Население Камеруна, этнические особенности

 

В 1987 г. в Камеруне проживали 10,5 млн. человек, а в 1997 г. - 14 млн. Среднегодовой естественный прирост населения в 1990-1997 гг. составлял 3%. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин 55 лет, женщин - 58 лет.
Плотность населения крайне неравномерна, наиболее густо заселены запад, центральные районы юга и зона саванны на севере. В религиозном и социальном отношениях страна делится на две части. Народы юга и запада находились под сильным влиянием христианства и были вовлечены европейцами в колониальную экономику, ориентированную на мировой рынок. Население севера исповедует ислам либо придерживается местных верований и в основном сохранило традиционный уклад жизни. Несмотря на усилия правительства сгладить региональные различия, южные и западные районы в экономическом отношении более развиты, чем северные.
Неравенство регионов наглядно проявляется в уровне урбанизации. Именно на юге Камеруна расположена столица и второй по численности населения город Яунде (944 тыс. жителей в 1998 г.) и Дуала (1416 тыс.), главный порт и крупнейший город страны. В этом районе находятся и многие другие крупные города Камеруна. В значительной степени их рост происходил за счет оттока населения из сельских местностей, в основном из горных районов запада. Все же ок. 54% населения Камеруна проживает в сельской местности.

Население Камеруна относится в основном к трем крупным этнолингвистическим общностям: банту на юге, бенуэ-конголезской в центре и на западе, чадской на севере.

Народы банту (дуала, фанг, мака и др.) и родственные им народы бенуэ-конголезской подгруппы (бамилеке, бамум, тикар и др.) составляют более 60% населения. Они занимают южные, юго-западные и западные районы влажнотропических лесов, т. е. экономически наиболее развитую и густонаселенную зону страны.
Живущие на побережье дуала издавна были посредниками в торговле между европейцами и народами, населяющими внутренние районы страны. Язык дуала - один из наиболее распространенных на юге Камеруна. Основное занятие дуала - земледелие; на побережье значительного развития достигло рыболовство. Часть дуала работают на предприятиях в Дуала и Криби.
Носителем древней культуры считается народ фанг, населяющий бассейны рек Санага, Ньонг и Нтем. Живет этот народ не только в Камеруне. В результате колониального раздела Африки фанг оказались расчленены между Камеруном, Габоном и Экваториальной Гвинеей. В прошлом фанг Камеруна славились искусством резьбы по слоновой кости и дереву, но с приходом европейцев эти ремесла пришли в упадок. Однако богатое устное творчество (легенды, сказки и др.) и музыкальные народные мотивы фанг бережно хранят и передают из поколения в поколение. Их танцы являются образцами удивительного сочетания ритмической пластики с ярким мимическим рисунком. Занимаются фанг в основном потребительским земледелием подсечно-огневого типа; кроме того, они составляют довольно большую прослойку среди наемных рабочих на плантациях какао, расположенных в этом районе, и на промышленных предприятиях в Яунде.
В глубинных южных районах Камеруна, покрытых влажнотропическими лесами, расселен еще один народ языковой группы банту - мака. Основное его занятие - земледелие и охота.
Камерунская деревняСреди народов бенуэ-конголезской подгруппы выделяются бамилеке. Это самая крупная по численности народность Камеруна. Живут бамилеке в горных западных районах, занимаются главным образом земледелием; среди культур большое место занимают экспортные, особенно кофе. Постройки бамилеке отличаются своеобразием: квадратные в плане, они имеют плетеные бамбуковые стены и высокую крышу в виде конуса. В районах расселения этого народа очень высокая плотность населения, что вызывает интенсивную миграцию бамилеке. Представителей этой этнической группы можно встретить повсюду в южных районах Камеруна. Это мелкие предприниматели, торговцы, владельцы автотранспорта и недвижимости; бамилеке составляют основную массу безработных в больших городах, прежде всего в Дуала.
Бамилеке издавна славятся как искусные ремесленники. Широко распространена у этого народа резьба по дереву, бамилеке украшают ею свои жилища. В музее традиционного искусства бамилеке в Джанге широко представлены выразительные деревянные маски, панно, гончарные и плетеные изделия, статуэтки из меди и бронзы. Очень красочны танцы этого народа. Исполнители обычно одеты в яркие костюмы, вышитые бисером, их головы украшают огромные разноцветные перья и маски.
Северо-восточнее бамилеке расселены бамум (бамун), которые также относятся к земледельческим народам. Живут они в больших деревнях, состоящих из четырехугольных хижин с земляными стенами и конусообразной кровлей, покрытой соломой. Большой интерес представляет культура этого народа. В начале ХХ в. у народа бамум сложилась оригинальная письменность, которая, однако, не получила широкого распространения.

Бамум - резчик по дереву Бамум - резчик по дереву

Бамум - искусные ремесленники, и город Фумбан по праву считается центром художественного ремесла Камеруна. В городском музее собраны деревянные и металлические (из меди и бронзы) панно, оригинальные статуэтки из ракушек каури, ранее служивших здесь деньгами, и другие предметы быта народа бамум. Очень выразительны маски бамум - деревянные и медные. Великолепным произведением искусства бамум является дворец султанов. Построенный в 1917 г. при султане И. Нджойя, он представляет собой трехэтажное здание, украшенное резными сводами и деревянными колоннами, балконами и галереями. Во дворцовом музее собраны маски и чепцы бамумских султанов.
На языках банту говорят и пигмеи, живущие в лесных чащах Камеруна. Они ведут бродячий образ жизни, строят в глубине леса круглые хижины из веток и листьев; занимаются пигмеи преимущественно охотой и собирательством.
Народы, говорящие на языках чадской группы (бата, мандара, маса, музгу, котоко и другие, а также хауса), населяют север страны. Эти народы в горах занимаются террасным земледелием, на равнине - земледелием, скотоводством и рыболовством. Основное занятие хауса - ремесло и торговля.
Своеобразна архитектура жилищ некоторых этих этнических групп. Широко известны, например, "хижины-снаряды" музгу, живущих на левобережье р. Логоне. Они представляют собой высокую куполообразную постройку с дымовым отверстием, целиком вылепленную из глины, как большой сосуд. Для стока воды и защиты жилища от размыва на их стенах делаются желоба, создающие своеобразный узор. Вход и стены внутри хижины украшаются процарапанным или расписным геометрическим орнаментом.
Поселения народов матакам, близких но языку к мандара, капсики, намши и других, живущих в горах Мандара, состоят из круглых хижин, сложенных из камня. Их высокая конусовидная крыша делается из жердей, покрытых соломой. Хижины соединены по две проходом и образуют один дом.
Из прочих народов, населяющих северную часть страны, наиболее многочисленны оседлые фульбе и кочевые фульбе-бороро. Важную роль в жизни оседлых фульбе играют ремесла и торговля. До сих пор среди фульбе пользуются большой властью султаны (ламидо), которые являются не только светскими, по и духовными мусульманскими вождями. Живут они во дворцах под охраной большой свиты приближенных. Их воины облачены в тяжелые одеяния, вооружены копьями с наконечниками метровой длины и восседают на лошадях, укрытых до самых копыт яркими попонами.

Народное образование. В 1994-1995 гг. в начальных школах обучалось ок. 89% детей соответствующего возраста (93% мальчиков и 84% девочек), а в средних - 27% (32% юношей и 22% девушек). Общая численность учащихся в начальных школах составила ок. 1, 9 млн., в средних - 459, 1 тыс., в технических училищах - 91, 8 тыс. В высших учебных заведениях (кроме университетов) обучались 33,2 тыс. студентов. В мусульманских районах имеются коранические школы, где преподают марабуты. Основанный в 1962 г. университет Яунде располагает пятью региональными филиалами, каждый из которых имеет свою специализацию. В 1994-1995 гг. во всех филиалах обучались 31, 4 тыс. студентов, в том числе немало граждан других африканских стран.

Вернуться на главную