Комиссия по Африке: материалы и публикации


НАШИ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ
Доклад Комиссии по Африке

 

Часть 1, раздел A

 

ОБОСНОВАНИЕ

Xamul aay na, laajtewul a ko raw.
Незнание — это плохо. Но нежелание познать — хуже.
Африканская пословица

Batta li a ifi ise agoura li arin egun.
Надев ботинки, можно пройти и по колючкам.
Африканская пословица

Во всем мире наблюдается беспрецедентный рост благосостояния человечества. В отличие от прошлых времен, когда благосостояние было привилегией лишь избранных, теперь жизнь в достатке доступна небывалому количеству простых людей из разных уголков нашей планеты. Благодаря процессу глобализации и развития, уровень жизни миллиардов мужчин и женщин значительно вырос.

И тем не менее, в настоящее время не всем еще доступны эти плоды изобилия. Миллионы жителей Африки вынуждены влачить жалкое существование в условиях ужасающей нищеты, ютиться в жалких лачугах в непосредственной близости от вонючих мусорных свалок, дышать загрязненным воздухом, пить неочищенную воду. От голода страдают дети. Вследствие постоянного недоедания у многих из них наблюдаются отклонения в физическом развитии. Многие не умеют ни читать, ни писать. Часто беспричинно болеют.

Мы живем в мире благополучия, где, благодаря существованию современных лекарственных препаратов, удалось искоренить большинство болезней, существовавших прежде. И тем не менее в Африке ежегодно умирают ни много ни мало четыре миллиона детей в возрасте до пяти лет. Две трети — от болезней, лечение которых не требует значительных средств: например, от малярии, которая является основным бичом детского населения Африки. А половины смертей можно было бы легко избежать, если бы родители имели возможность сводить детей к врачу и достать лекарства, стоимость которых не превышает всего-навсего один доллар США.

Мы живем в мире благополучия, где ученые приблизились к разгадке генома человека и даже научились клонированию. И тем не менее при нашем попустительстве в Африке ежегодно, вследствие осложнений при беременности или родах, умирают 250,000 женщин.

Мы живем в мире благополучия, где посредством сети Интернет в мгновение ока можно совершать обмен информацией такого объема, который не может вместить ни один человеческий мозг. И тем не менее в Африке ни много ни мало 40 миллионов детей лишены возможности получить начальное образование.

Мы живем в мире благополучия, где в попытке побороть СПИД, одну из самых смертоносных болезней нашего времени, ученые разработали антиретровриный препарат, способный сдерживать его распространение. И тем не менее, в Африке, где количество инфицированных насчитывает 25 миллионов человек, этот препарат до сих пор не стал общедоступным. Это означает, что ежегодно от СПИДа будет умирать два миллиона инфицированных. В Замбии к 2010 году каждый третий ребенок останется сиротой.

Мы живем в мире благополучия, где в процветающих странах на производство излишней пищевой продукции тратятся средства, эквивалентные доходу всего населения Африки — в день почти 1 миллиард долларов США. В то время, как в Африке голод уносит больше жизней, чем все инфекционные болезни вместе взятые.

Мы живем в мире благополучия, где на содержание каждой коровы в Европе тратится в день два доллара. Абсурдно, но факт: это в два раза превышает средний доход жителя Африки. В Японии на содержание одной коровы тратится четыре доллара.

Подобное несоответствие между качеством жизни граждан процветающих стран и бедных жителей Африки — вопиющее проявление несправедливости. В попытке передать масштабы этой несправедливости, мы исчисляем ее жертвы миллионами. Но при этом нельзя забывать, что за цифрами стоят конкретные человеческие жизни, жизни детей. Огромное количество детей борется со смертью, борется за жизнь. Но силы неравны, и ежегодно тысячи детей погибают.

Глобализация должна также подразумевать и глобальную справедливость. Ни один народ мира не может оставаться в стороне, когда страдают другие люди. О готовности человечества прийти на помощь свидетельствуют те меры, которые были предприняты для ликвидации последствий разрушительного цунами, вызванного небывалым по силе землетрясением в Индийском океане. Достигнув берега, эта огромная волна унесла более 300,000 человеческих жизней, сметая все на своем пути. Все население планеты незамедлительно откликнулось на эти трагические события, и в пользу пострадавших был немедленно собран огромный денежный фонд.

На африканский континент ежемесячно обрушивается волна еще более разрушительная, чем волна цунами. Это волна голода и болезни. Накатывает она исподтишка и проносится по всему континенту незаметно. Ее приход выглядит не столь драматично и редко становится темой телевизионных новостей. Ее жертвы умирают незаметно, вдали от участливого взора человечества, в своих убогих лачугах. И их количество огромно.

Человечество может продолжать отводить взор от этих бедствий, но не следует забывать, что история свой взор от нас отвести не может. Оглянувшись назад, будущие поколения осудят нас за бездействие.



ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО НУЖНО АФРИКЕ...

Когда Премьер-министр Великобритании Тони Блэр организовал эту Комиссию, многие сказали: «Зачем она нам? Все и так знают, что Африке нужно!» Мы попросили их поделиться с нами своими соображениями. Мы провели серию встреч с населением в разных африканских поселениях и крупных городах мира. Мы проанализировали опыт последних 50 лет и те ошибки, которые были допущены в области предоставления гуманитарной помощи, развития и хозяйственного руководства. В результате можно утверждать, что сегодня мы достигли более четкого понимания в отношении качества нашей работы и получили возможность извлечь соответствующие уроки из наших ошибок и достижений. Наш отчет ориентирован на прагматические императивы нашего времени, наши предложения основаны на надежных аналитических выводах и практических рекомендациях.

В нашем отчете мы также попытались быть наиболее откровенны. Мы являемся семнадцатью членами Комиссии, большинство из нас — африканцы, но есть среди нас и представители развитого, процветающего мира. Мы попытались со всей откровенностью отразить в нашем отчете все те нелицеприятные проявления реальности, с которой мы сталкивались в ходе нашей работы.

Мы откровенно отразили проблемы коррупции, некомпетентности чиновников и конфликтов на территории Африки. Мы выступили с прямой критикой в адрес развитых стран. Их торговая полтика нацелена прежде всего на предоставление выгоды богатым народам. Они не желают освободить Африку от уплаты долгов, которые отягчают ее и без того нелегкое положение. А их программы предоставления помощи зачастую напоминают компании в поддержку политических и промышленных интересов благополучного мира. Почти вся история помощи Африке — это история невыполненных обещаний.

Однако нельзя во всем винить страны развитого мира. Свою роль сыграли и неблагополучные природные факторы, являющиеся частью географического, климатического и исторического наследия этого континента, и мы должны постараться определить, что развитый мир и сама Африка могут сделать, чтобы выйти из этого затруднительного положения. Мы приняли во внимание и те огромные изменения, которые произошли в мировой экономике и политике за последние двадцать лет, со времен голода в Эфиопии 1984-85 годов, когда хроника этого катаклизма транслировалась по всему миру, почти в 98 процентов стран. Эти кадры навязали всему миру впечатление об Африке как о земле безнадежности и отчаяния. И хотя подобные ощущения упоминание об Африке вызывает и до сих пор, за последние 20 лет много все же изменилось — как в Африке, так и в остальном мире.

Для начала, следует сказать, что закончилась Холодная война, а вместе с ней сошло на нет и стремление лидирующих держав поддерживать коррумпированных диктаторов, которые по собственному усмотрению распоряжались богатством африканских народов, даже и не помышляя об экономическом развитии континента, даже и не думая позаботиться о населении, находящемся за чертой бедности. После окончания войны укоренилось мнение, что предоставляемая помощь или растрачивается впустую, или не приносит желаемых результатов. Апартеид в Южной Африке прекратился, и это вселило новую надежду в население всего континента. Конец апартеида доказал как африканским народам, так и всему человечеству, что никакая несправедливость не может продолжаться вечно. События 11-го сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне заставили многих представителей благополучного мира задуматься о взаимоотношении между глобальной бедностью и внутренней безопасностью. То, что происходит с беднейшим населением беднейшей страны, может напрямую отразиться и на богатейших жителях наиболее благополучных государств. «Бедняков в мире много. А богатых мало. И если свободное общество не в состоянии помочь первым», — сказал однажды президент США Джон Кеннеди, — «то оно не сможет спасти и вторых». Ввиду всего вышесказанного, можно заявить, что данный документ является декларацией наших общих интересов.

В настоящее время наше благосостояние и безопасность как никогда зависят от нас самих и от нашего сотрудничества. Как сказал президент США Джордж Буш: «Нескончаемая бедность и притеснение интересов населения любой страны приводит к безнадежности и отчаянию. И если правительство оказывается не в состоянии удовлетворить самые базовые потребности своего народа, такая страна может стать очагом терроризма… во многих государствах мира бедность населения становится серьезной помехой, мешающей правительству осуществлять контроль за границей, внутренней территорией и обеспечивать законность и правопорядок в стране. И только экономическое и промышленное развитие позволяет вернуть гражданам надежду и способствовать росту благосостояния и укреплению безопасности». В настоящее время уклад жизни даже самых богатых граждан процветающих государств неразрывно связан с условиями жизни беднейшего населения беднейших стран мира.

Но череда перемен еще не закончилась. Переход к новым схемам добычи и потребления нефти означает, что Соединенные штаты Америки на ближайшие 10 лет планируют 25 процентов своей нефти добывать именно в Африке. На мировую сцену выходят новые экономические гиганты — Китай и Индия. Африка становится объектом китайских инвестиций и экономических интересов. В различных уголках мира промышленный прогресс многократно ускорился благодаря информационной революции, потенциал которой еще не был полностью осознан. Все это означает, что сейчас самое время определить ту роль, которую развитый мир может сыграть в помощи развитию африканского континента.

Наш отчет — это целый рассказ, повествующий о множественных взаимосвязанных факторах, которые нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Линия нашего повествования такова. В начале мы пытаемся заставить мир взглянуть на проблемы африканского континента глазами самих африканцев. Это необходимо, поскольку зачастую развитый мир с излишней поспешностью предоставляет готовые комплексы решений, не учитывая социокультурных особенностей населения континента. Далее мы рассматриваем проблему качественных изменений в области управления и укрепления мира и безопасности на африканской территории, а также проблему изменения политики развитых государств в отношении этого континента. Мы разрабатываем те шаги, которые необходимо предпринять для предоставления помощи населению — в основном в таких областях, как здравоохранение и образование. Мы пытаемся выделить те мероприятия, которые помогут беднейшему населению стать частью экономического цикла общества. Мы не оставляем без внимания и самую насущную проблему — проблему обеспечения роста экономики африканских государств и опять-таки предоставления беднейшему населению возможности участвовать в этом процессе и пользоваться его плодами. Ведь тот, кто претендует на роль стратега, не должен забывать и о том, как разработанная стратегия скажется на беднейшем населении. Затем мы поднимаем проблему торговли и выявляем основные помехи, мешающие Африке увеличить экспорт, и выделяем основные пути их преодоления. Далее мы поднимаем проблему взаимоотношения африканского континента с развитым миром в рамках развития торговли, предоставления помощи и сокращения долгового бремени. В каждой из этих областей мы разрабатываем определенные рекомендации, более подробную информацию о которых можно найти во второй части данного отчета. И в заключение мы обращаемся к проблеме практического претворения в жизнь наших рекомендаций и контроля за их исполнением.

Настоящий документ — попытка заставить человечество услышать голос африканского населения. Мы подчеркиваем, что перспектива изменений к лучшему зависит прежде всего от самих жителей Африки, в то время как моральный долг развитого мира, движимого мощным стимулом собственных интересов — жителям Африки помочь.



НОВОСТИ ОБ АФРИКЕ

Прежде всего мы должны беспристрастно отразить реальное положение дел в Африке. Иными словами, рассказать как о достижениях, так и о неудачах. Все в большем количестве африканских стран наблюдаются начальные признаки тенденции к изменению. Двадцать лет назад наиболее распространенной формой правления в большинстве Африканских стран была диктатура. В настоящее время стран с подобным режимом меньшинство. Процесс демократизации набирает силу. За последние пять лет более чем две трети стран центральной Африки провели многопартийные выборы и добились мирной, демократической смены правительства. Во многих странах вместо войны воцарился мир.

В таких странах появляется новое поколение политических лидеров, готовых бороться за всеобщее благо африканских народов и стремящихся к изменению африканских устоев. Бывшая Организация африканского единства, придерживавшаяся когда-то политики «невмешательства» во внутренние дела других африканских государств, ныне превратилась в гораздо более могущественное Африканское единство, придерживающееся политики «участия» в судьбе страдающих граждан соседних стран, не соблюдающих демократические принципы, не защищающих права человека и не стремящихся к установлению мира. в рамках Африканского единства было создано Новое партнерство по африканскому развитию (NEPAD), которое рассматривает изменение государственного строя как залог успешного развития континента. В целях определения наиболее эффективной формы правления в каждой отдельной стране был создан Механизм обеспечения равных прав в Африке (African Peer Review Mechanism). Безусловно, эффективность всех этих мероприятий еще предстоит выяснить, но их первые плоды уже обнадеживают. Не исключено, что теперь успех этих начинаний будет зависеть от поддержки со стороны международного сообщества.

В Африке, как и везде, политическое и экономическое развитие тесно взаимосвязаны. Несмотря на три десятилетия всеобщей стагнации в 24 странах центральной Африки в 2003 наблюдался пятипроцентный рост промышленности. Наблюдается начальный рост предпринимательства, а в некоторых странах — появление среднего класса. Создаются все новые общественные организации, стремящиеся изменить ситуацию и научиться привлекать к ответственности свое правительство. Не менее значима и роль африканцев, живущих в развитых странах. Поток денежных поступлений из-за границы, от родственников, пока что невелик, в сравнении с другими развивающимися регионами, но за последние годы он все же увеличился. Повсюду наблюдаются первые признаки начала изменений.

Безусловно, в некоторых странах Африки сохранилась деспотическая форма правления. Уровень коррупции по-прежнему высок. Жестокие столкновения слишком часты. Неэффективность мер, пустая трата средств и излишняя бюрократия остаются реальностью. Многим государствам недостает административного и организационного опыта, чтобы предоставить своим гражданам то, что они требуют и заслуживают. Однако среди населения преобладают оптимистические настроения. Более половины африканцев, опрошенных организацией исследования общественного мнения Афробарометр, ожидают, что в будущем году экономический рост в их странах станет «выше» или «намного выше». А в результате проведенного компанией BBC World Services исследования под названием «Пульс Африки», было выяснено, что почти во всех странах 9 из 10 жителей гордятся тем, что они африканцы. Отмечается также и то, что африканцы осознают, изменится ли положение вещей, или нет, — зависит в основном от них самих. Африканский лауреат Нобелевской премии Вангари Маати на церемонии вручения в декабре 2004 сказал:

"Мы должны доказать нашу преданность народу и попытаться снизить вероятность конфликтов  и уровень бедности и тем самым улучшить качество жизни. Мы должны перейти к демократическим формам правления, стремиться защищать права человека и охранять окружающую среду. Я уверен, что мы не ударим в грязь лицом. Я всегда полагал, что успешное разрешение наших проблем зависит от нас самих. "

Именно тенденция начала перемен и вселила в нас, членов Комиссии, уверенность, что  нужный момент настал. Перед Африкой и развитыми странами стоит нелегкая задача — попытаться ухватиться за ту возможность улучшения ситуации, которая возникает благодаря тенденции к изменениям. Африка сейчас находится на распутье. Многие африканские страны могли пойти по неверному пути. Для многих других дорога в будущее могла оказаться слишком тернистым путем. Мы же надеемся, что данный отчет позволит нам выбрать оптимальную дорогу. Однако пройти по ней до конца мы можем только в случае, если африканский народ не спасует перед трудностями, а остальной мир ему поможет.



ПОТЕРЯННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Когда солнце над европейскими империями начало заходить и в 1960-ых  годах бывшие колонии начали борьбу за независимость, никто не был обеспокоен положением дел в Африке. Все внимание тогда сконцентрировалось на Азии. Ведь Африка обладает богатыми месторождениями природных ресурсов и обширными плодородными угодьями. В то время как Азия, казалось, была лишь средоточием проблем, да к тому же еще и перенаселенным регионом. Наиболее тревожные вести приходили в основном из Индии и других восточных стран.

Таково было положение дел почти четыре десятилетия назад. Сегодня же Африка является самым бедным регионом мира. Половина африканцев живет на менее чем доллар в день. Продолжительность жизни падает. К настоящему моменту она составляет в среднем лишь 46 лет. В то время как в Индии и Бангладеш продолжительность жизни выше на целых 17 лет.

Разница в положении дел Африки и Азии становится все более и более отчетливой. Тридцать лет назад доход стран Центральной и Южной Африки был в два раза больше дохода стран Южной и Восточной Азии вместе взятых. Однако с течением времени ситуация коренным образом изменилась. Теперь средний доход жителей Африки ниже дохода жителей Восточной Азии более чем в два раза. Подобное соотношение наблюдается и при сравнении Африки с Южной Азией, Латинской Америкой и Ближним Востоком. Африка — единственный континент, на котором развитие зашло в тупик. Почему же Африка так отстала от остального мира?

Некоторые благоприятные факторы в определенном смысле сыграли с Африкой злую шутку. Поскольку история последних четырех десятилетий показывает, что страны с богатейшими запасами нефти, алмазов и других ценных ресурсов часто оказываются охвачены конфликтами и войнами. Вооруженные конфликты — одно из самых распространенных проявлений этого порочного круга Африки. Без мира не может быть развития, но и мира не может быть без развития.

Одно из основных богатств Африки стало причиной постоянных бедствий. Железнодорожные сети и дороги были построены в колониальную эпоху прежде всего для транспортировки ресурсов и сырья в порты для дальнейшей отправки в Европу. Они строились вовсе не для того, чтобы соединять одну часть континента с другой. Сравнение карты железных дорог Африки и Индии очень показательно: железные дороги Индии связывают ее с остальными странами. В то время как в Африке железные дороги тянутся только от мест добычи ресурсов к портам. На сегодняшний день транспортные издержки в Африке почти в два раза выше, чем в Азии. Перевозка машины из Японии в Абиджан стоит $1,500, в то время как ее перевозка из Абиджана в Аддис Абебу стоит $5,000.

Колониальная эпоха принесла и другие проблемы. Нынешнее разделение континента на страны было продиктовано разграничением сфер интересов западных стран, далеких от африканского менталитета. Демаркационные линии, нанесенные на карту в Берлине в 1884 году до сих пор становятся предметом множественных разногласий. Многие общности людей, складывавшиеся исторически, теперь разделены границами. Многие племена, испокон веку питающие друг к другу вражду, теперь вынуждены проживать на территории одного государства. Зачастую народности внутри страны не в состоянии понимать друг друга, так как говорят на разных языках. Эпоха колониализма возвысила одни группы населения над другими, создав тем самым новые иерархические отношения. Отголоски подобной политики слышны и по сей день, например, в Руанде, где во время колониальной эпохи обострились отношения между племенами Хуту и Тутси и в конечном итоге в 1994 году переросли в геноцид.

"Пусть и там и там будет высокая гора," молвила королева Виктория, решая вопрос о проведении границы между нынешней Кенией и Танзанией. В результате такого подхода границы между многими странами были проведены без учета географических, этнических политических и экономических особенностей. В отличие от Индии, где была установлена эффективная система администрирования, Африка оказалась в невыгодном положении. Из эпохи колониализма Африка вышла с гораздо менее эффективной системой управления и инфраструктурами, чем бывшие колонии.

В результате стартовый потенциал Африки оказался слишком слаб. И тем не менее в 1960-ых годах, первых годах независимости, средний доход на душу населения Африки начал расти. Когда в 1970-ых годах начались все те сложности, о которых было сказано выше, средний доход населения начал падать. И это не простое совпадение. В то время Африка превратилась в поле битвы, на котором разыгралась Холодная война. Обе стороны поддерживали корыстных диктаторов, стремившихся не укрепить благосостояние своих стран, а разворовать народные богатства и в результате открыт миллиардные счета в швейцарских банках.

В то десятилетие трудности африканского народа лишь усилились. В то время, как Южная Азия трудилась не покладая рук, чтобы расширить свои ирригационные площади, Африка ничего не сделала для того, чтобы решить подобную проблему. За последние 20 лет количество ирригационных площадей Африки оставалось на уровне четырех процентов, в то время, как в Южной Азии оно поднялось до сорока. Азия неустанно вкладывала средства в строительство сельских дорог, развитие новых сельскохозяйственных культур, науку и технологии. Африка в этих направлениях отстала.

Не было предпринято никаких попыток разработать альтернативные пути развития экономики африканских стран, и это стало одним из основных недостатков в развитии африканского континента. В настоящее время в большинстве африканских стран экономическое развитие сроится на экспорте очень узкого ассортимента товаров. Зависимость от долгосрочных отклонений и непредсказуемых колебаний в ценовой политике делает экономику этих стран исключительно уязвимой. В период с 1980 по 2000 цена на сахар упала на 77%, на какао — на 71%, на кофе — на 64%, на хлопок — на 47%. Экспортные цены африканского континента почти в четыре раза сильнее подвержены  колебаниям, чем экспортные цены развитых стран.

За последние двадцать лет в развивающихся странах произошло много перемен. Соотношение произведенных товаров с уровнем экспорта выросло с двадцати процентов до восьмидесяти. Наиболее успешная динамика наблюдается в Азии. Странам этого региона. В отличие от стран Африки, удалось развить промышленную инфраструктуру и обучить квалифицированных специалистов. В связи с этим задача выхода на новые рынки для Африки еще более осложнилась. И это стало еще одним порочным кругом для этого региона.

Подобное положение дел влечет за собой самые серьезные последствия. Инвесторы, как африканские, так и зарубежные, рассматривают Африку как неделимое целое. Война в одной стране отрицательно сказывается не только на соседних государствах, но и на всем континенте в целом. В результате Африка предстает в качестве неблагоприятного региона для инвестиций. Денежные средства из этого региона наоборот вывозятся. Около сорока процентов сбережений африканцев хранятся в зарубежных банках, в то время как в Восточной Азии аналогичный показатель составляет шесть процентов, а в Южной Азии — три процента. Подобным образом обстоят дела и с рабочей силой и квалифицированными специалистами. Большое количество африканцев, получив образование, покинули свою родину, поскольку не видели перспектив применения своих знаний и умений. В результате этой утечки мозгов Африка теряет в среднем 70,000 квалифицированных специалистов в год. За последние годы Замбия потеряла чуть ли не 400 из 1,600 своих докторов.

Наличие здоровой и квалифицированной рабочей силы жизненно необходимо для успешного экономического развития любой страны. Право на здравоохранение и образование — те неотъемлемые права любого человека, которые столь необходимы для процветания любой нации. Ни одна страна не может встать на путь процветания и благоденствия, если образование в ней доступно только узкому кругу привилегированных граждан. Страны, в которых граждане страдают от болезней и не в состоянии получить хорошее образование, не могут достичь экономического роста.

В этом отношении даже самые лучшие показатели развития африканского континента не сравнимы с показателями Восточной и Южной Азии. 1970-ые – 1980-ые годы, когда азиатские страны активно вкладывали усилия и средства в собственное развитие, стали для Африки периодом кризиса. В течение этого периода правительства африканских государств по распоряжению Международного валютного фонда сокращали финансирование больниц и школ. Ни для кого не секрет, что, проводя в 1980-ых и даже 1990-ых годах свою экономическую политику, МВФ и Всемирный банк не принимал в расчет те последствия, которые она повлечет за собой в отношении населения Африки, находящегося за чертой бедности. Многие системы здравоохранения и образования начали приходить в упадок. На фоне всего этого Африку захлестнула волна СПИДа. Что стало очередным порочным кругом Африки. Без функционирующих больниц и школ сложно вырастить здоровую и квалифицированную рабочую силу. Без такой рабочей силы невозможно добиться экономического роста. А без экономического роста невозможно выделить средства для финансирования больниц и школ.

Основная проблема Африки заключается в том, что все эти порочные круги взаимосвязаны. Вот почему для того, чтобы из них выбраться, необходимо одновременно предпринять решительные меры во всех этих сферах.



ВЗАИМООТНОШЕНИЕ АФРИКИ С РАЗВИТЫМ МИРОМ

В динамике взаимоотношений между африканским регионом и развитыми странами зачастую наблюдаются противоречия. Эти взаимоотношения строятся как на торговле, так и на долговых обязательствах и предоставлении помощи африканскому континенту. За последние несколько десятилетий доля Африки в мировой торговле упала с шести процентов в 1980 году до менее чем двух процентов в 2002 году. Развитые страны ничего не предприняли для того, чтобы подобную динамику исправить. Не исключено, что намерено. Европейское сообщество, Япония, США и многие другие развитые страны вкладывают огромные средства в развитие своего сельского хозяйства, что определенным образом влияет на их ценовую политику. Африканские фермеры не в состоянии производить продукцию, которая по ценовым параметрам конкурировала бы с сельскохозяйственной продукцией стран Большой Восьмерки, в производство которой вкладываются огромные средства, поступающие от налогоплательщиков. Неразвитые страны уже обращались с подобной жалобой во Всемирную торговую организацию, и их жалоба была поддержана. Однако реформы сельскохозяйственной политики Евросоюза и США протекают слишком медленно. Те средства, которые вкладывались в 2002 году в производство сельскохозяйственной продукции, эквивалентны доходу народов всех стран Центральной и Южной Африки вместе взятых.

И это далеко не единственное затруднение в области торговых отношений. Развитые страны облагают экспортные товары налогом. Так, сельскохозяйственная продукция, ввозимая в Европу, облагается пошлиной, эквивалентной двадцати двум процентам от ее стоимости. В подобный список товаров, облагаемых налогом при ввозе, попадает большое количество продукции, экспорт которой входит в сферу экономических интересов Африки. Например, арахис, ввозимый в США, облагается пошлиной в 132 процента от стоимости. За последние годы некоторые из подобных ограничений были снижены. Однако были введены и новые. От подобных ограничений необходимо избавиться. Хотя, как мы позже увидим, они являются не единственной помехой успешному экономическому развитию Африки. И, наконец, зачастую экономическая и внешнеторговая политика Африки зависит от воли стран и организаций, предоставляющих этому региону помощь. Правительства африканских стран должны быть подотчетны только своему населению. Только тогда у них останется поле для маневра и приятия необходимых решений.

Второй проблемой в области взаимоотношений между Африкой  и развитым миром остается проблема внешнего долга. Очень многие жители Африки негативно относятся к этим долговым обязательствам. Частично вследствие того, что определенная часть этого долга возникла вследствие действий диктаторов некоторых стран, которых поддерживали те самые страны, которые теперь получают выплаты и, по мнению многих африканцев, используют факт наличия внешнего долга как рычаг давления и способ диктования своей политики на континенте. Среди африканцев распространено мнение, что подобные долговые обязательства бессмысленны и что свой долг они уже выплатили сполна.

Африке с трудом удавалось выплачивать проценты по этому долгу. Даже после неоднократного снижения долга суммы, выплачиваемые странами Центральной и Южной Африки за обслуживание долга, превышают те средства, которые идут на здравоохранение (около трех процентов годового дохода). Выплаты по долговым обязательствам равны половине средств, получаемых в качестве помощи.

Третьим ключевым фактором взаимоотношений между Африкой и развитыми странами является предоставление помощи. Некоторые группы африканского населения испытывают скептицизм по поводу этой стороны взаимоотношений. По их мнению, предоставляемые в помощь средства либо не приносили желаемого результата, либо тратились впустую. Либо разворовывались, как это прежде происходило в некоторых странах. Например, в Заире, где диктатором был Мобуту. Нельзя отрицать, что некоторые государства оказались не в состоянии эффективно распорядиться предоставляемыми средствами. Однако, как мы выяснили, утверждение, что средства, предоставляемые в помощь, растрачивались впустую, — неверно.

Африка учится на своих ошибках. Однако существуют страны, правительства которых должны способствовать ускорению перемен в целях увеличения потенциала эффективности предоставляемых средств. В добавок к этому необходимо оптимизировать способ предоставления помощи. В данном отчете содержится перечень рекомендаций по кардинальному изменению взаимоотношений между Африкой и развитыми странами.



КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС УПРАВЛЕНИЯ

Одна из основных причин тех трудностей, с которыми за последние 40 лет столкнулся африканский народ, — неэффективность государственного управления и отсутствие действенных государственных институтов. Под неэффективным государственным управлением мы подразумеваем неспособность правительства и общественных служб наладить экономику страны и создать социальные и правовые инфраструктуры, которые обеспечили бы экономический рост и позволили бы бедному населению принимать участие в экономическом цикле. Ни для кого не секрет, что снижение уровня бедности напрямую зависит от динамики экономического роста. Однако всем известно, что залог роста есть благоприятные для него условия. Поскольку локомотивом экономического роста в основном является честный сектор, правительство должно создать благоприятные условия для того, чтобы как мелкие фермеры, так и руководители крупных предприятий могли день за днем беспрепятственно осуществлять свою деятельность, не сомневаясь в перспективности своего вклада в будущее. Пока что такие условия были созданы далеко не везде.

Ключевой задачей каждого правительства является создание экономической среды, благоприятной для привлечения инвестиций. Это в свою очередь подразумевает необходимость выполнения второстепенных задач, таких как обеспечение безопасности, разработка надежной экономической политики, соответствующей закону, обеспечение сбора налогов и предоставление населению соответствующих общественных услуг, таких как образование и здравоохранение. Для этого необходимо создать соответствующие инфраструктуры, такие как автомобильные и железные дороги, водопровод, электрические и телекоммуникационные сети. Однако наряду с такими формами инфраструктуры существуют и более абстрактные, такие как законодательство, целью которого является защита прав на собственность, прав человека, обеспечение соблюдения договорных обязательств, поддержание правопорядка и предоставление возможности контролировать деятельность правительства.

Данная задача является сферой ответственности не только правительства, но и других институтов власти, о существовании которых тоже необходимо позаботиться. Речь идет о независимой судебной власти, эффективной системе полицейских и исправительных учреждений, широком спектре финансовых и регулирующих учреждений, таких как центральные банки, организации по земельному планированию, органы контроля за постами таможни и морскими портами. Для работы во всех этих учреждениях и органах требуются квалифицированные государственные служащие. Они должны быть подготовлены в соответствующих учреждениях и снабжены необходимыми для работы средствами, такими как канцелярские приборы, телефоны, компьютеры. Без всего вышеперечисленного эффективность правительства в современном мире сойдет на нет.

Африке не хватает именно этих систем управления. В целях достижения наивысшей эффективности работа каждого правительства должна предаваться гласности. Осведомленность об объеме и предназначении полученных средств позволит населению быть в состоянии привлечь правительство к ответственности.

Проблема эффективного управления является, с нашей точки зрения, ключевой. До тех пор, пока она не будет решена, африканский континент в своем развитии не сдвинется с места.



ПОЧЕМУ СЕЙЧАС?

Оглянувшись на долгую историю катаклизмов на африканском континенте, кто-то может решить, что в настоящий момент нет срочной необходимости предпринимать радикальные действия. Это совсем не так. Африка не может больше ждать. План, который мы разрабатываем в данном отчете, требует немедленного претворения в жизнь.

Наиболее очевидной причиной необходимости немедленных действий является то, что по всему континенту ежедневно умирает огромное количество людей. Постоянные лишения влекут за собой нескончаемые страдания. Человечество не может оставаться в стороне или медлить.

Однако существуют и другие причины. Не предпринимая решительных действий сейчас, мы лишь создаем себе дополнительные проблемы на будущее. Чем дольше мы будем отворачиваться от проблем Африки, тем серьезнее они станут в будущем. Если не будут предприняты соответствующие меры, СПИД распространится еще шире. А наряду с ним и другие болезни, такие как туберкулез, передающийся как простая простуда и со скоростью одного человека в секунду. Высокий уровень бедности вынуждает население предпринимать крайние меры, например, разворовывать природные ресурсы, рубить лес. Это причиняет невосполнимый ущерб природной среде и ставит под угрозу существование пищевых запасов.

День за днем, без какой-либо планировки, создавая угрозу социальных конфликтов в будущем, растут трущобы африканских городов. Подобная хаотичная урбанизация представляет собой классический пример тех последствий, которые может повлечь за собой промедление. В Африке наблюдается демографический взрыв. В настоящее время около 37 процентов населения проживает в городе. В течение следующих 20 лет этот показатель поднимется до 50 процентов. Сегодняшние тенденции позволяют утверждать, что к 2030 году Африка станет урбанизированным континентом. В трущобах городов живет уже 166 миллионов людей. И условия жизни в этих трущобах тем более неприемлемы, что жители не имеют ни доступа к воде, ни канализации, ни электроснабжения, а местные власти не имеют соответствующего оборудования — а зачастую и просто желания — эти проблемы решить. В таких городах, как Найроби, 60 процентов населения занимают лишь пять процентов всей территории города. В подобных городах растет количество молодежи, недовольной отсутствием работы. Африканские города представляют собой пороховую бочку, готовую в любой момент взорваться волной недовольства и беспорядков.

И все же, несмотря на такое количество проблем, своевременные действия могут помочь улучшить ситуацию. Когда девушки получат доступ к образованию, когда возрастут доходы населения, когда станет доступно медицинское обслуживание, когда родители будут уверены, что детская смертность падает, тогда исчезнет и проблема демографического взрыва. И как показывает примет Индии и Бангладеш, подобных результатов можно достичь довольно быстро.

Бездействие влечет за собой и другой риск. Те лидеры африканских государств, которые выступают за перемены, начали проводить реформы в области экономики и снижения уровня преступности. И если граждане не увидят в скором времени результатов, этих лидеров могут сместить. Вследствие чего те начавшиеся перемены, которые могут улучшить жизнь в Африке, рискуют сойти на нет. Новые политические лидеры могут не пожелать встать на тот же путь. Вот почему развитые страны должны незамедлительно начать действовать.

Сегодня Африке выпал великолепный шанс изменить свою реальность.  А развитым странам — склонить чашу весов к успеху, избежав тем самым поражения. Поскольку промедление связано с куда более серьезным риском, чем быстрые и решительные действия.



ГЛАЗАМИ АФРИКАНЦЕВ

Задав такой непростой  вопрос, как: 'Для чего нужно развитие?' вы получите разные ответы от представителей разных культур. Во многих западных странах полагают, что развитие нужно для того, чтобы Африка догнала развитой мир. Жители Африки вам скажут, что развитие необходимо для достижения счастья, процветания и единства человечества. На западе развитие должно привести к расширению возможностей каждого индивидуума в отдельности, в Африке развитие должно укрепить человеческое достоинство. Если жители африканского континента не будут придерживаться этого принципа при формировании своей политики, у них ничего не выйдет.

Дело в том, что говоря о развитии, мы не всегда вкладываем одинаковый смысл в одни и те же слова. Представители различных культур по-разному рассматривают политическую и экономическую свободу. По этой причине члены Комиссии и решили взглянуть на ситуацию в Африке с культурной точки зрения, прежде чем приступать к ее политическому и экономическому анализу. Говоря о культуре, мы подразумеваем гораздо более обширные проявления человеческой деятельности, чем литература, музыка, танец, живопись, скульптура, театр, кинематограф и спорт. Безусловно, все эти виды деятельности являются немаловажной составляющей счастья любого пласта населения. Однако в понятие культуры входит и нечто другое. Культура также является проявлением национального самосознания. Культура — это те ценности, которые передаются от человека к человеку и объединяют их в одно общество. Культура — это результат взаимодействия прошлого с настоящим.

Одной из особенностей прошлого Африки доколониальной эпохи является то, что люди жили кланами. Их культура была основана на тесных родственных связях и чувстве ответственности членов одного клана друг перед другом. Многие черты жизненного уклада того времени, такие, как, например, особенности взаимоотношений между старшими и младшими, сохранились и по сей день. Не чуждо африканской культуре и понятие «покровительства» со стороны успешных членов клана в отношении своих собратьев. Но подобные взаимоотношения не должны рассматриваться как почва для кумовства и коррупции. Подобные отношения помогают понять, какой смысл вкладывают африканцы в слово «единство».

В этом отношении подход к рассмотрению культуры должен базироваться на понимании и грамотном анализе всех происходящих процессов. По этой причине мы и с самого начала настаивали на том, чтобы Комиссия стремилась воспользоваться опытом не только Африки, но и развитых стран.  Один из членов Комиссии Тревор Мануэль, министр финансов ЮАР, процитировал однажды одну африканскую пословицу: «Пока львы не заговорят, главным охотником будет история». Те консультации, которые проводились в рамках нашего исследования, включали в себя переговоры как с жителями трущоб восточной Африки, так и с женским населением сельской части западной Африки, так и с представителями  высших эшелонов власти. Всем им мы задавали одни и тот же вопрос: «Какие из предпринимаемых действий наиболее эффективны, а какие — наименее?»

В результате мы выделили два основных положения. Прежде всего, необходимость осознать многообразие проблем и особенностей всего континента. Это второй по величине континент с пятьюдесятью странами, в которых проживают исключительно неоднородные по культурному, экономическому, историческому и географическому наследию народы. Что означает, стандартизованный подход к решению проблем не годится.

Во-вторых, мы выяснили, что сильная позиция Африки кроется в наличии социальных инфраструктур, незаметных многим иностранцам. То, что на первый взгляд кажется проявлением анархии, на самом деле оказывается четко структурировано. Просто западный менталитет не в состоянии усмотреть эффективность подобной структурной организации. Несмотря на низкий уровень доходов и отсутствие рабочих мест, африканцы все же умудряются выживать, а некоторые из них — даже процветать. Они полагаются на комплекс инфраструктур социальных взаимоотношений, в рамках которых принимаются решения относительно того, кто получает небольшой стартовых капитал для ведения предпринимательства или беспроцентный заем. Подобные инфраструктуры взаимоотношений, может быть, носят и не официальный характер, но по крайней мере они дают понять, что африканцы ради достойной цели способны действовать.

Становится ясно также и то, что зачастую подобные инфраструктуры взаимоотношений становятся альтернативными официальным. Особенно это актуально для такой страны, как Сомали, где государственных институтов фактически не существует. По всей Африке довольно много подобных «несостоявшихся» государств, неспособных предоставить гражданам правовые и экономические основы для их взаимоотношений или такие общественные услуги, как образование или здравоохранение. Политики по этому поводу высказываются довольно цинично. В языке племени Волоф слово «политика» также имеет значение «вранья и обмана». Избирателей постигло много разочарований. Что привело к снижению избирательной активности на континенте.

Слишком многие полагают, что наличие государственных институтов необязательно, а то и обременительно. Для них важнее всего семья, клан или племя. При этом создающийся вакуум начинает заполнять религия. Религия всегда была немаловажна для африканского народа. В настоящее время все большее количество африканцев принимает христианство и ислам зачастую в его пуританской форме ваххабизма, благодаря денежным вливаниям из Саудовской Аравии. Возрождаются и традиционные африканские религии. Там, где государство бессильно, начинает приобретать значение религия.

Это приводит к вполне конкретным последствиям. В Конго, например, где до сих пор нет национальной почтовой службы, люди начали оставлять письма в католических церквях, зная, что их перевезут в другие церкви, поскольку католическая церковь является одной из немногих инфраструктур, действующих в национальном масштабе. В Сенегале благодаря деятельности братства Муридов почти треть населения приняли ислам и стали последователями суфизма. Религия, в частности христианство и ислам, является одним из путей интеграции страны в процесс глобализации. Саудовская Аравия и страны Персидского залива стали частью торговой сети Африки. А многие евангелистские церкви поддерживают отношения с церквями Соединенных штатов.

Из всего вышесказанного можно сделать, по крайней мере, два вывода в отношении развития африканского континента. Религия может стать моделью построения государства. Если африканское общество стремится построить эффективное государство, оно должно осознать те факторы, которые заставляют людей оставаться приверженцами той или иной религии, создавать религиозные инфраструктуры, собирать пожертвования и осознавать, что вера приносит не только духовное, но и материальное благополучие. Безусловно, в плохих руках религия может стать и опасным инструментом. Но с тем же успехом религию можно использовать и во благо. Духовные лидеры имеют огромное влияние на формирование мнений, взаимоотношений, личностных ценностей и морали. В Эфиопии недавно узаконило постановление Патриархата Эфиопской православной церкви, позволяющее фермерам работать в те 160 дней, которые являлись праздниками. После чего производительность сельского хозяйства выросла за год на 20 процентов. В Кении медицинские работники прибегают к услугам шаманов для оказания первичной медицинской помощи. Священники и исламские имамы активно включаются в борьбу со СПИДом и ВИЧ. Однако не следует рассматривать подобное положение дел  как попытку навязать Африке взгляды других культур. Пытаясь оценить роль религии на африканском континенте, Международное сообщество  должно использовать принципиально новый подход.

Одним из наиболее распространенных заблуждений в понимании культуры является концепция неизменных традиций. Те, кто придерживается такого мнения, считают, что африканская культура застряла приходит в упадок и, таким образом, мешает развитию континента. Они говорят, что африканская культура — это иррациональный феномен, замедляющий экономическое развитие. Это совершенно не так. История свидетельствует, что африканские культуры исключительно восприимчивы к переменам, влияниям извне, и изобретательны в поисках путей выживания в неблагоприятных природных и социальных условиях. Подобные влияния извне могут быть далеко не всегда положительными. Во многих африканских культурах заложено ощущение отрицания или пассивности, многие из них требуют жестокого обращение с женщиной или чересчур почтительного отношения к старшим в ущерб молодежи, составляющей в настоящее время половину всего населения континента. Однако динамизм культурного развития подразумевает то возможность критичного отношения к самому культурному наследию. Культура является неотъемлемой частью социальных и экономических перемен.

Живым примером тому является то, с какой скоростью в Африке меняется жизнь с появлением сотового телефона. Сотовый телефон распространяется в Африке быстрее, чем где бы то ни было. 75 процентов всех телефонных аппаратов в Африке — мобильные телефоны. Это происходит из-за растущей потребности населения поддерживать контакт с семьями. Сотовые телефоны также помогают бедным людям искать работу, не совершая длительных переездов. Распространение этой новой технологии имеет и другие положительные результаты.

В сельскохозяйственных районах Танзании мясники не могут длительное время хранить большое количество мяса вследствие отсутствия электроснабжения. В результате в магазинах постоянно отсутствовал этот продукт. Однако теперь клиенты могут заблаговременно сделать заказ, что позволяет мясникам вовремя закупать нужное количество мяса для удовлетворения их потребностей. Мобильные системы, которыми оборудованы транспортные средства, делают связь доступной и в сельской местности Южной Африки. Становится очевидным потенциал технологии получении информации посредством сотовых телефонов. Подобная технология позволит значительно увеличить бюджет организаций здравоохранения. Пилотные схемы в Уганде сэкономили уже 40 процентов средств, расходуемых на нужды больниц.

Телефонные карты предоплаты как способ электронных платежей используются на африканском континенте значительно шире, чем в остальном мире. Африканцы, живущие в развитых странах, покупают такие карты и посредством сотовых телефонов отправляют их своим родственникам, живущим в Африке. Таким образом эти карты стали подобием валюты, способствующим пересылке средств из развитых стран в африканские государства без взимания пошлин или сборов.

Мобильные телефоны создали виртуальную инфраструктуру и тем самым обусловили возможность кардинальных перемен в африканской культуре, инфраструктурах и политике. Согласно исследованиям, когда 20 процентов граждан получают возможность обмениваться новостями посредством сотовых телефонов, диктату оказывается уже сложнее контролировать все население. Подобные перемены могут повлечь за собой и непредсказуемые последствия, которые могут поставить под угрозу дальнейший ход развития континента. Поэтому наш отчет должен предусматривать и возможность неожиданного хода развития событий.

Ни в коем случае не следует игнорировать значение культуры в развитии африканского континента. Это чревато провалом. Недавний семинар по контролю за распространением СПИДА, проведенный в Анголе, это подтвердил. Участники семинара выяснили, что одними из причин распространения СПИДа являются различные культурные практики, такие как обряды посвящения, татуировка, братание, способы разрезания пуповины, полигамия и врачебные процедуры. Только тогда и стало ясно, почему распространение презервативов не способствовало сдерживанию распространения инфекции.

Понимание культурных особенностей способствует нахождению новых путей успеха. До того, как вследствие гражданской войны Сомали оказалась охвачена анархией, порядок в стране поддерживался советом старейшин. В то время каждый клан нес коллективную ответственность за действия своих членов. Если один представитель клана был обвинен в воровстве, отвечала вся община. Во многих частях страны власть совета старейшин сошла на нет вследствие вспыхнувшей гражданской войны. Но в Somaliland, процветающем регионе, совет старейшин стал вскоре второй палатой парламента. Все жители этого региона понимают, что старая система управления стала ключом к сохранению стабильности. Политический террорист был бы не в состоянии разработать подобную схему. Эта система, сочетающая в себе старые устои данного африканского региона, и элементы западной демократии, оказалась исключительно эффективной.  Поэтому основной задачей на сегодняшний день является поиск возможных вариантов подобного сочетания.

В общем и целом можно сделать вывод, что рекомендации развитого мира окажутся эффективны только тогда, когда будут приняты во внимание все ошибки и потребности самих африканцев. Необходимо понимать все культурные особенности и ценности африканского народа, и в этом отношении международное сообщество должно предпринимать больше усилий  и демонстрировать большую гибкость и широту взглядов.



ИСПРАВЛЕНИЕ СИТУАЦИИ: СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ


Залогом успешного развития является создание государства, написание конституции, учитывающей интересы всех граждан, и разделение трех ветвей власти. Подобная схема создаст условия для развития частного сектора и увеличения экономического роста, что в свою очередь будет способствовать значительному улучшению качества жизни населения. Таким образом будет создано государство, способное поддерживать мир и безопасность, защищать права своих граждан и предоставлять населению необходимые общественные услуги.

Таковы основные вопросы создания эффективной формы управления. Далее не менее необходимо разработать действенный политический курс. Однако только этим решение проблем не ограничивается. Для достижения всех этих намеченных целей правительственные организации должны обладать штатом квалифицированных специалистов.

Залогом эффективного управления также является подотчетность правительства своему народу. Демократия является единственным способом обеспечения прозрачности работы правительства. Однако для законной смены правителей проведения демократических выборов недостаточно. Многие африканцы не признают законность конституций своих государств, поскольку в их странах нарушен баланс между тремя ветвями власти и создана перспектива образования однопартийной системы. Иные политические лидеры вопреки конституционным устоям остаются у власти дольше, чем нужно. Африканцы должны справиться и с этими трудностями, а развитые страны должны оказать им необходимую техническую и финансовую поддержку.

Для того, чтобы правительство было подотчетно своему народу, его работа должна быть предана гласности. Подобная концепция открытости действий правительства должна стать неотъемлемой частью системы управления.

К счастью, африканские правительства все с большей четкостью понимают необходимость введения именно такого порядка. Теперь, через организацию «Африканское единство» государства более тесно сотрудничают друг с другом. Около 24 стран, составляющих 75 процентов населения континента, высказались в поддержку программы по установлению Механизма обеспечения равных прав в Африке, в соответствии с которым каждая страна становится объектом контроля со стороны остальных государств. Цель это программы — выявление основных трудностей и поиск путей их преодоления, выработка оптимальных политических курсов и идентификация основных проблем. Подобная гласность станет мощным стимулом к действию. Данная инициатива еще только начинает претворяться в жизнь, но первые ее результаты уже многое обещают. Мы просим развитые страны оказать всяческую поддержку в этом отношении. При сравнительно небольших финансовых влияниях этот механизм может принести значительнее результаты. Подробнее об этом во второй части доклада.



ПОТЕНЦИАЛ

Эффективное управление это нечто большее, чем правильный политический курс. Правительство должно быть в состоянии такому политическому курсу следовать. Определенное количество факторов мешает некоторым африканским государствам выполнить это условие. Долгое время недостаточно финансировалось развитие африканских технологий, здравоохранения и образования, дорожных и телекоммуникационных инфраструктур, жилищных  и санитарных условий. Система сбора данных развита недостаточно, вследствие чего невозможно ни сформировать правительство, ни осуществлять контроль за его действиями. Зачастую государственные служащие не обладают соответствующей квалификацией, необходимой для грамотного анализа данных и эффективного планирования бюджета. Нередко госслужащие становятся жертвами распространения СПИДа. В Замбии, например, учителя умирают быстрее, чем появляются новые.

За последние годы международные финансирующие организации не раз предпринимали попытки увеличить эффективность управления. Но результаты были более чем скромны. Мы попытались определить причины подобных неудач. Реформы проводятся не систематично и неохотно. Предоставляя финансовую помощь, зарубежные организации вместо укрепления существующих институтов стремились создать собственные отделы по контролю за осуществлением проектов. В рамках краткосрочных перспектив подобные инновации могли бы оказаться действенными, но в рамках перспектив долгосрочных чрезмерное вмешательство иностранных организаций вряд ли поможет африканским государственным служащим накопить соответствующие знания.

Здесь необходим принципиально новый подход. Обширную поддержку оказывает большинство африканских стран в пользу программы NEPAD, разработанной организацией «Африканское единство». Цель этой программы — продвижение и укрепление государственных институтов. Руководством к действию должны стать стратегии повышения эффективности управления, разработанные правительствами африканских государств. Международное сообщество должно всяческим образом стремиться эти стратегии поддерживать и при этом следить затем, чтобы действия финансирующих организаций не свели на нет эти усилия. Необходимо внедрить эффективные системы управления не только на министерском и местном уровнях, но и на континентальном уровне в рамках «Африканского единства» и различных экономических сообществ.

Но незамедлительных улучшений добиться не удастся. Необходимо понимать, что в большинстве африканских стран путь перемен будет долог и труден. Следовательно, развитые страны должны оказать африканскому континенту помощь, ориентированную на долгосрочные, а не краткосрочные перспективы. Не получая стабильных финансовых поступлений, необходимых для выдачи заработных плат и технического обслуживания государственных структур, правительства окажутся не в состоянии, например, строить школы и нанимать учителей. Финансирующие организации должны воздержаться от переманивания наиболее квалифицированных государственных служащих. А африканские правительства должны больше внимания обращать на устранение недостатков и создание стимулов для улучшения ситуации. В настоящее время остро стоит необходимость привлекать на службу, мотивировать и удерживать квалифицированный персонал. В результате исследования, проведенного в Малави, было выяснено, что  25 процентов учителей, поступивших на работу в сельские школы в январе 1999 года, к октябрю уже уволились.

Нехватка квалифицированного персонала является одной из основных проблем Африки. Система образования этого континента в глубоком кризисе. За последнее время резко возросла потребность в начальном образовании. Подобное положение дел сказалось и на среднем, средне-специальном и высшем образовании, что отразилось на нехватке докторов, медсестер, учителей, полицейских, юристов и правительственных служащих. Наблюдается нехватка и научных знаний. Африке нужны новые университеты и научно-исследовательские институты, чтобы привлекать студентов, научных работников и преподавателей. В настоящее же время большее количество ученых работает не в африканских университетах, а в американских. В этом отношении необходимо разработать долгосрочную программу инвестиций, нацеленную на укрепление системы высшего образования и строительство новых научных, инженерных и технических учреждений.

Далее: Доклад Комиссии по Африке, часть 1, раздел B

 

ВВЕРХ

На главную страницу Africana.ru