История Камеруна

 

Древнейшим населением страны считаются пигмеи, численность которых в наши дни сократилась до нескольких тысяч. Первые упоминания о камерунской земле приходятся на 600 г. до н. э., когда карфагенянином Ганноном была совершена морская экспедиция вдоль западного побережья Африки. Несколько больше сведений дошло до нас об истории страны периода средних веков. Около VIII - Х1У вв. н. э. в плодородной долине рек Логоне и Шари (Северный Камерун) жил народ сао, занимавшийся земледелием, знавший гончарное дело, технику литья из бронзы.
В XV - XVI вв. в районе горного массива Мандара возникло раннефеодальное государство - султанат Мандара; в его пределы входили северо-западные районы Северного Камеруна. Как полагают ученые, султанат находился в зависимости от соседнего государства Борну. Отсюда в XVIII в. началось проникновение ислама в Камерун. В конце XVIII- начале XIX в. на территорию страны вторглись кочевники-скотоводы фульбе. Они завоевали султанат Мандара и основали в северной и центральной частях Камеруна несколько феодально-мусульманских султанатов (или, по местному, ламидатов), среди которых наиболее влиятельны были Марва, Гарва, Нгаундере и др.
В истории народов Центрального Камеруна большую роль играло существовавшее в XVIII - Х1Х вв. государство Бамум. Это было сильное феодальное государство с развитой иерархией высших должностных лиц и феодальным характером землевладения и землепользования. В Южном Камеруне государство сложилось сравнительно поздно - в начале XIX в. (у народа дуала).
В 1472 г. португальский мореплаватель Руй ди Сикейра первым из европейцев пересек экватор, открыл вулкан Камерун и залив, позже получивший название Камерун, с устьем р. Санага. Зайдя в поисках удобной стоянки для судов в эстуарий р. Вури и обнаружив большое количество креветок, португальские моряки назвали ее Рио-дош-Камаройш, т. е. "река креветок". Впоследствии Камаройш пре- вратилось в Камерун, и это название закрепилось сначала за прибрежным районом, а затем и за всей страной. С конца XVI в. в Камерун начали проникать голландские, а с начала XVIII в. - английские, французские и немецкие торговцы и миссионеры, основавшие на побережье множество фортов и факторий, религиозных миссий, которые стали опорными пунктами колонизации этой части континента.

В июле 1884 г. правителям народа дуала был навязан договор о переходе камерунского побережья под протекторат Германии. Затем немцы устремились во внутренние районы Камеруна в верховья рек Нигер и Конго, где их соперниками стали англичане и французы. В 1916 г., во время Первой мировой войны, Камерун был оккупирован английскими, французскими и бельгийскими войсками. В 1919 г. его территория была поделена на французскую и английскую сферы влияния. В 1922 г. обе части Камеруна стали подмандатными территориями Лиги наций под управлением Франции и Великобритании. Площадь французского Камеруна составляла 432 570 кв. км, он занимал 4/5 территории бывшей германской колонии, где проживало 2/3 ее населения. Во французской части проходили основные дороги, включая две железные, построенные немцами. Площадь британского Камеруна равнялась 88 410 кв. км и представляла собой две вытянутые вдоль границы с Нигерией разобщенные полосы. Южным Камеруном, где в районе горы Камерун находились созданные немцами плантации шоколадного и кофейного деревьев и бананов, управляла британская колониальная администрация Нигерии. Территория Северного Камеруна была включена в состав северной Нигерии.
В 1946 г. обе части Камеруна стали подопечными территориями ООН под управлением Франции и Великобритании. Во французском Камеруне была создана Территориальная ассамблея (совещательный орган при Верховном комиссаре Франции, в который избирались и африканцы). Французский Камерун имел представительство в парламенте Франции. За период с 1948 г. по 1960 г. во французском Камеруне было создано более 100 политических организаций, в том числе Союз народов Камеруна (СНК). Эта партия, сформированная в 1948 г. профсоюзными активистами, выступала с требованиями объединения французской и британской частей Камеруна и за предоставление стране независимости. В 1955 г. французские власти использовали войска для подавления на территории французского Камеруна вооруженного восстания, организованного СНК во главе с Рубеном Ум Ниобе, а затем Феликсом Мумие.
В 1957 г. французскому Камеруну был предоставлен статус автономии в рамках Французского Сообщества, а в 1958 г. премьер-министром страны был избран лидер партии Камерунский союз Ахмаду Ахиджо. Тем временем Британский Камерун был присоединен к британской колонии Нигерия. Политическая жизнь в этой части Камеруна значительно оживилась после того, как в 1955 г. Джон Фонча основал Камерунскую национально-демократическую партию, которая ставила своей целью полное отделение от Нигерии и объединение с французским Камеруном. В 1959 г. Фонча был избран премьер-министром Западного Камеруна. Подопечная территория ООН, управляемая Францией, обрела независимость в 1960 г., ее первым президентом стал Ахмаду Ахиджо. Сторонники объединения всего Камеруна - СНК во французском Камеруне и группы, боровшиеся против гегемонии народа игбо и за отделение от Нигерии в британском Камеруне, - добились проведения в 1961 г. на территории британского Камеруна референдума под эгидой ООН. Население Южного Камеруна проголосовало за объединение обеих частей страны, а население Северного Камеруна пожелало остаться в составе Нигерии. Позднее в 1961 г. была создана новая Федеративная Республика Камерун в составе двух государств: бывшая французская часть стала называться Восточным Камеруном, а бывшая британская - Западным Камеруном. Ахиджо и Фонча соответственно стали президентом и вице-президентом федерации.
В стране ускорился процесс политической и социально-экономической интеграции, и к 1966 г. большая часть управленческих прерогатив перешла к центральному правительству. В результате слияния двух ведущих политических партий (КС, ОНДП) и четырех менее значительных была сформирована новая политическая партия Камерунский национальный союз (КНС). Реальная власть в Камеруне была сконцентрирована в руках президента, ставился вопрос о ликвидации федеративного устройства страны. В 1972 г. государство было преобразовано в унитарную республику под названием Объединенная Республика Камерун. Вслед за этим были ликвидированы институты власти в каждой из бывших частей страны и упразднен пост вице-президента.
Ахиджо оставался на посту президента до 1982 г., когда подал в отставку и его сменил Поль Бийя, бывший премьер-министр. Вначале переход был мирным, но летом 1983 г. Ахиджо бежал во Францию после того, как был раскрыт его заговор против Бийя. Расхождения между этими политическими лидерами отчасти заключались в том, что Ахиджо был мусульманином с севера страны, а Бийя - христианином с юга. В апреле 1984 г. правительственные войска подавили попытку государственного переворота, предпринятую офицерами-мусульманами Севера. В том же году страна стала называться Республикой Камерун.
В 1992 г. был осуществлен переход к многопартийной системе. На состоявшихся в 1992 г. и 1997 г. президентских выборах победу одержал Бийя, хотя оппозиция и обвинила правящий режим в подтасовке результатов. О политической раздробленности в стране свидетельствует тот факт, что в обоих случаях своих кандидатов на выборах выдвигали соответственно 34 и 46 политических партий. В 1997 г. в Национальное собрание вошли следующие крупные партии: ДОКН (2/3 мест), СДФ (ок.1/4 мест), НДПС, ДСК. По одному месту в парламенте получили еще три политические партии.
В декабре 1995 г. Национальное собрание одобрило конституционные поправки, направленные на демократизацию системы управления. По конституции верховная власть принадлежит народу, который осуществляет ее либо через президента республики и избранных депутатов парламента, либо путем референдума. Предусматривалось создание верхней палаты законодательного органа, Сената, Совета по высшим юридическим делам, Государственного совета, Высшего органа государственной службы, что было направлено на ограничение властных полномочий президента. Президент республики имеет право занимать свой пост не больше двух семилетних сроков, в то время как все 180 депутатов Национального собрания подлежат избранию каждые пять лет. Вместе с тем срок их парламентских полномочий может быть продлен или сокращен в законодательном порядке по инициативе президента. Парламентарии собираются дважды в год, продолжительность каждой парламентской сессии не должна превышать 30 дней; одна из сессий посвящается утверждению бюджета страны. Парламентарии могут быть созваны на чрезвычайную сессию продолжительностью не более 15 дней. Правительство предпринимает также усилия по децентрализации и передаче части своих полномочий местным органам власти.



Вернуться на главную