В эпоху позднего Средневековья не было
в Черной Африке другого города, столь часто заставлявшего европейских
ученых приходить к фантастическим заключениям, как легендарный Тимбукту
Его
описание впервые встречается в арабских хрониках. "Гаванью в пустыне"
назвал Ибн Хальдун это необычное поселение на перекрестке пяти караванных
путей, по которым переправлялись на южный край Сахары несметные сокровища.
В каталонском атласе времен Карла V город был обозначен как "Тенбух",
а в 1426 году итальянский географ Беккари сообщал о "Тумбетту",
очевидное богатство которого угадывалось в мечетях с высокими башнями,
в украшенных золотом дворцах.
Шотландец Лейнг был первым европейцем, в начале XIX века добравшимся до
этого города в верхней излучине Нигера. Свой отчет он никому передать
не сумел, потому что на обратном пути был убит людьми из его же отряда.
Переодетый арабом французский путешественник Рене Кайе в 1828 году прибыл
в окутанный легендой город, где к своему удивлению вместо сверкающих золотом
дворцов обнаружил лишь грязные, полуразвалившиеся глинобитные домишки
и жестокую нужду.
Наиболее точное описание Тимбукту принадлежит
перу немецкого путешественника Генриха Барта: в середине прошлого столетия
он прожил там целый год. Описание Бартом людей, торговли и архитектурного
стиля даже сегодня почти не утратило достоверности.
Прошлое Тимбукту теряется во тьме истории.
Основанный, видимо, в XII веке поселок "Колодец стражницы Букту"
("Тим" на туарегском языке означает "колодец") сначала
был просто местом отдыха пастухов-туарегов, перемещающихся между Нигером
и пустыней.
Постепенный расцвет Тимбукту начался после
покорения верховьев Нигера народом малинке (иногда его называют мандинго).
Берберы-мусульмане из родственного маврам племени мессуфа, черные рабы
и арабские торговцы поселились в разделенных по этническому принципу кварталах.
Столица государства Мали быстро превратилась в значительный торговый центр.
Из родственного города Дженне купцы привозили золотой песок, слоновую
кость, кожу, орех колы и рабов на перевалочный пункт Тимбукту, откуда
и товары, и люди переправлялись через Судан в северном направлении. Обратный
поток обеспечивал Тимбукту солью, шелковыми тканями и другими предметами
восточной роскоши.
"Суданский гуманизм"
В
1325 году паломник Канхан Мусса на обратном пути из Мекки надолго остановился
в Тимбукту и украсил город великолепными дворцами и мечетями. Тогда и
была построена возле Мадуга, резиденции местного правителя, мечеть Джингеребер
- прямоугольная в плане, с плоской крышей и глинобитными колоннами. Полностью
выдержанный в "суданском стиле" приземистый конический минарет
сужается кверху и увенчан сглаженными ветром и непогодой глиняными башенками.
По углам здания были построены многочисленные глиняные башни в форме сахарных
голов. Во дворе - захоронения арабов из нынешнего Алжира.
Благодаря основанному позже университету
(он, как утверждают, насчитывал 20000 студентов и состоял из 180 медресе)
Тимбукту превратился в знаменитейший учебный центр мусульманской части
Западной Африки. Ученые родом из Феса и Каира стали основателями "суданского
гуманизма", завоевав прочную славу главным образом в области риторики,
правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, они собрали обширную
библиотеку.
Мечеть солеторговцев
Приземистым минаретом пирамидальной формы
выделяется вторая мечеть, Санкоре, в северо-восточной части города. Ее
архитектурное решение было доверено андалузскому поэту Эс-Сахели. Эта
мечеть, расположенная в бывшем квартале крупных солеторговцев, как и Джингеребер,
была полностью перестроена в XVI веке. Она выделяется примечательным фасадом:
декоративно вынесенные вперед, выступающие угловые столбы из обожженной
черепицы украшены выступающими капителями. Входные двери в мечеть, северо-восточную
часть которой все сильнее засыпает песок, украшены древним мавританским
орнаментом. В XV веке транс-сахарсая торговля пережила невиданный подъем:
у португальских и итальянских купцов, которые получали благородный металл
от своих магрибских коллег, страсть к золоту стала попросту непомерной.
С вторжением марроканцев блистательный период истории Тимбукту завершился.
После изгнания религиозной элиты число жителей стремительно уменьшилось,
и в 1780 году Тимбукту был завоеван французами.
Старинные дома горожан
О
былом великолепии Тимбукту можно и сегодня составить впечатление по мало
изменившимся жилым домам XV и XVI веков; узкие карнизы и фризы из песчаника
или обожженной черепицы разделяют фасады по горизонтали. У более старых
построек еще встречаются традиционные, искусно выпиленные полуциркульные
мавританские окна по марокканскому образцу. Витиеватые резные узоры, частью
окрашенные красным и зеленым, украшают деревянные дверные рамы жилых домов,
куда входишь через просторный вестибюль без окон. Над стенами, выкрашенными
белой или небесно-голубой краской, мастера возводили крыши из коротких
жердей: дерева в Сахаре, конечно, всегда не хватало. Глинобитные полы
посыпаны мелким чистым песком.
С сайта http://www.travel.rin.ru
|