Культура Замбии

 

Архитектура и изобразительное искусство. Народное жилище Замбии - круглая в плане хижина с глиняными или плетнeвыми стенами, с конической крышей из камыша, часть свешивающейся вниз крыши образует веранду. Стены, обмазанные глиной, часто украшаются многоцветной росписью. Обычно хижины располагались плотным кольцом вокруг площади с домом вождя. Несколько деревень раньше укреплялись общим частоколом. Застройка современных деревень: вдоль улиц ставятся прямоугольные дома из необожженной глины под 4-скатной камышовой крышей, с верандой и окнами из стекла. Приметой современных крупных городов стали фешенебельные гостиницы и супермаркеты из железобетонных конструкций и стекла.

Традиционная постройка лози

Изобразительное искусство Замбии берет свое начало задолго до н.э.: выполненные минеральными красками (красного, желтого, белого и черного цвета) наскальные росписи обнаружены в северных и восточных районах страны и датируются 4-м тыс. до н. э. Росписи представляют собой схематичные изображения людей, животных (антилоп, слонов, страусов) и сцен охоты. Из видов художественных ремeсел распространены деревянная круглая скульптура (резные фигурки людей и животных), гончарство (лепные сосуды, украшенные процарапанным геометрическим рисунком, курительные трубки с фигурками людей и животных), а также плетение из пальмовых листьев или тростника корзин (с цветочным орнаментом) и циновок. Развито также изготовление ювелирных изделий из меди, малахита, серебра и т.н. "мыльного камня". Традиционное прикладное искусство страны представлено в Лусаке в музее Сообщества Зинту. Предметы народных ремесел можно увидеть также в антропологическом музее и деревне-музее африканского быта, которые находятся в столице.

Профессиональное искусство возникло уже в период независимого развития. Имена живописцев и скульпторов Р.Силило, Г.Таяли, Р.Сичалве, Б.Кабамбы, П.Ломбе и др. хорошо известны не только в стране, но и в других государствах Юга Африки. В столице находятся несколько галерей, в которых представлены работы современных местных художников: Визуальная галерея изобразительного искусства Генри Таяли (т.н. "Выставки на открытом воздухе"), галерея Мпала, Сад скульптуры в гостинице Гарден Хаус.

Литература. Современная африканская литература Замбии основана на традициях устного народного творчества и развивается в основном на английском языке. В 1962 были изданы первые книги на языках местных африканских народов - бемба и луба (Исторические тексты центральных банту Дж. Чивале, сборники поэм Дж. Мусапу Аламанго). В 70-е появились произведения замбийских писателей на английском языке. Первыми романами принято считать Перед рассветом Андреа Масийе и Дрожь в кончиках пальцев Гидеона Пири (оба романа опубликованы в 1970). В 70-е был издан первый замбийский исторический роман - Меж двух миров Грива Сибале. Писатели с пафосом оправдывали и утверждали традиционный уклад жизни африканской общины, в их книгах сочетались элементы исторического и просветительского направлений. В конце 70-х были созданы литературные группы и клубы ("Группа новых писателей", "Творческое общество Мфала" и др.), издававшие журналы на местных языках с переводом на английский. В 1978 литераторы страны объединились в Замбийскую национальную ассоциацию писателей. В 80-е в литературе появляется тема женской эмансипации, например роман Меняющиеся тени Генри Мусенги. Литература 1980-1990-х (романы Жена моего дядюшки (1985) Джорефа Лу, За закрытой дверью (1992) Сьюзан Читабанты, Стрелы желания (1993) Бимвеллы Синьянгве и др.) посвящена теме "перекрестка цивилизаций" - возможности сосуществования старого и нового миров. Замбийские литераторы получают международное признание: поэмы Муэти Моомбы (Под серебряной луной, Гертруда Чуука - моя любовь и др.) в 2001были опубликованы в США. Современные авторы пишут о происходящих в замбийском обществе сложных процессах: развитии многопартийности, приватизации в области экономики, коррупции и сложной жизни народа в условиях перемен. Герои книг в большинстве своем верят в торжество светлых сторон человеческой натуры, силу положительного примера и созидательные возможности человека.

Музыка. Песня, танец и инструментальная игра в музыкальном искусстве Замбии, как и в других африканских странах, тесно взаимосвязаны. Коренные жители очень музыкальны. Популярны танец ичила (народность лала), групповой танец нгома (народность нгони). Отдельную группу представляют ритуальные песни и танцы, исполняющиеся под аккомпанемент барабанов, в них обязательно принимают участие медиумы (колдуны). Особенно красочны танцы масок, которые символизируют духов. Обычно пение сопровождает игра на музыкальных инструментах: на барабанах, флейтах, а также на трубах мбембо и свистках. В 19 в. получили распространение христианские песнопения, сформировались песенные стили, в которых объединились африканские и европейские музыкальные элементы. Это было связано с проникновением на территорию страны европейцев. После 1964 были созданы многочисленные музыкальные коллективы - национальный ансамбль танца Замбии "Малимба", оркестр радио г.Лусаки, квартет братьев Макома, квартет "Крестоносцы", которые исполняли традиционную и современную замбийскую музыку. Эти коллективы приезжали с гастролями в СССР. В 1970-1980-х музыка была введена в качестве обязательного предмета в программу школ и вузов. Департамент культуры с целью сохранения и развития традиционного искусства проводил ежегодные музыкальные конкурсы. Международное признание получили музыканты и танцоры Д.Мазука, П.Мадди. С начала 90-х в городах все большее распространение получает т.н. поп-культура, тем не менее, традиционная музыка остается одной из главных основ культурной жизни замбийского народа. С 1991 на телевидении регулярно выходит часовая межафриканская музыкальная программа Под африканским небом. Страна вносит вклад в возрождение традиционных культур Африки: замбийские музыканты в 2000-2003 приняли участие в нескольких региональных фестивалях, проведенных в рамках реализации концепции "Африканского ренессанса", выдвинутой ЮАР на рубеже нового тысячелетия.

Театр. До получения независимости существовали только театральные группы европейцев-любителей, которые были объединены в Северородезийскую драматическую ассоциацию. После 1964 появились первые африканские театральные коллективы. Под руководством режиссеров-драматургов Г.Лумпы и К.Нкхаты был создан Замбийский трест искусств, задачей которого стало содействие развитию национального театрального искусства. Одной из первых театральных постановок треста стала "Орестея" Эсхила (1967) в переложении на африканские мотивы. Театральные общества, группы и клубы объединились в рамках нескольких ассоциаций. Особой известностью пользовались театральные коллективы, созданные при университетах: "Тиквиза", "Тафика" (г.Лусака), "Титандизе" (г.Китве-Нкана), "Тукумане" (г.Ндола). Театральные постановки посвящались борьбе замбийцев за независимость (Длинные руки закона, Пьесы Черного Мамбы К.Касемы), а также социальным проблемам, вопросам семьи и взаимоотношений поколений (Ком земли для родственника М.Пири, Разрыв родства А.Чилулу). Ставились пьесы об антиколониальной борьбе других африканских народов (Соуэто М.Пири, Земли Казембе, Казембе и португальцы А.Масийе). Кроме английского, спектакли ставились также на местных африканских языках.
В 1976 Театральный клуб г. Лусаки поставил Вишневый сад А.П.Чехова, Ревизор Н.В.Гоголя, а в 1983 - Кавказский меловой круг Б.Брехта. На 2-м Всемирном фестивале негро-африканского искусства и культуры (г.Лагос, 1977) спектакль Соуэто замбийского театра "Тиквиза" был признан лучшей драматической постановкой. В 1990-е сферу театра также затронул процесс приватизации - большинство театральных помещений были выкуплены частными лицами, часто используются не по прямому назначению. Театры переживают острую нехватку финансовых средств, теряют зрителей, так как подавляющее большинство населения живет за чертой бедности. Продолжают довольно активно работать коллективы университетских театров: в 2002 студенческий театр университета Лусаки участвовал в региональном фестивале, посвященном Африканскому возрождению.

Пресса. Ежедневные газеты на английском языке: "Таймс оф Замбиа" ("Times of Zambia"), "Замбиа дейли мейл" ("Zambia Daily Mail"). Ежемесячные газеты на африканских языках: "Имбила" ("Imbila") на языке бемба, "Интанда" ("Intanda") на языке тонга, "Лисели" ("Liseli") на языке лози. Работает правительственное информационное агентство "Замбиа ньюз эйдженси" ("Zambia News Agency"), издается еженедельная газета на английском языке "Замбиа гавермент газет" ("Zambia Government Gazette"), публикующая официальную хронику. Радиовещание работает с 1939, телевидение - с 1961. Национальная корпорация страны "Замбиа нэшнл бродкастинг корпорейшн" ("Zambia National Broadcasting Corporation") ведет телевизионные программы на английском языке. Замбия входит в список 13-ти африканских стран с наибольшим числом интернет-пользователей на континенте.

Любовь Прокопенко, krugosvet.ru


Вернуться на главную