Экономика Малави
Малави
- страна сельскохозяйственная. Большинство населения - ок. 11 млн. - заняты
в сельхозпроизводстве. Главная статья экспорта - табак.
Малави - одна из самых бедных стран мира, в рейтинге Мирового
Банка развития находится на седьмом снизу месте по ВНП на душу населения,
который в 1999 году составил $163.
Национальный доход распределяется между гражданами неравноценно,
и примерно половина населения живет за чертой бедности. Но самой главной
проблемой Малави является СПИД.
Малави - член Южноафриканского Сообщества Развития (SADC)
и Общего рынка для Восточной и Южной Африки (COMESA). Участник Регионального
Форума Помощи Интеграции (РИФ). В 1995-99, благодаря кредитам МВФ, выделенным
по программам Сокрашения Бедности и Содействия экономическому развитию,
ВВП Малави стал расти ежегодно почти на 10%. Существенно сократилась годовая
инфляция (до 7% в 1996 от 75% в 1995).
В последующие годы, однако, рост ВВП и инфляционная ситуацию
изменились: в ноябре 2000 года инфляция составила 35%, ее рост с 1999
по 2000 год - 3.2%. В августе 1998 года квача существенно обесценилась.
Сыгали свою роль внешние факторы: засухи, колебания цен
на мировом рынке табака. Однако, в значительной степени возникшие опять
проблемы связаны с ослаблением экономического управления. В результате
дефицит бюджета, резко сократившийся в 1996 году до 3%, уже в следующем
году составлял 8%, в 2000 - 5%.
(по материалам МВФ, 2000)
Индексы экономического развития
(на 1996 год)
Валовый внутренний продукт
- 1995 - 2 млрд. долларов; 1995 - 2,5 млн. долл. Темп роста ВВП в 1991-1995
- 0,4%, в 1996 - 9%.
Структура экономики:
Сельское хозяйство - 30,7%
Промышленность - 13,6%
Строительство - 4,1%
Услуги - 33,2%
Валовой национальный продукт на душу населения -
210 долларов в год.
Занятость
Экономически активное население - 4,5 млн. чел.
Работающие по найму: 430 тыс. чел.
Основа экономики — производство экспортных
культур: чая, табака, арахиса, хлопчатника, орехов-тунга (техническая
культура), сахарного тростника, каучуконосов.
Импорт: промышленное сырье и запасные части, машины
и оборудование, полуфабрикаты, потребтовары, горючее.
Развито озерное и речное рыболовство. Заготовка строительной
древесины. Добыча мрамора. Предприятия по переработке сельскохозяйственного
сырья (основная отрасль — сахарная). Цементный завод и табачная фабрика.
Транспорт:
Железные дороги - 789 км (1995)
Автодороги - 13,6 тыс. км (1995)
Асфальтированные - 3,7 тыс. км (1995)
Автопарк - 22 тыс. машин (1994)
Аэропорты в Чилеке (Блантайр) и Лилонгве
Основные внешнеторговые партнеры: Великобритания,
ЮАР, Германия, США, Зимбабве, Голландия, Япония, Франция
Из разных источников, в т.ч. сб. "Страны Африки",
Ин-т Африки РАН, 1999.
|