Зачем нужен гроб в форме самолета?
Геннадий Матвеев, Kurierweb, 23 марта 2003
В замысловатых гробах, формой напоминающих
самолет, хоронят своих родственников люди африканской народности га, проживающей
в Гане. Эта народность составляет примерно восемь процентов населения
республики. Кто-то, может быть, и не поймет истинных мотивов такого претенциозного
погребения и примет это за чудачество аборигенов: ну зачем, спрашивается,
зарывать в землю такую красотищу? Но для членов семьи, принадлежащей к
упомянутой народности, погребение в гробе-самолете означает выражение
глубокого почтения к покойному и, кроме того, намек на высокое положение,
которое он займет в загробном мире.
Проживающие на океанском побережье с незапамятных времен га относятся
к смерти с должным почтением как к последнему путешествию, которое человек
совершает в своей земной жизни. А потому погребальная церемония есть именно
проводы в дальнюю дорогу. Если человек хорошо жил, то и к предкам должен
отправляться по-хорошему, с обильной едой, выпивкой, музыкой и, конечно
же, в красивом гробу. Американский журналист Майк Ли, которому однажды
довелось видеть такие похороны, говорит, что похороны в Гане больше напомнили
ему рок-концерт, нежели скорбное прощание с покойником.
Впрочем, в Гане, как и во многих других странах мира, тоже используются
незамысловатые прямоугольные гробы, но только не среди га. Да и некоторые
другие жители этой республики, если желают показать, что провожают в иной
мир человека заслуженного и уважаемого, непременно закажут гроб по индивидуальному,
так сказать, дизайну. Или купят готовый, но особый, с изюминкой, с особым
смыслом. Гроб должен показать всем, каковы заслуги почившего, каков его
вклад в жизнь общества, каков достигнутый им социальный уровень. Кроме
того, гроб нередко указывает на профессиональную принадлежность умершего.
Фермеру могут сделать гроб в виде индюка, петуха, боба какао или кукурузного
початка, а рыбаку — в виде огромного тунца, какой-нибудь иной рыбы, или,
например, в форме лодки.
Вот скажем, Даниэл Теттей, который умер от малярии в возрасте 57 лет.
Всю жизнь он прослужил на торговом флоте. Поэтому его гроб представляет
собой двухметровую модель грузового судна, в котором друзья и родственники
торжественно несут бывшего моряка к месту погребения.
Большинство таких гробов изготавливается ремесленниками в столярных мастерских
в селениях Теши и Нингва, но продаются эти, с позволения сказать, изделия
и в других местах, в том числе — прямо на улицах столицы Ганы — Аккры.
Перечень вариантов “фасонных” гробов, которые можно купить или заранее
заказать, просто нескончаем. Это может быть гроб в виде Библии, или перец,
банан, леопард, слон, лев, рак, пивная бутылка, дом, даже уменьшенная
копия собственной лавки. Могут соорудить и подобие музыкального инструмента,
а какому-нибудь клерку в качестве усыпальницы выберут модельный башмак.
Словом, изобретательность ремесленников просто поразительна, а уровень
мастерства настолько высок, что иной раз язык не поворачивается назвать
все это ремеслом. Тут перед вами настоящее искусство!
Но, спрашивается, как же “чувствует себя” покойник в таком необычном последнем
прибежище? А вот это, как считают га, совершенно не важно. Здесь не придают
никакого значения тому, каким образом покойника разместят потом в столь
причудливом гробу, в какой позе он будет там находиться. Можно согнуть
его и даже свернуть калачиком, если удастся, — для души усопшего это значения
не имеет, лишь бы гроб носил отпечаток индивидуальности. Ведь в стране
предков человека тоже, скорее всего, “встречают по одежке”...
В Аккре, куда га поставляют свои удивительные изделия, это колоссальный
бизнес. Гроб может стоить 400 долларов и больше, что у многих здесь соответствует
годовому заработку. Однако на похоронах нужно продемонстрировать не только
достоинства покойного, но и достаток (и сплоченность!) его семьи, поэтому
расходы несут сообща. В Гане есть даже поговорка: “Каждый помогает нести
бремя похорон”.
Но кто же они такие, эти га, и откуда у них столь странные представления
о похоронах?
Га, называемые еще ган, гедье, — один из самых древних коренных народов
Африки. Относится к негрской расе большой негроидной расы. Говорит на
языке га (ган). Проживают га преимущественно в Аккре или в небольших селениях
вокруг нее на побережье Гвинейского залива. Жилище га представляет собой
прямоугольный дом с высокой нависающей крышей. Основные занятия — ручное
подсечно-огневое земледелие, разведение кур, рыболовство. В наши дни большинство
га занимается мелким бизнесом, — у них свои лавчонки, мастерские или фермы.
Из ремесел наиболее развиты обработка дерева, гончарное дело, ткацкое
производство, а также изготовление лодок и рыболовецких снастей. Научились
они всему этому давно. С XV века, когда здесь впервые появились европейцы,
именно га играли важную роль в развитии торговых связей местного населения
с остальным миром. Га прокладывали новые пути в глубь континента, привозя
на побережье золото и иные товары, на которые был спрос у чужеземцев.
Отсюда же потом шла и работорговля.
Англичане, сделавшие эту землю своей колонией, завершили ее завоевание
к началу XX века, и в состав Британской империи территория нынешней Ганы
вошла под названием Золотой Берег. Но и теперь, получив независимость,
Республика Гана остается членом Британского Содружества наций, а государственный
язык здесь — английский. Тем не менее это вовсе не означает, что коренной
народ забыл свои традиции или свой язык. Наряду с некоторым количеством
христиан и мусульман из 18 миллионов населения страны процентов 60 до
сих пор придерживаются местных верований, в том числе и га.
В этническом, культурном и языковом отношении га связаны с соседними африканскими
народностями — например, с дангбе, с целым рядом аканских групп, в том
числе с ашанти. Но у га свой язык, своя культура, свои древние традиции,
в том числе — культ предков. Основой основ считается семья. По местным
поверьям, в семью входят и ныне здравствующие ее члены и уже почившие
— вечные хранители моральных принципов племени. Считается, что предки
оберегают живых от всяческих бед, на них держится и нынешнее благополучие
народа. Вот почему так важно сохранить хорошие отношения с покойным членом
семьи — в трудный момент он подсобит своим сородичам как в этой, так и
в следующей жизнях. Именно предки “санкционируют” или, напротив, запрещают
исполнение тех или иных обрядов. А в отношении похорон предки повелевают,
чтобы погребальный ритуал воссоздавал весь жизненный путь покойника. Отсюда
и театрализованное представление на похоронах, и персонифицированный,
уникальный гроб. Все это смягчает боль утраты: есть на что посмотреть,
и есть о чем поговорить…
Многое в этой стране сохранилось неизменным с самых далеких времен. У
берегов Ганы рыбаки все еще ловят рыбу старинным, самым примитивным способом.
Лодку-долбленку вырезают из ствола дерева, так что никаких швов, никаких
стыков в ней нет. Так это делалось здесь веками. Кормятся от воды и от
земли.
Ландшафт в этих местах живописный, что привлекает сюда немало путешественников.
Местному населению, впрочем, как-то не до красот природы. Жизнь у большинства
нелегка. Средняя продолжительность жизни у мужчин — всего 54 года, у женщин
несколько больше. Уровень смертности— 10,6 (на 1000 человек населения),
так что гробов требуется немало. И они тоже элемент туристской индустрии,
рассчитанной на богатых иностранцев.
Гана входит в маршруты туристических вояжей. Американец, например, заплатит
примерно две с половиной тысячи долларов за двухнедельную поездку в Гану
и соседние экзотические места. И на тринадцатый день тура его непременно
повезут в одну из ремесленных мастерских га — показать, как делаются “стильные”
гробы.
|