Архимандрит Августин (Никитин)
Kаждого, кто прибывает в Каир, поражает количество мечетей - их здесь
более пятисот. Но среди многочисленных минаретов, возвышающихся над городом,
взгляд без труда отыскивает храмы, купола которых увенчаны крестами. Изображения
Спасителя, Девы Марии и христианских святых, иконы в позолоченных киотах
можно увидеть в лавках простых торговцев, в витринах фешенебельных магазинов.
Все это напоминает о том, что Каир не только один из центров ортодоксального
ислама, но также и город, где издревле жили христиане.
Египет был одной из первых стран, где воссиял свет христианства. Труды
апостола Марка, который в Египте принял мученическую кончину, принесли
богатые плоды: церкви быстро вырастали по всей стране. Множество церквей
было в долине Нила, старинные коптские монастыри и церкви сохранились
до наших дней.
Коптская Церковь занимает достойное место в семье древних восточных Церквей,
к которой принадлежат Армянская, Эфиопская, Сиро-Яковитская и др. Эти
Церкви называют также "дохалкидонскими", поскольку в период
богословских споров они не приняли решений IV Вселенского собора, имевшего
место в Халкидоне в 451 году. Первоначально Коптская Церковь входила в
состав Александрийской патриархии, но после избрания первого коптского
Патриарха Феодосия (536-538) окончательно отделилась от нее и стала самостоятельной
национальной Церковью.
Само название "Коптская Церковь" говорит о ее древности. Слово
"копт" происходит от арабского "кубт" - это искаженное
греческое название Египта - Aiguptos. А оно, в свою очередь, восходит
к "Ха-Ка-Птах" - древнему культовому наименованию Мемфиса. Как
отмечал в начале ХХ века выдающийся отечественный востоковед Борис Александрович
Тураев, "около миллиона потомков подданных древних фараонов, единоплеменников
св. Антония и Пахомия Великих, до сих пор с гордостью называют себя "египтяне
православные". В настоящее время число коптов, живущих в Египте,
по разным оценкам достигает 5-7 млн. человек.
Русские паломники, путешественники, ученые издавна бывали в Египте и знакомились
с его христианскими святынями. В Никоновской летописи под 6509 (1001)
годом читаем: "Того же лета посла Володимер гостей своих, аки в послех,
в Рим, а других во Иерусалим, и в Египет, и в Вавилон, съглядати земель
их и обычаев их". В "Повести Временных лет" неоднократно
упоминаются Египет (Еюпет), Александрия, Нил (Геона).
К 70-м годам XIV века относится путешествие на Восток архимандрита Агрофения.
Его "Хождение" ценно тем, что он едва ли не первый из русских
паломников посетил Египет, города Каир и Александрию и, очевидно, познакомился
с христианами-коптами.
Заветной целью русских пешеходцев был Синай, куда они устремлялись, чтобы
посетить знаменитый монастырь св. Екатерины и поклониться его святыням.
Однако при этом путь паломников нередко лежал через Каир с его древними
коптскими храмами и монастырями. В этих обителях в середине XVI века побывали
архидиакон новгородской Софийской церкви Геннадий и смоленский купец Василий
Поздняков. В начале XVIII столетия египетские святыни посетили иеромонахи
"из Новгородска Северского" Макарий и Селиверст. Заслуживает
упоминания и "Путешествие из Константинополя в Иерусалим и Синайскую
гору, находившегося при Российском посланнике, графе Петре Андреевиче
Толстом, священника Андрея Игнатьева и брата его, Стефана, в 1707 году",
в котором автор приводит описание Александрии и ее святынь и дает краткую
характеристику коптам.
Первая половина XIX столетия богата путешественниками, посетившими Святую
Землю и Египет. Одним из таких странников был Кир Бронников, совершивший
"хождение" в 1820-1821 гг. Он посетил Египет и имел возможность
познакомиться там с коптами. Замечательный вклад в паломническую литературу
внес Александр Николаевич Муравьев, описавший свое путешествие, предпринятое
в 1830 году. Как и его предшественники, он дает описание коптов и указывает
на их общественное положение.
Неоценимая заслуга в истории отечественной египтологии и коптологии принадлежит
Алексею Норову, совершившему в 1834-1835 гг. долгое и трудное путешествие
по Нилу - от Александрии до Нубии. Во второй половине XIX - начале XX
века описанию коптских храмов и монастырей уделили внимание такие известные
русские исследователи, как архимандрит Порфирий (Успенский), Картавцов,
Бок, Ростовцев, Тураев и др. Сопоставляя их записи, можно получить цельное
представление об истории христианских святынь Египта - колыбели восточного
монашества.
В Египте есть также несколько мест, освященных пребыванием Святого семейства.
Предание о нем засвидетельствовано в древних коптских источниках. Первое
из них - Эль-Ариш; ныне здесь курортный городок, расположенный на берегу
Средиземного моря, неподалеку от границы с Израилем (сектор Газа). "Обратим
внимание на сказания библейские и святых отцов о пути Святого семейства
в Египет, - пишет Норов. - По сказаниям палестинским, Пресвятая Богородица
направилась из Вифлеема пустынным путем, ведущим в Газу".
Отсюда в древности начинался нелегкий путь к берегам Нила - через безводную
песчаную пустыню Сур. Нынче автобусы преодолевают ее за несколько часов,
доставляя пассажиров в Каир, к площади Рамзеса. (В центре площади - огромная
статуя Рамзеса II, перевезенная сюда из Мемфиса в 1954 г.). К северо-востоку
от "Рамзес-сквер" расположен пригород Каира - Гелиополис, а
неподалеку от этого древнего города - знаменитая Эль-Матария. Вот что
писал об этом месте русский путешественник А.С. Норов, посетивший Египет
в 1834-1835 гг.: "Селение Матарие, этот мирный оазис, осененный веселою
рощею и цветущий среди безмолвной пустыни, сохраняет глубокие, утешительные
воспоминания для христианина. Здесь, по достовернейшим преданиям, Пресвятая
Дева с Божественным Младенцем Иисусом, сопровождаемая Иосифом, нашла себе
покров после утомительного пути через пустыню".
В древние времена многие паломники считали свой обет не исполненным, если
они по дороге из Палестины не побывали в Матарии. Русский путешественник
Алексей Норов прибыл сюда, в это селение, с севера, по пути из Александрии
в Каир. "Вскоре нам открылись пальмы селения Матарие. Мы сошли отдохнуть
в кофейный дом у дороги", - пишет русский путешественник, отмечая
при этом: "Мы имеем достаточные основания думать, согласно с местным
преданием, что пребывание Пресвятой Богородицы было возле Гелиополиса,
ибо тут были колонии еврейские. Святое семейство преимущественно могло
избрать себе жилище между соотечественниками и предпочесть Гелиополис
шумному Мемфису".
В Нижнем Египте широко известно Матарийское древо Пресвятой Богородицы
и источник, у которого отдыхало Святое семейство. В записках Норова приводятся
подробные сведения об этих реликвиях. "В саду Матарие показывают
срубленное фиговое дерево, от которого остался удивительной толщины пень,
носящий на себе печать веков, - пишет русский путешественник. - Из вершины
этого пня идут теперь в высоту сочные ветви, которые обещают возобновление
дерева в прежней красоте; множество надписей, большею частью еврейских,
арабских и коптских, перемешанных с красными знаками, испещряют пень.
По преданиям, это дерево осеняло некогда своей тенью Святое семейство.
Тут фруктовый сад и светлый источник, которому вместе с деревом приписывают
сами мусульмане целебные свойства; возле сада показывают развалины священного
жилища Матери Божией: туда иногда приходят служить христианские священники
из Каира".
Русский паломник посетил сад, "прочтя из глубины души на этом месте
Богородичную молитву". Вот еще несколько строк, которые Норов посвятил
святому источнику: "Матарие получило свое арабское название "свежая
вода" от чрезвычайной доброты ее воды, которая славится в окрестности;
везде, кроме этого места, она имеет вкус солоноватый, по причине натровых
частиц земли. Замечательно также, что доныне арабы называют этот источник
"Айн Шемс", т.е. "источник солнца".
В 1880-1881 гг. в Египте побывал русский путешественник Василий Андреевский.
Будучи в Каире, он посетил близлежащий Гелиополис, а также то место, где,
по преданию, отдыхало Святое семейство во время бегства в Египет. "Этот
эпизод из детства Христа, так часто бывший сюжетом великих художественных
произведений, видишь здесь в лицах на каждом шагу, - отмечает гость из
России. - Еще на пути к Гелиополису я обогнал женщину, ехавшую на осле
и державшую на руках ребенка, прикрывая его от солнца полою своего широкого
синего бурнуса. В нескольких шагах за ним шел, опираясь на палку, человек
такого же возраста, какой дают обыкновенно Иосифу, - страница из Евангелия,
воспроизведенная кистью Джотто; та же обстановка, тот же костюм, то же
небо и пейзаж. По дороге росли пальмы, подобные той, которая, по одному
апокрифическому сказанию, наклонила свою верхушку до рук Христа-Младенца".
И вот русский путешественник у цели. В стороне от дороги, среди большого
сада, возвышался громадный сикомор, весь испещренный надписями. В нескольких
шагах от него был глубокий колодец с прозрачной водой. "Его вода
была прежде годной к употреблению и до сих пор славится в Египте, как
необыкновенно вкусная, - сообщает Андреевский. - Под этим деревом отдыхала
Пресвятая Дева Мария с Младенцем Христом, под широкой тенью от могучих
веток. Теперь от этих веток осталось весьма немного; во-первых, и время
наложило на них свою тяжелую руку, а, во-вторых, всякий верующий считает
долгом отрезать себе на память кусочек дерева или вырезать в коре свои
буквы".
В 1889 году в Матарии сподобился побывать другой русский автор - Евгений
Картавцов. В его дневниковых записях от 27 марта есть такие строки: "Подъезжаем
к саду и выходим из экипажа. Священная смоковница шагах в тридцати-сорока
от входа; она обнесена решеткой, дерево великолепное, развесистое; это
не то, конечно, под которым покоилось Святое семейство, но оно идет от
тех же корней и ему теперь лет 250-300".
В книге Картавцова приводятся интересные сведения, не встречавшиеся ранее
в записках его предшественников. По словам русского автора, "весь
сад со смоковницей еще 30 лет тому назад принадлежал России, точнее сказать,
одному из тогдашних представителей русской дипломатии в Каире; но вместо
того, чтобы хранить его или продать русскому правительству, мудрый дипломат
преподнес его хедиву Измаилу-паше: тот, конечно, не отказался, а когда
приехала в Каир (французская) императрица Евгения, Измаил-паша подарил
ей и сад, и священную смоковницу; акт укрепления совершен был на имя французской
империи, в доме поселились католические монахи и владеют всем и до сего
дня".
Сообщив своим читателям об этом некогда "русском участке", тот
же автор добавляет: "Дерево, правду сказать, монахи тщательно оберегают
и ухаживают за ним. Нам дали по веточке на память".
А еще почти через сто лет после Картавцева в Матарии побывала группа православных
монахинь из русского Горненского монастыря (Иерусалим), посетившая святыни
Египта, с волнением подошли к высокой каменной стене. Араб, хранитель
святыни, открыл им вход в ограду, и русские монахини ступили на место,
освященное пребыванием Святого семейства. "Земля вокруг древа посыпана
песком, - пишет матушка Феодора. - Само дерево относится к породе сикомор,
или диких смоковниц (лат. - "фикус сикоморус", а по-арабски
"гимыз"). Плоды сикоморы отличаются видом и вкусом от обыкновенных
смокв: они совсем круглые, даже несколько сдавленные, розоватые, водянистые,
но в жару хорошо освежающие. Ствол дерева очень старый, раздвоенный, одна
часть его сильно склонена к земле".
Сотворив краткую молитву, насельницы Горненской обители направились к
деревне Мостород, месту более ранней остановки Святого семейства. "Деревня
Мостород расположена в четырех километрах от Матарии, здесь находится
старинная коптская церковь, ей 100 лет, - продолжает игуменья Феодора.
- Осмотрев церковь, по ступенькам спустились вниз к пещере, где отдыхало
Святое семейство. Здесь же колодец, из которого Пресвятая Богородица и
праведный Иосиф брали воду"
99.10.06, Независимая газета.
|