Нефть и газ Нигерии

НЕФТЬ
С резервами Нигерии в 22 млрд.барр. нефти и добычей в объеме 2 млн.б/д нефтяная отрасль является основой нигерийской экономики. Нигерийская нефть отличается высоким качеством. Добыча ведется в основном в болотистых районах дельты реки Нигер, а также на континентальном шельфе. В последние годы добывающие компании концентрируют внимание на добыче нефти в море. Нигерия производит несколько сортов высококачественной нефти. Основные из них - "Эскравос", "Форкадос", "Одуду" и "Бонни". Последняя является собирательным названием нигерийской нефти, цена которой на мировом рынке на 10-15 центов превышает цену североморского "Брента".
Практически 100% добычи нефти в Нигерии осуществляют зарегистрированные в стране СП Национальной нигерийской нефтяной корпорации и нефтяных ТНК. НННК осуществляет контрольно-финансовые функции и среди дочерних предприятий располагает небольшой добывающей компанией. Оператор: "Шелл" (добывает 800 тыс.б/д), "Шеврон" (400), "Мобил" (500), "Аджип" (140), "Эльф" (126), "Тексако" (60), "Эшланд" (25), Нигерийские компании (4,5 тыс.б/д); итого 2055 тыс.б/д.
Нигерийские компании типа "Дубри", "Консолидейтед Ойл" принадлежат частным лицам и производят незначительный объем нефти. Они действуют при техсодействии иностранных нефтяных компаний. В Нигерии проводится политика не конфискационной "нигеризации" нефтяного сектора с поддержкой местных компаний. В 1999 г. пришедшее к власти гражданское правительство единовременно отозвало лицензии у 16 нигерийских нефтекомпаний (НК) из-за опасения усиления в них - и соответственно в стране - иностранного контроля.
Для новых иностранных НК в Нигерии теперь отсутствует вариант СП с НННК. Они могут работать на условиях контакта о разделе продукции или в качестве технических партнеров нигерийских НК.
На внутренние цели Нигерия потребляет примерно 300 тыс.б/д, которые должны перерабатываться на нигерийских НПЗ. Их четыре.

  НПЗ Мощность Факт
  Порт Харкорт 1 60000 65000
  Порт Харкорт 2 69000 69000
  Кадуна 110000 51000
  Варри 125000 55000
  ИТОГО 445000б/д 240000 б/д


По ряду причин, в том числе старения и выхода из строя оборудования, НПЗ работают в режиме неполной мощности. В последние 5 лет это вызывает периодические острые нехватки топлива, необходимость импорта готовых нефтепродуктов и масштабные спекуляции. В последние месяцы 1999 г. перебоев с топливом не было и даже наметился избыток в производстве мазутов. Второй по мощности НПЗ Кадуна для производства таких продуктов, как битум, использует импортную нефть из Саудовской Аравии, так как высококачественная "Бонни" для этого не пригодна. Контракты на ремонт и техобслуживание НПЗ считаются привлекательными. Новое гражданское правительство, судя по всему, серьезно относится к необходимости реабилитации своих НПЗ.
Доставка топлива в основном производится водным и автомобильным транспортом (27 тыс. бензовозов). Вместе с тем бездействуют из-за неисправностей и плохого электроснабжения 5 систем трубопроводов, известных под кодами 2А, 2В, 2D, 2DX, 2ЕХ. Дополнительный трубопровод перекачивает тяжелую арабскую нефть на НПЗ Кадуна для выпуска битума.
В Нигерии давно обсуждаются планы приватизации или коммерциализации НПЗ. Этому должно предшествовать устранение государственного контроля цен нефтепродуктов. Сейчас бензин стоит примерно 20 центов, а керосин и дизтопливо - 18 центов за литр. Цены субсидируются правительством. Это провоцирует контрабанду нефтепродуктов в соседние страны. Ниже приведены цены на бензин, за 1 л.: Нигерия - 0,22 долл; Кот-д' Ивуар - 1,95 долл.; Гана - 1,62 долл.
По соглашениям о СП с ТНК Нигерии принадлежит в среднем 53% добытого сырья (учитывая поступления от нефтяных налогов и плат за право пользования ресурсами, эта доля в денежном выражении фактически составляет 60%). Текущий объем экспорта нигерийской доли добычи - 850 тыс.б/день. Большая часть - до 45% - экспортируется в США. 4% - в африканские страны. Некоторые НПЗ в США и Германии построены по спецификации сорта "Бонни". До 35% поступлений от экспорта нефти идет на погашение внешней задолженности.
Вся нигерийская нефть экспортируется через морские терминалы.

Терминал Оператор Мощность

Водоизм. танкера Раст. в км от берега
Bonny Shell 6500 т./ч 300 тыс.т. 23
Forcados Shell 11000 254 26
Escravos Chevron 3750 350 30
Qua Iboe Mobil 3750 285 21
Brass Agip   300 26
Pennington Texaco 2000 250 25


НННК сама не только не добывает нефть, но и не экспортирует ее. Давней практикой является предоставление контракта фирме-экспортеру. Выдача контрактов производилась единолично или по крайней мере с одобрения высшего руководителя страны. Сложная система скидок и комиссионных, отсутствие информации об экспортерах - в основном личностей, приближенных к руководству - способствовали злоупотреблениям и сверхобогащению руководства и руководителей нефтяного сектора. Отчетность была невозможной из-за практики использования двойного - рыночного и официального - курса твердых валют, который различался в 4 раза. Деньги, впрочем не только нефтяные, исчезали миллиардами. По опубликованным в Нигерии данным, нынешние власти, проводящие курс на борьбу с коррупцией, воровством и иной преступностью, утверждают, что с середины 70-х гг. в целом украдено 50 млрд.долл.
Пришедшее в мае 1999 г. к власти гражданское правительство реорганизовало нефтяной сектор. Руководство министерством нефти ведется из канцелярии президента. Постоянно публикуются приглашения к участию в тендерах в нефтяном секторе. Перемены коснулись и экспорта. В июне 1999 г. правительство отменило все экспортные контракты, выданные ранее. Опубликованы списки новых экспортеров. Среди них впервые числятся ЮАР и Кения.
В списке присутствуют и старые клиенты НННК, например "Аддакс", "Гленкор", "Аркадия", "Витол". Часть этих компаний принадлежит или связана с Марком Ричем, который действовал в Нигерии при посредничестве нигерийско-ливанской семьи Чагори, которая была приближена к военным лидерам страны 1985-98 гг. И.Бабангида и С.Абачи.


Межправительственные сделки (тыс.б/д)
ЮАР - 55
Национальная Нефтяная Корпорация Кении - 30
Национальная Нефтяная Корпорация Ганы - 30

Международные трейдеры
North Atlantic Refining of Canada - 50
Kyokuto Petroleum оf Tokyo - 100
Addax Nigeria - 90
Clencore International AG - 90
Total International Firm - 50
Vitol - 60
Attock Oil International - 60
Trafigura Beheer, Amsterdam - 60
Arcadia, London - 100
Itochu, Japan - 20

Партнеры НННК
Carlson of Bermuda - 30
Duke Oil ervices - 20
Napoli Limited - 20

Итого: 865

Экспортерами нигерийской нефти могут быть конечные потребители этого сырья с годовым оборотом не менее 100 млн.долл. и имуществом компании не менее 40 млн.долл., или известные международные трейдеры, или нефтяные компании. Они должны также заявить о готовности инвестировать в нигерийскую экономику - условие, закрепляемое необходимостью выставления залога в 1 млн.долл., который в противном случае погашается в пользу НННК вместе с автоматической отменой контракта. Контракты на экспорт действуют в течение 1 года.
О проблемах нефтеносного юга Нигерии. Дельта реки Нигер, расположенная на юге Нигерии, является сегодня основным нефтедобывающим районом страны и охватывает шесть штатов (Байелса, Дельта, Риверс и частично Аква-Ибом, Кросс-Ривер, Эдо) с общей численностью населения от 7 до 10 млн.чел. Этнический состав региона в отличие от других областей, где количественно доминирует та или иная народность (юго-запад - йоруба, юго-восток - ибо, север - хауса), весьма неоднороден и объединяется общим понятием "национальные меньшинства".
Десятилетия интенсивной и узконаправленной эксплуатации дельты со времени обнаружения там громадных запасов черного золота (конец 50-х гг.) превратили ее в зону бедствия с абсолютной неразвитостью ненефтяных секторов экономики, деградацией инфраструктуры, загрязнением окружающей среды, обнищанием местных жителей, массовой безработицей.
Появление серьезных вспышек народного недовольства относится к началу 90-х гг., но особый размах они приобрели в 1997 г. в период правления режима генерала Абачи (1993-98 гг.) и идут по нарастающей до сих пор.
Объектами нападок, в первую очередь, становятся центральные власти и работающие там ТНК ("Шелл", "Аджип", "Тексако", "Мобил", др.). Если в отношении первых дело пока ограничивается предъявлением угрожающих петиций и деклараций воинствующих локальных молодежных организаций (наиболее активного звена в массе выступающих), то вторые уже в полной мере столкнулись с реальной проблемой собственного выживания, когда участились случаи вандализации оборудования и имущества, захвата заложников с целью получения выкупа, периодических ультиматумов с требованиями компенсаций баснословных сумм "за наносимый ущерб" и даже убийств сотрудников.
Ситуация в дельте Нигера в силу указанных обстоятельств перестала быть сугубо внутринигерийским делом и приобрела международный резонанс, проходя отдельным пунктом в резолюциях Комиссии ООН по правам человека в отношении Нигерии и вызывая серьезную озабоченность правительств стран, чьи компании задействованы там в нефтедобыче (в частности, США).
Другой тип столкновений, внешне носящий выраженный этнический характер, на самом деле имеет те же, замешанные изначально на нефти корни: лишенная каких-либо стабильных средств к существованию в большинстве своем безработная молодежь выясняет в крайне жестоких формах отношения друг с другом, борясь за то, кому и в какой степени достанется кусок выделяемых на развитие региона скудных госассигнований. В частности, официальная причина продолжающейся межплеменной вражды между соседями иджо и итсекири состоит в недавнем переносе по непродуманному указанию из Абуджи органов местного управления (а соответственно и материальных фондов) с территории, преимущественно заселенной первыми, на территорию вторых. В результате погибли сотни людей (среди них и несколько традиционных вождей), до тла сожжены ряд поселений. И конфликт еще крайне далек от развязки.
Не утихают повстанческие страсти и у другого народа дельты - огони, ставшего печально известным после гибели своего сына, писателя и правозащитника К.Саро-Вивыв в 1995 г.
Законодательно (с помощью соответствующих декретов) лишило население юга права самостоятельно распоряжаться своими природными ресурсами, федеральные власти разделили прерогативу контроля над ними с ТНК, создав СП. Только мизерные 1,5, а позже 3% зарабатываемых здесь нефтедолларов по решению Абуджи возвращались обратно для использования на местные нужды (сейчас по предложению президента О.Обасанджо парламентом обсуждается вопрос об увеличении этой квоты до 13%). Справедливости ради надо отметить, что западные нефтекомпании (особенно в 90-е гг., когда проблемы дельты Нигера начали рассматривать в контексте приобретающего общемировой размах движения в защиту прав человека), стремясь хотя бы на время успокоить страсти и сохранить свои интересы, предпринимают косметические меры по частичной реабилитации района, тем самым фактически подменяя призванные по долгу службы заниматься этим нигерийские госучреждения. На их деньги строятся здания социального назначения (школы, больницы), улучшается инфраструктура (дороги, электричество, водоснабжение). При этом основная часть их денежных вливаний производится через издавна существующие на местах институты традиционных вождей - наиболее уважаемых людей того или иного племени, в большинстве своем насквозь пронизанных жаждой личного обогащения; на гуманитарную матпомощь ими зачастую покупаются для себя дома, лимузины, жены.
Пути выхода из тупика разными этносоциальными группами видятся по-разному - от крайне радикальных до вполне умеренных. Предлагаются, например, варианты передачи 100%-го контроля за ресурсами и извлекаемой за счет их добычи прибыли на места с уплатой в Абуджу некоторых налогов, что, мол, будет знаменовать собой воплощение идей действительного федерализма при увеличении роли провинций и сокращении влияния центра.
Другие, более близкие к жизни и имеющие шанс на реализацию предложения состоят в выработке всеобъемлющего и конкретно финансируемого плана постадийного развития юга, включающего в себя поддержание и укрепление традиционных производств (фермерское, рыболовное дело), усовершенствование системы трудоустройства, повсеместное проведение необходимых коммуникаций, внедрение современных экологически чистых технологий и т.д. и т.п. Примечательно, что моделью успешного решения проблем нефтеносных районов в других странах отдельные эксперты считают "промышленные поселки Сибири", являющиеся, по их мнению, вполне самодостаточными образованиями с разветвленной сетью магазинов, больниц, школ, наличием сельскохозяйственных угодий, клубов культуры и отдыха.
В условиях новых демократических реалий правительство Обасанджо прекрасно понимает, что одной лишь силой армейских штыков, как это случалось прежде, вопрос дельты Нигера не решить. Во исполнение своих предвыборных обещаний президентом уже представлен соответствующий билль в парламент.

ГАЗ
О вступлении в строй комбината по сжижению и экспорту природного газа. В редком случае соответствия с планами, сформулированными еще в 1995 г., введен в строй в окт. 1999 г. один из крупнейших промобъектов Африки - комбинат по сжижению природного газа компании "Найджирия Ликвифайд Нэчурал Газ" (НЛНГ). В компанию входит НННК с 49% капитала, "Шелл" с 25,6%, "Эльф" с 15% и "Аджип" с 10,4%.
Проект был задуман более 20 лет назад, а компания НЛНГ была зарегистрирована в 1989 г. Комбинат, расположенный в г. Бонни в традиционном районе добычи нефти, в полном объеме состоит из трех очередей и включает завод по сжижению газа, системы транспортировки и погрузки на морские газовозы, с необходимой производственной и бытовой инфраструктурой. Строительство по контракту от 1995 г. осуществляет консоциум TSKJ. В него входят компании "Техшип" (Франция), "Снампрогетти" (Италия), "Келлог" (США) и японская "Газовая компания". Стоимость комбината составляет 3,8 млрд.долл. В то время как две очереди начали функционировать, третья стоимостью от 1,5 до 1,8 млрд.долл. должна вступить в строй в 2002 г. Первые две очереди способны производить только сжиженный газ путем его охлаждения и сжатия, что включает необходимость его регазификации и доставки потребителям по газопроводам. Третья очередь будет производить и сжиженный нефтяной газ (бутан и пропан), получаемый сжатием и не требующий регазификации. Последний является четвертым по объемам использования типом топлива после бензина, керосина и дизтоплива.
Комбинат в условиях серьезного дефицита газового топлива в стране ориентирован исключительно на экспорт продукции. Его мощность составляет 5,7 млн.т. сжиженного газа в год (7,5 млрд.куб.м. природного газа). Первый груз газа отправлен на экспорт в окт. 1999 г. во Францию. Ранее НЛНГ подписала долгосрочные - на 22,5 половиной года - контракты с покупателями газа: итальянской компанией "Энел", испанской "Энагаз", турецкой "Ботас", "Газ Де Франс" и португальской "Трансгаз".
Для доставки сжиженного газа НЛНГ располагает 4 большими морскими газовозами: "Лагос" и "Порт Харкорт" по 122 тыс.куб.м., "Абуджа" и "Эдо" по 135 тыс.куб.м. У корейской компании "Дэу" заказано еще два газовоза.
Кроме чисто экономического эффекта НЛНГ создал значительно число рабочих мест и снижает объемы экологически вредного сжигания природного газа в скважинах. Запасы природного газа в Нигерии составляют 120 трлн.куб.фут. От 15 до 20% газа используется для выработки электроэнергии и - в сжиженном виде - в качестве домашнего топлива. Остальное сжигается в факелах на промыслах.
О проекте газопровода "Нигерия-Бенин-Того-Гана". Усилия Нигерии по освоению западноафриканского рынка газа могут дать реальные результаты к 2002 г., при условии реализации проекта Западноафриканского газопровода. В свою очередь успех проекта должен обеспечить прогнозируемый рост энергетических потребностей промышленности соседних стран, прежде всего Ганы.
По западноафриканскому газопроводу протяженностью 600 км. Нигерия сможет экспортировать в соседние Бенин, Того и Гану от 50 до 100 млн.куб.ф. газа в день. Это 7% от всего объема газа, сжигаемого в факелах. Стоимость проекта оценивается в 400-600 млн.долл., проект должен будет окупиться в течение 20 лет эксплуатации. Предполагается, что только в Гане газопровод обеспечит до 75% ее расхода природного газа, что опирается на обозначившуюся тенденцию к росту ее энергетических потребностей. В планы этой страны входит построить электростанции в г.г. Тема, Токоради и Тано в дополнение к уже необеспечивающей потребности в электроэнергии ГЭС Асокомбо на реке Вольта.
Межгосударственное соглашение четырех стран Западной Африки о создании газопровода было заключено в 1995 г. Тогда же был основан руководящий комитет. Однако только в авг. 1999 г. Нигерия, Бенин, Того и Гана и 6 компаний, составляющих строительный консорциум, подписали Меморандум о взаимопонимании. Этим, как полагают, завершился длительный период топтания на месте, вызванный нерешительностью Нигерии дать политическое добро на такого рода проект.
Даже во время подписания Меморандума в г. Котону (Бенин) возникли разногласия. "Шеврон" изначально числился главным застройщиком и автоматически претендовал на роль управляющей компании. НННК выступила резко против этого. В спор пришлось вмешаться министру энергетики США Б.Ричардсону, находившемуся в Нигерии с визитом. Он апеллировал к президенту Нигерии О.Обасанджо и тот заверил, что проблема будет решена. Меморандум был подписан, однако разногласия затянули на неделю подписание еще одного документа - Соглашения о совместном предприятии. Это произошло 16 авг. в Абудже.
В соответствии с этим документом партнерами по СП являются 6 предприятий 4 стран: Нигерийская Газовая компания (дочернее предприятие НННК), "Шеврон Нигерия", "Шелл Нигерия", Нац. Нефтекорпорация Ганы и газовые компании Бенина и Того. Консорциум по созданию газопровода в составе этих компаний был основан в авг. 1998 г. в Лагосе, включив тем самым элемент частной инициативы в застывший государственный проект. При подписании Соглашения о СП Нигерия оставила за собой 25% капитала компании. С авг. 1998 г. консорциум предоставил средства на составление ТЭО проекта (2 млн.долл.). Его выполнила немецкая фирма Pipeline Engineering. Коммерческая ценность проекта определена фирмой Baine, Cuneoe Associati, которая является консультантом Всемирного Банка. Именно эта фирма определила объемы возможного экспорта и финансовые параметры проекта газопровода, основываясь на факторе неожиданного роста энергетических потребностей Ганы.
Проект способен создать 18 тыс. рабочих мест, уменьшить объемы вредных эмиссий в атмосферу в результате снижения объемов сжигаемого в факелах газа, решить энергетические проблемы если не региона, то по крайней мере трех его стран. Еще не определен маршрут трубопровода, который предложен в нескольких вариантах - от дорогостоящего морского до организационно сложного наземного. Предстоит разработать и утвердить концессионное соглашение о ценах и тарифах.
Наконец, предстоит основать компанию по строительству и эксплуатации газопровода West African Gas Pipeline, что намечено было сделать до конца 1999 года. И последнее по порядку, но не по значимости: не известны (или не предаются гласности) источники финансирования проекта. США, проявив интерес и предоставив символическую материальную поддержку проекту, в целом выставляют длинный перечень условий под возможные в будущем кредиты. Некоторые из этих условий - по крайней мере для Нигерии и по крайней мере на сегодняшнем этапе - неприемлемы.
Ни один из газовых проектов, инициированных или реализуемых в Нигерии, не обращен во внутрь страны, где энергетические проблемы стоят острее, чем в соседних странах. Все ориентированы на экспорт. Кроме того, добыча газа в Нигерии никогда не представляла такого интереса, как добыча нефти, где каждый вложенный доллар давал - и продолжает давать - большую отдачу, чем газ. Даже намеченное удвоение штрафов за сжигание попутного природного газа в факелах не сделает его добычу более экономически выгодной, чем добыча нефти. Это тем более верно, что в стране практически отсутствует или не функционирует техническая инфрастуктура газовой отрасли - намного более сложная и дорогостоящая, чем нефтяная. Существует мнение о том, что серьезная работа с газом начнется только тогда, когда начнут иссякать запасы нефти. Другими словами речь идет о том, что раньше назвали "хищническим использованием природных ресурсов развивающихся стран". Нигерийские власти поставили задачу увеличить нефтяные резервы страны с 20 до 30 млрд.барр. Предусматриваются и меры по увеличение производства этого сырья.

 

АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ

 

Иван Иванов. Миражи нефтяной дельты. Нигерия: разграбленный гигант черной Африки, "Нефть России"

Новости

 

Нефтяные скважины Нигерии – бомбы замедленного действия
01.05.03, Mignews. Представители нефтяной компании Royal Dutch Shell заявили, что 14 брошенных в Нигерии нефтяных скважин могут взорваться в любой момент, сообщает информационная служба Би-би-си.
Компания сделала подобное заявление после тщательно проведенного расследования по фактам утечки нефти на одной из скважин в районе Огонилэнд на юге Нигерии.
Представитель компании Дональд Бохам заявил, что скважины являются "потенциальными бомбами с часовым механизмом".
Shell была вынуждена прекратить добычу нефти в Огонилэнде в 1993 году в результате кампании, развернутой местным писателем Кеном Саро-Вива, который обвинил компанию в широкомасштабном загрязнении окружающей среды.
По заявлениям компании, лишь две скважины запечатаны должным образом, оставшиеся 14 должны быть закрыты с помощью цемента и других специальных материалов, пока не разразилась трагедия.
По словам Бохама, особую опасность представляет просачивающийся газ в комбинации с нефтью: это может в одну секунду превратить весь район, где находятся взрывоопасные скважины в настоящий ад.
Активисты Огонилэнда обеспокоены информацией, полученной от специалистов компании Shell и подтверждают факты утечки нефти.

 

Профсоюзы Нигерии требуют сохранить госконтроль над нефтью
01.03.29, РИА Новости, Олег Греков. Многотысячной демонстрацией протеста в столице Нигерии Абудже завершилась в четверг 10-дневная кампания нигерийских профсоюзов, направленная против намерений правительства резко ограничить государственное вмешательство в нефтяной сектор экономики.

Как передает корреспондент РИА "Новости", участники акции призвали президента Нигерии Олусегуна Обасанджо отказаться от планов отмены государственных субсидий на нефтепродукты и освобождения цен на них, что, по мнению Нигерийского трудового конгресса /НТК/, неминуемо приведет к снижению уровня жизни населения.

Выступая в ходе акции, лидер НТК Адамс Ошиомоле предупредил власти о том, что, если они не прислушаются к мнению трудящихся, то у профсоюзов не остается другого средства, как призвать к общенациональной забастовке.

Вместе с тем, президент Нигерии на днях вновь заявил о том, что он решительно настроен на осуществление планов денационализации в нефтяной отрасли, без чего, по его мнению, страна будут по-прежнему испытывать хронические перебои с топливом.

По официальным заявлениям, дефицит бензина и других видов нефтепродуктов в Нигерии, которая входит в шестерку ведущих нефтедобывающих стран мира, объясняется изношенностью оборудования перерабатывающих заводов, а также тем, что цены на топливо в Нигерии - одни из самых низких в мире - подстрекают к широкомасштабной незаконной перепродаже его в соседние страны.

 

Забастовка нефтяников в Нигерии может снизить поставки нефти на мировой рынок
00.11.27, Страна ру. Члены профсоюзов нефтяников Нигерии начали сегодня забастовку. Нигерия ежедневно производит два миллиона баррелей "черного золота", что позволяет ей занимать первое место в Африке и шестое в мире среди экспортеров этого вида сырья.
По словам руководства профсоюзов, требование бастующих - повышение зарплаты, в зависимости от квалификации, на 45-60 проц. Стачка должна затронуть все нефтедобывающие компании, что приведет не только к уменьшению или даже прекращению поставок на мировой рынок, но и нанесет серьезный удар по экономике страны. Нефть дает Нигерии 90 проц валютных поступлений, передает ИТАР-ТАСС.

В Нигерии сохраняется угроза возгорания крупного нефтехранилища

00.07.12, РБК. В Нигерии продолжается пожар на месте, где произошел прорыв крупного нефтепровода. По словам пресс-секретаря нигерийского МВД Манди Очуко, пожар носит неконтролируемый характер. Пожарным бригадам пока не удается справиться с горящей нефтью. По предварительным данным, от огня уже пострадало уже около 250 человек. Очуко сообщил, что в данный момент пламя вплотную приблизилось к нефтехранилищу, расположенному недалеко от трубопровода. В его терминалах находится более 100 тысяч баррелей сырой нефти. "Если хранилище взорвется, это может обернуться общенациональной катастрофой", - заявил пресс-секретарь.