Проект Закона "О противодействии политическому экстремизму

 

Проект

Федерального Закона "О противодействии политическому экстремизму"

 

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации, устанавливает систему государственных органов Российской Федерации, осуществляющих борьбу с политическим экстремизмом, порядок координации их деятельности в этой сфере, основные формы и методы противодействия политическому экстремизму, а также общие принципы ответственности граждан и организаций за политический экстремизм. Целями настоящего Федерального закона являются недопущение применения насилия для решения политических задач, защита конституционного строя Российской Федерации от попыток его насильственного изменения, охрана установленных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина от нарушений, совершаемых по политическим мотивам, предотвращения насильственного захвата либо насильственного удержания власти, защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.


Глава 1. Общие положения

 

С т а т ь я 1. Правовая основа противодействия политическому экстремизму.

Правовую основу противодействия политическому экстремизму составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принимаемые во исполнение их нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации.

С т а т ь я 2. Основные принципы противодействия политическому экстремизму.

Противодействие политическому экстремизму в Российской Федерации основывается на следующих принципах: 1) законности; 2) приоритета обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе свободы совести, свободы мысли и слова, права на объединение; 3) гласности, осуществляемой в той мере, в какой это не противоречит требованиям федерального законодательства об охране прав и свобод граждан и о защите государственной тайны; 4) координации деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие политическому экстремизму; 5) активного взаимодействия государства с общественными объединениями, иными организациями и гражданами по профилактике политического экстремизма, комплексного использования в этих целях правовых, социально-экономических, пропагандистских мер.

С т а т ь я 3. Понятие политического экстремизма.

Политический экстремизм - это деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, организацию незаконных вооруженных формирований, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в политических целях противоправных деяний.

Глава 2. Организация противодействия политическому экстремизму

 

С т а т ь я 4. Система противодействия политическому экстремизму.

Систему органов государственной власти, осуществляющих противодействие политическому экстремизму в Российской Федерации, составляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные осуществлять противодействие политическому экстремизму, органы прокуратуры, суды. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в противодействии политическому экстремизму в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять противодействие политическому экстремизму, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также осуществляют противодействие отдельным проявлениям политического экстремизма в соответствии со своими полномочиями, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

С т а т ь я 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области противодействия политическому экстремизму.

Президент Российской Федерации в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации осуществляет общее руководство системой органов государственной власти, осуществляющих противодействие политическому экстремизму. Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет законодательное обеспечение противодействия политическому экстремизму. Правительство Российской Федерации принимает меры по обеспечению противодействия политическому экстремизму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

С т а т ь я 6. Федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные противодействовать политическому экстремизму.

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим противодействие политическому экстремизму, относятся органы, специально уполномоченные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, специально уполномоченным противодействовать политическому экстремизму. Федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные противодействовать политическому экстремизму, осуществляют свою деятельность в этой области на началах координации и взаимодействия.

С т а т ь я 7. Полномочия органов прокуратуры в области противодействия политическому экстремизму.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, направленных на противодействие политическому экстремизму, а также в пределах своей компетенции осуществляют уголовное преследование за преступления, содержащие признаки проявлений политического экстремизма.

С т а т ь я 8. Полномочия судов в области политическому экстремизму противодействия.

Суды в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, рассматривают дела о запрещении общественных объединений, нарушающих требования настоящего Федерального закона и осуществляют производство по уголовным делам о преступлениях, содержащих признаки проявлений политического экстремизма.

С т а т ь я 9. Информационное обеспечение противодействия политическому экстремизму

В целях организации информационного обмена между федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными противодействовать политическому экстремизму, обеспечения их согласованного функционирования и взаимодействия в этой области формируется межведомственный банк данных по противодействию политическому экстремизму. Информация для формирования банка данных представляется федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными противодействовать политическому экстремизму, и органами прокуратуры. Порядок формирования и использования банка данных определяется Президентом Российской Федерации.

С т а т ь я 10. Содействие органам, осуществляющим противодействие политическому экстремизму.

Общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их руководители, члены и работники, а также граждане Российской Федерации вправе отказывать содействие органам государственной власти, осуществляющим противодействие политическому экстремизму, на началах, установленных федеральным законодательством.

 

Заключение на проект федерального закона "О противодействии политическому экстремизму"


М.Ф. Полякова по поручению экспертов Независимого Экспертно-Правового Совета, Права человека в России online, 12.02.2001

 

Такой закон представляется совершенно нецелесообразным. Даже странно, что проект его внесен Правительством Российской Федерации, да еще представлять его поручено Минюсту. Законопроект практически не содержит нового правового регулирования, но тем не менее предусматривает создание специального федерального органа исполнительной власти. Уже одно это опровергает утверждение пояснительной записки, что принятие закона не повлечет бюджетных расходов.

Противодействие политическому экстремизму должно осуществляться в рамках, во-первых, Конституции Российской Федерации, во-вторых, Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса и, наконец, в-третьих, Федерального закона "Об общественных объединениях". Когда будет принят Федеральный закон "О политических партиях", то и в его рамках. Если содержащиеся в этих актах нормы недостаточны, нужно предложить к ним соответствующие дополнения и изменения, но не создавать закон, который в основном обречен на то, чтобы оставаться мертвой буквой. Это не борьба с экстремизмом, а видимость ее.

И тем более нет никакой необходимости учреждать еще одну спецслужбу для борьбы с политическим экстремизмом. Вполне достаточно полномочий для этого у ФСБ, прокуратуры и даже у милиции. Если Правительство считает, что этого недостаточно, опять же надо предложить необходимые дополнения и изменения в федеральные законы "О безопасности", "О прокуратуре Российской Федерации" и "О милиции".

Действительная проблема заключается в том, что имеющиеся согласно законодательству возможности силовые органы и учреждения государства подчас не используют (хотя порой ими и злоупотребляют), но чтобы заставить их работать должным образом, нужны не новые законы, а политическая воля к последовательной реализации существующих.

Вернуться на главную