Краткая история Эфиопии

 

Краткая история Эфиопии

Кирилл Лесицко

 

Эфиопия - страна с древнейшим христианством и имперской организацией стала "землей обетованной" для всех раста. Но не каждый раста знает "откуда есть пошло-" Вот поэтому и попытаемся осветить этот вопрос хотя бы вкратце.
Эфиопия или Абиссиния (от арабского названия страны - Хабашат) в основном заселена народами семито-хамитской семьи, то есть семитами и кушитами. Если кушитов можно назвать неграми (негроидами), то семиты ближе к арабам и евреям. Семиты -- это основные народы создавшие первое эфиопское государство: амхара, тигре, тиграи, гураге.
Ландшафт страны в основном представляет собой плоскогорье с небольшими (50-800м в диаметре и 5-20м) округлой формы столовыми горами (амба). Как следует из названия у них абсолютно ровная поверхность и отвесные стены. Поэтому они являются естественными крепостями, которые во время нашествий при необходимости дополнительно укреплялись и служили укрытиями для населения.
Первое эфиопское государство - Аксум. Начинает упоминаться с конца I века. Возникло на севере современной Эфиопии, на территории населенной сейчас тиграи. Царствующая династия ведет свой от Менелика - сына библейского царя Соломона и царицы Савской, поэтому и называется Соломониды. Первым царем (негусом), был Зоскал. События дохристианской Эфиопии нам практически неизвестны из-за отсутствия летописей. Между тем слава Аксума росла и в конце III века копты-манихейцы уже называют его "одним из четырех царств света" наряду с Римом, Персией и Китаем. Аксум принимает участие в большой политике. Возводятся громадные оросительные сооружения, плотины, водохранилища. Столица застраивается величественными дворцами. В центре столицы возводятся семь гигантских стел. Самая большая из них представляла собой монолит высотой 33,5 м. До наших дней сохранилась лишь 23 метровая стела, украшенная изображениями окон, что делает ее похожей на современные американские небоскребы.
Языком Аксума был геэз. В отличие от общесемитской традиции письменность здесь развивалась слева направо, как и в Европе.
В 330 году два молодых христианина из Тира, после того как их корабль потерпел крушение, были приняты при аксумском дворе. Один из них, Фрументий, обратил в свою веру царя Эзану.
Рукоположенный в священники александрийским патриархом Афанасием, Фрументий вернулся в Эфиопию и стал первым епископом Аксума. Царствование Эзаны было блестящим: присоединена Южная Аравия, покорена Нубия и Шоа, представители Эфиопской церкви участвуют во вселенских соборах наравне с византийцами.
Затем наступило время преемников Эзаны, о которых нам мало известно, но то, что они утратили контроль над Южной Аравией (Химьяром) является неопровержимым фактом.
Через полтора века наступило правление Калеба (510-558), столь же славное, как и царствование Эзаны. Именно тогда Косма Индикоплов посетил и описал Аксум (около 520 г.). В то же время весь христианский мир был взбудоражен войной аксумитов с Химьяром. В Южной Аравии очень усилилось влияние иудеев; стали известны случаи религиозной нетерпимости. Один иудейский царек, Зу Нувас, устроил даже резню христиан в городе Награн. Калеб послал туда военную экспедицию. Таким образом правитель Аксума выступил поборником и защитником христианской веры, и кстати, опять присоединил Химьяр. Император Юстиниан счел нужным направить в 531г. к аксумитам посольство с просьбой о помощи у могущественных единоверцев против Персии.
После смерти Калеба один из наместников Химьяра, Абраха, объявил себя независимым. Испытывая зависть к великому святилищу Кааба и желая превратить собственную базилику в Санаа в религиозный центр Аравии, он снарядил против Мекки военный поход с участием слонов. Название одной из сур корана определяется этим событием: так год рождения пророка назван "годом слона". Неудачный поход повлек за собой тяжелые последствия. Он способствовал пробуждению арабов Хиджаза и тем самым подготовил рождение новой религии.
В качестве пассивного наблюдателя Аксум присутствует при рождении и развитии ислама. Вначале отношения между аксумитами и мусульманами, были дружественными. В 615 г. Осман, племянник Мухаммеда, укрылся в Эфиопии, а вслед за ним и другие сторонники пророка нашли убежище в Аксумском царстве в период хиджры, Билаль, первый муэдзин Мухаммеда, был эфиопом. Эфиопию не затронули великие волны арабских завоеваний, но происходила постепенная исламизация окрестных языческих племен (данакиль, хадендоа, занефадж, и др), что позже превратилось в большую проблему.
Некогда пышная цивилизация Аксума постепенно угасала. Отношения Эфиопии с христианскими царствами Нубии не были тесными. Да и в целом Эфиопия была отрезана от остального христианского мира: в течение веков Европа почти не вспоминала о ее существовании. Самые серьезные столкновения в раннем средневековье происходили не с мусульманами, а с язычниками и иудеями. Особенно с племенами агау (частично язычниками, частично иудеями). Эти древние племена занимали возвышенности в большой излучине Голубого Нила. Некая царица из Сымена, иудейка по имени Гудит, разрушив город Аксум, в течение 40 лет преследовала христиан. В самом конце Х века правитель Аксума направляет письмо царю Георгию в Нубию; он описывает опустошения, причиненные вторжением войска соседней царицы, и просит его выступить посредником перед патриархом Александрии, чтобы тот прислал в Эфиопию митрополита (абунэ). Действительно, правитель относил все невзгоды, постигшие его страну, за счет того, что место абунэ долго пустовало. Новый митрополит прибыл, и вторжение было отбито. Но тем не менее аксумская цивилизация клонилась к закату.
В начале ХII века правящий царь из династии Соломонидов, Дельноад, был свергнут, и царством завладела династия Загуэ, по происхождению агау. Она перенесла столицу, из Аксума в Роху, которая впоследствии стала называться Лалибэла, по имени самого знаменитого царя этой династии, которого считают святым. Ему мы обязаны 11 церквами, вырубленными в скале, которые являются жемчужиной мировой архитектуры. Его сын Наакуэто Лааб также строил церкви. Но это не помогло Загуэ удержаться на троне.
В середине XIII века Йикуне Амляк, потомок последнего царя династии Соломонидов, возглавил восстание против Загуэ , и пятый царь этой династии, Йетбарак был убит в битве в 1268 году. История падения Загуэ неясна ввиду противоречивых данных традиции и письменных источников, в которых говорится, что великий эфиопский святой Тэкле Хайманот убедил Йетбарака вернуть царство в руки законной династии.
Йикунэ Амляк царствовал 15 лет под именем Иоанн (Йоханныс), затем на престол взошел его сын, Ягбыа Цийон, царствовавший под именем Соломон, ему приписывают введение практики, просуществовавшей затем несколько веков: при восшествии царя на престол бросать в тюрьму на горе Амба Гешен, всех своих братьев, чтобы устранить возможных претендентов на трон из царской семьи, не предавая их смерти.
В 1312 на престол взошел Амдэ Цийон под именем Гэбрэ Маскаль. Именно в его правление произошло первое крупное столкновение с мусульманами. В 1329 году Сабр ад-Дин, царь Ифата напал на Эфиопию угрожая завоевать всю страну. Амдэ Цийон собрал свою армию и упорно сражался против гораздо более многочисленного войска мусульман, которое, в конце концов было им наголову разбито. Пять мусульманских государств - Ифат, Хадья, Даваро, Бали и Фатагар стали вассалами царя Эфиопии. В его правление абунэ (митрополит) Яыкоб (Иаков) учредил должность ычэге (главу всех монахов), сделав его вторым лицом в эфиопской церкви. И хотя впоследствии ычэге назначался царем, он обычно был настоятелем Дэбрэ-Либаноса (монастыря святого Тэкле Хайманота, главного в Эфиопии). В противоположность абунэ, который вплоть до 1950 г. всегда был египтянином, назначаемым Александрией, ычэге был эфиопом.
После Амдэ Цийона, из-за участившихся набегов мусульман, постоянная столица перестала существовать, и цари перемещались живя в шатре, а в сезон дождей обосновывались в различных местах, причем некоторые из этих временных резиденций в какой-то мере получили статус столицы. Такие резиденции охранялись тройным кольцом стражи, не только военной, но и духовной. Вокруг шатра царя, внутри периметра лагеря, и с внешней стороны его пределов днем и ночью сотни монахов читали молитвы, совершали крестные ходы, кропили святой водой не давая злу проникнуть внутрь.
Сын Амдэ Цийона - Невайа Крыстос царствовал под именем Сайфа Арад (1342-1370) он начал войну с Египтом, из-за того, что египетский султан заточил в тюрьму Маркоса, патриарха Александрии и добился его освобождения.
Давит I (1380-1409) сын Невайа Крыстоса известен только тем, что закончил войну с султаном Египта.
Йисхак (1412-1427) царствовал под именем Гэбрэ Маскаль. Младший сын Давита I, он сражался с мусульманами, которыми предводительствовал Саад ад-Дин. Он разбил Саад ад-Дина и гнал его до побережья и овладел портом Массауа.
Зэра Яыкоб (1433-1468), младший брат Давита I, царствовал под именем Кастантинос, был могущественным и умелым правителем. Царство, на которое распространялась его власть, простиралось от Тигре до Шоа. Он выстроил множество церквей, написал семь богословских книг. Боролся с теми, кто все еще поклонялся языческим богам, включая и собственных детей, четверых из пяти сыновей он убил.
Он реорганизовал административный аппарат. Наиболее значительным было учреждение должности бехтвадада (первого министра), при последующих царях эту функцию стали выполнять два бехтвадада, с правой стороны (высший) и с левой стороны (помощник).
Либнэ Дынгыль (1508-1540) царствовал под именами Ванаг Сагад, Давит, Ытана Дынгыль. В его правление случилось многое, главное, это конечно нашествие Граня, которое для Эфиопии является тем же, что нашествие Батыя для России. Но сначала был приезд посольства от португальского короля, с предложением союза против мусульман, которое возглавлял Родригу да Лима. В посольство входил также преподобный Франсишку Алвариш, который представлял, не столько португальцев, сколько иезуитов. Вследствие этого между Лимой и Алваришем происходили непрерывные ссоры, которые страшно шокировали эфиопов, непосвященных в тонкости европейской политики, и которым было странно представить в подобной ситуации своего царя и митрополита, что и послужило основной причиной провала посольства.
В несчастный год отъезда португальских послов Либнэ Дынгыль направил в Адаль войско, под командованием азмача (воеводы) Дыгальхана, для контрмер против набегов мусульман. К несчастью на его пути оказалась Зейла, войсками правителя которой командовал Ахмед ибн Ибрагим аль-Гази, прозванный Гранем (Левшой). В короткой битве у стен Зейлы эфиопская армия была разбита, сам Дыгальхан убит. После чего мусульмане, поднятые призывом Граня истребить неверных, массой нахлынули в Эфиопию. Страна была опустошена с юга до севера. Было разграблено и сожжено множество монастырей и церквей, был даже уничтожен собор в Аксуме. За Либнэ Дынгылем гнались по пятам по всей стране. Он умер в 1540 г. когда страна впала почти полностью в руки мусульман.
В его же несчастное правление началось постепенное проникновение в Эфиопию скотоводов галла. Они распространились с юго-запада, придя, из района озера Рудольф, продвинулись к северу, заняв значительную часть Центральной Эфиопии. Галла не причиняли стране ужасных разрушений, их присутствие носило иной, более долговременный характер, они смешивались с эфиопским населением, оставаясь навсегда. Эфиопы были заняты войной с Гранем, и не смогли оценить размах и значение этого.
Галавдевос (1540-1559) царствовал под именем Ацнаф Сагад. Хотя Галавдевос был младшим из оставшихся в живых сыновей Либнэ Дынгыля, именно он стал царем, поскольку старший сын Минас был в плену у мусульман. Хотя он был молод и неопытен, продолжал войну с Гранем очень энергично и напористо.
Оставшийся в стране один из членов португальского посольства Жуан Бермудиш, был отправлен еще Либнэ Дынгнылем в Португалию с просьбой о помощи против Граня. Жуан III Португальский приказал вице-королю Индии, Гарсиа да Норонья, послать экспедицию в Эфиопию. Но Норонья внезапно умер, а его преемник Эштеван да Гама не торопился отправлять помощь, которой так не доставало; он снарядил незначительную экспедицию на Красное море лишь в 1540 г., когда умер Либнэ Дынгыль. Тем не менее около 400 португальских мушкетеров, вооруженных самым современным огнестрельным оружием, под командой брата вице-короля, Криштована да Гама, присоединились к эфиопской армии.
11 февраля 1542 г., к востоку от озера Тана, состоялось большое сражение, в котором Криштован да Гама, метким выстрелом сразил Граня. Это положило конец войне, страна постепенно была освобождена, везде восстановлена власть царя. Португальцы в награду за помощь получили обширные земли в лучших районах страны.
Бермудиш, приведший португальцев, был человеком невежественным и нетактичным, стал претендовать на титул главы эфиопской церкви, его поведение вызвало недоразумения между португальцами и царем. Его изгнали для общего мира и спокойствия.
В 1555 г. иезуиты послали в Эфиопию в качестве "епископа" Андре де Овьедо. Один из сопровождавших его богословов написал трактат, где обосновывал превосходство католической религии. На это Галавдевос, сам, блестяще ответил "Исповедью веры", имеющей богословское значение и в наши дни.
Считая, что бехтвадады, постепенно стали слишком могущественными, Галавдевос упразднил эти должности и стал править без помощи министров. Но такие меры сильно затруднили борьбу царя против вторжения галла.
В 1558 году Нур ибн Муджахид, эмир Харэра и племянник Граня, возобновил военные действия, чтобы отомстить за смерть дяди. В марте 1559 года в одной из битв он убил Галавдевоса и вернулся в Харэр с его головой на копье.
Минас (1559-1563) царствовал под именем Адмас Сагад. Он наследовал своему младшему брату, не имевшему сыновей, который освободил его из мусульманского плена. Но Минас, также, как и отец, был неудачлив в управлении государством. Восстала армия, провозгласившая царем некоего Тазкаро, незаконного сына одного из его братьев. Восстание было подавлено, но основной подстрекатель восстания - бахр нэгаш (губернатор прибрежных провинций) Йисхак бежал, и побудил турецкого пашу в Массауе, напасть на Минаса, который вскоре погиб.
Сэрцэ Дынгыль (1563-1597) царствовал под именем Мэляк Сагад. Этот сын Минаса стал царем в 13 лет. При поддержке Йисхака против царя продолжались выступления, провозглашались цари-марионетки. Пока продолжались восстания, царь организовал два военных похода на юг, против галла, напавших на Вадж, и нанес им серьезное поражение в 1572г.
Вероломный бахр нэгаш Йисхак вновь восстал в 1575г. Обещая свою поддержку, он побудил Мохаммада, царя Адаля, захватить Вадж; однако Мохаммад был разбит. Тогда Йисхак примкнул к туркам в Массауе. Сэрцэ Дынгыль направился в Тигре, разбил турок и убил Йисхака в 1579г. Кроме периодических сражений с галла (которые, в частности, терпели поражения в 1572, 1577, 1585, 1587гг.) Сэрцэ Дынгыль был занят войнами против фалаша в Сымене и агау кзападу от Годжама. Вожди фалаша были побеждены в 1590г. Агау были подчинены в ходе двух походов. Затем царь направился в Энарью, где он обратил в христианскую веру вождя Баданчо и возвел христианские храмы.
В 1588г. когда турки из Массауы вторглись в Тигре и победили Дахарагота, макваннына (губернатора) Тигре, царь поспешно прибыл туда во главе войска и подавил их.
Сэрцэ Дынгыль восстановил должность первого министра, хотя с некоторыми изменениями: вместо двух министров теперь был один, принявший титул рас; в его обязанности входили скорее военные дела, нежели гражданское управление.

 

Вернуться на главную