Правоохранительные органы не могут обеспечить безопасность иностранных студентов

 

Отметить недостаточную работу всех правоохранительных органов по пресечению экстремистских настроений в молодежной среде - такое решение было принято на координационном совещании руководителей силовых ведомств.
Сейчас уже ни у кого не возникает сомнения, что убийство студента медакадемиии, гражданина Гвинеи-Бисау стало возможным в результате "прохладного" отношения к проблеме национального экстремизма среди молодежи на протяжении последних несколько лет. Это отчасти подтверждает и тот факт, что двое из трех обвиняемых в убийстве Амару Лима уже задерживались в марте 2002 года за избиение иностранца (кстати, арестованные и не думают скрывать свои националистические убеждения), на них даже заводилось уголовное дело по статье "Хулиганство", но в итоге хулиганов отпустили "с миром". Понятно, что если бы их наказали полтора года назад, то мы бы не получили, "прославившее" Воронежскую область на весь мир убийство африканца и забастовку иностранных студентов. Последствия этой политики, между тем, начинают сказываться на имидже области и экономике ее вузов. То, что количество иностранцев, обучающихся в области на протяжении последних лет медленно, но верно уменьшалось - известно давно. Но в последнее время это "бегство" стало еще более наглядным: студентки из Франции после каникул отказались вернуться в Воронеж для продолжения учебы, на днях был получен отказ студентов из штата Небраска пройти здесь стажировку. Недавно в Воронеже побывала делегация из посольства Таиланда, их единственной целью было узнать, насколько безопасно нынешним и будущим студентам из этой страны находится в столице Центрального Черноземья. Это лишь часть примеров. И хотя, как заметил присутствовавший на координационном совете губернатор Воронежской области Владимир Кулаков, эту проблему надо было решать еще лет 20 назад, главный вопрос, которым сейчас обеспокоены все, как предотвратить молодежный экстремизм в отношении иностранцев.
Впрочем, пытаясь ответить на вопрос "что делать?", присутствовавшие на координационном совете, постоянно сбивались на благодатную тему "кто виноват". Как можно было судить из выступлений, виноваты все, но общий настрой подводил к мысли, что "виноватее" других милиция.
В пользу этого свидетельствуют статистика и многочисленные факты. В 2001-м году из 28 уголовных дел по нападению на иностранцев в суд направлено 3, в 2002-м - 16 из 39, в 2003-м - 2 из 17. Что же касается конкретных дел, то в июне прошлого года был избит и ограблен на три тысячи рублей китайский студент. Расследование этого дела, по словам заместителя прокурора области Ивана Замараева, велось весьма пассивно: не была проведена судмедэкспертиза, и вообще допущено множество процессуальных нарушений. Избиение гражданина Пакистана тоже небрежно запротоколировали, в частности, одно лицо проходит в протоколе под разными именами.
Итогом прокурорской проверки расследований по нападениям на иностранцев стала отмена 36 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении расследования. Уже после было раскрыто два преступления - убийство Амаро Лима и прошлогоднее нападение на вьетнамца, которого ограбили на 270 тысяч рублей. Как выяснилось, в ограблении участвовал сотрудник ОМОНа.
Впрочем, в числе "виноватых" областной прокурор назвал и свое ведомство - недостаточно внимательно надзирали за деятельностью правоохранительных органов. Координация работы последних также оставляет желать лучшего: даже сведения о националистических молодежных группировках у ФСБ и ГУВД расходятся, низка эффективность проводимых ими профилактических мероприятий, которые к тому же зачастую носят декларативный характер.
Достаточно часто звучали упрек в адрес вузов, которые за каждого иностранного студента получают от 1500 до 1800 долларов в год, и могли бы побольше "расстараться" ради их безопасности (ну не входит в обязанности милиции бесплатная организация постов в каждом общежитии).
Кстати, некоторые иностранные студенты сами ставят себя в уязвимое положение: будучи отчисленными из вуза, они не спешат возвращаться на родину, и живут здесь на нелегальном положении. К этому весьма располагает отсутствие обмена информацией между Главным управлением образования и миграционной службой.

Лариса Карташова, "Российская Газета", 20.04.04

Обсудить этот материал на форуме Africana.ru

вернуться на главную