Преподобный Моисей Ефиоплянин

 

Преподобный Моисей Ефиоплянин

( Избранные рассказы из "Лавсаика")


У НЕКОЕГО сановника был раб-ефиоплянин, по имени Моисей, о котором ходила самая худая слава, что он развратничал и разбойничал. Когда хозяин прогнал Моисея, то тот стал предводителем разбойничьей шайки. Моисей ненавидел одного пастуха, который со своими собаками помешал ему в каком-то ночном предприятии. Задумав убить пастуха, Моисей пришел к месту, где тот обычно пас своих овец, но оказалось, что пастух перебрался на другою сторону Нила. Река в это время разлилась и разбойник, взяв меч в зубы, а свою одежду - на голову, переплыл реку. Пастух, увидев плывущего Моисея, скрылся и так спас свою жизнь. Тогда Моисей, зарезав его четырех отборных баранов и связав их, переплыл обратно Нил. Содрав с баранов шкуры, Моисей поменял их на вино, а мясо зажарил. Так он устроил себе обед, который обильно запивал вином.
После этого случая Моисей продолжал предводительствовать шайкой разбойников, однако недолго. Пораженный каким-то несчастным случаем, он удалился в монастырь и потом оказался примерным монахом, впрочем не сразу.
Однажды, когда Моисей находился в своей келье, на него напали четыре разбойника, не подозревая, что он большой силач и искусный в сражении. Моисей, одолев их, связав и взвалив на плечи, как мешок с соломой, принес в собрание братии и сказал: "Я не хочу никого обижать, но они пришли обидеть меня. Что повелите мне сделать с ними?" Разбойники, узнав, что это знаменитый Моисей, тронутые его обращением на путь спасения, прославили за него Христа, и сами стали монахами в его обители.
Но самым большим испытанием для Моисея была его лютая блудная страсть, которая в нем усилилась во время его прежней распутной жизни. Блудный дух настолько упорно нападал на Моисея, что тот едва не оставил монастырь. Боримый отчаянием, Моисей пришел к авве Исидору, жившему в скиту, и рассказал ему о своей борьбе с блудными помыслами. Святой сказал ему: "Не унывай, брат! Именно в начале твоего подвига бесы усиленно нападают на тебя, чтобы вернуть тебя к прежним привычкам. Пребывай в строгом воздержании, умерщвляя свои земные члены (Кол. 3:5), загради вход чревоугодию, которое есть мать любострастия, тогда демон блуда, не находя себе пищи, с досадой отступит от тебя." Следуя совету старца, Моисей, заключившись в келье, стал с терпением подвизаться в воздержании, молитве и тяжелых трудах, вкушая только немного черствого хлеба.
Но все же во время сна время от времени плотское разжжение тревожило его. Тогда Моисей пошел к одному опытному монаху за советом. Святой посоветовал ему провести некоторое время в бодрствовании и ночных молитвах, т.к. ум его еще не исцелился от греховных мечтаний. Тогда доблестный Моисей, решил вообще не спать и даже не преклонять колен на молитве, чтобы случайно не заснуть. И так он прожил шесть лет, стоя всю ночь в молитве к Богу. Но даже и при таком великом подвиге постыдная страсть не покидала его.
Тогда Моисей возложил на себя еще один подвиг: он стал по ночам приносить запасы воды тем монахам, которые были чересчур немощными, чтобы обслуживать себя. За водой же приходилось ходить несколько миль. Блудный же демон, злобясь на Моисея за его сопротивление страсти, однажды ночью подстерег его около колодца. Когда Моисей наклонился зачерпнуть воды, демон сильно ударил его, так что Моисей упал без сознания у колодца. На следующее утро монах нашел едва дышавшего Моисея у колодца. Но Моисей не мог вспомнить, что случилось и кто ударил его. Авва Исидор с другими братьями принесли Моисея в монастырь и здесь ухаживали за ним. Целый год Моисей болел и с большим трудом стал поправляться. Тогда Исидор стал советовать Моисею: "Перестань бороться с демонами, ибо в подвижничестве есть мера подвигам против демонов." Непобедимый воин Христов ответил ему: "Не перестану сражаться с ними, пока не оставят меня сонные мечтания." Тогда старец Исидор сказал ему с властью: "Во имя Господа нашего Иисуса Христа, отныне прекратятся твои нечистые сновидения. Ты же с упованием приобщись Святых Тайн, чтобы по тщеславию победу над страстью не приписать собственным подвигам. Господь попускал дьяволу тревожить тебя, чтобы предохранить тебя от гордости."
После этой беседы со старцем Моисей уже спокойно провел остаток своей жизни в умеренном подвиге. Когда авва Исидор спросил его, не беспокоит ли его блудный дух, то Моисей ответил: "С того момента, как ты помолился за меня, бес блуда отступил от меня."
Инок Моисей получил большую власть над демонами, он их презирал и не боялся. Так, будучи черным по телу, он в своей душе стал белее снега. Скончался он в скиту на 75-м году своей жизни (около 400 года), оставив после себя 70 учеников. Церковь причислила его к лику святых. Память его отмечается 28-го августа по старому стилю.
Примечание: Силен демон блуда - благодаря нашей нравственной испорченности и греховным привычкам. Чтобы победить плотскую страсть, многие подвижники уходили в монастыри и пустыни - подальше от соблазнов, которыми изобиловала городская жизнь. Но иногда и благоприятные условия пустыни не обеспечивают успех в борьбе с плотской похотью. Многим подвижникам приходилось вести самую тяжкую и продолжительную борьбу с этой лютой страстью, и некоторые из них, изнемогная в борьбе, впадали в отчаяние. Известны случаи, когда некоторые из подвижников, нарушая свой монашеский обет, возвращались в мир и там предавались распутству или женились; другие - оскопляли себя (что не разрешается Церковью), а некоторые, обезумев от непрекращающегося плотского разжжения, даже кончали жизнь самоубийством. Тем не менее большинство успешно усмиряли в себе плотскую брань посредством самого строгого поста, непрестанной молитвы, сурового подвига, неспания, изнурительного труда и т.д.
Известны случаи крайнего подвига вроде того, который взял на себя преп. Иоанн Многострадальный (18/31 июля), киево-печерский подвижник. От юности тяжело страдая от плотской брани, он даже закапывал себя по грудь в землю. В данном случае, как и в случае пресвитера Конона (смотри ниже) Бог попускает бесу блуда нападать на подвижника, чтобы дать ему большую награду за его чрезвычайный подвиг и терпение. Иногда по попущению Божию ради смирения подвижника, как в случае преп. Моисея Ефиоплянина, лютый демон блуда не отходит от монаха и при самых суровых его подвигах. Однако когда он смиряется перед Богом, тогда по молитвам других брань блуда утихает.
Вообще же в обычных случаях, самыми эффективными средствами для борьбы с плотской похотью являются усердная молитва, пост (с воздержанием от усладительных яств и напитков), укрощение взора от нецеломудренного воззрения, занятие мыслей полезным чтением и духовным размышлением и уклонение от встреч с лицами, возбуждающими в нас плотскую страсть.
В приложении смотри изречения святых отцов на эту тему.

Вернуться на главную