Полен Суману Вьейра (Виейра)
(Paulin Soumanou Vieyra)
Сенегальский режиссер кино и телевидения, оператор, сценарист,
продюссер,кинопрокатчик, киновед.
Родился
30 января 1925 года в г. Порто-Ново (Бенин), умер в декабре 1989 года
в Париже.
Один из пионеров и "отцов" сенегальского национального
кино, Вьейра с детства отличался блестящими способностями. Отлично окончив
школу, сначала он хотел посвятить себя науке, но любовь к искусству и
страсть к кино победили. Не имея средств - правительство Сенегала отказало
в стипендии, - он едет во Францию для получения кинематографического образования.
В 1953 году Вьейра успешно оканчивает ИДЕК в Париже, где
и начинает свой творческий путь, сняв короткометражный фильм "Это
было четыре года назад" (1957).Обладая яркой индивидуальностью, широкой
эрудицией и личным обаянием, режиссер становится лидером чернокожих студентов,
живущих во Франции и решивших посвятить чебя кино. Под руководством Вьейры
эта молодежь создает киноклуб, который становится своеобразным центром
кинообразования.
В
1953 г., совместно с режиссерами Жаком Мелоканом и Меладу Сарром, а также
оператором Робертом Користаном Вьейра организует в Париже т.н. "Первую
группу африканского кино". Вместе с этими кинематографистами он выпускает
кино "Африка на Сене", посвященный жизни африканских студентов
в Париже. Эта двадцатиминутная черно-белая лента, снятая на 16-мм пленке,
вошла в историю кино как первая картина об африканцах, снятая самими африканцами.
В 1957 г. уже в Сенегале с той же группой Вьейра ставит
короткометражный игровой фильм "Мол". Денег хватило лишь на
пленку, а озвучание удалось осуществить только девять лет спустя. Герой
картины - молодой сенегальский рыбак, решивший модернизировать свою лодку,
поставить на нее мотор. Однако, он сталкивается с препятствиями: суеверным
страхом односельчан, боящихся техники и считающих, что духи накажут за
ее использование. В финале герою все же удается преодолеть невежество
рыбаков и добиться своего. Лента проникнута мягким юмором и добрым отношением
к персонажам.
Начиная с 1958 г. Вьейра увлеченно занимается созданием
кинематографической службы в Сенегале, которая впоследствие переросла
в кинопроизводство. С обретением независимости (1960) страна особенно
нуждалась в кино, рассказывающем и национальной жизни. Вьейра становится
главным редактором Национальной кинохроники, начинает выпускать собственный
киножурнал, а затем налаживает производство документальных и короткометражных
художественных фильмов. Деятельность Вьейры объединила кинематографистов,
заложивших основы сенегальского кино. В 1964 году на фестивале в Каннах
Вьейра представляет Сенегал своей цветной картиной "Ламб", рассказывающем
о национальном виде спортивной борьбы. В следующем фильме "Синдиели"
режиссер обращается к излюбленному фольклорному сюжету об отце, решившем
выдать дочь замуж против ее воли. Сделанная в жанре комедии, основанная
на интересно преподнесенном этнографическом материале, картина вошла в
историю кино не только благодаря профессионализму и таланту режиссера,
его юмору и явной симпатии к своим героям, но и потому что в ней впервые
на экране актеры заговорили на родном языке. Вьейра сделал оригинальную
версию улоф, с английскими и французскими субтитрами. Тяготение к самобюытной
африканской культуре сказалось и в ленте "Н'Дионгаге" (1964),
поставленной по сказке сенегальского писателяБирого Диопа "Маленький
муж". В картине нашел отражение африканский быт, она проникнута аллегорической
образностью, подкупающей душевностью и наивностью действующих лиц. Лента
с успезом демонстрировалась на различных международных фестивалях, в том
числе в Москве.
Особое место в творчестве Вьейры занимает фильм "Приключение
леса". В нет диалогов и дикторского текста, их заменяют музыка и
ритм. Главный герой - лес, наделенный человеческими свойствами: он ласков
с теми, кого любит и мрачен, недоступен для недругов. Здесь ярко проявился
талант режиссера. В картине много неожиданных выдумок, остроумных решений
в построении кадра, тесно связанного со звуковым оформлением.
Начиная с середины 60-х гг. в течение почти десяти лет
Вьейра работает исключительно как продюссер и киновед. Помогает сенегальским
режиссерам, особенно Сембену Усману. Пишет статьи по искусству, выпускает
книги: "Кино и Африка" (1970), "Сембен Усман - кинематографист"
(1972), "Африканское кино от его истоков до 1973 года" (1975).
Лишь в 1979 г. Вьейра снова возвращается к режиссуре и
ставит свой единственный полнометражный фильм "Под домашним арестом"
(1981), в котором в аллегорической форме поднимает проблему взаимодействия
африканского мира с западным. Действие ленты происходит в условной стране,
престарелый президент которой (в исполнении известного сенегальскому зрителю
актера Дуты Сека) решает прибегнуть к покровительству Европы. Выглядящий
весьма значительно, президент на самом деле несамостоятелен. Он пляшет
под дудку своего жуликоватого помощника Бенуа, преследующего прозападные
интересы. Остроумные диалоги, острота затронутых проблем, использование
контрастных красок в обрисовке характеров - все это привлекло к картине
внимание публики и критики. Но главной чертой этой сатирической притчи
стал режиссерский оптимизм, присущий всему творчеству Полена Вьейры.
Именно вера в необходимость работать для будущего сделали
Вьейру крупным общественным деятелем не только Сенегала, но и всего африканского
киномира. Он содействовал сплочению режиссеров, добивался государственной
помощи на развитие национальной кинематографии, выступал в защиту культурных
ценностей Африки.
В 80-х гг. Вьейра возглавлял отдел кино министерства информации.
Преподавал в Дакарском университете, бывал частым гостем и членом жюри
многих международных фестивалей. Его творчество и общественную деятельность
высоко оценили современники, его горячим поклонником был французский историк
кино Ж.Садуль.
Т.Цапкина, "Кино Азии, Африки, Австалии, Латинской
Америки", М., "Материк", 2001
|