Кризис в Конго 1998-1999 года

Некоторые внешнеполитические аспекты кризиса (август 1998 - июль 1999)

 

Ю. Н. Винокуров


По материалам Бюллетеня по беженцам, подготовленного Научным Советом по проблемам востоковедения РАН, выпуск №25

Внутриполитический кризис, назревавший в ДРК с мая 1997 г., когда, свергнув Мобуту, к власти пришел президент Лоран-Дезире Кабила, перерос в региональный конфликт 2-3 августа 1998 г., после того как 27 июля Кабила заявил, что высылает из страны всех иностранных (по этнической принадлежности преимущественно тутси. - Ю.В.) военных и гражданских чиновников и расформировывает числящиеся в его армии подразделения, укомплектованные лицами "неконголезского происхождения". Этот конфликт не вошел в разряд первостепенных вооруженных конфликтов мира и, в отличие от "Косовского", не стал эпицентром международной жизни. Однако по своим социально-экономическим последствиям, количеству вовлеченных в него государств, остроте противоречий между противоборствующими сторонами, - он вполне мог оказаться затяжным, трудно урегулируемым и, даже перейдя в латентную фазу, оставаться источником напряженности, как минимум, субконтинентального масштаба.
Особую остроту конфликту придал этнический фактор. Кабила заявил, что руководители трех соседних государств - Уганды, Руанды и Бурунди вознамерились создать новое государственное образование в границах средневековой империи тутси и с этой целью хотят отторгнуть от ДРК ее восточные районы. "Если не дадим отпор агрессорам, превратимся в рабов тутси, - предупредил он соотечественников. - ...Пусть и руандийские беженцы (по этнической принадлежности преимущественно хуту. - Ю.В.) убираются к себе. У нас они лишь сеют беспорядок". Этнические пристрастия Кабилы носят конъюнктурный характер. В борьбе с Мобуту он сам опирался на баньямуленге, конголезских этнических тутси, и не противился преследованиям руандийскими тутси укрывавшихся в ДРК беженцев хуту. Некоторые конголезцы утверждают, что еще в начале "похода на Киншасу" (октябрь 1996) он "обещал отдать Киву тутси" и даже, что он им "Киву продал".
Раздраженные "непоследовательностью" Кабилы, лидеры тутси стали, в свою очередь, обвинять его в "этнических преступлениях", "безграничном геноциде руандийцев и родственных им народов". К этим обвинениям добавились утверждения "Международной амнистии" и "Хьюмэн райтс уотч" в том, что киншасские власти призвали конголезцев "уничтожать светлокожих высоких худых людей с длинными носами" (иначе говоря, тутси. - Ю.В.). Обострение межэтнических отношений побудило генерального секретаря ООН К.Аннана еще в середине 1998 г. обратиться "к тем в ДРК, кого это касается... уважать в равной мере права всех этнических групп".
В ночь со 2 на 3 августа 1998 г. против решения Кабилы выслать "инородцев" восстали с оружием в руках баньямуленге, предки которых переселились в Конго из Восточной Африки более 200 лет назад. Ныне их здесь около 2,5 млн. (5% населения страны). При прежнем режиме они получили заирское гражданство и потому сочли дискриминационной акцию по их депортации, начатую Мобуту и продолженную Кабилой. К баньямуленге присоединились военнослужащие из других этнических групп, недовольные усилением в армии балуба, соплеменников Кабилы. Мятежников поддержали недавние соратники Кабилы по анти-мобутовкому восстанию - президент Уганды Й.Мусевени и вице-президент Руанды П.Кагаме (они оба тутси).
В результате в военных действиях в ДРК приняли участие:
на стороне Кабилы - конголезская армия, плохо вооруженная и слабодисциплинированная, относительно боеспособные подразделения которой насчитывают около 40 тыс.военнослужащих; зимбабвийские наземные и воздушные подразделения (до 10 тыс.); отряды одной из лучших в Тропической Африке ангольской армии (до 4-7 тыс., включая летный состав); намибийские боевые отряды и служба тылового обеспечения; три чадских воинских подразделения (2 тыс.); небольшие отряды армии ЦАР; дипломатическую поддержку властям ДРК оказали также Судан, Экваториальная Гвинея, Габон, Эритрея, Камерун, Конго (Браззавиль), Ливия, Нигерия;
на стороне баньямуленге - разрозненные, но достаточно многочисленные (до 60 тыс.), вооруженные современным и традиционным оружием сторонники конголезской антикабиловской оппозиции, а главное, механизированные подразделения руандийской и угандийской армий, отличающихся хорошей выучкой и дисциплинированностью (примерно по 15 тыс., что составляет от 1/3 до 1/5 численности каждой из них), и реже упоминаемой в этой связи бурундийской армии.
Журналисты окрестили этот конфликт "первой мировой африканской войной".
В середине 1999 г. под контролем Киншасы оставалась лишь половина территории страны (по диагонали с северо-запада на юго-восток), под контролем повстанцев - весь восток и ряд экономически важных районов центра. Обещание президента Зимбабве Р.Мугабе, решительного сторонника Кабилы, "уничтожить отряды Руанды и Уганды, если они не будут выведены из ДРК", оказалось невыполненным; более того, повстанцы при их поддержке продолжали отвоевывать у Киншасы новые территории.
Уганда и Руанда сначала отрицали военное участие в конголезском конфликте, но затем признали его, объяснив необходимостью создать "буферную зону" для того, чтобы обезопасить себя от обосновавшейся в Конго вооруженной оппозиции своим режимам и даже для того, чтобы "помочь народам ДРК установить в своей стране стабильный мир". Кабила через своих лоббистов пытался убедить власти США, что не его внутренняя политика, а руандийско-угандийско-бурундийская интервенция породила конголезский кризис. В июне 1999 г. власти ДРК обратились в Международный суд в Гааге с требованием признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, нарушившими Устав ООН, Женевскую конвенцию 1949 г. и протокол к ней от 1977 г., поскольку эти страны покусились на суверенитет и территориальную целостность ДРК, создали угрозу миру и безопасности в Центральной Африке, пытались свергнуть правительство и убить президента ДРК. Кабила призвал Международный суд потребовать незамедлительного вывода войск агрессоров и возмещения нанесенного его стране материального ущерба. Он утверждал, что несколько тысяч руандийских и угандийских тутси при поддержке властей своих стран переселились на плато Итомбе под Увирой, в долину Рузизи в Южном Киву и другие восточноконголезские территории.
Главы ряда государств Центральной и Южной Африки также усматривают в действиях руководителей Руанды и Уганды стремление установить контроль над ДРК.
События в ДРК создали реальную угрозу территориальной целостности страны. Все прямые и косвенные их участники, включая Бельгию и США, повинных в расколе Конго в 1960-1963 гг., заявили, что "верят в неизменность границ ДРК". Однако настораживает высказывание министра иностранных дел Франции Ю.Ведрина: "Неприкосновенность границ не исключает отделения от Конго тех или иных областей, если они того захотят". Кенийская газета "Дейли нейшнл" (24 августа 1998) писала: если ДРК поразит "югославский синдром", то впервые африканские государства окажутся непосредственными участниками расчленения одного из них во имя своих краткосрочных этнических, политических и экономических интересов.
Не вызывает сомнения дестабилизирующее воздействие военных действий в ДРК на соседние страны и регион в целом. Премьер-министр Англии Т.Блэр полагает, что конфликт в ДРК "потенциально может опустошить весь юг Африки, отбросить назад его экономику, навлечь на народы невыразимые страдания". Экс-президент ЮАР Н.Мандела неоднократно заявлял, что из-за этого конфликта "весь регион может оказаться втянутым в беспрецедентную по масштабам войну". Помощник генерального секретаря ООН И.Фолл даже считает, что события в ДРК "могут потрясти весь континент". Верховный комиссар ООН по делам беженцев Садако Огата, посетившая ДРК в конце июня 1999 г., подчеркнула, что из-за вооруженных конфликтов число беженцев в регионе Великих озер возросло до нескольких миллионов человек. Она призвала руководителей государств возможно быстрее положить конец военным действиям и беспорядкам.
Африканские лидеры постоянно говорили о необходимости мирного урегулирования конголезского конфликта. Основные переговоры велись в рамках Сообщества по вопросам развития стран Юга Африки (САДК), членом которого с 1997 г. состоит ДРК. Посредниками выступали Н.Мандела (ЮАР), президенты Ф.Чилуба (Замбия), О.Бонго (Габон), М.Каддафи (Ливия), Б.Компаоре (Буркина-Фасо), Б.Мкапа (Танзания). Конфликт неоднократно обсуждался в ОАЕ и ООН. К середине 1999 г. на уровнях от экспертов до глав государств проведено, в том числе под покровительством К.Аннана, Ж. Ширака, не менее ста совещаний, подписано не менее десяти соглашений о прекращении огня.
Между 14 странами - участницами САДК не было единства в этом вопросе. В апреле 1999 г. ДРК, Зимбабве, Ангола и Намибия заключили договор о совместной борьбе с внешними агрессорами и внутренними мятежниками. Они заявили о готовности воевать в Конго "до победы". Мугабе даже просил других членов САДК не мешать им в этом, поскольку Уганда и Руанда не выводят свои войска из ДРК. Остальные члены САДК, как писала та же "Дейли нэшнл", "играют с огнем, не предпринимая достаточных усилий для мирного урегулирования конфликта".
В конце мая 1999 г. между Угандой и Руандой наметились разногласия. Уганда заявила, что начнет отвод своих войск, Руанда же согласилась лишь на кратковременное одностороннее прекращение огня. Однако военные действия продолжались и в июне, был даже захвачен родной город Кабилы, Руанда развернула в ДРК еще один, 7-тысячный, контингент. Это дало основание ДРК и ее союзникам назвать заявления Уганды и Руанды "обманом", упрекать западные страны и ООН в потворстве агрессии, которую, по их мнению, можно было бы пресечь в самом начале.
Очередное, на сей раз более обнадеживающее соглашение о перемирии было подписано в Лусаке (Замбия) 10 июля с.г. Оно предусматривает прекращение огня всеми сторонами конфликта, размещение в ДРК наблюдателей и миротворческих сил ОАЕ под эгидой ООН, вывод в течение 9 месяцев всех иностранных войск с территории ДРК, разоружение неправительственных военных формирований, освобождение пленных и заложников, налаживание диалога между властями и оппозицией. Однако именно повстанцы к этому соглашению не присоединились. Более того, в их рядах усугубились разногласия в оценке текущего момента. Некоторые группировки продолжают настаивать на силовом отстранении Кабилы от власти и находят сочувствие за пределами ДРК.

Опасность балканизации страны

Над ДРК нависла угроза закрепления нынешнего раздела на три части: западную, контролируемую центральным правительством - от устья р. Конго по государственной границе до линии расположения городов Гемена, Лисала, Бумба, Акети, Бута, Кисангани, Убунду, Илебо, Пвето, далее по государственной границе до г. Бома; восточную, контролируемую КОД-Э.Вамбы диа Вамбы и КОД-Э.Илунги, поддерживаемых Угандой и Руандой (см.Бюллетень,№ 21, декабрь 1999, с.8-10) - по линии расположения городов Буниа, Исиро, Бута, Убунду, Илебо, Пвето, по южной и восточной государственной границе; северную, контролируемую ДОК-Ж.- П.Бембы и сочувствующими ему кругами в ЦАР и Габоне - от г. Лисала до г. Буниа, далее по северной государственной границе. О реальности такой угрозы свидетельствуют многие факты. Лидеры оппозиции по-прежнему настаивают на отставке Л.- Д.Кабилы. В этом случае борьба между ними за президентское кресло еще более обострит положение в стране. На территории, контролируемой повстанцами, киншасская администрация парализована. Здесь возрастает экономическая и политическая роль иностранцев. "Мы изучили обстановку в районе, управляемом Бембой, - заявил один коммерсант европеец, - и смело разворачиваем здесь свой бизнес, поскольку уверены, что правительственная армия сюда не вернется, а Кабила - конченый человек". Угандийская газета "Нью вижн" пишет, что африканцы воюют в Конго не ради победы, а для получения "конкретных финансовых выгод". В зону конфликта продолжает поступать оружие, включая американские "стингеры". Воюющие стороны с трудом договорились только с середины апреля 2000 г. прекратить огонь.

Позиция властей ДРК

Руководители ДРК считают, как и прежде, что вывод войск Руанды, Уганды и Бурунди из Конго - главное условие урегулирования кризиса. Они недовольны позицией международного сообщества в этом вопросе, которая, по их мнению, является фактически потворством агрессору. В октябре 1999 г. власти ДРК заявили о "промедлении и даже преступном самоотречении СБ" от выполнения собственной резолюции 1234 от 9 апреля 1999 г. о принятии в координации с ОАЕ эффективных мер по прекращению огня и согласованному процессу политического урегулирования конфликта. В феврале 2000 г. постоянный представитель ДРК в ООН А.Мвамба Капанга упрекнул СБ в промедлении с оказанием помощи его стране в отражении тройственной агрессии, начавшейся еще в августе 1998 г.: "Не могу не напомнить вам о том, что 2 августа 1990 г., когда в другом регионе мира одно государство оказалось в подобном положении жертвы агрессии. Совет направил целую армию для того, чтобы положить ей конец". В середине января 2000 г. президент Л.-Д.Кабила заявил, что он не примет участие в обсуждении конголезской проблемы в ООН, ограничившись направлением делегации, если "г-н Р.Холбрук не потребует вывода этих войск". И только после того, как французский министр-делегат по делам сотрудничества Ш.Жослен, выражая преобладающее в среде западных дипломатов мнение, расценил возможное отсутствие президента ДРК в ООН как "стремление к изоляции, совершенно неконструктивное для мирного процесса", Л.- Д.Кабила решил не бойкотировать заседания в ООН.


Оценка политики США

Критические замечания в адрес США раздавались не только в Киншасе. Президент Зимбабве Р.Мугабе обвинил США (и Англию) в торможении развертывания сил ООН в ДРК, в "поддержке тех, кто вторгся в чужую страну, нарушив основные положения международного права". США действительно настаивали на том, чтобы "голубые каски" были отправлены в ДРК только после полного прекращения там военных действий. Франция, напротив, считает, что вводить миротворческие силы нужно было без промедления, поскольку добиться выполнения Лусакского соглашения можно лишь при максимальном давлении на конфликтующие стороны. Правозащитная организация "Хьюман Райтс Уотч" считает одним из основных препятствий на пути к миру в ДРК необъективность американской администрации, благосклонной к Й.Мусевени, П.Кагаме и конголезским повстанцам, но не питающей теплых чувств к Л.-Д.Кабиле. По сообщениям некоторых средств информации, Э.Илунга в августе 1999 г. посетил США, получил от предпринимателей денежные средства, которые использовал на военные действия КОД и выплату жалования своим чиновникам. Авторы доклада, подготовленного Нью-йоркским институтом всемирной политики, отмечают, что США, выступая за умиротворение Африки, продолжают поставлять на континент оружие, попадающее в зоны конфликтов. Пагубность такой политики, по их мнению, особенно видна в ДРК.