Философия Африки |
Философия Африки имеет свой собственный объект изучения, она имеет свои способы теоретического объяснения становления и развития телесной, духовной и душевной жизнедеятельности человека в мире природы и социума, а также в собственном, личностном, историко-социокультурном мире. Таким образом, философия Африки изучает культуру во всем объеме и во всей глубине ее структурной специфики своими оригинальными методами. Философия Африки предполагает некий особый комплекс взглядов на мир и на место в нем человека; она изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Ныне их все более явно теснит творчество как деятельность, опирающаяся на накопленную человечеством информацию, ее специфическую переработку, а также на фантазию и интуицию индивидуального сознания. Уже этим обстоятельством определяется также необходимость и даже неизбежность религиозной философии. С помощью философского мышления человек может осуществлять косвенную власть над природой, в философии Африки, которой дала начало магия, заложена глубокая вера в божественную суть природных стихий, способных выполнять желания людей. В сознании африканцев религия стоит выше науки и вера имеет превосходство над разумом. Философия - форма деятельности человека, ориентированная на осмысление основных проблем его бытия и на их эволюцию; на определение возможностей и границ человеческой саморегуляции в отношениях людей с природой, культурой, с различными видами жизненных средств, выработанных общественной эволюцией. Сесиль Родс в конце XIX столетия был кумиром большой, может быть подавляющей части английского общества, именно как империалист, расширивший пределы Британской империи. Драма отношений между европейцами и неевропейскими народами началась с эпохи "Великих Географические Открытий". Само это понятие, если в него вдуматься, унижает народы открытых земель, в частности, африканцы крайне негативно воспринимают высказывания европейцев о том, что они были "открыты" ими. Африка - особый мир, существующий на равных со всеми остальными частями света и известный ещё в глубокой древности. Первые европейцы, ступившие на африканский континент, считали себя первооткрывателями "дикого мира" и носителями цивилизации, хотя цивилизация существовала там задолго до них. Морально-этические, философские и политические реалии меняющегося мира в нашу переломную для человечества эпоху, стали основой насилия и унижения в отношении иных этнических групп и иноверцев. Спасением народов Африки от хищнического разграбления минеральных ресурсов и превращения континента в экологическую свалку планеты, по мнению приверженцев западного влияния, является вестерн-цивилизация. Противопоставлением колониальной идеологии европейцев явилась идеология коренных африканцев. Как только был, в основном, побежден пресловутый традиционный колониализм, они стали провозглашать венцом творения негроидную расу. Как экономическое развитие, так и переосмысление и обогащение этой культуры должны ориентироваться на народ, а не на элиту. Свою самостоятельность эта область знаний приобрела в рамках африканкой идеологии на всех этапах ее становления в XIX-XX вв., эта новая философия имела свои определённые геополитические амбиции. Восстановление справедливости, национального достоинства было главной целью духовной революции в Африке. Представители старшего поколения сенегальской интеллигенции, противники политики ассимиляции, еще в довоенные годы стали разрабатывать теорию негритюда, основу которой составляют идеи об уникальности черной расы и ее вкладе в мировую цивилизацию. Многие задаются вопросом, должна ли африканская цивилизация равняться на европейскую? И все чаще звучит неопределённый ответ на этот вопрос. Африканские традиционные культуры вовсе не исчезают, уступая место западным культурным ценностям. В области права, искусства, духовной сферы, бытовой культуры, семейно-бытовых отношений они живут, обогащаясь инновациями, преобразуя их, приспосабливая к старым нормам общественной жизни. Сейчас стремление к самоутверждению, после веков колониальной и полуколониальной зависимости, ведет к бурному росту интереса к собственной культуре, собственным традициям, собственному прошлому. В современных философских трактовках человек всё чаще выступает не как представитель какой-то расовой, национальной или религиозной общности, а как представитель мировой цивилизации; при этом увеличивается значимость науки, растёт ее общественного влияния. Многих европейцев удивляют идеи о величии и даже превосходстве афро-азиатских обществ, утверждение, что XXI в. будет веком Африки, и само опоэтизирование, романтизация прошлого Азии и Африки. На африканском континенте активно идет процесс модернизации на всех уровнях. При этом важнейшее значение имеют передовые техника и технология. Но, пользуясь ими, Африка должна учитывать как их положительные, так и отрицательные аспекты.
Самым известным африканским философом является создатель теории "нигритюда" СЕНГОР, ЛЕОПОЛЬД СЕДАР (Senghor, Leopold Sedar) родившийся в 9 октября 1906г., в Жоале (Сенегал). Он учился в католической школе, окончил парижский коллеж и Сорбонну по классической филологии и французской лингвистике. Сенгор - автор теории негритюда, впервые обратившей внимание на душу черного человека; философ, поэт, солдат, первый президент Сенегала, "танцующий политик", правивший 20 лет и добровольно ушедший в отставку, человек из тех, кого принято называть "святыми", чьим именем еще при жизни был назван символ новой жизни Сенегала. Участник Второй мировой войны, депутат Национального собрания Франции в 1946-1959. Первый президент Республики Сенегал (1960-1980). Все идеи Сенгора предполагают достижение высшей формы познания, призванной вывести мир из тупика путем "вторжения иррационального, магического в сферу разума", это его дословное выражение. Идеи негритюда и африканской модели социализма складывались у Сенгора под влиянием антииндустриалистских веяний 1930-х годов, работ католических мыслителей Э.Мунье и Пьера Тейяра де Шардена, трудов раннего Маркса, сочинений К.Маккея и Л.Хьюза, а также антильских поэтов Э.Сезара и Л.Дамаза. Среди широко известных гуманитариев и политиков значатся: философы и историки Шейх Анта Диоп и Ли Абдулайе, политологи Мамаду Диа и Маджмут Диоп, философ и поэт Леопольд Седар Сенгор и Давид Диоп, писатели Абдулай Саджи, Усман Сосе, писатель и фольклорист Бираго Диоп и т.п. С целью пропаганды негритюда Сенгор помог основать культурологический журнал "Презанс африкен" ("Presence Africaine"), а в 1948 выпустил под своей редакцией Антологию новой негритянской и мальгашской поэзии (Antologie de la nouvelle po sie n gre et malgache) с предисловием Ж.-П.Сартра, назвавшего негритюд "антирасистским расизмом". Учитывая уроки нацизма, Сенгор откорректировал свою позицию, и центральное значение приобрели не расовые, а культурные различия, была усилена мысль о взаимодополняющем действии африканской и европейской традиций. "В те уже далекие годы мы свято верили в свою идеологическую миссию, в то, что служим делу исторического прогресса. Впрочем, впоследствии я себя утешал тем, что с моей стороны это было не проявлением расизма, а чувством солидарности и с белолицыми братьями". В 1958, после прихода к власти Шарля де Голля, Сенгор призывал население Сенегала высказаться на референдуме в поддержку деголлевской конституции и проголосовать за статус автономии в рамках Французского Сообщества. В целом Сенегал проводит миролюбивую межгосударственную и внутреннюю политику и прилагает усилия, направленные на финансовое оздоровление страны и ликвидацию внешней и внутренней задолженности. В начале 1959 Сенегал совместно с бывшим Французским Суданом образовал Федерацию Мали, которая в июне 1960 стала независимой в рамках Французского Сообщества. В августе того же года Сенегал вышел из состава федерации и был признан суверенным государством. Четвертого апреля 1960 Сенегал получил независимость, но сохраняет тесные экономические отношения с бывшей метрополией. В стихах Сенгора высокая культура афро-французской поэзии 20 в. сочетается с традициями африканского фольклора. В книге Африканские страны и путь Африки к социализму (Nations et Voie Africaine du Socialisme, 1961) Сенгор утверждал, что социализм в Африке должен основываться на использовании достижений современной науки и техники. Еще в 30-е годы африканские интеллектуалы придерживались
разных позиций. Одни с самого начала выступали за отказ от былых традиций
и полное приобщение к западным ценностям; другие (и это хорошо показал
Усман Соссе в романах "Карим" и "Парижские миражи"
на примере судеб герой своих литературных произведений) утверждали, что
принятие чужой культуры, отказ от традиций и наследия предков ведет уничтожению
личности. Можно заметить известные изменения в ориентациях и их оценках
во времени. Если в 20-60-е годы в умонастроение интеллигенции преобладала
критика или даже отрицание западной культуры и всеобщая апологетика негрских
цивилизации, то затем положение изменилось. Вся система обучения школах,
"альфабетизация" взрослого неграмотного населения, ежедневная
пропаганда были ориентированы на западные ценности, и анализ различных
аспектов городской жизни, в числе семейного права, показывает все растущую
"европеизацию" из при одобрении большей части местной интеллигенции.
Это убедительно продемонстрировали например, Абу Туре, философ и социолог
из Республики Кот-д'Ивуар. Однако есть специалисты, иначе оценивающие это влияние
видящие в нем и положительные черты. Такую точку зрения высказывает, например,
ученый Бумби йока Мудимбе литератор, историк, издательский деятель, интересующийся
и проблемами культурной антропологии. Он пишет, что "озападненные
черты двойственны по своему значению: с одной стороны они играют негативную
роль, вводя нормы и ценности запада, вытесняющие местные нормы; с другой
- позитивную, та как позволяют ввести новые методы мышления, осмысливания
мира, вывести человека за узкие рамки традиционного восприятия".
Нарушение традиций является признаком идеологической неустойчивости в
обществе. Внешне мы африканцы, но внутри скоро потеряем африканский дух;
например, одно государство не может жить без другого, страны мира не могут
существовать друг без друга. Между странами происходит культурный взаимообмен,
что создаёт условия для духовного обогащения. На африканский образ мысли
влияет европейское мировоззрение, хотя африканская философия в целом ориентирована
на традиционные культурные ценности. Когда речь идет об изменениях в этой сфере, как правило,
имеется в виду взаимодействие европейской и некоей "африканской"
культур. Между тем, хотя нередко провозглашается существование в рамках
одной страны одного языка, одной нации, на практике нет ни одной страны
Африки, где можно было бы говорить о единой этнокультурной среде. Идет
процесс изучения культуры отдельных этносов и создания неких общих норм
на базе взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур смешения
отдельных элементов европейской (точнее интернациональной) и ряда местных
этнических культур. Степень изученности этих проблем различна. Хотя правительствами
практически всех независимых стран Африки поставлена задача формирования
единой нации, а следовательно, единой культуры, научное изучение интеграции
в рамках отдельных стран давно осуществилась. Озабоченность растущей европеизацией
и судьбами традиционной культуры породила обращение к изучению последней.
Сознается необходимость зафиксировать быстро меняющиеся или исчезающие
элементы культуры, иногда даже не знакомые молодому поколению африканцев.
"Обычаи и традиции Черной Африки зачастую неизвестны самим африканцам,
не говоря уже о других жителях нашей планеты, - писал конголезец Жакоб
Оканза".
Отсутствие противоречий, гармоничное развитие привело
к господству в этом круге социального мира и к сохранению важнейших особенностей
обществ в течение все длительной истории человечества. Таким образом,
многие черты, сохранившихся в африканских обществах с глубокой древности
не свидетельство "отсталости", как часто утверждают европейские
ученые, а следствие особой гармоничности развития. Африка - это иной мир,
загадочный, притягательный, как все новое и непознанное. Этому культурному
кругу якобы противостоит северный, объединявший европейские народы, жилившие
к северу от Средиземного моря. Северный круг основывался на патриархате
и его основной чертой было насилие. По мнению Шейх Анта Диопа, именно
южный культурный круг господствовал в древности и именно ему суждено было
стать основой всей будущей мировой цивилизации. Что же касается развития
культуры и цивилизации в других районов мира то, полагал он, оно определялось
борьбой этих двух основных культурных кругов. Так, известный ученый из Буркина-Фасо Жозеф Ки-Зербо, автор многих работ по истории Африки, один из редакторов многотомника "Всеобщая история Африки", выпускаемого под эгидой ЮНЕСКО, считает изучение истории и культуры основным рычагом, с помощью которого только и может состояться духовная деколонизация общественного сознания, воспитание "нового африканца", соединяющего как достижения новой западной мысли, так и традиционных ценностей африканского общества. Еще более определенно высказался конголезцев Жакоп Оканза: "Народная мудрость, тщательно зафиксированная этнографами, может, полагает он, внести значительный вклад в строительство нового общества". В то же время Оканза весьма далек от некритической идеализации всего традиционной философии, он страстно восклицает: "Однако надо бороться с невежеством, с явными пережитками и заблуждениями, а не затушевывать их рассуждениями о традициях африканских предков. Обращаясь к изучению культурного наследия, африканские авторы нередко подчеркивают единство, древность, самобытность и особенность философской культуры Африки. В странах Западной Африки значительная часть исследователей, выступая против европоцентристского подхода, а затем против печально известной "хамитской" теории, пришла к утверждению теории негритюда, провозглашавшего уникальность и своеобразие африканской культуры и призывавшего к признанию генетической связи Черной Африки и Древнего Египта, Финикии и аравийских арабов, переселившихся из районов северной и восточной Африки. Расовое самосознание стало основополагающей идеей этой концепции, а главной целью его сторонников - возвышение достоинств черной расы, воспевание особенностей "негритянского образа философского мышления". Сформировавшись в среде литераторов, философов, историков и культурных деятелей, эта концепция оказала немалое влияние и на исследователей проблем истории и народной традиционной культуры. Мысли о приоритете для африканца духовной культуры, гуманности традиционного общества, противопоставление ушедшего золотого века и гармонии жестокому настоящему были характерны, например, для старейшины африканских историков Бубу Хама.
Реальная картина религиозной принадлежности населения как континента в целом, так и отдельных стран вырисовывается только при сопоставлении конкретных данных по частям той или иной страны, государства. Так например, тот факт, что почти всего население Африки составляют последователи традиционных местных культов, никак не характеризует Северную Африку, население которой почти поголовно исповедует ислам и где традиционные местные культы в чистом виде вовсе отсутствуют. Все эти трудности заставили применить приемы учета, опирающиеся на подсобные данные. Далее, необходимо учитывать тот обстоятельство, что в преобладающей массе своей африканцы - христиане и мусульмане - фактически в большой или меньшей степени двоеверны. Формально числящиеся христианамами африканцы выполняют христианские обряды и посещают церковь, но параллельно с этим совершают обряды традиционных местных религий. То же относится и к значительной части мусульман, живущих к югу от Сахары. Особенно устойчивы культы предков и аграрные культы, не говоря уже о распространении так называемых суеверий - веры в силу колдовских приемов и снадобий, а также фетишей - амулетов, оберегов и т.п. По представлениям бамбара, проживающих в Республике Мали, человек состоит из материальной и духовной субстанций. Последняя, в свою очередь, включает: ни (душу) и дъя (двойника), связанные мифологически с фаро; тере (характер, силу и сознание) и нъяма (силу, в которую превращается тере после смерти человека), связанные с мифологическим образом Пембы; ванзо (вредоносную силу), связанную с образом Мусо Корни. Равным образом и дъя имеет значение "тень"; сопряженное с телом и жизнью тере означает также индивидуальные особенности человека и его судьбу, предопределенную жизненную программу. Последнее, кстати, согласуется с представлением о человеке как о зерне, котором уже имеется линия будущего развития. Смерть разрушает единство составляющих человека компонентов:
материальная и духовная субстанции разделяются. Последняя также разрушается:
ни и дъя отделяются друг от друга; их при помощи соответствующих обрядов
перемещают соответственно на алтарь семейных предков и воду. Тере отделяется
от тела и превращается в ньяма. Чтобы избежать вредоносного воздействия
ньяма на окружающих, ее при помощи специальных обрядов переносят на земное
воплощение Пембы -деревянный чурбачок пембеле. Что же касается ванзо,
то эта сила выводится из человека во время ритуальной смерти при инициации
с помощью операций обрезания у мужчин и эксцизии у женщин. В традиционных
периодах, даже в значительной мере христианизированных и исламизированных,
вера в непогрешимость вождей, верховных жрецов и правителей, в сакральный
характер их власти сохранялась в массах и в этот, и в последующие периоды.
До сегодняшнего дня значительная часть народов Африке занимается скотоводством.
Это значительная часть фульбе, туарегов, арабов, сомали, баккара, гереро,
данакиль, масай, нуэр, шиллук, амер, динка и других народов. По представлениям
овамбо, проживающих в Намибии, каждое домашнее животное несёт на себе
определённую функцию: корова является "бодающим" животным -
"Онгобе ой нгобола", баран - очищающее, жертвенное животное,
являющееся символом магии - "шикомбо ошикобола". Африканцы считают,
что коров не следует красть, поскольку они могут забодать того, кто свершил
злодеяние. При этом проклятие падёт на него или на всю его семью. В традициях
овамбо курица - "охухуа окахада" - разгребающее землю или роющее
могилу существо. С этим связан запрет на воровство кур, в противном случае
эта птица может наказать, т.е. "закопать" по усмотрению хозяина. Панафриканизм как философское направление Возникновение всемирной цивилизации логически означает
развитие философского образования, носящего общемировой характер. Мы должны
понять и объяснить другим, что самобытность народов сохраняется не тогда,
когда они замыкаются в себе, а, напротив, когда они открываются навстречу
культурам других народов. Как на философско-теоретическом, так и на практическом
уровне нашей обязанностью является исследование духовных ценностей и традиций,
которые поддерживают дух толерантности и взаимопонимания. Афроцентризм в философии Первым человеком, развившим эти представления
в истории Африканской Философии, и стремившимся доказать приоритет африканской
мировоззрения, был сенегальский ученый Шейх Анта Диоп, выступивший в 1955
г. с монографией "Негрские нации и культура" и оказавший громадное
влияние на формирование взглядов африканских историков более молодых поколений.
И поныне ни одно крупное сочинение по истории Африки не обходится без
особой главы, посвященной Ш. А. Диопу. "Африка - это не только процессы
антропогенеза, но и особая, первичная роль континента в развитии цивилизаций".
Взгляд о социокультурном и духовном единстве народов Африки,
о первичности африканских культурные ценности, положивших начало всем
мировым цивилизациям, разделяет конголезский ученый Теофиль Обенга, который,
по-видимому, наиболее близок к известным воззрениям Шейх Анта Диопа. В
многочисленных работах по лингвистике и истории он проводит утверждение
о древней монолитности африканского социокультурного прогресса. Материал был подготовлен: Петрусом Индонго, историком,
публицистом (Намибия) с одобрения Филиппа Мануэла Самбо (Сан-Томе и Присипе),
кандидата философских наук, а также Майкла Ваганда (Кения), доктора исторических
наук. 05.04.2004г.
1. Abraham. W. E. "The Mind of
Africa". Weidenfeld & Nicholson, London.1967.
|