Экономика Камеруна

 

Экономика

Транспортировка хлопкаПравительство Камеруна предпринимало немалые усилия для экономической интеграции западной и восточной частей страны. Однако по-прежнему экономика Восточного Камеруна, где в основном сосредоточен промышленный сектор, обеспечивает большую часть государственных доходов и рабочих мест. Добыча нефти в районе бухты Рио-дель-Рей у побережья Западного Камеруна, начавшаяся в 1970-е годы, заметно повысила его значение для экономики страны. В 1985 добыча нефти здесь достигла 9,2 млн. т, но в последующие годы непрерывно сокращалась и в 1998 составляла менее 4,7 млн. т. Разведанные запасы нефти оцениваются всего в 35 млн. т. Международный консорциум во главе с американской нефтяной компанией "Эксон" планирует строительство нефтепровода длиной 1 тыс. км, который соединит нефтеносный бассейн Доба на юге Чада с камерунским портом Криби. Доходы Камеруна от транспортировки нефти по этому нефтепроводу могут достичь 350 млн. долл. Это позволит частично компенсировать потери за счет сокращения валютных поступлений от экспорта нефти. На шельфе в районе границы с Нигерией и близ Криби обнаружены месторождения природного газа, запасы которого оценивают в 110 млрд. куб. м.
В 1997 на долю добывающей промышленности приходилось 20% ВВП, обрабатывающей - 10%. В целом Камерун остается аграрной страной. В сельском хозяйстве занято примерно 70% самодеятельного населения, оно дает 40% экспортных поступлений и 41% ВВП, который в 1997 составил 9,2 млрд. долл. Производство продовольствия росло более быстрыми темпами, чем население. С 1994 по 1996 индекс объема производства продуктов питания возрос с 83 до 114. Камерун полностью обеспечивает себя продовольствием.

Занятость населения

Численность самодеятельного населения за период с 1990 по 1997 возросла с 4 до 6 млн. человек, причем 38% приходится на долю женщин. В 1997 более трех четвертей населения Камеруна были заняты в сельском хозяйстве. Приблизительно 381,4 тыс. человек являлись наемными работниками, из них ок. 20% было занято в земледелии и животноводстве. Еще 66,2 тыс. человек работали в торговле и на транспорте, ок. 103,7 тыс. человек - в промышленности и 36,9 тыс. - в строительстве. В стране ощущается нехватка квалифицированных специалистов. В частном секторе экономики часть руководящих должностей занимают французские специалисты. Проводившаяся правительством в 1970-е годы программа внедрения местных кадров была свернута после вступления страны на путь либерализации экономики в конце 1980-х годов.

Государственные доходы

В 1997 ВВП Камеруна составлял 6741 млн. долл., или ок. 650 долл. в расчете на душу населения. В 1996-1997 среднегодовые темпы экономического роста удерживались на уровне приблизительно 8,4%.

Товарное производство

Овощной рынок в КамерунеДоля обрабатываемых земель составляет 15% площади страны. Большая их часть используется под культуры для внутреннего потребления. Основные продовольственные культуры - маниок, бананы, таро и кукуруза в южных районах и просо и сорго в северных. Немногие крестьяне заняты выращиванием экспортных культур - шоколадного и кофейного деревьев, бананов и хлопчатника. В Западной провинции имеется небольшое число крупных плантаций масличной пальмы, каучуконосов, чая и бананов. Б льшая часть этих хозяйств находится в ведении Корпорации развития Камеруна, созданной британской колониальной администрацией еще в 1947.
Среди немногочисленных промышленных предприятий выделяется небольшой алюминиевый завод в городе Эдеа, работающий на привозном сырье из Гвинеи; вся его продукция экспортируется. Создание в Камеруне этого производства было обусловлено наличием дешевой электроэнергии, вырабатываемой на местной ГЭС. В стране функционирует также нефтеперерабатывающий завод в Лимбе, целлюлозно-бумажный комбинат, текстильные и обувные фабрики и др. Ежегодно заготавливается ок. 2 млн. куб. м древесины, преимущественно ценных пород.
Общая протяженность железных дорог 1175 км, а автомобильных - 64, 5 тыс. км. Порт Дуала железными дорогами связан с городами Нгаундере и Нконгсамба. В Дуале находится главный аэропорт страны, его пассажирооборот в 1996 составил 362 тыс. человек. Кроме того, имеются международные аэропорты в Яунде и Гаруа.

Внешняя торговля и инвестиции

По стоимости импорт страны, как правило, превышает экспортные поступления. В 1996 импорт оценивался в 1204 млн. долл., а экспорт - в 1758 млн. долл. Главные торговые партнеры - Франция и франкоязычные страны Африки, а также страны ЕС. Основные статьи экспорта - нефть, кофе, какао-бобы, древесина и алюминий. Импортируют главным образом промышленные товары. Через границу с Нигерией ведется крайне выгодная (легальная и контрабандная) торговля импортными товарами, промышленными изделиями местного производства и сельскохозяйственной продукцией.
В экономическом развитии Камеруна важную роль играют частные иностранные инвестиции, по большей части французские. Иностранные инвесторы финансировали строительство промышленных предприятий, в том числе алюминиевого завода в Эдеа. В 1996 приток частного капитала составил 28 млн., а объем прямых иностранных инвестиций 35 млн. долл.

Денежное обращение и банковская система

Камерун входит в зону французского франка и использует франк КФА, эмиссию которого осуществляет общий Центральный банк для стран бывшей Французской Экваториальной Африки и Камеруна. Кредитные отношения регулируются Центральным банком по согласованию с национальными комитетами стран бывшей Французской Экваториальной Африки и Камеруна.

Вернуться на главную