Всероссийская конференция по дискриминации |
Всероссийская конференция по дискриминации Москва, 22-23 октября 2000 Инф. "Мемориала"
22-23 октября в Москве проходила Всероссийская конференция неправительственных организаций по проблемам национальной дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости. В конференции приняли участие более ста представителей правозащитных, антифашистских и национальных общественных организаций из 25 регионов Российской Федерации. Инициаторами и организаторами конференции выступили правозащитные организации: Центр развития демократии и прав человека (Москва), “Гражданский контроль” (С. Петербург) и Международная лига прав человека (International League for Human Rights) (Нью-Йорк, Женева). На открытии конференции с приветствием от организаторов выступил Борис Пустынцев (“Гражданский контроль”); от Международной лиги прав человека – Алексей Коротаев; о целях и программе конференции участников проинформировал Юрий Джибладзе (Центр развития демократии и прав человека). Александр Осипов (“Мемориал”, Москва) представил доклад “Ситуация в России и перспективы изменений к лучшему”; с докладами выступили также Лев Левинсон (Институт прав человека, Москва) - “Анализ действующего российского законодательства и законотворческих инициатив в сфере противодействия расизму, национальной дискриминации, ксенофобии и экстремизму” и Кэтрин Фитцпатрик (Международная лига прав человека, Нью-Йорк) - “Международные механизмы борьбы с национальной дискриминацией, расизмом, ксенофобией и связанными с ними иными проявлениями нетерпимости и процесс подготовки к Всемирной конференции по расизму: возможности и ограничения”. Дальнейшая работа конференции проходила в форме секционных заседаний, в ходе которых участники анализировали ситуацию с нарушениями прав человека по национальному признаку в различных регионах России и пытались выработать стратегию ответных действий. Собравшиеся обсуждали проблемы государственной политики и права, общественного сознания и идеологии, проблемы экстремизма и hate speech (разжигание национальной розни), законодательства и правовой защиты, образования, просвещения, информации и СМИ. Участники конференции пришли к общему мнению, что дискриминация по национальному признаку стала нормой государственной политики России. РФ грубо нарушает взятые на себя международные и внутренние обязательства по ликвидации всех форм дискриминации, что способствует распространению кавказофобии, антисемитизма и других проявлений национальной дискриминации. Рост этих явлений в течение последних лет привел к серьезным и массовым нарушениям прав человека, ненависти, дискриминации и преследованиям. Для преодоления этой тенденции необходимо разработать комплекс мер государственно-административного характера, направленных на защиту личности, и эту задачу могли бы взять на себя правозащитные организации. В целях предотвращения и снижения уровня бытовой дискриминации неправительственные организации, помимо влияния на законодательство, должны проводить образовательные программы по мирному существованию в условиях многонационального общества. В Резолюции конференции представители российских неправительственных организаций выразили решимость бороться со всеми формами расизма и расовой дискриминации как в их институциональной форме, так и в повседневной практике, т.к. убеждены, что расизм и расовая дискриминация угрожают демократическому обществу и его фундаментальным ценностям. Резолюция конференции содержит также рекомендации для Всемирной конференции против расизма, которая пройдет под эгидой ООН в августе-сентябре 2001 г. в ЮАР.
Резолюция Всероссийской Конференции
неправительственных организаций Москва, 22-23 октября 2000 г.
Введение
Мы, более 100 представителей российских неправительственных
организаций, собрались в Москве 22 и 23 октября 2000 года для того, чтобы
обсудить проблемы расизма и расовой дискриминации в России. В соответствии
со ст.1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
понятие “расизм и расовая дискриминация” в нашем понимании охватывает
любые формы дискриминации, ксенофобии и нетерпимости, основанные на признаках
расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения,
включая такие важные для российских условий формы, как антисемитизм, кавказофобия
и все формы религиозной нетерпимости.
РЕКОМЕНДАЦИИ
I. Общие замечания и рекомендации
При выполнении представленных ниже рекомендаций, все заинтересованные стороны должны учитывать следующие общие положения:
1. Расизм и расовая дискриминация относятся к самым серьезным
нарушениям прав человека в современном мире и квалифицируются как нарушение
международных правозащитных норм. Мы призываем российское правительство
и общество осудить эти явления самым решительным образом, бороться с ними
всеми законными путями и принять неотложные меры, чтобы положить им конец
и привлечь виновных к суду;
2. Все люди равны перед законом и имеют право на равную
защиту закона и, независимо от своего происхождения, обладают одинаковыми
правами;
3. Расизм и расовая дискриминация оказывают свое негативное
воздействие главным образом на расовые, этнические, национальные, религиозные
и языковые меньшинства, включая региональные меньшинства (в частности,
“меньшинства внутри меньшинства”), коренные малочисленные народы, на беженцев,
мигрантов, лиц без гражданства и без документов (далее обозначаемых как
“наименее защищенные группы”);
4. Некоторые лица и группы в первую очередь становятся
жертвой дискриминации из-за сочетания дискриминации по признаку расового
или этнического происхождения и дискриминации по другим признакам, таким,
как место жительства, пол, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность,
религия, язык, политические или иные взгляды, рождение или иной статус;
5. Женщины одновременно страдают и от расизма как такового,
и от гендерного угнетения, усугубляемого расизмом. Мы призываем развивать
целенаправленные действия, которые способствовали бы вовлечению женщин
из числа этнических меньшинств во все аспекты гражданской, политической,
экономической, социальной и культурной жизни, и принимать меры по борьбе
с расизмом и дискриминацией в отношении этих женщин.
6. Миграция часто бывает вызвана ситуациями, в которых
лица и группы лиц вынуждены спасаться от преследований и боевых действий
и бежать с территорий, где их права человека, будь то гражданские, политические,
экономические, социальные или культурные права, грубо нарушаются; при
этом мигранты и беженцы часто становятся главной мишенью расизма, расовой
дискриминации, ксенофобии и нетерпимости;
7. Необходимо отметить важность для России памяти о Холокосте
и правды о нем, а также о еврейских погромах и других проявлениях антисемитизма
в Российской империи и Советском Союзе. Безразличное отношение к Холокосту,
в особенности к тенденции отрицания Холокоста, способствует расистским
настроениям и предрассудкам;
8. Государство должно устранять преграды, мешающие эффективной
работе правозащитных и антирасистских НПО;
9. Все негосударственные структуры, в том числе бизнес
и профессиональные союзы, должны принять меры к тому, чтобы не поощрять
акты расизма и расовой дискриминации и должны нести ответственность за
подобные акты. Кроме того, мы настоятельно призываем государство в полной
мере и эффективно выполнять свои международные обязательства в отношении
действий негосударственных структур;
10. Обязательства, принятые российским государством вместе
с другими европейскими государствами на Европейской конференции против
расизма в Страсбурге 11-13 октября 2000 г., должны быть подкреплены конкретными
действиями, а принятые меры должны тщательно контролироваться с целью
оценки их результатов и эффективности.
II. Законодательство и правовая защита от национальной дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости
11. Учитывая особенности сегодняшней ситуации в России,
мы отмечаем, что в настоящее время в стране в основном имеется достаточная
правовая основа в виде международных договоров и положений федерального
законодательства для эффективной борьбы с проявлениями расизма и расовой
дискриминации, однако эти возможности не используются государством в необходимой
мере по целому ряду причин, в частности, следующих:
12. Мы испытываем особое беспокойство в связи со следующими
проблемами в сфере законодательства и правовой защиты от национальной
дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости:
Мы призываем Президента России, российское правительство и Государственную Думу:
13. Подписать и ратифицировать без промедления и оговорок
те международные документы, провозглашающие равноправие и запрет на дискриминацию,
участником которых Россия еще не является. К ним относятся, в частности:
14. Обеспечить всестороннее и эффективное выполнение этих
договоров на национальном уровне;
15. Своевременно представлять объективные доклады о соблюдении
международных пактов и конвенций о правах человека; публиковать заключительные
замечания и общие рекомендации/комментарии по докладам, сделанные соответствующим
договорным органом или в рамках других наблюдательных механизмов; практически
реализовывать эти замечания и рекомендации;
16. Вовлекать парламентские структуры и неправительственные
организации в подготовку периодических докладов и в работу по анализу
и применению выводов и рекомендаций, сделанных договорными органами и
в рамках других наблюдательных механизмов, в частности, Комитетом по ликвидации
расовой дискриминации;
17. Сотрудничать со Специальными докладчиками Комиссии
ООН по правам человека, в частности, со Специальным докладчиком по религиозной
нетерпимости, Специальным докладчиком по современным формам расизма, расовой
дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и Специальным
докладчиком по правам человека мигрантов; приглашать их на территорию
России. Выступать в ООН за усиление их мандатов и предоставление им необходимых
ресурсов и поддержки в Управлении верховного комиссара ООН по правам человека;
18. Воздержаться от назначения государственных должностных
лиц на посты независимых экспертов в органах ООН и в соответствующих европейских
органах;
19. Подтвердить свою поддержку соответствующих европейских
органов, в частности, Европейской комиссии против расизма и нетерпимости
и Консультативного комитета Рамочной конвенции по защите национальных
меньшинств, и в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о том, какие ресурсы
и другие средства могут быть использованы для усиления деятельности этих
органов;
20. В полной мере соблюдать обязательства международного
гуманитарного права и уважать положения о запрете дискриминации, обязательные
для всех сторон вооруженного конфликта;
21. Подтвердить, в соответствии с международным правом
и с Статутом Международного уголовного суда, что преследование какой-либо
конкретной группы или сообщества по политическим, расовым, национальным,
этническим, культурным, религиозным, гендерным или иным основаниям является
преступлением против человечества, и в свете важности борьбы с безнаказанностью
подписать и ратифицировать Статут Международного уголовного суда;
22. Обеспечить, чтобы все лица, ставшие жертвами дискриминации,
имели право на возмещение ущерба, без различий по признаку расы, цвета
кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, инвалидности, языка, религии,
политических и иных мнений, национального или социального происхождения,
собственности, рождения или иного состояния;
23. Расширять сотрудничество и координацию с региональными
и международными механизмами и учреждениями по борьбе с расизмом, расовой
дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью.
24. Инициировать работу по изменению и уточнению формулировок
ст. 136 и 282 УК, привлекая к этой работе представителей юридической общественности
и НПО;
25. Обеспечить адекватные санкции против виновных в расистских
действиях и, в частности, усилить санкции по ст. 282 УК против виновников
актов насилия, вызванных фактическим или предполагаемым расовым, этническим
или национальным происхождением жертвы;
26. Ввести изменения в Федеральный Закон РФ “Об основах
государственной службы Российской Федерации”, которые предусматривали
бы дисциплинарную ответственность госслужащих за проявления расизма и
расовой дискриминации, явившиеся результатом их действий или бездействия,
а также в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривали
бы административную ответственность;
27. Провести экспертную оценку существующего законодательства,
правил и административных процедур с целью выявления дискриминационных
положений, уделяя особое внимание законам, правилам и процедурам, касающимся
наименее защищенных групп;
28. Пересмотреть все нормативно-правовые акты федерального
и регионального уровня, устанавливающие так называемую паспортную систему.
Немедленно устранить те элементы паспортной системы, которые являются
основой для систематической дискриминации, в первую очередь, регистрацию
по месту пребывания, контроль милиции за режимом регистарции (включая
проверки личных документов). Использовать все ресурсы правоохранительной
системы и исполнительной власти для отмены антиконституционной практики
разрешительной регистрации по месту жительства.
29. Обеспечить соответствие всех проектов новых законов,
правил и административных процедур международным стандартам недискриминации
и установить механизм, который бы контролировал и гарантировал соответствие
законов, правил и административных процедур международным обязательствам
страны и общепризнанным нормам и стандартам в области прав человека;
30. Гарантировать эффективные средства судебной защиты
всем жертвам расизма и расовой дискриминации, в частности, следующими
способами:
31. Предусмотреть возмещение государством в установленном
законом порядке понесенного потерпевшими ущерба путем компенсации, реабилитации
или удовлетворения требований и гарантировать принятие мер по предупреждению
повторных нарушений;
32. Отклонить предложенные Законодательным Собранием Республики
Дагестан поправки в Федеральный закон “О свободе Совести и религиозных
объединениях”;
33. Отклонить проект закона “О противодействии политическому
экстремизму”;
34. Отклонить предложенные правительством РФ поправки в
Закон “Об общественных объединениях”;
Мы обращаемся к Пленуму Верховного Суда с просьбой принять постановления с разъяснениями по применению следующих норм права:
35. Международного права – по применению ст. 10 и 14 Европейской
Конвенции прав человека и основных свобод на основе практики Европейского
суда по правам человека;
36. Уголовного законодательства в области противодействия
расизму и дискриминации, в частности, ст. 136 и 282 УК:
37. Гражданского законодательства – по применению ст. 152
ГК;
38. Мы обращаемся к Президенту РФ, Верховному Суду РФ,
депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям
исполнительных органов субъектов Российской Федерации и законодательным
органам субъектов Российской Федерации с просьбой внести запрос в Конституционный
Суд РФ о рассмотрении соответствия принятого в Республике Дагестан закона
о религиозных объединениях Конституции РФ и содержащихся в ней гарантий
прав и свобод. Мы также обращаемся с просьбой к Конституционному Суду
Российской Федерации принять такой запрос, когда он поступит, и безотлагательно
рассмотреть этот вопрос.
Мы обращаемся к неправительственным организациям:
39. Создать рабочую группу с участием юридической общественности
для обсуждения изменения формулировок ст. 136 и 282 УК, а также возможности
и необходимости перевода ст. 282 в категорию дел частного обвинения;
40. Более активно использовать возможности возбуждения
судебных дел для защиты граждан от расизма и дискриминации;
III. Политика и практика исполнительной власти на всех уровнях по борьбе с национальной дискриминацией, расизмом, ксенофобией и нетерпимостью
Мы призываем российское правительство:
41. Включить вопрос борьбы с расизмом и расовой дискриминацией
во все аспекты государственной политики и практики и все сферы общественной
жизни, в том числе учитывать этот вопрос на всех этапах принятия государственных
решений. Это предполагает принятие рекомендаций по достижению равенства;
активное участие групп, страдающих от расизма и дискриминации, в жизни
общества; позитивные действия; сбор данных; мониторинг и оценку воздействия
государственных решений и политики на положение наименее защищенных групп;
42. Уделить особое внимание и принять срочные меры к искоренению
повсеместной дискриминации и преследования наиболее уязвимых в российских
условиях групп: чеченцев, цыган, турок-месхетинцев, курдов; в частности,
принять необходимые меры для восстановления их гражданских и политических
прав. Принять неотложные и необходимые меры по исправлению ситуации в
тех субъектах РФ, где нарушения прав человека носят наиболее грубый и
систематический характер; уделить необходимое внимание положению региональных
меньшинств, в частности, так называемого “нетитульного” населения в отдельных
республиках в составе РФ;
43. Внедрить и повысить эффективность превентивных мер
по преодолению проявлений расизма и расовой дискриминации, в частности,
путем:
44. Принять меры к тому, чтобы система уголовного правосудия
была эффективным оружием в борьбе с проявлениями расизма и расовой дискриминации.
Правонарушения, носящие расовый, ксенофобскийй, антисемитский или кавказофобский
характер, необходимо тщательно и незамедлительно расследовать, преследовать
по закону и назначать в отношении них адекватные наказания;
45. Принять конкретные меры для обеспечения того, чтобы
работники системы уголовного правосудия, в особенности милиция и другие
сотрудники правоохранительных органов, обращались с лицами, относящимися
к наименее защищенным группам, справедливо, без дискриминации, и чтобы
это обращение именно так воспринималось указанными группами. Для этого,
в частности, необходимо:
46. Обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию,
социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо
дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства,
и организовать медицинское консультирование на родном языке или с переводом;
Мы призываем политические партии:
47. Способствовать взаимопониманию и взаимному уважению
между всеми людьми, независимо от их этнического, расового, национального,
культурного или религиозного происхождения, и открыто заявлять о том,
что национальной дискриминации и расизму не место в России;
48. Обеспечить полное и фактическое представительство интересов
всех расовых, этнических и национальных групп, религий и верований, существующих
в обществе, и принять конкретные меры, в частности:
Мы призываем неправительственные организации:
49. Привлекать представителей наименее защищенных групп
к участию во всех этапах разработки, выполнения, мониторинга и оценки
политики исполнительной власти по преодолению и предотвращению проявлений
расизма и расовой дискриминации;
50. Осуществлять сбор достоверных данных, с максимальной
точностью отражающих положение групп, которые являются или потенциально
могут стать объектом расовой или других подобных форм дискриминации, чтобы
выявить расовые аспекты политики в таких сферах, как занятость, жилье,
образование и уголовное правосудие;
51. Совместно с экспертами-юристами изучить вопрос о создании
в будущем на федеральном и региональном уровнях специализированных независимых
общественно-государственных учреждений по борьбе с расизмом и расовой
дискриминацией и о разработке законодательных основ их деятельности и
наделения их полномочиями предоставлять альтернативные средства защиты,
собирать и публиковать данные о дискриминации и расизме, вести расследование
и оказывать правовую помощь жертвам дискриминации;
52. Совместно с экспертами-юристами и депутатами законодательных
органов обсудить конкретные меры для предупреждения дискриминации в сфере
труда, в том числе:
IV. Гражданство, миграция, иммиграция и предоставление статуса беженца и вынужденного переселенца
Мы призываем российское правительство:
53. Соблюдать принятые им обязательства в отношении всех
групп мигрантов, включая беженцев и вынужденных переселенцев, поощрять
и защищать фундаментальные права человека в отношении всех мигрантов;
54. Провести экспертную оценку действующего законодательства
и правоприменительной практики в области права на свободное передвижение
и выбор места жительства, гражданства, а также политики предоставления
убежища и статуса беженца, с целью приведения их в соответствие с обязательствами
государства в рамках международных и региональных правозащитных норм;
55. Принять меры по признанию российского гражданства для
граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации
без регистрации по месту жительства со времени, предшествующего распаду
СССР, в том числе месхетинских турок в Краснодарском крае.
56. Принять меры по быстрой, неограниченной и недискриминационной
легализации граждан стран СНГ и лиц без гражданства-граждан бывшего СССР,
фактически постоянно проживающих на территории Российской Федерации, особенно
в связи с пересмотром визовой и иммиграционной политики;
57. Незамедлительно принять меры по предоставлению легального
статуса на недискриминационной основе беженцам из стран “третьего мира”,
не допущенных ранее к процедурам предоставления статуса беженца;
58. Принять закон о статусе иностранцев в Российской Федерации,
дающий возможность получения легального статуса и вида на жительство для
граждан бывшего СССР и граждан стран СНГ, прибывающих для жительства в
Российской Федерации, на основе простых, исключающих произвольные ограничения
и недискриминационных процедур;
59. Искоренить дискриминационное обращение представителей
государственной власти, в частности, милиции и других сотрудников правоохранительных
органов, работников пограничных и иммиграционных служб, сотрудников аэропортов
и авиалиний с иммигрантами, беженцами и лицами без документов;
60. Организовать обучение по правам человека и борьбе с
расизмом для работников, которые часто вступают в контакт с иммигрантами
и беженцами, в том числе для сотрудников таможни и службы паспортного
контроля;
61. Прекратить практику необоснованного задержания беженцев,
не совершивших преступлений;
62. Содействовать тому, чтобы мигранты, не имеющие документов,
могли воспользоваться эффективными средствами правовой защиты в случае
нарушений их прав человека (включая злоупотребления властью со стороны
сотрудников правоохранительных органов, сексуальные преступления и домашнее
насилие), не боясь взятия под стражу и депортации;
63. Прекратить применение унижающих достоинство физических
методов ограничения свободы во время депортации;
64. Предоставить беженцам и мигрантам доступ к основным
экономическим и социальным правам, как этого требуют международные соглашения,
включая право на социальное обеспечение, охрану здоровья, образование,
трудоустройство и адекватное жилье;
65. Предоставить беженцам, в том числе ходатайствующим
о соответствующем статусе, возможность получения правовой помощи, включая
бесплатные услуги адвоката;
66. Рассмотреть вопрос об изменениии законодательства для
облегчения въезда в страну с целью воссоединения семьи и для предоставления
въехавшим членам семьи постоянного и независимого вида на жительство,
включающего в себя обладание всеми экономическими, социальными и культурными
правами;
67. Признать особую незащищенность детей мигрантов и беженцев,
в особенности детей без сопровождения взрослых, и назначать компетентных
опекунов детям, разлученным со своими родителями или по иным причинам
находящимся без сопровождения ответственного взрослого;
68. Пересмотреть политику и правила с целью упрощения процедур
оформления личных документов для лиц, не имеющих таковых, и регистрации
этих лиц, а до того момента обеспечить уважение их основных прав и свобод,
включая право на образование, охрану здоровья и жилище;
69. Подписать, ратифицировать и выполнять Международную
конвенцию 1990 года о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей,
принять предусмотренный этой Конвенцией механизм подачи индивидуальных
жалоб, не препятствовать ратификации Конвенции другими государствами и
не призывать к существенному снижению стандартов по сравнению с Конвенцией
1990 года;
70. Настоятельно требовать, чтобы два протокола обсуждаемой
в настоящий момент Международной конвенции против транснациональной организованной
преступности, которые призваны положить конец торговле людьми и нелегальной
переправке мигрантов через границу, учитывали необходимость защиты свидетелей
и защиты прав человека, содержали положения о такой защите и соответствовали
международным стандартам в области прав человека;
71. Отказаться от слишком узкого толкования данного в Конвенции
1951 года определения термина “беженец”, а именно:
72. Отказаться от слишком узкого толкования данных в законах
о беженцах и о вынужденных переселенцах критериев отнесения лица к беженцам
и вынужденным переселенцам;
73. Пересмотреть действующие меры и воздержаться от принятия
дальнейших мер, которые противоречат духу Конвенции 1951 года и лишают
беженцев возможности получить защиту, такие, как визовые режимы, санкции
в отношении перевозчиков и практика выдворения в “безопасные третьи страны”;
74. Отменить процедуры упрощенного рассмотрения просьб
о предоставлении убежища и все меры, вынуждающие лицо, подающее просьбу
об предоставлении убежища, отозвать эту просьбу. Такие меры включают произвольное
отнесение просьб о предоставлении убежища к категории “явно необоснованных”,
разделение семей, взятие беженцев под стражу и их судебное преследование
в случае въезда или попытки въезда на территорию страны незаконным способом.
V. Обучение и просвещение с целью преодоления национальной дискриминации, расизма, ксенофобии, нетерпимости и экстремизма
Мы призываем российское правительство и общество:
75. Организовать или содействовать организации просветительских
кампаний по информированию широкой общественности об этих явлениях;
76. Поддерживать уместные формы увековечения памяти Холокоста
и других фактов геноцида, включая ежегодно проводимые Дни памяти Холокоста,
такие, как, например, Международный день борьбы с фашизмом и антисемитизмом;
77. Признать важную роль НПО в деле просвещения в области
прав человека вообще и по проблемам расизма в частности и оказывать содействие
и поддержку, в том числе путем финансирования, национальным и международным
проектам по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией; сообществу НПО
прилагать большие усилия для сотрудничества с государством в этой сфере;
78. Осуществлять учебные программы, посвященные опасности
расизма и нетерпимости, включая сексистские предрассудки, стереотипы и
множественную дискриминацию; воспитывать уважительное отношение к культурному
многообразию у должностных лиц во всех сферах общественной жизни, в особенности
уработников милиции, судей и других работников правоохранительных органов,
военнослужащих, преподавателей и других работников просвещения, работников
здравоохранения и социального обеспечения, работников государственных
СМИ;
79. Принять срочные и эффективные меры в области образования
и работы с молодежью для преодоления предрассудков, ведущих к национальной
дискриминации и расизму, в частности:
80. Принять конкретные меры в поддержку поликультурного
образования, программа которого была бы открыта для всех культур, а школьные
материалы основаны на культурном многообразии. Провести общественную экспертизу
школьных и ВУЗовских программ и учебников по всем предметам, чтобы удостовериться,
что они не закрепляют стереотипы, предрассудки или отторжение, не побуждают
к ненависти и не вызывают расовой, этнической или религиозной враждебности,
обращая особое внимание на непредвзятое преподавание истории; предоставлять
государственную поддержку инициативам по обучению представителей наименее
защищенных групп на их родном языке;
81. Обеспечить равный доступ к образованию всех уровней,
включая высшее образование, без дискриминации на каком бы то ни было основании,
для всех лиц на территории государства, независимо от их правового статуса;
отменить политику и практику, которые способствуют или приводят к расовой
дискриминации или сегрегации в сфере образования;
82. Принять во внимание, что особенности российской и советской
истории, связанные с имперским прошлым, жестокой колонизацией нерусских
народов, политикой и практикой антисемитизма (в том числе еврейскими погромами)
и советской национальной политикой (в том числе депортациями целых народов)
во многом обусловили существующие в современном российском обществе формы
расизма и расовой дискриминации; способствовать всестороннему осмыслению
этого исторического опыта и обеспечить широкое распространение этих знаний
среди молодежи;
83. Принять меры к тому, чтобы образовательные учреждения
следовали согласованной политике равных возможностей и недопустимости
расизма, запрещающей хулиганские выходки, травлю и отторжение, и проводить
регулярную проверку выполнения этой политики силами всех работников школ,
родителей и учащихся;
84. Предоставить ученикам, родителям и учителям информацию
о том, как следует поступать в случае расистских инцидентов в школах и
какие имеются правовые средства защиты;
85. Активно взаимодействовать с НПО в ходе разработки и
реализации Межведомственной программы по развитию установок толерантности
в обществе, в частности, путем создания эффективного механизма привлечения
программ образовательных НПО к реализации межведомственной программы на
конкурсной основе.
86. Добиваться придания программе по развитию установок
толерантности в обществе статуса федеральной государственной программы
и гарантированного выделения бюджетных средств в полном объеме.
VI. Информирование и средства массовой информации
Мы призываем российское правительство:
87. Создавать и поддерживать информационные программы по
борьбе с расизмом и расовой дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью
на федеральном, региональном и местном уровне и содействовать ведущей
роли НПО в борьбе с их проявлениями, признавая важность работы НПО по
распространению информации и созданию информационных сетей среди наименее
защищенных групп;
88. Облегчить свободный доступ к источникам информации
о правах и средствах защиты для жертв расизма и расовой дискриминации;
89. Прекратить выделение государственных дотаций тем СМИ,
которые пропагандируют любые формы расизма и расовой дискриминации или
необоснованно отказываются принимать на работу представителей наименее
защищенных групп;
90. Содействовать учебным заведениям, где ведется преподавание
журналистики, в разработке и введении специальных курсов по специфике
работы в мультиэтнических и мультикультурных сообществах и включении информации
по этим вопросам в общую учебную программу; привлекать НПО к реализации
таких программ;
91. Поддерживать и поощрять развитие или усиление программ
повышения квалификации для работников средств массовой информации, в особенности
по вопросам прав человека и борьбы с расизмом;
92. Включать анализ ситуации в Интернете в государственный
доклад о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой
дискриминации.
Мы призываем средства массовой информации и коммуникации (включая провайдеров Интернет):
93. Создавать всестороннюю картину общества, объективно
и гармонично изображая общество в его культурном, этническом и религиозном
многообразии и используя разнообразные источники информации, включая представителей
меньшинств; освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего,
точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом
национальной дискриминации и расизма, в частности:
94. Способствовать привлечению для работы в качестве журналистов
печатных и вещательных СМИ представителей групп, являющихся объектом или
потенциальным объектом расизма, в качестве отражения культурного многообразия
общества в средствах массовой информации;
95. Развивать профессиональные кодексы поведения, устанавливающие
высокие этические стандарты в отношении недопустимости расизма в СМИ,
и добиваться их принятия всеми СМИ;
96. Сотрудничать с НПО, ведущих мониторинг СМИ по вопросам
расизма и недискриминационного освещения событий;
97. Разработать кодексы профессионального поведения и меры
саморегулирования для провайдеров, обеспечивающих доступ в Интернет и
размещение сайтов;
Мы призываем неправительственные организации:
98. Содействовать созданию базы данных судебных дел о расистских
выступлениях в СМИ в России с целью накопления опыта в этом вопросе;
99. Содействовать созданию базы данных успешных примеров
борьбы с расистскими выступлениями;
100. Изучить пути использования Интернета для борьбы с
национальной дискриминацией и расизмом, учитывая такие преимущества этого
средства массовой коммуникации, как скорость и широта охвата. Также следует
обратить внимание на растущую тенденцию распространения расистских высказываний
через Интернет в связи со специфическими проблемами, связанными с контролем
и мониторингом Интернета;
101. Информировать государственных руководителей и население,
в особенности молодых пользователей Интернета, о проблеме распространения
расистских материалов через Интернет, а также через другие виды публичного
выражения, такие, как музыкальные произведения и компьютерные игры;
102. Вести диалог со всеми провайдерами Интернет с целью обсуждения добровольного принятия ими мер по борьбе с расистскими сайтами, включая блокирование сайтов, установку систем-фильтров и отказ сохранять анонимность авторства сайтов. |