конференции с приветствием от организаторов выступил Борис Пустынцев (“Гражданский контроль”); от Международной лиги прав человека – Алексей Коротаев; о целях и программе конференции участников проинформировал Юрий Джибладзе (Центр развития демократии и прав человека). Александр Осипов (“Мемориал”, Москва) представил доклад “Ситуация в России и перспективы изменений к лучшему”; с докладами выступили также Лев Левинсон (Институт прав человека, Москва) - “Анализ действующего российского законодательства и законотворческих инициатив в сфере противодействия расизму, национальной дискриминации, ксенофобии и экстремизму” и Кэтрин Фитцпатрик (Международная лига прав человека, Нью-Йорк) - “Международные механизмы борьбы с национальной дискриминацией, расизмом, ксенофобией и связанными с ними иными проявлениями нетерпимости и процесс подготовки к Всемирной конференции по расизму: возможности и ограничения”.

Дальнейшая работа конференции проходила в форме секционных заседаний, в ходе которых участники анализировали ситуацию с нарушениями прав человека по национальному признаку в различных регионах России и пытались выработать стратегию ответных действий. Собравшиеся обсуждали проблемы государственной политики и права, общественного сознания и идеологии, проблемы экстремизма и hate speech (разжигание национальной розни), законодательства и правовой защиты, образования, просвещения, информации и СМИ. Участники конференции пришли к общему мнению, что дискриминация по национальному признаку стала нормой государственной политики России. РФ грубо нарушает взятые на себя международные и внутренние обязательства по ликвидации всех форм дискриминации, что способствует распространению кавказофобии, антисемитизма и других проявлений национальной дискриминации. Рост этих явлений в течение последних лет привел к серьезным и массовым нарушениям прав человека, ненависти, дискриминации и преследованиям. Для преодоления этой тенденции необходимо разработать комплекс мер государственно-административного характера, направленных на защиту личности, и эту задачу могли бы взять на себя правозащитные организации. В целях предотвращения и снижения уровня бытовой дискриминации неправительственные организации, помимо влияния на законодательство, должны проводить образовательные программы по мирному существованию в условиях многонационального общества.

В Резолюции конференции представители российских неправительственных организаций выразили решимость бороться со всеми формами расизма и расовой дискриминации как в их институциональной форме, так и в повседневной практике, т.к. убеждены, что расизм и расовая дискриминация угрожают демократическому обществу и его фундаментальным ценностям. Резолюция конференции содержит также рекомендации для Всемирной конференции против расизма, которая пройдет под эгидой ООН в августе-сентябре 2001 г. в ЮАР.

 

Резолюция Всероссийской Конференции неправительственных организаций
по проблемам национальной и расовой дискриминации,
расизма, ксенофобии и нетерпимости

Москва, 22-23 октября 2000 г.

 

Введение

 

Мы, более 100 представителей российских неправительственных организаций, собрались в Москве 22 и 23 октября 2000 года для того, чтобы обсудить проблемы расизма и расовой дискриминации в России. В соответствии со ст.1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации понятие “расизм и расовая дискриминация” в нашем понимании охватывает любые формы дискриминации, ксенофобии и нетерпимости, основанные на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, включая такие важные для российских условий формы, как антисемитизм, кавказофобия и все формы религиозной нетерпимости.
В ходе наших дискуссий мы подтвердили решимость российских неправительственных организаций (НПО) бороться со всеми формами расизма и расовой дискриминации как в их институциональной форме, так и в повседневной “бытовой” практике. Мы отмечаем, что корни агрессивного национализма и этноцентризма, процветающих в России, а также во многих странах бывшего Советского Союза и Центральной и Восточной Европы, отличаются от корней расизма, порожденного колониальным прошлым, рабством и работорговлей в других странах. Они связаны с имперским прошлым России, устойчивой ксенофобией, неприязнью и нетерпимостью к “другой” культуре, иному образу жизни и отличающимся от привычных языку, верованиям и традициям. Рост этих явлений в нашем регионе в течение последних лет привел к серьезным и массовым нарушениям прав человека, ненависти, дискриминации и преследованиям, нацеленным на конкретные группы, такие как представители народов кавказского региона в России, а в некоторых случаях к “этническим чисткам”, как в некоторых странах бывшего СССР и бывшей Югославии. Мы предупреждаем российское правительство и общество и международное сообщество, что игнорирование этих явлений может привести к новым трагическим событиям.
Мы осуждаем рост проявлений расизма и расовой дискриминации в России, а также сохраняющуюся в стране атмосферу нетерпимости и связанные с ней акты насилия. Усилия, предпринимаемые российским государством и обществом по борьбе с этими явлениями, недостаточны и должны быть умножены. Мы крайне озабочены и возмущены проводимой органами государственной власти систематической и целенаправленной дискриминацией и преследованием месхетинских турок в Краснодарском крае. Нас особенно тревожат повторяющиеся попытки открытого провозглашения в СМИ и даже в законодательных собраниях разных уровней доктрин этнического или религиозного превосходства, несовместимости и исключительности.
Нас возмущают националистические, ксенофобские, антикавказские и антисемитские высказывания государственных деятелей и публичных политиков и отсутствие ясной позиции и оценки государства, осуждающей такие высказывания. Мы крайне озабочены ростом антикавказских настроений и преследований представителей народов кавказского региона, особенно усилившихся с началом второй войны в Чечне. Особую обеспокоенность и возмущение вызывает широко распространенная практика фабрикации уголовных дел против чеченцев и других национальных меньшинств. Создание “образа врага” в виде чеченцев или “лиц кавказской национальности” может привести лишь к ухудшению внутриполитической ситуации в стране и к попранию основных прав человека.
Мы осуждаем бездействие и равнодушие государства перед лицом роста числа и активности откровенно экстремистских агрессивных националистических и неонацистских группировок, открыто пропагандирующих идеи расового превосходства и распространяющих призывы к национальной и расовой розни, допускающих акты насилия на расистской почве.
Мы глубоко обеспокоены систематическими нарушениями конституционного права на свободу передвижения и выбора места жительства, что приводит к многочисленным дискриминационным действиям со стороны правоохранительных органов по отношению к национальным меньшинствам, особенно представителям народов Кавказа и Средней Азии, при проверках режима регистрации.
Мы выражаем свое возмущение широко распространенной практикой отказов в регистрации по месту жительства, приводящей к фактическому лишению представителей целых групп населения возможности пользоваться такими социальными и экономическими правами, как право на получение образования, медицинской помощи, право на жилье, социальное обеспечение и др.
Мы серьезно озабочены тем, что росту расизма, часто сопровождающегося насилием, и ксенофобии в отношении мигрантов и беженцев способствует политика иммиграционных ограничений; узкое толкование принятых государством обязательств по защите вынужденных мигрантов, включая вынужденных переселенцев и беженцев; фактическое объявление вне закона так называемых нелегальных мигрантов; огульное обвинение всех беженцев в том, что они “мнимые беженцы”, изображение мигрантов и беженцев как преступников и виновников безработицы.
Мы убеждены, что расизм и расовая дискриминация угрожают демократическому обществу и его фундаментальным ценностям. Мы считаем, что установление демократии в России требует, чтобы государство активизировало свои усилия по искоренению этих явлений. Вместе с тем мы напоминаем государству, что любая борьба с расизмом и нетерпимостью и их разнообразными проявлениями будет эффективна только в том случае, если она будет частью общей системы уважения, защиты и реализации всех прав человека, которые универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, будь то гражданские и политические или экономические, социальные и культурные права. Именно экономические, социальные и культурные права чаще всего нарушаются при дискриминации отдельных лиц или групп.
Мы не удовлетворены практическим отсутствием информирования общественности и общественных структур о Межведомственной программе развития установок толерантности в обществе и о ходе ее реализации.
Мы считаем, что межправительственным организациям, таким, как ООН, ОБСЕ и Совет Европы, принадлежит ключевая роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией. Мы выражаем удовлетворение активным участием России в работе этих органов и тем фактом, что Россия является участником важнейших международных соглашений в области борьбы с расизмом и расовой дискриминацией. Тем не менее, ни один документ не имеет ценности, если он не выполняется должным образом на всех уровнях и особенно на национальном уровне. Поэтому мы с огорчением отмечаем тот факт, что российское правительство недостаточно эффективно взаимодействует с международными структурами по защите прав человека, в частности, с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, задерживает предоставление своих периодических докладов в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации и не полностью выполняет рекомендации этого Комитета. Мы выражаем серьезную обеспокоенность тем фактом, что правительство Российской Федерации не выполняет рекомендаций, содержащихся в резолюции Комиссии по правам человека ООН о ситуации в Чечне, и даже открыто заявляет, что не признает эту резолюцию.
Приводимые ниже рекомендации обсуждались и вырабатывались в рабочих группах и на пленарных заседаниях. Они предваряются серией общих замечаний и рекомендаций и представлены под следующими заголовками:
Законодательство и правовая защита от расизма и расовой дискриминации;
Политика и практика исполнительной власти на всех уровнях по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией;
Гражданство, миграция, иммиграция и предоставление статуса беженца и вынужденного переселенца;
Обучение и просвещение с целью преодоления расизма и расовой дискриминации, ксенофобии, нетерпимости и экстремизма;
Информирование и средства массовой информации.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

I. Общие замечания и рекомендации

 

При выполнении представленных ниже рекомендаций, все заинтересованные стороны должны учитывать следующие общие положения:

 

1. Расизм и расовая дискриминация относятся к самым серьезным нарушениям прав человека в современном мире и квалифицируются как нарушение международных правозащитных норм. Мы призываем российское правительство и общество осудить эти явления самым решительным образом, бороться с ними всеми законными путями и принять неотложные меры, чтобы положить им конец и привлечь виновных к суду;

 

2. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона и, независимо от своего происхождения, обладают одинаковыми правами;

 

3. Расизм и расовая дискриминация оказывают свое негативное воздействие главным образом на расовые, этнические, национальные, религиозные и языковые меньшинства, включая региональные меньшинства (в частности, “меньшинства внутри меньшинства”), коренные малочисленные народы, на беженцев, мигрантов, лиц без гражданства и без документов (далее обозначаемых как “наименее защищенные группы”);

 

4. Некоторые лица и группы в первую очередь становятся жертвой дискриминации из-за сочетания дискриминации по признаку расового или этнического происхождения и дискриминации по другим признакам, таким, как место жительства, пол, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, религия, язык, политические или иные взгляды, рождение или иной статус;

 

5. Женщины одновременно страдают и от расизма как такового, и от гендерного угнетения, усугубляемого расизмом. Мы призываем развивать целенаправленные действия, которые способствовали бы вовлечению женщин из числа этнических меньшинств во все аспекты гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни, и принимать меры по борьбе с расизмом и дискриминацией в отношении этих женщин.

 

6. Миграция часто бывает вызвана ситуациями, в которых лица и группы лиц вынуждены спасаться от преследований и боевых действий и бежать с территорий, где их права человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, грубо нарушаются; при этом мигранты и беженцы часто становятся главной мишенью расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости;

 

7. Необходимо отметить важность для России памяти о Холокосте и правды о нем, а также о еврейских погромах и других проявлениях антисемитизма в Российской империи и Советском Союзе. Безразличное отношение к Холокосту, в особенности к тенденции отрицания Холокоста, способствует расистским настроениям и предрассудкам;

 

8. Государство должно устранять преграды, мешающие эффективной работе правозащитных и антирасистских НПО;

 

9. Все негосударственные структуры, в том числе бизнес и профессиональные союзы, должны принять меры к тому, чтобы не поощрять акты расизма и расовой дискриминации и должны нести ответственность за подобные акты. Кроме того, мы настоятельно призываем государство в полной мере и эффективно выполнять свои международные обязательства в отношении действий негосударственных структур;

 

10. Обязательства, принятые российским государством вместе с другими европейскими государствами на Европейской конференции против расизма в Страсбурге 11-13 октября 2000 г., должны быть подкреплены конкретными действиями, а принятые меры должны тщательно контролироваться с целью оценки их результатов и эффективности.

 

II. Законодательство и правовая защита от национальной дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости

 

11. Учитывая особенности сегодняшней ситуации в России, мы отмечаем, что в настоящее время в стране в основном имеется достаточная правовая основа в виде международных договоров и положений федерального законодательства для эффективной борьбы с проявлениями расизма и расовой дискриминации, однако эти возможности не используются государством в необходимой мере по целому ряду причин, в частности, следующих:
Российская Федерация ратифицировала далеко не все международные документы, провозглашающие равноправие и запрет на дискриминацию;
российская правовая система невосприимчива к международным, в том числе европейским нормам и стандартам;
суды по-прежнему зависимы от исполнительной власти, а дискриминация в значительной степени является прямым следствием государственной политики и действий органов государственной власти, в особенности на уровне субъектов Российской Федерации;
государственные служащие практически не несут ответственности за расистские и дискриминационные действия и высказывания;
нарушения в этой сфере зачастую не воспринимаются правоохранительными органами как общественно опасные деяния; это усугубляется тем, что заметное число работников правоохранительных органов сами разделяют раситские идеи и предрассудки;
процессуальные нормы не соответствуют Конституции и международным правовым стандартам;
нечеткость формулировок ст. 136 и 282 Уголовного Кодекса позволяет произвольно толковать их и отказывать в возбуждении уголовных дел по этим статьям, в частности, в связи с отсутствием определения конкретных признаков состава преступления и различных видов правонарушений;
активность общественных организаций в инициировании судебных процессов в связи с нарушениями в этой сфере недостаточна;

 

12. Мы испытываем особое беспокойство в связи со следующими проблемами в сфере законодательства и правовой защиты от национальной дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости:
ясно видна тенденция со стороны правительства РФ к подмене эффективного использования всех возможностей существующего законодательства конъюнктурным идеологизированным законотворчеством, примером чего могут служить разработанные правительством поправки в Закон об общественных объединениях и проект Закона о противодействии политическому экстремизму; такие законы могут быть использованы не для борьбы с расизмом и экстремизмом, а для преследования неугодных властям общественных организаций и отдельных лиц;
Федеральный закон 1997 г. “О свободе свободе совести и религиозных объединениях” уже содержит положения, позволяющие проводить дискриминационную политику в отношении отдельных религий и конфессий, а недавно принятый закон Республики Дагестан о религиозных объединениях и предлагаемые Государственной Думе на его основе поправки в Федеральный закон 1997 г. предусматривают объявление вне закона целых религиозных групп на основании их якобы принадлежности к экстремистским религиям;
в законотворческой деятельности проявляется четкая тенденция к ограничению возможностей общественных организаций официально представлять и защищать интересы граждан в ходе следствия и судебного разбирательства;
законодательные органы власти субъектов принимают законы, противоречащие Конституции и федеральному законодательству, в том числе приводящие к практике дискриминации;
санкции, предусмотренные ст. 282 УК за насильственные действия на почве расизма, недостаточны;
правовое регулирование положения мигрантов и иностранных граждан, включая граждан стран-членов СНГ, а также лиц без гражданства, не соответствует сложившимся реалиям и создает предпосылки для систематических нарушений прав этих лиц.

 

Мы призываем Президента России, российское правительство и Государственную Думу:

 

13. Подписать и ратифицировать без промедления и оговорок те международные документы, провозглашающие равноправие и запрет на дискриминацию, участником которых Россия еще не является. К ним относятся, в частности:
12-й Дополнительный протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
Пересмотренная Европейская социальная хартия и Дополнительный протокол 1995 года, предусматривающий систему подачи коллективных жалоб;
Конвенция 1990 года о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей;
Европейская Конвенция о гражданстве 1997 г.;
Статут Международного уголовного суда;
Конвенция Международной организации труда № 97 о трудящихся-мигрантах.

 

14. Обеспечить всестороннее и эффективное выполнение этих договоров на национальном уровне;

 

15. Своевременно представлять объективные доклады о соблюдении международных пактов и конвенций о правах человека; публиковать заключительные замечания и общие рекомендации/комментарии по докладам, сделанные соответствующим договорным органом или в рамках других наблюдательных механизмов; практически реализовывать эти замечания и рекомендации;

 

16. Вовлекать парламентские структуры и неправительственные организации в подготовку периодических докладов и в работу по анализу и применению выводов и рекомендаций, сделанных договорными органами и в рамках других наблюдательных механизмов, в частности, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации;

 

17. Сотрудничать со Специальными докладчиками Комиссии ООН по правам человека, в частности, со Специальным докладчиком по религиозной нетерпимости, Специальным докладчиком по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и Специальным докладчиком по правам человека мигрантов; приглашать их на территорию России. Выступать в ООН за усиление их мандатов и предоставление им необходимых ресурсов и поддержки в Управлении верховного комиссара ООН по правам человека;

 

18. Воздержаться от назначения государственных должностных лиц на посты независимых экспертов в органах ООН и в соответствующих европейских органах;

 

19. Подтвердить свою поддержку соответствующих европейских органов, в частности, Европейской комиссии против расизма и нетерпимости и Консультативного комитета Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств, и в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о том, какие ресурсы и другие средства могут быть использованы для усиления деятельности этих органов;

 

20. В полной мере соблюдать обязательства международного гуманитарного права и уважать положения о запрете дискриминации, обязательные для всех сторон вооруженного конфликта;

 

21. Подтвердить, в соответствии с международным правом и с Статутом Международного уголовного суда, что преследование какой-либо конкретной группы или сообщества по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным или иным основаниям является преступлением против человечества, и в свете важности борьбы с безнаказанностью подписать и ратифицировать Статут Международного уголовного суда;

 

22. Обеспечить, чтобы все лица, ставшие жертвами дискриминации, имели право на возмещение ущерба, без различий по признаку расы, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, инвалидности, языка, религии, политических и иных мнений, национального или социального происхождения, собственности, рождения или иного состояния;

 

23. Расширять сотрудничество и координацию с региональными и международными механизмами и учреждениями по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью.

 

24. Инициировать работу по изменению и уточнению формулировок ст. 136 и 282 УК, привлекая к этой работе представителей юридической общественности и НПО;

 

25. Обеспечить адекватные санкции против виновных в расистских действиях и, в частности, усилить санкции по ст. 282 УК против виновников актов насилия, вызванных фактическим или предполагаемым расовым, этническим или национальным происхождением жертвы;

 

26. Ввести изменения в Федеральный Закон РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации”, которые предусматривали бы дисциплинарную ответственность госслужащих за проявления расизма и расовой дискриминации, явившиеся результатом их действий или бездействия, а также в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривали бы административную ответственность;

 

27. Провести экспертную оценку существующего законодательства, правил и административных процедур с целью выявления дискриминационных положений, уделяя особое внимание законам, правилам и процедурам, касающимся наименее защищенных групп;

 

28. Пересмотреть все нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, устанавливающие так называемую паспортную систему. Немедленно устранить те элементы паспортной системы, которые являются основой для систематической дискриминации, в первую очередь, регистрацию по месту пребывания, контроль милиции за режимом регистарции (включая проверки личных документов). Использовать все ресурсы правоохранительной системы и исполнительной власти для отмены антиконституционной практики разрешительной регистрации по месту жительства.

 

29. Обеспечить соответствие всех проектов новых законов, правил и административных процедур международным стандартам недискриминации и установить механизм, который бы контролировал и гарантировал соответствие законов, правил и административных процедур международным обязательствам страны и общепризнанным нормам и стандартам в области прав человека;

 

30. Гарантировать эффективные средства судебной защиты всем жертвам расизма и расовой дискриминации, в частности, следующими способами:
Принять меры к тому, чтобы все средства судебной защиты были доступны, их работа широко освещалась, обращение к ним было несложным, а рассмотрение дел – эффективным и быстрым;
Обеспечить доступность правовой помощи, включая бесплатные юридические услуги, всем потерпевшим;
Обеспечить защиту свидетелей и истцов от преследования.

 

31. Предусмотреть возмещение государством в установленном законом порядке понесенного потерпевшими ущерба путем компенсации, реабилитации или удовлетворения требований и гарантировать принятие мер по предупреждению повторных нарушений;

 

32. Отклонить предложенные Законодательным Собранием Республики Дагестан поправки в Федеральный закон “О свободе Совести и религиозных объединениях”;

 

33. Отклонить проект закона “О противодействии политическому экстремизму”;

 

34. Отклонить предложенные правительством РФ поправки в Закон “Об общественных объединениях”;

 

Мы обращаемся к Пленуму Верховного Суда с просьбой принять постановления с разъяснениями по применению следующих норм права:

 

35. Международного права – по применению ст. 10 и 14 Европейской Конвенции прав человека и основных свобод на основе практики Европейского суда по правам человека;

 

36. Уголовного законодательства в области противодействия расизму и дискриминации, в частности, ст. 136 и 282 УК:

 

37. Гражданского законодательства – по применению ст. 152 ГК;

 

38. Мы обращаемся к Президенту РФ, Верховному Суду РФ, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям исполнительных органов субъектов Российской Федерации и законодательным органам субъектов Российской Федерации с просьбой внести запрос в Конституционный Суд РФ о рассмотрении соответствия принятого в Республике Дагестан закона о религиозных объединениях Конституции РФ и содержащихся в ней гарантий прав и свобод. Мы также обращаемся с просьбой к Конституционному Суду Российской Федерации принять такой запрос, когда он поступит, и безотлагательно рассмотреть этот вопрос.

 

Мы обращаемся к неправительственным организациям:

 

39. Создать рабочую группу с участием юридической общественности для обсуждения изменения формулировок ст. 136 и 282 УК, а также возможности и необходимости перевода ст. 282 в категорию дел частного обвинения;

 

40. Более активно использовать возможности возбуждения судебных дел для защиты граждан от расизма и дискриминации;

 

III. Политика и практика исполнительной власти на всех уровнях по борьбе с национальной дискриминацией, расизмом, ксенофобией и нетерпимостью

 

Мы призываем российское правительство:

 

41. Включить вопрос борьбы с расизмом и расовой дискриминацией во все аспекты государственной политики и практики и все сферы общественной жизни, в том числе учитывать этот вопрос на всех этапах принятия государственных решений. Это предполагает принятие рекомендаций по достижению равенства; активное участие групп, страдающих от расизма и дискриминации, в жизни общества; позитивные действия; сбор данных; мониторинг и оценку воздействия государственных решений и политики на положение наименее защищенных групп;

 

42. Уделить особое внимание и принять срочные меры к искоренению повсеместной дискриминации и преследования наиболее уязвимых в российских условиях групп: чеченцев, цыган, турок-месхетинцев, курдов; в частности, принять необходимые меры для восстановления их гражданских и политических прав. Принять неотложные и необходимые меры по исправлению ситуации в тех субъектах РФ, где нарушения прав человека носят наиболее грубый и систематический характер; уделить необходимое внимание положению региональных меньшинств, в частности, так называемого “нетитульного” населения в отдельных республиках в составе РФ;

 

43. Внедрить и повысить эффективность превентивных мер по преодолению проявлений расизма и расовой дискриминации, в частности, путем:
воспитания уважения к культурному многообразию у представителей государственной власти во всех сферах жизни общества, в особенности у милиции, судей и других представителей правоохранительных органов, военнослужащих, преподавателей и других работников просвещения, работников здравоохранения и социального обеспечения, в том числе посредством кодексов поведения и профессиональной этики по примеру Роттердамской хартии полиции в многоэтническом обществе и Доклада Макферсона;
публичных выступлений официальных лиц против расизма и дискриминации;
повышения бдительности Федеральной службы безопасности, милиции и прокуратуры в борьбе с неонацистскими и расистскими группами и принятия активных мер по предотвращению преступлений расистской направленности;

 

44. Принять меры к тому, чтобы система уголовного правосудия была эффективным оружием в борьбе с проявлениями расизма и расовой дискриминации. Правонарушения, носящие расовый, ксенофобскийй, антисемитский или кавказофобский характер, необходимо тщательно и незамедлительно расследовать, преследовать по закону и назначать в отношении них адекватные наказания;

 

45. Принять конкретные меры для обеспечения того, чтобы работники системы уголовного правосудия, в особенности милиция и другие сотрудники правоохранительных органов, обращались с лицами, относящимися к наименее защищенным группам, справедливо, без дискриминации, и чтобы это обращение именно так воспринималось указанными группами. Для этого, в частности, необходимо:
Составить и опубликовать в открытой печати ведомственные инструкции, направленные на прекращение распространенной практики дискриминационного и жестокого обращения с представителями этнических меньшинств и других наименне защищенных групп со стороны работников правоохранительных органов;
Положить конец практике фабрикации уголовных дел по ст. 222 и 228 УК РФ, пересмотреть в порядке надзора все дела по этим статьям, освободить всех арестованных и осужденных по сфабрикованным обвинениям, компенсировать им понесенный ущерб, привлечь к административной и уголовной ответственности должностных лиц, виновных в фабрикации уголовных дел по этим статьям;
Установить механизмы проведения независимого расследования при поступлении сигналов о подобном жестоком обращении;
Обеспечить применение санкций против сотрудников правоохранительных органов, виновных в жестоком обращении;
Обеспечить жертвам жестокого обращения возмещение ущерба, включая государственную компенсацию;
Ввести специальные учебные курсы для сотрудников правоохранительных органов с целью повышения осведомленности, воспитания внимательного отношения к представителям различных культур и информирования о правовых аспектах дискриминации;
Обратиться в соответствующие структуры ООН и Совета Европы с просьбой оказать помощь в разработке и внедрении новых образовательных программ для работников правоохранительных органов, которые включали бы в себя обязательное изучение международных документов о недопущении пыток и бесчеловечного обращения;
Развивать формальный и неформальный диалог между правоохранительными органами и наименее защищенными группами;
Повысить представительство этнических меньшинств, в особенности женщин из числа этих меньшинств, среди сотрудников правовых учреждений и системы уголовного правосудия, включая милицию, прокуратуру и суды;
Поощрять написание и принятие кодексов профессиональной этики, запрещающих дискриминацию, для всех профессиональных групп, работающих в правоохранительной сфере;

 

46. Обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства, и организовать медицинское консультирование на родном языке или с переводом;

 

Мы призываем политические партии:

 

47. Способствовать взаимопониманию и взаимному уважению между всеми людьми, независимо от их этнического, расового, национального, культурного или религиозного происхождения, и открыто заявлять о том, что национальной дискриминации и расизму не место в России;

 

48. Обеспечить полное и фактическое представительство интересов всех расовых, этнических и национальных групп, религий и верований, существующих в обществе, и принять конкретные меры, в частности:
Подписать Хартию европейских политических партий за свободное от расизма общество и следовать ее принципам во всех партийных делах;
Обеспечить путем внутренних процедур отбора, чтобы кандидаты, выдвигаемые на выборах, не использовали в своей избирательной кампании лозунги с расистским или ксенофобным подтекстом или лозунги, которые могут быть взяты на вооружение расистскими организациями;
Отказаться поддерживать экстремистские политические партии расистского или ксенофобного характера в любой форме, явной или скрытой, и отказаться получать поддержку от таких партий.

 

Мы призываем неправительственные организации:

 

49. Привлекать представителей наименее защищенных групп к участию во всех этапах разработки, выполнения, мониторинга и оценки политики исполнительной власти по преодолению и предотвращению проявлений расизма и расовой дискриминации;

 

50. Осуществлять сбор достоверных данных, с максимальной точностью отражающих положение групп, которые являются или потенциально могут стать объектом расовой или других подобных форм дискриминации, чтобы выявить расовые аспекты политики в таких сферах, как занятость, жилье, образование и уголовное правосудие;

 

51. Совместно с экспертами-юристами изучить вопрос о создании в будущем на федеральном и региональном уровнях специализированных независимых общественно-государственных учреждений по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией и о разработке законодательных основ их деятельности и наделения их полномочиями предоставлять альтернативные средства защиты, собирать и публиковать данные о дискриминации и расизме, вести расследование и оказывать правовую помощь жертвам дискриминации;

 

52. Совместно с экспертами-юристами и депутатами законодательных органов обсудить конкретные меры для предупреждения дискриминации в сфере труда, в том числе:
Активное привлечение представителей наименее защищенных групп на государственную службу;
Обучение должностных лиц и всех тех, кто занимается содействием трудоустройству, с целью обратить их внимание на препятствия к реализации равных возможностей и повысить их межкультурную восприимчивость;
Обеспечение представителям наименее защищенных групп, подвергающихся множественной дискриминации, доступ к обучению, включая профессиональное обучение, которое удовлетворяло бы их специфические потребности и повышало их шансы на трудоустройство;
Стимулирование выработку письменных заявлений (миссии), кодексов поведения и политики равного обращения на рабочих местах;
Обеспечение возможность профсоюзам представлять на переговорах и в судах интересы работников, подвергающихся дискриминации на рабочих местах;

 

IV. Гражданство, миграция, иммиграция и предоставление статуса беженца и вынужденного переселенца

 

Мы призываем российское правительство:

 

53. Соблюдать принятые им обязательства в отношении всех групп мигрантов, включая беженцев и вынужденных переселенцев, поощрять и защищать фундаментальные права человека в отношении всех мигрантов;

 

54. Провести экспертную оценку действующего законодательства и правоприменительной практики в области права на свободное передвижение и выбор места жительства, гражданства, а также политики предоставления убежища и статуса беженца, с целью приведения их в соответствие с обязательствами государства в рамках международных и региональных правозащитных норм;

 

55. Принять меры по признанию российского гражданства для граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации без регистрации по месту жительства со времени, предшествующего распаду СССР, в том числе месхетинских турок в Краснодарском крае.

 

56. Принять меры по быстрой, неограниченной и недискриминационной легализации граждан стран СНГ и лиц без гражданства-граждан бывшего СССР, фактически постоянно проживающих на территории Российской Федерации, особенно в связи с пересмотром визовой и иммиграционной политики;

 

57. Незамедлительно принять меры по предоставлению легального статуса на недискриминационной основе беженцам из стран “третьего мира”, не допущенных ранее к процедурам предоставления статуса беженца;

 

58. Принять закон о статусе иностранцев в Российской Федерации, дающий возможность получения легального статуса и вида на жительство для граждан бывшего СССР и граждан стран СНГ, прибывающих для жительства в Российской Федерации, на основе простых, исключающих произвольные ограничения и недискриминационных процедур;

 

59. Искоренить дискриминационное обращение представителей государственной власти, в частности, милиции и других сотрудников правоохранительных органов, работников пограничных и иммиграционных служб, сотрудников аэропортов и авиалиний с иммигрантами, беженцами и лицами без документов;

 

60. Организовать обучение по правам человека и борьбе с расизмом для работников, которые часто вступают в контакт с иммигрантами и беженцами, в том числе для сотрудников таможни и службы паспортного контроля;

 

61. Прекратить практику необоснованного задержания беженцев, не совершивших преступлений;

 

62. Содействовать тому, чтобы мигранты, не имеющие документов, могли воспользоваться эффективными средствами правовой защиты в случае нарушений их прав человека (включая злоупотребления властью со стороны сотрудников правоохранительных органов, сексуальные преступления и домашнее насилие), не боясь взятия под стражу и депортации;

 

63. Прекратить применение унижающих достоинство физических методов ограничения свободы во время депортации;

 

64. Предоставить беженцам и мигрантам доступ к основным экономическим и социальным правам, как этого требуют международные соглашения, включая право на социальное обеспечение, охрану здоровья, образование, трудоустройство и адекватное жилье;

 

65. Предоставить беженцам, в том числе ходатайствующим о соответствующем статусе, возможность получения правовой помощи, включая бесплатные услуги адвоката;

 

66. Рассмотреть вопрос об изменениии законодательства для облегчения въезда в страну с целью воссоединения семьи и для предоставления въехавшим членам семьи постоянного и независимого вида на жительство, включающего в себя обладание всеми экономическими, социальными и культурными правами;

 

67. Признать особую незащищенность детей мигрантов и беженцев, в особенности детей без сопровождения взрослых, и назначать компетентных опекунов детям, разлученным со своими родителями или по иным причинам находящимся без сопровождения ответственного взрослого;

 

68. Пересмотреть политику и правила с целью упрощения процедур оформления личных документов для лиц, не имеющих таковых, и регистрации этих лиц, а до того момента обеспечить уважение их основных прав и свобод, включая право на образование, охрану здоровья и жилище;

 

69. Подписать, ратифицировать и выполнять Международную конвенцию 1990 года о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей, принять предусмотренный этой Конвенцией механизм подачи индивидуальных жалоб, не препятствовать ратификации Конвенции другими государствами и не призывать к существенному снижению стандартов по сравнению с Конвенцией 1990 года;

 

70. Настоятельно требовать, чтобы два протокола обсуждаемой в настоящий момент Международной конвенции против транснациональной организованной преступности, которые призваны положить конец торговле людьми и нелегальной переправке мигрантов через границу, учитывали необходимость защиты свидетелей и защиты прав человека, содержали положения о такой защите и соответствовали международным стандартам в области прав человека;

 

71. Отказаться от слишком узкого толкования данного в Конвенции 1951 года определения термина “беженец”, а именно:
признать, что преследование со стороны негосударственных структур в сочетании с отсутствием эффективной государственной защиты от таких преследований может служить обоснованием страха преследования по Статье 1 Конвенции;
признать, что систематическая дискриминация по признаку расового или этнического происхождения квалифицируется как преследование согласно Конвенции 1951 года;
признать, что женщины подвергаются специфическим формам преследования из-за своей гендерной принадлежности;
признать, что дети подвергаются специфическим формам преследования, таким, как принудительный призыв в вооруженные силы и в вооруженные формирования оппозиции;

 

72. Отказаться от слишком узкого толкования данных в законах о беженцах и о вынужденных переселенцах критериев отнесения лица к беженцам и вынужденным переселенцам;

 

73. Пересмотреть действующие меры и воздержаться от принятия дальнейших мер, которые противоречат духу Конвенции 1951 года и лишают беженцев возможности получить защиту, такие, как визовые режимы, санкции в отношении перевозчиков и практика выдворения в “безопасные третьи страны”;

 

74. Отменить процедуры упрощенного рассмотрения просьб о предоставлении убежища и все меры, вынуждающие лицо, подающее просьбу об предоставлении убежища, отозвать эту просьбу. Такие меры включают произвольное отнесение просьб о предоставлении убежища к категории “явно необоснованных”, разделение семей, взятие беженцев под стражу и их судебное преследование в случае въезда или попытки въезда на территорию страны незаконным способом.

 

V. Обучение и просвещение с целью преодоления национальной дискриминации, расизма, ксенофобии, нетерпимости и экстремизма

 

Мы призываем российское правительство и общество:

 

75. Организовать или содействовать организации просветительских кампаний по информированию широкой общественности об этих явлениях;

 

76. Поддерживать уместные формы увековечения памяти Холокоста и других фактов геноцида, включая ежегодно проводимые Дни памяти Холокоста, такие, как, например, Международный день борьбы с фашизмом и антисемитизмом;

 

77. Признать важную роль НПО в деле просвещения в области прав человека вообще и по проблемам расизма в частности и оказывать содействие и поддержку, в том числе путем финансирования, национальным и международным проектам по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией; сообществу НПО прилагать большие усилия для сотрудничества с государством в этой сфере;

 

78. Осуществлять учебные программы, посвященные опасности расизма и нетерпимости, включая сексистские предрассудки, стереотипы и множественную дискриминацию; воспитывать уважительное отношение к культурному многообразию у должностных лиц во всех сферах общественной жизни, в особенности уработников милиции, судей и других работников правоохранительных органов, военнослужащих, преподавателей и других работников просвещения, работников здравоохранения и социального обеспечения, работников государственных СМИ;

 

79. Принять срочные и эффективные меры в области образования и работы с молодежью для преодоления предрассудков, ведущих к национальной дискриминации и расизму, в частности:
Прививать знания о культурном многообразии и способствовать позитивному освещению этой темы в воспитании детей, чтобы предупредить формирование стереотипов, дезинформацию и отторжение, которые могут приводить к проявлениям расизма и дискриминации;
Содействовать и предоставлять финансирование специализированным антирасистским учебным программам, которые направлены на профилактику и преодоление расизма и учат молодежь уважать культурное многообразие и получать от него пользу;
Ввести курсы по правам человека в национальную программу начальной и средней общеобразовательной школы, чтобы все ученики знали о своих правах и понимали их значение;
Вовлекать молодых людей, в особенности из числа меньшинств и социально изолированных групп, в развитие, разработку и осуществление образовательных программ;
Включить правозащитное образование в программы профессиональной подготовки педагогов;

 

80. Принять конкретные меры в поддержку поликультурного образования, программа которого была бы открыта для всех культур, а школьные материалы основаны на культурном многообразии. Провести общественную экспертизу школьных и ВУЗовских программ и учебников по всем предметам, чтобы удостовериться, что они не закрепляют стереотипы, предрассудки или отторжение, не побуждают к ненависти и не вызывают расовой, этнической или религиозной враждебности, обращая особое внимание на непредвзятое преподавание истории; предоставлять государственную поддержку инициативам по обучению представителей наименее защищенных групп на их родном языке;

 

81. Обеспечить равный доступ к образованию всех уровней, включая высшее образование, без дискриминации на каком бы то ни было основании, для всех лиц на территории государства, независимо от их правового статуса; отменить политику и практику, которые способствуют или приводят к расовой дискриминации или сегрегации в сфере образования;

 

 

82. Принять во внимание, что особенности российской и советской истории, связанные с имперским прошлым, жестокой колонизацией нерусских народов, политикой и практикой антисемитизма (в том числе еврейскими погромами) и советской национальной политикой (в том числе депортациями целых народов) во многом обусловили существующие в современном российском обществе формы расизма и расовой дискриминации; способствовать всестороннему осмыслению этого исторического опыта и обеспечить широкое распространение этих знаний среди молодежи;

 

83. Принять меры к тому, чтобы образовательные учреждения следовали согласованной политике равных возможностей и недопустимости расизма, запрещающей хулиганские выходки, травлю и отторжение, и проводить регулярную проверку выполнения этой политики силами всех работников школ, родителей и учащихся;

 

84. Предоставить ученикам, родителям и учителям информацию о том, как следует поступать в случае расистских инцидентов в школах и какие имеются правовые средства защиты;

 

85. Активно взаимодействовать с НПО в ходе разработки и реализации Межведомственной программы по развитию установок толерантности в обществе, в частности, путем создания эффективного механизма привлечения программ образовательных НПО к реализации межведомственной программы на конкурсной основе.

 

86. Добиваться придания программе по развитию установок толерантности в обществе статуса федеральной государственной программы и гарантированного выделения бюджетных средств в полном объеме.

 

VI. Информирование и средства массовой информации

 

Мы призываем российское правительство:

 

87. Создавать и поддерживать информационные программы по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью на федеральном, региональном и местном уровне и содействовать ведущей роли НПО в борьбе с их проявлениями, признавая важность работы НПО по распространению информации и созданию информационных сетей среди наименее защищенных групп;

 

88. Облегчить свободный доступ к источникам информации о правах и средствах защиты для жертв расизма и расовой дискриминации;

 

89. Прекратить выделение государственных дотаций тем СМИ, которые пропагандируют любые формы расизма и расовой дискриминации или необоснованно отказываются принимать на работу представителей наименее защищенных групп;

 

90. Содействовать учебным заведениям, где ведется преподавание журналистики, в разработке и введении специальных курсов по специфике работы в мультиэтнических и мультикультурных сообществах и включении информации по этим вопросам в общую учебную программу; привлекать НПО к реализации таких программ;

 

91. Поддерживать и поощрять развитие или усиление программ повышения квалификации для работников средств массовой информации, в особенности по вопросам прав человека и борьбы с расизмом;

 

92. Включать анализ ситуации в Интернете в государственный доклад о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

 

Мы призываем средства массовой информации и коммуникации (включая провайдеров Интернет):

 

93. Создавать всестороннюю картину общества, объективно и гармонично изображая общество в его культурном, этническом и религиозном многообразии и используя разнообразные источники информации, включая представителей меньшинств; освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма, в частности:
Сообщать достоверный фактический материал об актах национальной дискриминации, расизма и нетерпимости;
Сообщать об этнических конфликтах объективно и с пониманием культурной специфики;
Избегать стереотипного изображения представителей культурных, этнических или религиозных сообществ, в том числе воздерживаясь от упоминания о принадлежности лица к той или иной этнической группе, в особенности при освещении криминальной хроники;
Представлять точку зрения на культурное многообразие и феномен иммиграции как на позитивный компонент жизни общества, в частности, развивая мультикультурный подход к материалам, предназначенным для детей и молодежи, чтобы воспитывать понимание того, что культурные, религиозные и этнические различия обогащают общество;
Обращать внимание общества на то, как опасна нетерпимость, а также содействовать более глубокому пониманию и признанию ценности всех форм многообразия, в частности, выявляя подоплеку расистских высказываний, произносимых в ходе интервью, докладов, дискуссионных программ и т.д.;
Принимать во внимание особую незащищенность детей от расизма в СМИ, как в случаях, когда они становятся мишенью из-за своей этнической, религиозной или культурной принадлежности, так и в случаях, когда их пытаются вербовать в расистские и неонацистские движения;
Сотрудничать с НПО в изучении и осуществлении проектов, отражающие успешные примеры борьбы с расизмом.

 

94. Способствовать привлечению для работы в качестве журналистов печатных и вещательных СМИ представителей групп, являющихся объектом или потенциальным объектом расизма, в качестве отражения культурного многообразия общества в средствах массовой информации;

 

95. Развивать профессиональные кодексы поведения, устанавливающие высокие этические стандарты в отношении недопустимости расизма в СМИ, и добиваться их принятия всеми СМИ;

 

96. Сотрудничать с НПО, ведущих мониторинг СМИ по вопросам расизма и недискриминационного освещения событий;

 

97. Разработать кодексы профессионального поведения и меры саморегулирования для провайдеров, обеспечивающих доступ в Интернет и размещение сайтов;

 

Мы призываем неправительственные организации:

 

98. Содействовать созданию базы данных судебных дел о расистских выступлениях в СМИ в России с целью накопления опыта в этом вопросе;

 

99. Содействовать созданию базы данных успешных примеров борьбы с расистскими выступлениями;

 

100. Изучить пути использования Интернета для борьбы с национальной дискриминацией и расизмом, учитывая такие преимущества этого средства массовой коммуникации, как скорость и широта охвата. Также следует обратить внимание на растущую тенденцию распространения расистских высказываний через Интернет в связи со специфическими проблемами, связанными с контролем и мониторингом Интернета;

 

101. Информировать государственных руководителей и население, в особенности молодых пользователей Интернета, о проблеме распространения расистских материалов через Интернет, а также через другие виды публичного выражения, такие, как музыкальные произведения и компьютерные игры;

 

102. Вести диалог со всеми провайдерами Интернет с целью обсуждения добровольного принятия ими мер по борьбе с расистскими сайтами, включая блокирование сайтов, установку систем-фильтров и отказ сохранять анонимность авторства сайтов.

Вернуться на главную