Амаду Хампате Ба

 

В 1991 году умер писатель, историк и философ Амаду Хампате Ба из Мали. Среди немецкоязычного населения (Не говоря уже о русскоязычном! - прим. ред.) едва ли кто-то знает о нём, хотя он внёс значительный вклад в дело привнесения в мир культуры устных преданий Африки. Он был верующим мусульманином и человеком, открытым для диалога.

Амаду Хампате Ба родился в 1900 году в Бандиагаре, тогда - столице Исламской империи Тукулер Масины, в семье традиционных сановников и марабутов. После короткого обязательного обучения во французской школе французское колониальное правительство отправило его с 1922 по 1933 год с различными административными поручениями в Верхнюю Вольту (теперь Буркина Фасо). Затем он был первым секретарём мэра Бамако (Мали) и частным переводчиком губернаторов различных территорий.

 

Избежав обвинения

В конце тридцатых годов французское правительство обвинило его за религиозные убеждения и связь с суфийским тарикатом шейха Хамауллаха в антиколониализме. Только благодаря покровительству Теодора фон Монода, основателя "Institut foundamental de l'Afrique noire" в Дакаре (Сенегал) ему удалось избежать осуждения. Монод добился того, чтобы он был освобождён от выполнения служебных поручений колониального правительства и смог наконец полностью посвятить себя своему призванию исследователя, собирателя и хранителя устных культурных традиций Африки. В 1951 году Амаду Хампате Ба получил стипендию ЮНЕСКО - поездку во Францию сроком на один год, которая способствовала его знакомству с выдающимися французскими африканологами и востоковедами и сделала известными его произведения. После провозглашения независимости Мали он создал в 1958 году в Бамако Институт гуманитарных наук, а в 1962 году стал послом Мали в соседнем государстве Берег Слоновой Кости. В том же году он был избран в Исполнительный совет ЮНЕСКО, в котором состоял до 1970 года. Здесь он также был известен тем, что боролся за спасение устных традиций Африки.

Устные традиции

Амаду Хампате Ба всю свою жизнь был бдительным стражем устных традиций Африки. Он не щадил сил, собирая, сохраняя их и делая их богатство доступным западному миру и будущим поколениям. "Адвокат народной традиции" оставил нам богатое литературное наследие и многочисленные научные труды. Его публикации касаются как истории и антропологии, так и изучения устных традиций. Мы находимся в Мали, в стране, где на протяжении тысячелетий устная передача знаний и умений была в руках мудрецов, где устная традиция и священный язык письма являются равноценными. Здесь царила культура "плодотворного слова". Амаду Хампате Ба был глубоко укоренён в мифическом мире народов саванны (фульбе, бамбара) и сформировался под влиянием своего дяди, суфийского шейха Тиерно Бокара (1875 - 1940): "Он сформировал мою душу. Ему я обязан всем, что я есть". В 1957 году Ба опубликовал эссе под названием "Vie et enseignement de Tierno Bokar, le Sage de Bandiagara". В нём он выступает летописцем своего духовного наставника, Исламского учёного, который был также шейхом суфийского тариката Тиджанийа. Наставления Тиерно Бокара были глубоко наполнены великой терпимостью и любовью ко всем людям, независимо от их происхождения и вероисповедания. "Есть только один Бог", - говорил Бокар, - "есть только один путь, который ведёт к Нему, одна религия, различные временные проявления которой подобны дереву с раскидистыми ветвями. Эта религия называется ИСТИНА. В ней есть лишь три догмы: ЛЮБОВЬ, БЛАГИЕ ДЕЛА, БРАТСТВО".

Слово, плохое или хорошее, имело для Тиерно Бокара большое значение: "Слово - это плод, кожура которого - болтовня, мякоть - словоохотливость, а ядро - здоровый человеческий разум". Слово для Бокара - это "Божественное качество, такое же вечное, как и сам Бог. Всё было сотворено мощью Слова. Бог, даровав человеку Слово, дал ему часть Своей созидающей силы".

Выдающаяся личность

Амаду Хампате Ба явлетс одним из выдающихся писателей и личностей Мали и останется примером для будущих поколений. Он был живым доказательством того, что возможно понимание, диалог и братская любовь между мусульманами и христианами. "Мы все - творения одного Бога", - говорил он. И добавлял: "Сегодня не время обращать из одной веры в другую, а время сотрудничества. Мы должны делать акцент не на том, что нас разделяет, а на том, что является общим для нас, уважая при этом личность каждого в отдельности, потому что конвергенция не есть смешение религий".

Смерть великого знатока африканской культуры, мудрости и искусства 15 мая 1991 года в Абиджане (Берег Слоновой Кости, нынешний Кот-д'Ивуар) была удостоена лишь краткого сообщения по государственному радио; как заметил малийский журналист Зумана Багайоко в журнале "es Echos", "Мы в Мали надеемся, что позднее будет сделано больше для его почитания и памяти". Это желание тех, кому дорога малийская культура. Так писал Бокар Киссе, сотрудник ушедшего из жизни Амаду Хампате Ба: "Достойно сожаления то, что до сих пор ни один режим у нас не проявил настоящего интереса к культуре и её великим деятелям".

Во всяком случае, африканская культура вообще и малийская в частности понесла тяжёлую утрату со смертью Амаду Хампате Ба. Кроме того, он - великий гуманист Африки всемирного значения: "Вся Вселенная - наша родина", - часто говорил он. Каждое существо было для него единственным в своём роде и несло в себе весь потенциал мира: "И даже если каждый из нас является маленькой лужицей воды, он может попытаться сохранить воду своей души чистой и гладкой, чтобы в ней могло отразиться Солнце".

"Когда в Африке умирает старик," - часто говорил Амаду Хампате Ба, - "это как если бы сгорела библиотека".

Благодарим Олега Стародубцева, предоставившего информацию (с сайта http://tijaniya.narod.ru)

Вернуться на главную