Виталий Головачев. Будем взаимно толерантны

 

Федеральная целевая программа

"Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы.

 

Государственным заказчиком, по поручению тогда еще председателя Правительства В.В.Путина, стало Министерство образования.

В федеральной программе понятие "толерантность" применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами-членами ЮНЕСКО в 1995 году.

Задачи документа - разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования.

На первом этапе - в течение 2001 года - совершается разработка научнометодических основ.

Полномасштабное внедрение созданных механизмов планируется на третьем этапе (2004-2005 годы) на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство.

 

Публикации

 

Будем взаимно толерантны

На формирование в обществе атмосферы терпимости правительство выделяет около 400 млн. рублей

 

Виталий Головачев, Труд, N 139-2001

 

Весьма необычный документ будет рассматриваться завтра, 2 августа, на заседании российского правительства. Речь идет о федеральной целевой программе по воспитанию толерантности (то есть терпимости) к "чужому" образу жизни, мнению, вероисповеданию и т. д. - словом, формированию нормального, цивилизованного отношения к людям, различающимся по национальности, образу мысли, нравам, языку, убеждениям и обычаям. В этом же документе, рассчитанном на 2001 - 2005 годы, говорится и о мерах, направленных на профилактику экстремизма в обществе.

Эти острые вопросы актуальны для многих государств, в том числе и для нашей страны. Треть россиян, как показывают социологические исследования ВЦИОМ, испытывает "особую антипатию" к представителям тех или иных национальностей. А "просто" негативное отношение к цыганам, чеченцам, азербайджанцам характерно для многих - причем они даже не задумываются зачастую о причинах, мотивах... Да что говорить, проявления озлобленности, неприкрытой враждебности все чаще видишь в повседневной жизни, например, на дороге: многие автомобилисты, кажется, ненавидят и друг друга, и пешеходов. Так что терпимость как обязательный элемент культуры для нас пока явно не правило. А без нее невозможно становление открытого гражданского общества, предполагающего, в частности, цивилизованные отношения между людьми - на улице, на работе, в семье, всюду.

В 90-е годы в России неуклонно нарастали признаки межэтнической и межконфессиональной напряженности. Однако адекватной реакции властей на это тревожное явление не было. На государственный уровень вопрос поднял Владимир Путин, который, еще будучи председателем правительства, дал поручение подготовить общероссийскую программу воспитания толерантности, способствующую формированию у граждан гуманитарного мировоззрения, пропагандирующую терпимость, миролюбие. ("Труд" рассказал об этом в номере от 19 ноября 1999 г.). И вот теперь детально проработанный 53-страничный документ выносится на утверждение кабинета министров.

В проекте намечены конкретные сроки разработки и реализации специальных общеобразовательных программ и стандартов для всех учебных заведений (школ, профтехучилищ, вузов); внедрение в повседневную практику семейного консультирования; регулярные замеры напряженности в обществе; анализ рисков и последствий социальных конфликтов; оказание психологической помощи беженцам, мигрантам. Все это подробно прописано в подпрограммах "Личность", "Семья", "Общество". В сфере образования, например, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости, толерантности должно стать нравственно-философской основой, важнейшей задачей для всех преподавателей (намечена широкая программа их переподготовки).

Большой эффект, как показала экспериментальная практика, дают специальные психологические тренинги, организуемые для учащихся и проводимые в форме увлекательных игр. Вот одно из таких занятий. (Заранее прошу прощения за схематизм, поскольку скажу лишь о сути.) Группе пожелавших участвовать в игре учеников предлагают выбрать "жертву". Допустим, ребята сказали, что это будет негр. Кто-то из добровольцев выступает в его роли, а остальные рассказывают обидные анекдоты, "дразнилки"... Каждый такой пассаж сопровождается обматыванием вокруг "негра" веревки. Когда он весь оказывается опутанным ею, ставится другая задача: говорить только позитивное. И веревка виток за витком снимается. А потом сам "негр" рассказывает о своих весьма негативных ощущениях.

Использование специальных тестов (эксперименты проводились в школах восьми регионов страны) показывает, что психология подростков после таких занятий меняется в лучшую сторону. Хотя, конечно, процесс формирования внутренних установок, культуры личности - труден и долог... Есть, наконец, еще подпрограмма "Государство". Она предусматривает проведение эффективной государственной политики по снижению социально-психологической напряженности в обществе, совершенствование нормативно-правовой базы, переподготовку госслужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Задачей государственного масштаба является твердое противодействие идеологии фашизма, расизма и вообще всех видов экстремизма, этнофобии и ксенофобии. Общая сумма затрат на реализацию пятилетней программы составляет 397,65 миллиона рублей.

Вернуться на главную