Материалы круглого стола в Информцентре ООН 25.10.2005

 

Российское экспертное сообщество готово сделать контакты РФ с ООН более продуктивными

25 октября в Информационном центре ООН состоялся Круглый стол «Миротворчество ООН как оно есть».

25 октября, на следующий день после торжеств по поводу 60-летнего юбилея ООН, в Информационном центре ООН прошёл круглый стол «Миротворчество ООН как оно есть». Мероприятие состоялось по инициативе, в том числе, сотрудников Российско-Африканского делового совета.

В небольшом помещении Центра собрались российские офицеры-миротворцы, учёные – специалисты по теме, журналисты, представители заинтересованных государственных структур, педагоги, журналисты, студенты и даже две московские школьницы в голубых беретах – слушательницы одной из нескольких десятков столичных школ, составляющих т.н. «Сеть миротворчества».

В центре внимания собравшихся был доклад Чрезвычайного и Полномочного посла Сенегала в РФ генерала Мунтаги Диалло, который совсем недавно был главнокомандующим миротворческого контингента ООН в Демократической республике Конго – самой горячей точке планеты, где в непрерывно длящуюся несколько десятилетий войну в разные времена оказывались в том или ином виде втянуты граждане более 20 государств мира.

Современный период развития международного миротворчества в мировой литературе носит условное название «мускулистого». «Силовое навязывание мира» государствам, охваченным вооруженными конфликтами – это центральная проблема сегодняшнего миротворчества, активно обсуждающаяся в самых разных аудиториях мира – от школьных до ооновских. «ООН не ведёт войн и не является конфликтующей стороной» – этот тезис, сформулированный в т.н. «Докладе Брахими» в 2000, является титульным для миротворцев. Однако операции по поддержанию мира всё чаще становятся по сути военными, т.е. ООН применяет вооружённое воздействие, вплоть до бомбардировок, стремясь принудить стороны к миру. Такие действия, безусловно, подразумевают наличие «противника», т.е. по основному признаку являются войной.

Это явное расхождение между манифестом самой влиятельной международной организации и её очевидной практикой уже давно привело к появлению массы новых проблем. Самую взвешенную точку зрения на проблему «мускулистого» миротворчества выразил генерал Диалло, сказавший, что его опыт участия в боевых миротворческих операциях свидетельствует: невозможно принудить к миру стороны, не находящиеся хотя бы в самом хрупком и неустойчивом переговорном процессе, что ООН может только п о д д е р ж и в а т ь стремление к миру. Г-н Диалло также заметил, что ООН, в силу ограниченности контингента и финансирования (бюджет организации по ведению миротворческих операции составляет всего 0,05% всех средств, которые тратят в настоящее время на вооружённые конфликты государства мира), не в состоянии вести широкомасштабные боевые действия по установлению мира и не должна подменять собой национальные армии и силы поддержания порядка, даже если к этому её призывают обе воюющие стороны, находящиеся в состоянии постоянных мирных переговоров.

Похоже, с ним согласились все участники Круглого стола, в том числе и российские офицеры, непосредственные участники миротворческих операций в разных точках планеты. Впрочем, их было не слишком много: в деятельности миротворческих сил ООН современная Россия принимает самое скромное участие. О недостаточности этого участия все высказались единодушно, приводя в пример опыт Украины и других постсоветских государств, успешно сотрудничающих с ООН в сфере миротворчества. Высказывались пожелания к российскому правительству найти способ более эффективного взаимодействия с ооновскими структурами по этому вопросу.

Живую дискуссию вызвали вопросы правового характера, связанные с переходом международного миротворчества на новую ступень. Можно ли квалифицировать захваченных в плен миротворцев как «военнопленных» со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями, чрезвычайно важными для самих миротворцев? Считать ли военными преступниками миротворцев, от вооружённых операций которых неминуемо страдает в определённой степени и мирное население? Какая судебная инстанция должна заниматься миротворцами, совершившими личные преступления в отношении мирных граждан (например, изнасилование) – международный суд или национальные суды стран? И если национальные суды, то какой стороны – страны-поставщика миротворческого контингента или принимающей помощь ООН страны? Должна ли, а если должна, то на каких юридических основаниях, ООН требовать выдачи пострадавшей стороне преступника-миротворца? Острой проблемой остаются также расхождения между международным военным правом и военным правом конкретных государств. Была подчёркнута необходимость создания всемирной базы данных по судебным разбирательствам, связанным с миротворцами.

Вообще повестка дня Круглого стола, составленная его инициатором – Информационным центром ООН в Москве – была весьма остра и затрагивала реальные глубинные проблемы современного этапа миротворчества, а ход беседы безусловно засвидетельствовал наличие в России высококвалифицированного экспертного сообщества, способного сделать контакты России с ООН гораздо более осмысленными и продуктивными.

Анна Бражкина,
глава информационно-аналитического центра
Российско-Африканского делового совета
25.10.2005

 

ВВЕРХ

на главную Africana.ru