Наследие древнеегипетского, коптского и мусульманского
искусства довлеет над современным египетским искусством. На протяжении
последних 200 лет европейские искусствоведы задавались вопросом: каким
путем пойдет искусство Египта? Должно ли оно игнорировать, развивать или
видоизменять наследие фараонов? Ответов нет по сей день.
Для скульптора Махмуда Мухтара (1883-1934) искусство было формой движения
к национальному пробуждению. Он стал основоположником скульптурной школы
XX в. и сформулировал понятие неофараонизма, в котором слились различные
стилевые направления. Он одним из первых среди современных скульпторов
использовал цветной гранит, в частности при сооружении монумента "Пробуждение
Египта" перед зданием Каирского университета.
Идеи Мухтара повлияли и на современных живописцев. На картинах в каирском
музее современного искусства можно видеть и аристократическую роскошь,
и повседневную народную жизнь, и желание решить социальные проблемы. Однако
к ним не следует подходить с европейской меркой. Современная живопись
Египта, как реалистическая, так и натуралистическая, имеет гораздо меньше
традиций, чем европейская школа живописи. Наиболее легко к наследию прошлого
относятся современные архитекторы, возводя в больших городах высотные
дома со стеклянными фасадами рядом со зданиями в арабском или колониальном
британском стиле. Четыре с половиной тысячелетия создали почву для "мирного
сосуществования" и смешения египетского и иностранных стилей. Правда,
сохранение существующего положения - очень непростая проблема. Какой-то
критик в насмешку назвал "руинизмом" современное состояние новой
египетской архитектуры.
|