Полен Суману Вьейра

 

Полен Суману Вьейра (Виейра)

(Paulin Soumanou Vieyra)

Сенегальский режиссер кино и телевидения, оператор, сценарист, продюссер,кинопрокатчик, киновед.

 

Родился 30 января 1925 года в г. Порто-Ново (Бенин), умер в декабре 1989 года в Париже.

Один из пионеров и "отцов" сенегальского национального кино, Вьейра с детства отличался блестящими способностями. Отлично окончив школу, сначала он хотел посвятить себя науке, но любовь к искусству и страсть к кино победили. Не имея средств - правительство Сенегала отказало в стипендии, - он едет во Францию для получения кинематографического образования.

В 1953 году Вьейра успешно оканчивает ИДЕК в Париже, где и начинает свой творческий путь, сняв короткометражный фильм "Это было четыре года назад" (1957).Обладая яркой индивидуальностью, широкой эрудицией и личным обаянием, режиссер становится лидером чернокожих студентов, живущих во Франции и решивших посвятить чебя кино. Под руководством Вьейры эта молодежь создает киноклуб, который становится своеобразным центром кинообразования.

В 1953 г., совместно с режиссерами Жаком Мелоканом и Меладу Сарром, а также оператором Робертом Користаном Вьейра организует в Париже т.н. "Первую группу африканского кино". Вместе с этими кинематографистами он выпускает кино "Африка на Сене", посвященный жизни африканских студентов в Париже. Эта двадцатиминутная черно-белая лента, снятая на 16-мм пленке, вошла в историю кино как первая картина об африканцах, снятая самими африканцами.

В 1957 г. уже в Сенегале с той же группой Вьейра ставит короткометражный игровой фильм "Мол". Денег хватило лишь на пленку, а озвучание удалось осуществить только девять лет спустя. Герой картины - молодой сенегальский рыбак, решивший модернизировать свою лодку, поставить на нее мотор. Однако, он сталкивается с препятствиями: суеверным страхом односельчан, боящихся техники и считающих, что духи накажут за ее использование. В финале герою все же удается преодолеть невежество рыбаков и добиться своего. Лента проникнута мягким юмором и добрым отношением к персонажам.

Начиная с 1958 г. Вьейра увлеченно занимается созданием кинематографической службы в Сенегале, которая впоследствие переросла в кинопроизводство. С обретением независимости (1960) страна особенно нуждалась в кино, рассказывающем и национальной жизни. Вьейра становится главным редактором Национальной кинохроники, начинает выпускать собственный киножурнал, а затем налаживает производство документальных и короткометражных художественных фильмов. Деятельность Вьейры объединила кинематографистов, заложивших основы сенегальского кино. В 1964 году на фестивале в Каннах Вьейра представляет Сенегал своей цветной картиной "Ламб", рассказывающем о национальном виде спортивной борьбы. В следующем фильме "Синдиели" режиссер обращается к излюбленному фольклорному сюжету об отце, решившем выдать дочь замуж против ее воли. Сделанная в жанре комедии, основанная на интересно преподнесенном этнографическом материале, картина вошла в историю кино не только благодаря профессионализму и таланту режиссера, его юмору и явной симпатии к своим героям, но и потому что в ней впервые на экране актеры заговорили на родном языке. Вьейра сделал оригинальную версию улоф, с английскими и французскими субтитрами. Тяготение к самобюытной африканской культуре сказалось и в ленте "Н'Дионгаге" (1964), поставленной по сказке сенегальского писателяБирого Диопа "Маленький муж". В картине нашел отражение африканский быт, она проникнута аллегорической образностью, подкупающей душевностью и наивностью действующих лиц. Лента с успезом демонстрировалась на различных международных фестивалях, в том числе в Москве.

Особое место в творчестве Вьейры занимает фильм "Приключение леса". В нет диалогов и дикторского текста, их заменяют музыка и ритм. Главный герой - лес, наделенный человеческими свойствами: он ласков с теми, кого любит и мрачен, недоступен для недругов. Здесь ярко проявился талант режиссера. В картине много неожиданных выдумок, остроумных решений в построении кадра, тесно связанного со звуковым оформлением.

Начиная с середины 60-х гг. в течение почти десяти лет Вьейра работает исключительно как продюссер и киновед. Помогает сенегальским режиссерам, особенно Сембену Усману. Пишет статьи по искусству, выпускает книги: "Кино и Африка" (1970), "Сембен Усман - кинематографист" (1972), "Африканское кино от его истоков до 1973 года" (1975).

Лишь в 1979 г. Вьейра снова возвращается к режиссуре и ставит свой единственный полнометражный фильм "Под домашним арестом" (1981), в котором в аллегорической форме поднимает проблему взаимодействия африканского мира с западным. Действие ленты происходит в условной стране, престарелый президент которой (в исполнении известного сенегальскому зрителю актера Дуты Сека) решает прибегнуть к покровительству Европы. Выглядящий весьма значительно, президент на самом деле несамостоятелен. Он пляшет под дудку своего жуликоватого помощника Бенуа, преследующего прозападные интересы. Остроумные диалоги, острота затронутых проблем, использование контрастных красок в обрисовке характеров - все это привлекло к картине внимание публики и критики. Но главной чертой этой сатирической притчи стал режиссерский оптимизм, присущий всему творчеству Полена Вьейры.

Именно вера в необходимость работать для будущего сделали Вьейру крупным общественным деятелем не только Сенегала, но и всего африканского киномира. Он содействовал сплочению режиссеров, добивался государственной помощи на развитие национальной кинематографии, выступал в защиту культурных ценностей Африки.

В 80-х гг. Вьейра возглавлял отдел кино министерства информации. Преподавал в Дакарском университете, бывал частым гостем и членом жюри многих международных фестивалей. Его творчество и общественную деятельность высоко оценили современники, его горячим поклонником был французский историк кино Ж.Садуль.

 

Т.Цапкина, "Кино Азии, Африки, Австалии, Латинской Америки", М., "Материк", 2001

 

 

Вернуться на главную